Сологуб Федор Кузьмич
Достоинство и мера вещей

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

Федор Сологуб

Достоинство и мера вещей

   Неизданный Федор Сологуб. Москва: Новое литературное обозрение, 1997.
  
   1. Может ли быть нравственность вне понятий добра и зла? и научное стремление вне понятий истины и лжи? и искусство без грани между прекрасным и безобразным?
  
   2. Удобно и просто ко всему прикладывать от века установленные мерки.-- И так всем понятно, когда говорят, что вот это хорошо, честно, похвально, великодушно, а это худо, подло, недостойно, низко.
  
   3. И каждый думает, что в таких суждениях есть незыблемая основа.
  
   4. Но кто хочет знать, тот не довольствуется общими мерами. Он думает: есть нечто свое в каждом предмете.
  
   5. Что же свое? Соответствие ли своему назначению? Хорошо, если кубок удобен для пьющего. Но не много надо, чтобы кубок соответствовал своему назначению.
  
   6. И тем не менее, хозяин хочет пить вот именно из этого сосуда.-- Есть некоторая малая черта в каждой веши, последняя черта, которая и отличает.
  
   7. Она не всегда полезна для предмета.-- Но всегда выражает его характер.-- Бледны для нас вещи, на которых нет этой черты.
  
   8. Воистину, отвратительно фабричное производство.-- Не полезное мы любим в предметах.-- Польза возьмет свой венец превосходства.
  
   9. Но сердце влечет нас к бесполезному, излишнему в предметах и в делах.-- И воистину, все предметы подлинные имеют в себе нечто радостное и праздничное.
  
   10. Как будто не для будничного употребления сделаны они.-- Таковы и все великие дела.
  
   11. Истинное знание, венец знаний.--Знание о ненужном, о том, чего нет вне меня, что я сам придумал. И до блестящего совершенства вознеслась теория -- умозрение чистое и ненужное.
  
   12. Итак, в самом себе почерпает предмет свое достоинство.-- Мастер, делая стол, должен, конечно, сделать его, сообразно заказу, прочным и удобным.
  
   13. Но истинный мастер не довольствуется этим. Совершенства хочет ®н в каждой вещи.-- Не нужно красивых или величественных вещей -- сердце наше стремится к совершенному.
  
   14. Прошли века красоты и подражания, общих путей и единообразных заповедей.-- Сам собою хочет быть всякий предмет.
  
   15. И вот основание искусства -- жажда очевидного совершенства.
  
   16. Но что же есть совершенное в поступках? Соответствие ли с целью? -- Но только приведшие к цели поступки могут быть оценены таким способом.
  
   17. Новые и далекие цели ставит себе человек, и как же ценить поступки по их целесообразности! -- Иные признаки совершенства надо найти в деяниях.
  
   18. Власть над людьми имеют слова "добро" и "зло". Но не согласны люди в том, что добро и что зло.
  
   19. И если бы могли согласиться, ложно было бы это соглашение.-- Нет равенства между людьми, и свой путь лежит для всякого.
  
   20. Не доброта, а голубиная невинность, не зло, а змеиная мудрость,-- помните ли вы мудрое слово?
  
   21. Есть скупые дела, в обрез.-- Сделано,-- и нет уже лишнего деланья для неведомой цели. Так действуя, не утомляются и преуспевают.
  
   22. Противно это преуспеяние.-- Совершенства ищет гордый дух в делах своих.-- К полезному прикладывает он лишнее.
  
   23. Где ненужное и бесполезное, там праздник духа, там печать совершенства.-- Не добро ли отдать неимущему то, что ему необходимо?
  
   24. Но если совершенным в деянии хочешь быть, отдай последнее.-- Не добро ли целомудрие? Но если совершенным в целомудрии хочешь быть, и не гляди на жену, и да будут жены тебе сестрами.
  
   25. Таковы поставлены были признаки совершенства над обветшалыми скрижалями. Но из всякого слова делает человек вериги для своего духа.
  
   26. И хвалит совершенство в добре, хотя и осмеивает его, но хулит совершенство во зле.
  
   27. Совершенное не для хранения.-- Вечное -- само сохранится.-- Не стражем своей жизни жить человеку.-- И отчего не умереть рано, если к тому ведет избранный путь совершенства?
  
   28. И зачем хранить то, что не может стремиться к совершенству? -- Если не удался сосуд, сомни глину, брось ее, -- на иное пойдет эта глина.
  
   29. Хранить ошибки и увечья -- это люди называют добротою.-- Но уметь уничтожить вовремя -- такая же мудрость, как и уметь усовер-шить.
  
   30. Лечебницею ли стать миру? Кто бы пожелал иметь в своей библиотеке собрание всех опечаток? -- Поймите, что ласкова и нежна смерть.
  
   31. Не отвергаю добра,-- но ничтожно и лицемерно добро Ваше. -- Не хвалю зла, но что есть зло? -- То, что иным зло -- возвышеннее и лучше добра.
  
   32. Для совершенного и зло и благо -- едино. Но если назовешь что злом, зачем же терпишь его? Не противься злому насилием. Не бей медведя дубиною.
  
   33. Насилие усиливает зло. Только ласковая смерть его уничтожает. Убей своего медведя,-- и уж, верно, он не повредит тебе. Не противься злу насилием,-- умерщвляй его.
  
   34. Если ты силен, оседлай его. Нет того, что люди именуют злом, что не было бы на потребу совершенному. Даже и маленькие люди пользуются огоньком.
  
   35. Ты же, если сильный (а о слабых что заботиться,-- есть им ласковая смерть),-- в огненную купель войдешь и не опалишься. И это печать твоего совершенства.
  
   36. И в искусстве не прекрасное стоит мерою. Ибо нельзя отграничить для искусства лишь малый угол случайной красоты. Искусство берет для себя весь мир.
  
   37. Несовершенный еще мир находит оно,-- и создает свой, совершенный. -- Не красота,-- а очарование совершенства.-- Не добро, а восторг совершенства. Не Истина -- а блеск совершенства.
  
   38. Совершенство в добре и во зле -- перестает быть добром или злом. Оно -- вырастает. В этом печать совершенства, что для него и добро и зло,-- равно уже не нужны.
  
   39. Не убий! -- Но что за святыня чужая жизнь? А защищаешься, можешь и убить! Но что за святыня -- своя жизнь?
  
   40. Необходимый путь к совершенству -- поставление в средоточие всемирного процесса (как Отец Ваш Небесный).
  
   41. Нужна вера человеку и то, перед чем преклониться.-- Возвышенное учение надо предпоставить человеку -- чтобы он не мог потоптать его, и осмеять.
  
   42. Благоразумная и маленькая мораль наряжается в ризы великого закона и даже находит мучеников за себя. Мудрый же идет на костер своего учения,-- ведь жизнь его драгоценна.
  
   43. То же и в искусстве. Если только красота или только безобразие, это еще не искусство. Там, где красота и безобразие сгорели уже,-- там совершенное очарование.
  
   44. Где только истина, там нет знания, ибо нет творчества. Где ложь, там нет мудрости. Мудрость за сими двумя.
  
   45. В нашей стране были улицы с надписями, одни для похвальных, хотя и трудных дел, другие для приятных, хотя и порицаемых.
  
   46. На каждой улице белые камешки лежали на правой стороне, и черные на левой. У каждого дома стояли красивые статуи для любования ими, и безобразные чучела -- пугать шалунов.
  
   47. Пришел злой человек, сорвал вывески, перемешал камешки* разбил идолов.-- Что же нам теперь делать? Куда идти? Чем любоваться и над чем смеяться?
  
   48. Бытие и небытие -- не совершенство. Выше сего, в сиянии сих форм оно.
  
   49. Что только добро,-- то несовершенно. Что только зло -- то несовершенно.
  
   50. В науке истины ищет человек. Так ли? Не он ли сам дал имена? -- И более,-- не он ли создал вселенную? И не он ли создал науки? И разделил правду от лжи?
  
   51. Изобретать хочет научный дух, а не открывать. Открывает счастливый случай. Но выше случая поставь науку.-- Изобретай.
  
   52. В искусстве -- очаровывай. В науке -- изобретай. В практической деятельности -- побеждай.
  
   53. И так как ты один только и есть, побеждай себя. Единую Волю прими,-- сим знаменем победишь.
  
   54. Только великие силы побеждают. Будь могучим и побеждай.
  
   55. Если же ты слаб, удел твой -- удел раба. Служи сильным и не ропщи.-- Устанешь, озлишься -- умри.
  
   56. Да будет утешением тебе, что умрут и сильные.
  
   57. Но если увидишь человека, говорящего: "Разбиты скрижали завета, все дозволено человеку, буду воровать, насильничать, ужом пролезу в люди". Знай, что это раб.
  
   58. Право есть самообеспечение силы на случай ее временного умаления. Право создается силою. Право поддерживается уверенностью в том, что правополагающая сила во всякий момент может возникнуть.
  
   59. А вы, сильные, знайте, что и умрете вы не так, как рабы.-- И в жизни, и в смерти будете вы как Боги. Так сказал первый учитель.
  
   60. В достаточной полноте. Нарушенное право восстановляется такою же силою, какая его установила. Право сохраняется, когда им и не пользуются.
  
   61. Но чтобы осуществить свое право, надо приложить хотя малую часть той же силы, какая установила право.
  
   62. И говорил раб на перекрестках: "Бесконечная эволюция воздвигла наши города и наши законы. Первый же закон всему живому -- борьба за существование. Кто лучше приспособился к условиям жизни, тот
  
   63. побеждает в борьбе за существование. Мир принадлежит тем, кто приспособился и пережил". И спросил некто:
   -- Как имя господину твоему? И вздрогнул раб и сказал:
  
   64. -- Я давно свободен.
   Но понуждаемый суровым и непреклонным голосом вопрошающего, он сказал с наглостью беглого раба:
   -- Много было у меня господ,-- ни одному не служил я усердно.
  
   65. Добродетель раба -- возмущение. Мудрость его -- приспособление.-- Воистину, раб -- мягкая глина в руках того, кто делает события.
  
   66. Победу нельзя украсть. Великое дерзновение приходит явно, и ничего не берет от людей. Ничего не бери -- все отдавай,-- вот единственный путь властолюбия.
  
   67. Ничего не проси, все создавай -- вот единственный путь самолюбия. Никого не люби -- всегда радуйся,-- вот единственный путь сладострастия.
  
   68. Так поступай -- и спасен будешь. Но дать заповедь, общую для всех, не значит ли признать, что люди равны. Нет равенства между людьми.
  
   69. И кто учит других равенству, утверждает неравенство: Учитель -- не больше ли ученика?
  
   70. Или только один учитель -- выше, остальные же равны, как овцы в стаде равны перед пастухом?
  
   71. Дать общий завет, незыблемый навеки, не значит ли признать, что вековечно к тем же целям обречен стремиться человек?
  
   72. Говорит учитель: исполни то и то, и цель жизни будет достигнута,-- А потом и жить не к чему. И другие учителя не нужны.
  
   73. Карманные руководители требуются вам,-- но истину нельзя носить в кармане -- дыру прожжет. Вы же требуете истины безопасной, Удобной и дешевой. Карманной истины.
  
   74. Так говорит надежда поставить свое имя последним из пророческих имен. Последняя ступень -- самая высокая.
  
   75. Воспитывая детей, насыщаем жажду к власти.
  
   76. Элемент опасности должен быть в воспитании. Иначе дряблые и дрянные возрастут люди.
  
   77. Будьте кротки, но посягайте. Будет мир на земле. Угаснет похоть. Но ведь и человек умрет.
  
   78. "Не бойся, малое стадо,-- говорит учитель, -- если цель достигнута, куда еще жить иным поколениям". Разве скажет кто-нибудь мудрейшее слово!
  
   79. Слушайте учителя, верно слово его. Воистину, нашему роду надо умереть. И возникнет иной род -- быть может, и не из нашего потомства.
  
   80. Совершенство не имеет долгой земной жизни,-- оно владеет жизнью вечною. На земле его явление редко и мгновенно.-- Ибо оно не хочет омрачаться скукою.
  
   81. "Не грешите,-- говорит вам учитель, -- невыгодно грешить.-- То ли дело жить в мире и безопасности".
  
   82. Даже и личная свобода, ваше полнейшее из прав, годна лишь для сильных. Слабому выгодно быть рабом: раба добрый хозяин бережет, наемник же каждый день выходит на рынок. Дешевы наемные руки.
  
   83. И недоброе -- отличаем. Ибо и злые предметы хороши. И зло поощряется.
  
   84. Рады одежде. Складки и прочее.
  
   85. Наша одежда безобразна. Обувь вся антиэстетична. Обувь не может восходить до совершенства. Ибо не имеет складок.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru