Соболевский Василий Михайлович
Старый проект

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (К вопросу об организации будущего представительства).


   

Старый проектъ
(Къ вопросу объ организаціи будущаго представительства).

   Сообщенный на-дняхъ газетами слухъ, что проектъ гофмейстера А. Г. Булыгина объ организаціи народнаго представительства будетъ подвергнуть новому пересмотру, подтверждается. Поводомъ къ пересмотру послужили, какъ передаютъ, многочисленныя общественныя указанія на недостатки проекта. Въ виду этого пріобрѣтаютъ особенный интересъ различные частные проекты, направленные къ той же цѣли и представляющіе своего рода образчики возможнаго рѣшенія того важнаго Государственнаго вопроса, который поставленъ на очередь Высочайшимъ рескриптомъ 18-го февраля. Нѣкоторые изъ этихъ проектовъ уже появились въ печати, какъ, напр., "Проектъ основнаго закона Россійской имперіи", помѣщенный въ сборникѣ "Конституціонное государство", какъ основанный на діаметрально-противоположныхъ началахъ, проектъ петербургскаго ретрограднаго "Отечественнаго союза", какъ болѣе ранніе проекты бар. Корфа, кн. Васильчикова, и пр. Другіе проекты ходятъ по рукамъ. Къ числу послѣднихъ принадлежитъ также проектъ, воспроизводимый нами ниже. Онъ обращаетъ на себя вниманіе правильностью основныхъ своихъ положеній, послѣдовательностью проведенія ихъ и обстоятельной разработкой подробностей. Одной изъ особенностей этого проекта является его форма: онъ не представляетъ, подобно, напр., помянутому "Проекту основнаго закона Россійской имперіи", совершенно новаго и цѣльнаго построенія, имѣющаго стать на мѣсто старыхъ, отжившихъ законодательныхъ нормъ; напротивъ, онъ не отличается такой законченностью и, какъ бы слѣдуя установившейся у насъ законодательной практикѣ, вливаетъ новое содержаніе въ старыя формы, служа дополненіемъ, измѣненіемъ и отмѣной существующихъ законовъ. Эту особенность разсматриваемаго проекта съ точки зрѣнія законодательной техники можно признать, пожалуй, (недостаткомъ, но этотъ недостатокъ составляетъ въ то же время и преимущество проекта, такъ какъ дѣлаетъ его немедленно осуществимымъ въ томъ же порядкѣ, въ какомъ разсматривается проекта гофмейстера А. Г. Булыгина. Сказаннаго достаточно для того, чтобы объяснить желаніе дать печатаемому ниже проекту возможно широкую огласку и тѣмъ открыть возможность критическаго обсужденія его въ печати. Съ своей стороны и мы намѣрены еще вернуться съ этой цѣлью къ проекту.
   

Раздѣлъ первый.

О законахъ.

   1. Имперія Россійская управляется на твердыхъ основаніяхъ Законовъ, издаваемыхъ въ порядкѣ, симъ основнымъ закономъ установленномъ.
   2. Законы имперіи суть общіе, когда дѣйствіе ихъ распространяется на все проістранство имперіи, и мѣстные, когда дѣйствіе оныхъ ограничивается предѣлами отдѣльныхъ мѣстностей. Законы мѣстные новымъ общимъ законовъ не отмѣняются, если въ немъ именно такой отмѣны не постановлено.
   3. Каждый законъ имѣетъ силу только на будущее время, кромѣ того случая, когда въ самомъ законѣ постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее.
   4. Всѣ издаваемые законы не должны противорѣчить положеніямъ сего основнаго закона.
   5. Проекты законовъ исходятъ отъ Императорской власти или отъ Государственной Думы и не иначе получаютъ силу закона, какъ по одобреніи Государственной Думой и по утвержденіи Императоромъ за собственноручнымъ Его Величества подписаніемъ.
   6. Законы обнародуются во всеобщее свѣдѣніе правительствующимъ сенатомъ, посредствомъ напечатанія въ установленномъ порядкѣ и прежде обнародованія въ дѣйствіе не приводится.
   7. Законодательныя постановленія Не подлежатъ обнародованію, если порядокъ ихъ изданія не соотвѣтствуетъ положеніямъ сего основнаго закона, или когда таковыя постановленія нарушаютъ въ чемъ-либо точный смыслъ сего основнаго закона (ст. 4-я).
   8. Судебныя установленія отказываютъ въ примѣненіи законодательныхъ постановленій, хотя бы обнародованныхъ въ видѣ законовъ, когда таковыя постановленія нарушаютъ своимъ содержаніемъ точный смыслъ сего основнаго закона (от. 4-я).
   9. По обнародованіи законъ получаетъ обязательную силу со времени назначеннаго для того въ самомъ законѣ срока, при неустановленіи же таковаго -- по истеченіи двухъ мѣсяцевъ со дня напечатанія закона (ст. 6-я).
   10. Сила закона равно для всѣхъ обязательна.
   11. Законъ не можетъ быть отмѣненъ иначе, какъ только силой закона.
   12. Указы и другіе акты Императора, послѣдовавшіе въ порядкѣ Верховнаго управленія, обращаются къ исполненію не иначе, какъ по скрѣпѣ государственнаго канцлера или одного изъ министровъ, которые своей скрѣпой принимаютъ на себя за нихъ отвѣтственность.
   13. Образъ исполненія законовъ, поскольку не предопредѣленъ въ самомъ законѣ, можетъ быть устанавливаемъ указами Императора. Указы, дополняющіе законъ, могутъ быть издаваемы лишь въ случаѣ, если изданіе ихъ предусмотрѣно тѣми самыми законами, которые означенными указами дополняются.
   Таковые указы подлежатъ обнародованію въ порядкѣ, для законовъ опредѣленномъ (стъ 6 и 7-я).
   14. Нарушающее законы распоряженіе правительствующаго мѣста или лица не имѣетъ ни для кого обязательной силы. Не пріемлется ссылка должностнаго лица за то, что дѣйствіе его, нарушившее законъ или право отдѣльныхъ лицъ, совершенно имъ по приказанію начальства.
   

Раздѣлъ второй.

О правахъ россійскихъ гражданъ.

   15. Условія и порядокъ пріобрѣтенія и утраты правъ россійскаго гражданства опредѣляются закономъ.
   16. Всѣ россійскіе граждане, не взирая на различіе ихъ племеннаго происхождонія, вѣры, или сословнаго положенія, въ отношеніи ихъ политическихъ и гражданскихъ правъ равны передъ закономъ.
   17. Всѣ россійскіе граждане свободны въ исповѣданіи вѣры. Никто не можетъ быть преслѣдуемъ за исповѣдуемыя имъ вѣрованія или убѣжденія, ни понуждаемъ къ соблюденію религіозныхъ обрядовъ; никому не возбраняется выходъ я оставленіе исповѣдуемой имъ вѣры.
   18. Отправленіе богослуженія и религіозныхъ обрядовъ и распространеніе каждымъ вѣроученія свободно, поскольку со вершаемыя при этомъ дѣйствія не нарушаютъ общихъ законовъ.
   19. Никто не можетъ подлежать преслѣдованію иначе, какъ въ порядкѣ, закономъ опредѣленномъ.
   20. Никто не можетъ быть задержанъ иначе, какъ по основаніямъ, опредѣленнымъ въ законѣ.
   21. Всякое задержанное лицо въ городахъ и другихъ мѣстахъ пребыванія судебной власти въ теченіе 24-хъ часовъ, а въ прочихъ мѣстностяхъ имперіи не позднѣе, какъ въ теченіе трехъ сутокъ со времени задержанія, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти, которая, по немедленномъ разсмотрѣніи обстоятельствъ задержанія, или освобождаетъ задержаннаго, или постановляетъ, съ объявленіемъ основаній, о дальнѣйшемъ его задержаніи. Для отдаленныхъ сельскихъ мѣстностей, гдѣ соблюг деніе вышеуказаннаго срока представится невозможнымъ, онъ можетъ быть продленъ особымъ закономъ.
   22. Каждый, кому станетъ извѣстно о задержаніи кого-либо другаго, имѣетъ право заявить о томъ ближайшему судьѣ, корый по такому заявленію изслѣдуетъ наличность законныхъ основаній къ задердержанію или его продолженію.
   23. Никто не можетъ быть судимъ инымъ судомъ, кромѣ того, которому его дѣяніе во время учиненія было по закону подсудно, и подвергнуть другому наказанію, кромѣ того, которое за его дѣяніе во время учиненія было закономъ установлено.
   24. Никакія кары, взысканія, или ограниченія въ пользованіи правами не могутъ быть налагаемы на частныхъ лицъ какой-либо иной властью, кромѣ судебной.
   25. Безъ согласія хозяина помѣщенія входъ въ оное, а равно производство въ немъ обыска, или выемки допускается не иначе, какъ въ случаяхъ и порядкѣ, закономъ опредѣленныхъ.
   26. Частная переписка и иная всякаго рода корреспонденція подложить задержанію, вскрытію и прочтенію не иначе, какъ по ностаноівленію судебной власти въ случаяхъ и порядкѣ, закономъ опредѣленныхъ.
   27. Каждый воленъ, не снабжая себя паспортомъ или инымъ удостовѣреніемъ личности, въ общихъ предѣлахъ, установленныхъ закономъ, свободно избирать и мѣнять свое мѣстожительство и занятіе, пріобрѣтать повсюду имущество, движимое и недвижимое, безпрепятственно перемѣщаться внутри государства и выѣзжать за его предѣлы.
   Закономъ можетъ быть ограничено право выѣзда за границу только въ видахъ предупрежденія уклоненію отъ отбыванія воинской повинности или отъ суда и слѣдствія.
   28. Каждый воленъ, въ предѣлахъ, установленныхъ закономъ, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать ихъ и распространять путемъ печати или иными способами.
   29. Никакая цензура не допускается.
   30. Всѣ россійскіе граждане вольны собираться какъ въ закрытыхъ помѣщеніяхъ, такъ и подъ открытомъ небомъ, мирно и безъ оружія, не испрашивая на то предварительнаго разрѣшенія.
   Условія предувѣдомленія мѣстныхъ властей о предстоящихъ собраніяхъ, присутствія сихъ властей на собраніяхъ и обязательнаго закрытія сихъ послѣднихъ, а также ограниченія мѣстъ для собраній подъ открытымъ небомъ опредѣляются не иначе, какъ закономъ.
   31. Всѣ россійскіе граждане вольны составлять Общества и союзы въ цѣляхъ, не противныхъ законамъ, не испрашивая на то предварительнаго разрѣшенія.
   Условія освѣдомленія власти о составленіи Обществъ и ихъ обязательнаго, въ случаяхъ нарушенія ими уголовнаго закона, закрытія опредѣляются не иначе, какъ закономъ.
   32. Условія и порядокъ сообщенія Обществамъ и союзамъ правъ юридическаго лица опредѣляется закономъ.
   33. Всѣ россійскіе граждане имѣютъ право обращаться къ государственнымъ властямъ съ ходатайствами по предметамъ общественныхъ и государственныхъ нуждъ.
   34. Иностранцы пользуются правами, предоставленными россійскимъ гражданамъ, съ соблюденіемъ ограниченій, установленныхъ въ законахъ.
   35. Закономъ могутъ быть установлены изъятія изъ дѣйствія статей 21, 27, 28, 30, 31-й настоящаго Основнаго закона для лицъ, состоящихъ на дѣйствительной военной службѣ, и для мѣстностей, объявленныхъ на военномъ положеніи.
   Внѣ района военныхъ дѣйствій военное положеніе каждый разъ можетъ быть вводимо лишь посредствомъ изданія о томъ особаго закона на срокъ не болѣе шести мѣсяцевъ.
   

Раздѣлъ Третій.

Учрежденіе Государственной Думы.

Глава первая.
О составѣ и порядкѣ образованія Государственной Думы.

   36. Государственная Дума образуется собраніями довѣріемъ народа облеченныхъ, избранныхъ отъ населенія лицъ, призываемыхъ симъ избраніемъ къ участію въ осуществленіи законодательной власти и въ дѣлахъ высшаго государственнаго управленія.
   37. Государственная Дума раздѣляется на двѣ палаты: земскую палату! и палату народныхъ представителей.
   Земская палата состоитъ изъ государственныхъ гласныхъ, избираемыхъ губернскими земскими или областными собраніями и городскими Думами городовъ, съ населеніемъ свыше 100,000 жителей.
   39. Отъ губерній и областей съ населеніемъ до 1,000,000 жителей избирается по два государственныхъ гласныхъ, съ населеніемъ отъ 1,000,000 до 2,000,211 -- по три, отъ 2--3 милл.-- по, четыре, свыше трехъ милліоновъ -- по пяти. Отъ городовъ съ населеніемъ отъ 100 до 200 тыс. жителей избирается по одному государственному гласному; отъ 200 до 400 тыс.-- по два, отъ 400 тыс. до 1 милл.-- по три, свыше 1 милл.-- по четыре. Населеніе городовъ съ особымъ представительствомъ въ земской палатѣ выключается изъ общаго счета населенія губерніи.
   40. Государственные гласные избираются изъ числа лицъ, могущихъ быть народными представителями (ст. 45-я).
   41. Избраніе государственныхъ гласныхъ производится въ земскихъ собраніяхъ въ теченіе первой очередной сессіи и въ городскихъ Думахъ въ одномъ изъ первыхъ трехъ засѣданій послѣ обновленія ихъ состава; съ послѣдовавшимъ избраніемъ государственныхъ гласныхъ новаго состава прекращаются полномочія государственныхъ гласныхъ прежняго состава. Въ случаѣ выбытія государственъ наго гласнаго изъ состава земской палаты земское собраніе или городская Дума избираешь на его мѣсто новаго на остают щійся срокъ. Избраніе государственныхъ гласныхъ производится закрытой подачей голосовъ; губернскіе гласные отъ городовъ съ особымъ представительствомъ въ земской палатѣ не участвуютъ въ выборѣ государственныхъ гласныхъ, производимомъ въ земскихъ собраніяхъ; въ остальномъ порядокъ выборовъ опредѣляется избирающими собраніями.
   42. Палата народныхъ представителей избирается населеніемъ посредствомъ всеобщаго, равнаго, прямаго и закрытаго голосованія.
   43. Право участія въ выборахъ народныхъ представителей принадлежитъ каждому россійскому гражданину мужскаго по? ла, достигшему 25-тилѣтняго возраста за исключеніемъ: 1) лицъ, состоящихъ подъ опекой или попечительствомъ; 2) лицъ, объявленныхъ несостоятельными должниками, кромѣ признанныхъ несчастными; 3) лицъ, лишенныхъ правъ по судебнымъ приговорамъ, на срокъ такого лишенія; 4) лицъ, призрѣваемыхъ въ благотворительныхъ заведеніяхъ; 5) лицъ, состоящихъ на дѣйствительной военной службѣ, и 6) лицъ, занимающихъ должность губернаторовъ и вице-губернаторовъ, чиновъ прокурорскаго надзора и полиціи.
   44. Порядокъ составленія избирательныхъ списковъ и производства выборовъ въ палату народныхъ представителей опредѣляется избирательнымъ закономъ.
   45. Въ народные представители могутъ быть избираемы тѣ же лица, коимъ принадлежитъ право участія въ выборахъ, хотя бы они не были занесены въ избирательные списки даннаго округа.
   46. Срокъ полномочій палаты народныхъ представителей каждаго состава четырехлѣтій, считая со дня открытія перваго собранія палаты послѣ ея избранія.
   47. Указомъ Императора палата народныхъ представителей можетъ быть распущена и ранѣе назначеннаго въ статьѣ 46-й четырехлѣтняго срока.
   48. Выборы народныхъ представителей, какъ общіе, такъ и дополнительные для замѣщенія отдѣльныхъ открывшихся въ составѣ палаты народныхъ представителей вакансій, назначаются Императорскими указами на одинъ для всей имперіи воскресный день. День выборовъ долженъ слѣдовать не ранѣе трехъ мѣсяцевъ и не позже шести мѣсяцевъ по обнародовати указа. Въ случаѣ досрочнаго распущенія палаты (ст. 47-я) въ указѣ о распущеніи долженъ быть назначенъ вмѣстѣ съ тѣмъ, и день новыхъ общихъ выборовъ съ соблюденіемъ вышеозначенныхъ сроковъ.
   49. Въ теченіе трехъ мѣсяцевъ предъсрокомъ выборовъ публичное представленіе и распространеніе составленныхъ въ цѣляхъ предвыборной дѣятельности, отъ имени лицъ, ищущихъ избранія, или отъ избирателей, и за подписью сихъ лицъ программъ, обращеній и воззваній не подлежитъ въ предѣлахъ избирательнаго округа никакимъ инымъ ограничительнымъ условіямъ, кромѣ обязательства доставить до приступа къ означенному выставленію и распространенію мѣстному представителю прокурорскаго надзора три экземляра выставляемаго или распространяемаго произведенія.
   50. Отведенныя палатамъ за счета государственный казны для занятій зданія съ прилегающей къ нимъ мѣстностью въ чертѣ, установленной особымъ закономъ, состоятъ въ исключительномъ распоряженіи самихъ палата по принадлежности.
   

Глава вторая.
О членахъ Государственной Думы.

   51. Званіе государственнаго гласнаго и народнаго представителя присваиваются избраннымъ лицамъ съ момента оглашенія результатовъ выборовъ въ мѣстѣ ихъ производства.
   52. Одно и то же лицо не можетъ быть одновременно членомъ обѣихъ палата. Кто, состоя членомъ одной палаты, принимаетъ избраніе въ составъ другой палата, тотъ тамъ самымъ слагаешь съ себя прежнія полномочія.
   53. По заключеніи выборовъ отказы отъ званій государственнаго гласнаго и народнаго представителя заявляются письт менно предсѣдателю подлежащей палата.
   54. Уклоненіе отъ отправленія обязанностей члена Государственной Думы по званію государственнаго гласнаго или народнаго представителя безъ прямаго отказа отъ сихъ звапій подлежитъ разсмотрѣнію и распоряженію каждой изъ палатъ по принадлежности.
   55. Состоящіе на государственной службѣ, будучи избраны въ члены Государственной Думы, не нуждаются въ разрѣшеніи своего начальства д.чя вступленія въ ея составъ и для явки въ ея собранія.
   56. Члены Государственной Думы не могутъ быть жалуемы чинами, орденами или придворными званіями, а также арендами или какими-либо иными имущественными выдачами.
   57. Члены Государственной Думы утрачиваютъ свое званіе, если, не состоя на государственной службѣ, вступаютъ въ оную на должность, сопряженную съ чинопроизводствомъ или полученіемъ отъ казны какого-либо оклада содержанія, или если, состоя уже на государственной службѣ, назначаются на должность высшую по классу, либо сопряженную съ полученіемъ отъ казны высшаго оклада содержанія.
   Правило настоящей статьи не распространяется на случай назначенія члена. Государственной Думы министромъ.
   58. Лица, выбывшія изъ состава Госут дарственной Думы на основати статьи 57-й, могутъ возстановить свое положеніе путемъ новаго избранія ихъ.
   59. Кромѣ смерти и случаевъ, предусмотрѣнныхъ въ ст. 52, 53 и 57-й, члены Государственной Думы почитаются также выбывшими при наступленіи условій, препятствующихъ избранію (ст. 40, 43 и 45).
   60. Въ своихъ сужденіяхъ и рѣшеніяхъ членъ Государственной Думы не можетъ быть связанъ наказами или указаніями своихъ избирателей.
   61. Нарушенія должнаго порядка членами Государственной Думы при отправленіи ими своихъ обязанностей въ составѣ ея собраній подлежать разсмотрѣнію и распоряженію каждой изъ палата по принадлежности.
   62. Внѣ Государственной Думы члены ея не подлежать никакому преслѣдованію или отвѣтственности за поданный при отправленіи обязанностей члена Государственной Думы голосъ или за выраженныя при отправленіи сихъ обязанностей сужденія.
   63. Во время собраній Государственной Думы члены ея не могутъ быть, безъ предварительнаго разрѣшенія подлежащей палаты, ни привлечены къ уголовному слѣдствію и суду, ни подвергнуты домашнему аресту или взятію подъ стражу по подозрѣнію въ совершеніи преступнаго дѣянія, или личному задержанію по несостоятельности, ни вызваны въ какой-либо судъ или иное мѣсто въ качествѣ свидѣтеля или свѣдущаго лица. Изъ сего исключается лишь тотъ случай, когда членъ Государственной Думы будетъ застигнуть при совершеніи преступнаго дѣянія или тотчасъ послѣ его совершенія (п. 1-й, ст. 257-й Уст. угол. суд.), или когда въ теченіе сутокъ по обнаруженіи признаковъ преступнаго дѣянія (ст. 250-я Уст. угол. суд.) возникнетъ противъ члена Государственной Думы подозрѣніе и основаніе для принятія противъ него мѣръ къ пресѣченію способовъ уклоняться отъ слѣдствія (ст. 257-я Уст. угол. суд.). Но и въ этихъ случаяхъ подлежащая палата Государственной Думы должна быть немедленно увѣдомлена о послѣдовавшемъ, причемъ отъ палаты, къ составу которой принадлежитъ задержанный членъ Государственной Думы, зависитъ утвердить или, наоборотъ, отмѣнить сдѣланное распоряженіе о задержаніи.
   Возникшее до открытія собранія уголовное производство противъ члена Государственной Думы, равно какъ всякаго рода лишеніе его своооды, прерываются на все время собранія, если того потребуетъ подлежащая палата.
   64. Члены Государственной Думы пожаютъ вознагражденіе въ размѣрѣ, опроенномъ закономъ. Отказъ отъ вознагражденія не пріемлется.
   

Глава третья.
О собраніяхъ Государственной Думы.

   65. Собранія (сессіи) обѣихъ палатъ открываются, прерываются и закрываются одновременно.
   66. Собранія Государственной Думы созываются и закрываются Императорскими указами.
   67. Собранія Государственной Думы созываются слоегодно на третій понедѣльникъ октября мѣсяца, если не будетъ усмотрѣна надобность въ болѣе раннемъ въ тотъ годъ созывѣ палатъ.
   Послѣ досрочнаго распущенія палаты народныхъ представителей (ст. 47-я) собраніе Государственной Думы созывается не позднѣе, какъ спустя два мѣсяца послѣ срока выборовъ.
   68. Чрезвычайныя собранія Государственной Думы созываются по мѣрѣ надобности.
   69. Для открытія и закрытія собранія члены обѣихъ палатъ соединяются вмѣстѣ въ помѣщеніи палаты народныхъ представителей.
   70. Если открытіе или закрытіе собранія не воспослѣдуетъ въ личномъ присутствіи Императора, то собраніе открывается и закрывается отъ имени Его Величества государственнымъ канцлеромъ.
   71. Перерывы въ занятіяхъ собранія не могутъ воспослѣдовать безъ согласнаго постановленія о томъ обѣихъ палатъ; такіе перерывы не могутъ быть продолжительнѣе одного мѣсяца.
   Палаты не могутъ постановить о перерывѣ своихъ занятій болѣе чѣмъ на десять дней, если министрами будетъ заявлено претивъ того возраженіе.
   Прекращеніе занятій, обусловленное соблюденіемъ воскресныхъ, праздничныхъ и иныхъ неприсутственныхъ дней, не почитается перерывомъ собранія.
   72. Когда на разсмотрѣніе собранія правительствомъ внесены: роспись государственныхъ доходовъ и расходовъ, смѣтныя предположенія и отчеты по выполненію росписи или смѣтъ, то до полнаго разсмотрѣнія сихъ актовъ палаты не могутъ представлять Императору о закрытіи собранія.
   73. Помимо согласнаго представленія обѣихъ палатъ собраніе Государственной Думы, до разрѣшенія всѣхъ находящихся на разсмотрѣніи палатъ дѣлъ, можетъ быть закрыто лишь путемъ распущенія палаты представителей въ порядкѣ, указанномъ въ статьѣ 35-й сего закона.
   

Глава четвертая.
О внутреннемъ устройствѣ и порядкѣ занятій Государственной Думы.

   74. Каждая изъ палатъ избираетъ изъ своей среды закрытой подачей голосовъ, на сроки по своему усмотрѣнію, своего предсѣдателя, одного или нѣсколькихъ товарищей предсѣдателя и потребное число секретарей. Въ первомъ созванномъ послѣ новыхъ общихъ выборовъ собраніи, по состоявшемся открытіи его, въ каждой изъ палатъ предсѣдательствуетъ, впредь до выбора, членъ ея, старшій по возч расту; обязанности секретарей, впредь до избранія таковыхъ, отравляются шестью членами, младшими по возрасту.
   75. Палатамъ предоставляется для предварительной разработки подлежащихъ ихъ разсмотрѣнію дѣлъ образовывать въ своей средѣ отдѣлы и подготовительныя коммиссіи.
   76. Засѣданія обѣихъ палатъ происходятъ публично; но по предложенію предсѣдательствующаго или десяти присутствующихъ членовъ васѣдалне объявляется тайнымъ, послѣ чего палатъ сообщаются основанія, побуждающія требовать тайнаго продолженія засѣданія, о чемъ палата и постановляетъ свое рѣшеніе.
   77. Никто не несетъ отвѣтственности за согласное съ дѣйствительностью оглашеніе въ печати происходившаго въ публичномъ засѣданіи палатъ.
   78. Рѣшенія палатъ постановляются по простому большинству голосовъ за исключеніемъ случаевъ, предусмотрѣнныхъ въ статьяхъ 95-й я 96-й. Для дѣйствительности постановленнаго рѣшенія необходимо участіе въ голосованіи по крайней мѣрѣ половины законнаго числа членовъ палаты.
   Соблюденіе этихъ правилъ необязательно при выборахъ должностныхъ лицъ палата (ст. 79-я) и при распоряженіяхъ, (касающихся внутренняго распорядка въ палатѣ.
   79. Министры, хотя бы они не состояли членами палаты, имѣютъ, по ихъ должности, право присутствовать во всѣхъ засѣданіяхъ ея и участвовать въ обсужденіи всѣхъ разсматриваемыхъ ею вопросовъ.
   До приступа къ голосованію министру, желающему дать объясненіе по содержанію обсуждаемаго предмета, не можетъ быть отказано въ словѣ.
   80. Высшее завѣдываніе охраной порядка внутри принадлежащихъ палатамъ зданіи и въ чертѣ прилегающей мѣстности (статья 50-я) принадлежитъ предсѣдателямъ подлежащихъ палатъ, или, въ случаѣ пребыванія обѣихъ палатъ въ чертѣ одной и той же мѣстности, одному изъ предсѣдателей по очереди на время каждаго собранія. Въ распоряженіи предсѣдателей состоитъ для сего въ потребномъ числѣ особая стража, имъ исключительно подчиненная.
   81. Составляемые палатами, каждой въ отдѣльности, наказы опредѣляютъ дальнѣйшія подробности ихъ внутренняго устройства и порядка занятій и правила ихъ дисциплинарнаго устава (ст. 54-я и 61-я).
   

Глава пятая.
О предметахъ вѣдомства и пространствѣ власти Государственной Думы.

   82. Проекты законовъ прежде представленія ихъ на усмотрѣніе Императора (ст. 84-я) предлагаются на обсужденіе и рѣшеніе обѣихъ палатъ Государственной умы (ст. 5-я).
   83. Означенные проекты предлагаются Государственной Думѣ путемъ внесенія ихъ въ одну изъ палата министрами, отъ имени Императора, или же возникаютъ въ средѣ которой либо изъ палатъ по предложенію но менѣе, чѣмъ 30 членовъ въ палатѣ народныхъ представителей или 15 членовъ въ земской палатѣ. Проектъ въ томъ видѣ, въ какомъ онъ принятъ въ одной изъ палатъ, передается въ другую. Въ случаѣ предложенія этой послѣдней поправокъ, онъ возвращается на разсмотрѣніе палаты, обсуждавшей его первоначально.
   84. Одобренные обѣими палатами проекты представляются государственнымъ канцлеромъ Императору, располагающему ихъ утвержденіемъ.
   85. Проекты законовъ, отклоненные одной изъ палата Государственной Думы или Итераторомъ, не могутъ быть предлагаемы вновь въ теченіе того же собранія Государственной Думы.
   86. Государственные договоры, мирные и торговые, а равно всѣ тѣ, которые сопряжены съ установленіемъ для государственной казны обязательствъ, съ измѣненіемъ границъ государственной территоріи или исполненіе которыхъ требуетъ измѣненія или дополненія дѣйствующихъ законовъ, получаютъ силу не прежде, какъ по одобреніи Государственной Думы въ законодательномъ порядкѣ (стг. 82--84-я).
   Государственная роспись устанавли-: вается не болѣе, чѣмъ на годичный срокъ особымъ закономъ. Но сумма, отпускаемая изъ государственной казны на личное распораженіе Императора и на содержаніе Императорскаго Двора, опредѣляется Государственной Думой въ началѣ каждаго царствованія! и въ теченіе его не можетъ быть измѣняема, безъ согласія Итератора.
   88. Проектъ государственной росписи предлагается сначала палатѣ народныхъ представителей, отъ которой, будучи одобренъ, передается въ земскую палату. Проектъ росписи, одобренный обѣими палатами, представляется Императору (ст. 84-я).
   89. Установленіе податей, налоговъ, пошлинъ и иныхъ сборовъ, государственныхъ займовъ, принятіе государствомъ гарантій, установленіе штатовъ, разрѣшеніе государственныхъ сооруженій, отчужденіе отдѣльныхъ государственныхъ имуществъ или доходовъ, сложеніе недоимокъ и казенныхъ взысканій, и вообще установленіе всякаго рода государственныхъ доходовъ и расходовъ, если не предусмотрѣно государственной росписью, можетъ послѣдоватъ не иначе, какъ путемъ изданія особаго о томъ закона.
   90. Палатамъ Государственной Думы предлагаются на ихъ разсмотрѣніе и утвержденіе всѣ отчеты по исполненію государственной росписи.
   91. Палаты Государственной Думы принимаютъ письменныя ходатайства; личное представленіе таковыхъ ходатайствъ возбраняется.
   92. Во время собраній Государственной Думы члены ея имѣютъ право обращаться съ запросами какъ къ отдѣльнымъ министрамъ, такъ и; къ совѣту министровъ въ цѣломъ по предмету образа дѣйствій правительства или отдѣльныхъ правительственныхъ учрежденій и должностныхъ лицъ. Объясненія по такимъ запросамъ представляются министрами лично подлежащей палачѣ въ одномъ изъ ея засѣданій не позднѣе опредѣленнаго палачей срока
   93. Каждая изъ палатъ имѣетъ право производить повсемѣстно разслѣдованіе черезъ посредство избранныхъ ею для того изъ своей среды коммиссій.
   94. Учрежденіе объ Императорской Фамиліи (стт. 82--179-я ч. І-я 1 Св. Зак. изд. 1892) въ частяхъ своихъ и степеняхъ родства въ Домѣ Императорскомъ (стт. 80--90-я), о рожденіи и кончинѣ членовъ ИмператорскагоДома (стт. 91--99-я), о титулахъ, гербахъ и прочихъ внѣшнихъ преимуществахъ (стт. 100--119-я) о гражданскихъ правахъ членовъ Императорскаго Дома (стт. 139--174-я) и объ обязанностяхъ къ Императору (стт. 175--179-я) можешь бытъ предметомъ пересмотра въ законодательномъ порядкѣ по иначе, какъ по указанію Императора:
   

Глава шестая.
Особенныя правила.

   95. Если проектъ закона, принятый одной, изъ палатъ, будетъ отклоненъ другой или если послѣ всовращенія проекта въ палату, разсматривавшую его первоначально, съ поправками другой палаты и послѣ новаго обсужденія такого проекта закона въ обѣихъ палатахъ, не послѣдуетъ согласія рѣшеній большинства обѣихъ цалатъ, то каждая изъ палатъ имѣетъ право рѣшить; о передачѣ проекта на обсужденіе общаго засѣданія Государственной Думы. Такое рѣшеніе считается состоявшимся, если за него будетъ поданоне менѣе двухъ третей законнаго числа голосовъ.
   96. Исполненіе по рѣшенію о созывѣ общаго засѣданія Государственной Думы пріостанавливается впредь до возобновленія полномочій народныхъ представителей. Послѣ сего въ теченіе трехъ мѣсяцевъ по открытіи собраніи палачъ вопросъ о созывѣ общаго засѣданія Государственной Думы вторично обсуждается палатою, его возбудившей. Если палата большинствомъ двухъ третей законнаго числа голосовъ одобритъ прежнее рѣшеніе, проектъ закона передается на обсужденіе общаго засѣданія Государственной Думы. День общаго засѣданія Государственной Думы назначается по соглашенію предсѣдателей обѣихъ палатъ и канцлера. Общія засѣданія Государственной Думы происходятъ подъ предсѣдательствомъ одного, изъ предсѣдателей палатъ, что опредѣляется по жребію. Засѣданіе Государственной Думы открывается старѣйшимъ по возрасту членомъ Государственной Думы, который и опредѣляетъ жребіемъ постояннаго предсѣдателя и передаетъ ему обязанности. Секретарями общаго засѣданія Государственной Думы состоять секретари обѣихъ палатъ. Разсмотрѣнію Государственной Думы подлежать лишь -вопросы, внесенные въ указанномъ порядкѣ,(стг. 95 и 96-я), и по рѣшеніи ихъ засѣданіе объявляется закрытымъ. Рѣшенія общаго, засѣданія Государственной Думы принимаются простымъ большинствомъ голосовъ и почитаются равносильными согласному рѣшенію большинства обѣихъ палатъ.
   97. Если разногласіе рѣшеній обѣихъ палатъ послѣдуетъ при обсужденіи государственной росписи и если, послѣ вторичнаго разсмотрѣнія вопроса, возбудившаго разногласіе, согласіе рѣшеній большинства палатъ не будетъ достигнуто, -- спорные вопросы вносятся на обсужденіе общаго засѣданія Государственной Думы, не выжидая возобновленія полномочій народныхъ представителей и безъ постановленія о семъ палатъ. Въ остальномъ при рѣшеніи такихъ вопросовъ соблюдается порядокъ, установленный въ ст. 96-й.
   

Раздѣлъ четвертый.

О министрахъ.

   98. Государственный канцлеръ и, по его представленію, прочіе министры назначаются указами Императора.
   Таковыми же указами означенныя лица увольняются отъ должности.
   99. Государственный канцлеръ предсѣдательствуетъ въ совѣщаніяхъ министровъ; званіе государственнаго канцлера совмѣстимо съ управленіемъ однимъ изъ министерствъ.
   100. Каждый министръ въ отдѣльности отвѣтствуешь: 1) за свои личныя дѣйствія или распоряженія; 2) за дѣйствія и распоряженія подчиненныхъ ему властей, основанныя на его указаніяхъ; 3) за скрѣпленные его подписью указы и иные акты Императора:
   101. Государственный канцлеръ и прочіе министры въ совокупности отвѣтствуютъ передъ палатами Государственной Думы за общій ходъ государственнаго управленія.
   102. За совершенныя при отправленіи должности нарушенія законовъ или правъ гражданъ министры подлежатъ гражданской и уголовной отвѣтственности.
   За умышленныя нарушенія постановленій сего основнаго, закона и за нанесенія тяжкаго ущерба интересамъ государства превышеніемъ, бездѣйствіемъ или злоупотребленіемъ власти министры могутъ быть привлекаемы каждою изъ палатъ Государственной Думы къ отвѣтственности съ преданіемъ суду общаго собранія перваго, и кассаціонныхъ департаментовъ правительствующаго сената.
   103. Помилованіе осужденнаго министра можетъ послѣдовать не иначе, какъ по ходатайству той палаты, постановленіемъ которой онъ преданъ суду.
   

Раздѣлъ пятый.

Объ основахъ мѣстнаго самоуправленія.

   104. Области, губерніи, уѣзды и волости или соотвѣтствующія имъ дѣленія образуютъ самоуправляющіеся союзы, именуемые земствами. Города образуютъ самоуправляющіяся общины.
   105. Границы областей, губерній, уѣздовъ и городовъ измѣняются въ законодательномъ порядкѣ; границы волостей измѣняются земскими, областными и губернскими собраніями.
   Города выдѣляются изъ волостей въ самостоятельныя общины; города, имѣющіе населеніе свыше 100,000 жителей, выдѣляются изъ уѣздовъ.
   106. Мѣстное самоуправленіе низшихъ союзовъ имѣетъ быть основано на всеобщемъ, равномъ, прямомъ и закрытомъ голосованіи. Каждое лицо, имѣющее право участія въ выборахъ въ палату народныхъ представителей, имѣетъ право такого же участія въ мѣстныхъ выборахъ, если оно прожило въ данномъ мѣстѣ,-- уѣздѣ или городѣ,-- не менѣе одного года или въ теченіе того же срока уплачивало мѣстные земскіе или городскіе сборы. Собранія высшихъ самоуправляющихся союзовъ могутъ быть избираемы собраніями низшихъ таковыхъ же союзовъ.
   107. Устройство и предѣлы вѣдомства земскихъ и городскихъ учрежденій опредѣляются закономъ и, въ предѣлахъ послѣдняго, постановленіями областныхъ и губернскихъ земскихъ собраній.
   108. Областныя и губернскія земствамогутъ вступать въ соглашеніе между собой для совмѣстнаго веденія дѣлъ, общихъ для нѣсколькихъ губерній. Подобныя соглашенія могутъ заключаться на опредѣленный срокъ, либо безъ обозначенія срока. Устройство органовъ для завѣдыванія такими дѣлами дрсдоставляется усмотрѣнію и соглашенію земствъ.
   

Раздѣлъ шестой.

О судебной власти.

   109. Мѣста и лица, отправляющія правительственную (административную) власть, не могутъ быть облекаемы судебною властью.
   110. Судебныя установленія не могутъ быть въ подчиненіи иной власти, кромѣ судебной.
   111. Судьи по могутъ быть, противъ своего желанія, ни увольняемы, ни перемѣщаемы, ни устраняемы отъ исполненія должности, иначе какъ по постановленію подлежащаго суда и по основаніямъ, въ законѣ опредѣленномъ.
   112. Никакія изъятія изъ общаго по рядка уголовнаго судопроизводства съ участіемъ присяжныхъ засѣдателей, по роду преступленій, не допускаются, исключая случая, предусмотрѣннаго въ статьѣ 102-й настоящаго закона. Должностныя лица за нарушенія законовъ и правъ гражданъ, совершенныя при отправленіи служебныхъ обязанностей, подлежатъ судебной гражданской и уголовной отвѣтственности на общемъ съ прочими гражданами основаніи; для привлеченія должностныхъ лицъ къ суду не требуется ни заключенія, ни предварительнаго согласія начальства.
   113. Никто не устраняется отъ внесенія въ списки присяжныхъ засѣдателей на основаніи своего имущественнаго или общественнаго положенія.
   

Избирательный законъ.

   1. Настоящій законъ примѣняется ко всей имперіи за исключеніемъ Печорскаго уѣзда Архангельской губерніи, Туруханскаго края Енисейской губерніи, Анадырскаго, Командорскаго, Петропавловскаго, Гижцгинскаго и Охотскаго округовъ Приморской области, Сахалинскаго отдѣла, Березовскаго и Сургутскаго округовъ Тобольской губерніи, Памирскаго участка Омскаго уѣзда, Ферганской области и Верхоянскаго и Колымскаго округовъ Якутской области.
   2. Избраніе народныхъ представителей производится по избирательнымъ округамъ, по одному представителю на каждый округъ.
   3. Въ каждой губерніи или области, за выключеніемъ изъ нихъ городовъ съ нзг селеніемъ по переписи 1897 года въ 50,000 и болѣе жителей, избирается по одному народному представителю приблизительно на 150,000 лицъ наличнаго населенія по переписи 1897 года. Излишекъ населенія въ 96,000 и болѣе при исчисленіи на" селенія губерніи или области приравнивается при этомъ полнымъ 150,000. Въ губерніи или области съ населеніемъ ниже 150,000 избирается одинъ народный представитель. Каждый городъ съ населеніемъ въ 50,000 и болѣе составляетъ самостоятельную избирательную территорію. Въ такихъ городахъ одинъ представитель избирается приблизительно ваі 100,000 наличнаго населенія по переписи 1897 года. Излишекъ въ 64,000 и болѣе при исчисленіи народонаселенія города приравнивается полнымъ 100,000. Въ городахъ съ населеніемъ менѣе 100,000 избирается одинъ народный представитель.
   Согласно сему общее число народныхъ представителей составляетъ 840, распредѣляемыхъ по губерніямъ, областямъ и городамъ, согласно расписанію, приложенному къ настоящей статьѣ.
   4. Распредѣленіе округовъ производится въ законодательномъ порядкѣ. Каждый избирательный округъ не позднѣе, какъ за два, мѣсяца до выборовъ, дѣлится для подачи голосовъ на участки. Раздѣленіе округовъ на участки производится: (въ губерніяхъ и областяхъ губернскими и областными земскими управами, а въ городахъ, составляющихъ самостоятельныя избирательныя территоріи, -- городскими управами.
   5. Производствомъ выборовъ въ округахъ и избирательныхъ участкахъ завѣдуютъ комитеты, состоящіе изъ предсѣдателя, секретаря и не менѣе двухъ членовъ. Лица эти имѣютъ въ комитетахъ равный голосъ и назначаются изъ числа избирателей округа: въ городахъ -- городскими управами, въ прочихъ мѣстностяхъ для округовъ -- губернскими земскими управами, а для участковъ -- уѣздными земскими управами. Обязанности лицъ, составляющихъ комитеты, почетны и безплатны.
   6. Въ каждомъ участкѣ составляются для выборовъ участковыми комитетами при посредствѣ волостныхъ, уѣздныхъ и городскихъ управъ списки, въ которые уносятся лица, имѣющія мѣстожительство въ участкѣ и права избирателей. Въ списокъ вносятся: фамилія, имя, отчество, возрасть, родъ занятій и мѣстожительство избирателей. Списки выставляются для обозрѣнія, по крайней мѣрѣ, за четыре недѣли до дня, назначеннаго для выборовъ, о чемъ публикуется во всеобщее свѣдѣніе съ указаніемъ срока для заявленій объ исправленіи списковъ. Заявленія объ исправленіи списковъ принимаются участковыми комитетами въ теченіе восьми дней по выставленіи списковъ для обозрѣнія. Всѣ такія заявленія должны быть разсмотрѣны комитетомъ въ теченіе послѣдующихъ 14-ти дней, послѣ чего списки заключаются. Правомъ участія въ выборахъ, пользуются лишь лица, занесенныя въ списки.
   При дополнительныхъ выборахъ, если они имѣютъ мѣсто въ теченіе года послѣ послѣднихъ общихъ выборовъ, не требуется ни новаго составленія, ни выставленія для обозрѣнія избирательныхъ списковъ.
   7. Но менѣе, какъ за недѣлю до выборовъ избирателямъ предоставляется право заявлять письменно имена кандидатовъ, предлагаемыхъ ими въ народные представители. Дѣйствительными считаются заленія, подписанныя десятью или болѣе избирателями. Заявленія подаются или присылаются предсѣдателю окружнаго комитета. На основаніи этихъ заявленій составляется списокъ кандидатовъ, каковой и сообщается окружнымъ комитетомъ участковымъ комитетамъ. Списокъ кандидатовъ въ день выборовъ долженъ быть вывѣшенъ при входѣ въ помѣщеніе для выборовъ и въ самомъ помѣщеніи на видныхъ мѣстахъ. Лица, незалесенныя въ этотъ списокъ, не могутъ подлежать избранію въ народные представители.
   8. Выборы и подсчетъ голосовъ производится публично. Но все время производства выборовъ и подсчета голосовъ въ помѣщеніи для выборовъ должны быть налицо не менѣе трехъ членовъ комитета, въ томъ числѣ предсѣдатель и секретарь, или члены, ихъ замѣщающіе. О ходѣ выборовъ ведется протоколъ, куда заносятся и всѣ замѣчанія избирателей по поводу выборовъ.
   9. Подача голосовъ въ избирательныхъ участкахъ начинается въ 10 час. утра и оканчивается въ 8 час. вечера.
   10. Передъ началомъ выборовъ предсѣдатель осматриваетъ ящикъ, предназначенный для опусканія избирательныхъ записокъ, предъявляетъ его присутствующимъ для удостовѣренія въ томъ, что въ немъ не имѣется никакихъ записокъ, и затѣмъ запираетъ его и опечатываетъ печатью избирательнаго комитета.
   11. Выборы производятся каждымъ избирателемъ лично опусканіемъ въ прорѣзъ избирательнаго ящика закрытаго пакета съ вложеннымъ въ него листкомъ съ именемъ одного кандидата, за котораго подаетъ голосъ избиратель, но безъ подписи послѣдняго.
   12. Отъ комитета выдаются избирателямъ пакеты съ печатью комитета. Избирательные листки должны быть изъ бѣлой бумаги и не носить никакихъ наружныхъ знаковъ, надписей, замѣчаній и отмѣтокъ. Въ запискахъ должно стоять лишь имя кандидата, написанное или воспроизведенное однимъ изъ множительныхъ способовъ. Одно имя можешь быть зачеркнуто и замѣнено другимъ. Избирательную записку избиратель можетъ изготовить или внѣ помѣщенія выборовъ, или въ самомъ помѣщеніи. Помѣщеніе для выборовъ должно быть устроено чіаікимъ образомъ, чтобы избирателямъ была представлена дѣйствительная возможность положить избирательный листокъ въ пакетъ тайно отъ комитета и присутствующихъ при выборахъ.
   13. Въ 8 час. вечера предсѣдатель объявляетъ подачу голосовъ законченной. Послѣ этого опусканіе въ ящикъ избирательныхъ листковъ болѣе не допускается и комитетъ приступаетъ къ подсчету голосовъ, причемъ предварительно подсчитываетъ число конвертовъ и свѣряется по избирательному списку съ числомъ лицъ, подавшихъ голоса и отмѣченныхъ на спискѣ, а затѣмъ комитетъ вынимаешь избирательные листки изъ пакетовъ и дѣлаетъ подсчетъ записанныхъ въ нихъ именамъ.
   14. Признаются недѣйствительными и подсчитываются особо:
   а) избирательные листки, вложенные въ пакетъ безъ печати комитета или въ пакетъ, снабженный какой-либо отмѣткой:
   б) избирательные листки не изъ бѣлой бумаги;
   в) избирательные листки съ наружными знаками, надписями и отмѣтками;
   г) избирательные листки, не заключающіе никакого имени или имя, прочесть котораго нельзя;
   д) избирательныя записки, на основаніи которыхъ нельзя точно установить личность избираемаго;
   е) избирательныя записки, въ которыхъ голосъ подается за лицо, не подлежащее избранію;
   ж) избирательныя записки, заключенныя въ одинъ пакетъ и указывающія на нѣсколько лицъ.
   Нѣсколько записокъ, указывающихъ на одно и то же лицо и заключенныя въ одинъ пакетъ, считаютъ за одинъ голосъ.
   Недѣйствительные листки нумеруются и прилагаются къ протоколу.
   15. По окончаніи подсчета голосовъ и подписати протокола наличными членами комитета, комитетъ отсылаетъ въ окружной комитетъ протоколъ, выборный листъ, избирательный списокъ съ отмѣтками о лицахъ, подавшихъ голосъ, письменныя заявленія объ исправленіи списковъ, письменные протесты по поводу выборовъ, избирательные листки, противъ которыхъ заявленъ протестъ, избирательные листки, признанные недѣйствительными.
   Примѣчаніе. Избирательные листки, не отосланные въ окружной комитетъ хранятся комитетомъ запечатанными до признанія выборовъ дѣйствительными.
   16. Подсчетъ голосовъ, поданныхъ по участкамъ, производится окружнымъ комитетомъ, не позднѣе какъ на третій день по полученіи изо всѣхъ участковъ избирательныхъ протоколовъ со всѣми принадлежностями (ст. 15-я).
   Для окружнаго комитета обязательны правила, изложенныя въ ст. 8-й настоящаго закона.
   17. Избраннымъ считается лицо, за ко торое подано больше половины всѣхъ избирательныхъ листковъ, признанныхъ дѣйствительными окружнымъ комитетомъ. Если ни одно лицо не сосредоточитъ на себѣ простаго большинства законно поданныхъ голосовъ, то выборы признаются несостоявшимися, и комитетомъ назначается перебаллотировка въ одно изъ воскресеній, но не позднѣе какъ въ третьемъ послѣ I объявленія результатовъ выборовъ въ комитетъ.
   18. Результаты выборовъ провозглашаются предсѣдателемъ комитета въ самомъ засѣданіи. Объ избраніи комитетъ письменно увѣдомляетъ избраннаго, отбирая отъ него письменное заявленіе о согласіи на принятіе избранія или объ отказѣ отъ таковаго. Въ случаѣ согласія избраннаго выборы почитаются заключенными. Въ случаѣ отказа -- производятся новые выборы по прежнимъ избирательнымъ спискамъ и на тахъ основаніяхъ, какъ первые выборы въ одно изъ воскресеній, но не позд? нѣе, какъ въ третье воскресенье дослѣ полученія отказа. Лицо, принявшее избраніе въ одномъ округѣ, почитается отказавшимся отъ избранія въ другихъ округахъ, гдѣ оно избрано.
   19. Къ перебаллотировкамъ примѣняются правила, изложенныя въ стг. 5--18-й включительно, причемъ избраннымъ на перебаллотировкѣ признается лицо, получившее простое большинство голосовъ, а если таковаго не окажется, то лицо, получившее относительное большинство законно поданныхъ голосовъ.
   20. Протоколъ засѣданія окружнаго избирательнаго комитета со всѣмъ выборнымъ производствомъ и приложеніями препровождается въ канцелярію палаты народныхъ представителей.
   21. Повѣрка выборовъ и разсмотрѣніе жалобъ на дѣйствія избирательныхъ комитетовъ и признаніе выборовъ законно произведенными или подлежащими отмѣнѣ принадлежитъ палатѣ народныхъ представителей. Жалобы на дѣйствія комитетовъ и просьбы объ отмѣнѣ выборовъ приносятся на имя народныхъ представителей въ теченіе семи дней со дня включенія выборовъ.
   22. Въ развитіе правилъ, изложенныхъ въ настоящемъ законѣ, издается въ законодательномъ порядкѣ наказъ о производствѣ выборовъ.
   23. Всѣ издержки по производству выборовъ падаютъ на города и областныя и губернскія земства по принадлежности, но заготовленіе и разсылка бланковъ для избирательныхъ списковъ и протоколовъ лежитъ на обязанности министерства внутреннихъ дѣлъ.

("Русск. Вѣд.", 1905 г., No 180, отъ 6-го іюля).

"Русскія Вѣдомости", 1863--1913. Сборникъ статей. М., 1913

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru