СОЛОВЬЁВ Сергей Михайлович [13(25).10.1885, Москва -- 2.3.1942, Казань; похоронен на Арском кладб.], поэт, прозаик, ре-лиг, публицист, переводчик. Внук историка С. М. Соловьева, племянник Вл. С. Соловьёва, Вс. С. Соловьёва, П.С. Соловьёвой. Отец С. -- Мих. Сер. Соловьёв (1862-1903), педагог (преподавал историю и географию в 6-й моск. г-зии), переводчик, редактор и издатель (с 1900) первого собр. соч. Вл. Соловьёва; мать -- Ольга Мих. (урожд. Коваленская; 1855--1903), художница, переводчица зап.-европ. авторов (А. де Виньи, Дж. Рескин, О. Уайльд и др.), двоюродная сестра А. А. Кублицкой-Пиоттух, матери А. А. Блока. Детские и юношеские годы С. прошли в осн. в Москве и подмосковном имении Дедово, принадлежавшем его бабушке по материнской линии А. Г. Коваленской. Окружавшая С. с ранних лет культурная атмосфера, создававшаяся родителями и близкими родственниками, дополнилась в отрочестве дружеским общением с троюродным братом Блоком и Андреем Белым, к-рое сыграло значит, роль в его духовном становлении. Уже в раннем возрасте проявились те черты личности С., к-рые получили широкое развитие в последующие годы: религ.-мистич. устремленность, филол. интересы, филос. склад ума, правосл. церковность, чувство причастности к большой родовой общности и традиции.
В 1897-1904 С. учился в моек, частной г-зии Л. И. Поливанова. К этой поре относятся его первые поэтич. опыты, по б. ч. оставшиеся неопубликованными (см.: Юношеские стих. С. в рабочих тетрадях А. Блока. -- В кн.: Блоковский сб-к XV. Рус. символизм в лит. контексте рубежа XIX--XX вв., Тарту, 2000, публ. А. Лаврова), отмеченные воздействием поэзии Вл. Соловьёва и ранних стих. Блока (к-рые через О. М. Соловьёву и С. распространялись в ближайшей среде моек, знакомых еще до опубликования; см.: Котрелев Н. В., Неизв. автографы ранних стих. Блока. -- ЛН, т. 92, кн. 1). Ученические, во многом подражат. стихи С. этих лет вдохновлены мистич. энтузиазмом и идеей верности духовным заветам Вл. Соловьёва; в 1903--04 С. вместе с Белым и Блоком образуют своего рода эзотерич. триумвират "соловьевцев", внутренне дистанцировавшийся от "декадентского" символизма (см.: Переписка Блока с С. М. Соловьевым. 1896--1915. -- Там же, публ. Н. В. Котрелева и А. В. Лаврова). В янв. 1903 С. пережил тяжелую личную драму -- одноврем. смерть отца и матери (покончившей с собой сразу после кончины мужа), офиц. опекуном его (до совершеннолетия) стал Г. А. Рачинский.
С осени 1904 С. -- студент словесного отд. историко-филол. ф-та Моск. ун-та, осенью 1907 перевелся на классич. отд., к-рое окончил с дипломом 1-й степени в 1911 (сохранилось кандидатское соч. С. "Идиллии Феокрита", написанное под руководством проф. С. И. Соболевского -- ЦИАМ, ф. 418, оп. 513, д. 850). В сер. 1900-х гг. С. вошел в круг моск. символистов. Дебют С. в печати -- заметка "Айсадора Дёнкан в Москве" ("Весы", 1905, No 2), за ней последовали пер. трех баллад Ф. Шиллера в том же ж-ле (1905, No 5), стихотв. циклы "Предания" в альм. "Северные цветы ассирийские" (М., 1905) и "Золотая смерть" ("Весы", 1906, No 10), поэма "Дева Назарета" ("Свободная совесть. Лит.-филос. сб-к", кн. I, М., 1906), драм, поэма "Саул и Давид" (там же, кн. 2, М., 1906). С 1905 С. регулярно печатается в модернистских ж-лах "Вопросы жизни", "Весы", "Золотое руно", "Перевал" (преим. рец. на новые книги); в поэтич. творчестве испытывает значит, влияние В. Я. Брюсова, пытается следовать найденным им формальным приемам и общим установкам на "парнасскую" пластику образа и верность классич. образцам в тематике, стиле, стиховых формах. "Декадентские" тенденции в символизме, выражавшиеся в лирич. стихийности, иррационализме и смысловой невнятице, для С. неприемлемы, что сказывается, в частности, на отвержении им новых, определившихся в сер. 1900-х гг., веяний в творчестве Блока, ознаменовавшихся переоценкой прежних мистич. идеалов; это идейно-эстетич. размежевание привело в 1906 к фак-тич. разрыву личных отношений. Эталоны подлинно символич. поэзии С. как последовательный "архаист" находит почти всегда в прошлом, о чем заявляет в предисл. к сб. "Цветы и ладан. Первая книга стихов" (М., 1907): "Главными образцами для меня были: Гораций, Ронсар, Пушкин, Кольцов, Баратынский, Брюсов и Вяч. Иванов" (с. 10). Заглавие книги указывает на двусоставность ее содержания: "цветы" -- языческий мир классич. древности, "ладан" -- мир церковно-христианский; эти миры дополняют друг друга, но не образуют взаимопроникающего единства.
Книга была встречена н осн. блигожелат. отзывами: "Дебютант... показал настоящую своеобразность в творческих мотивах и поистине высокое совершенство формы. Такую строгость в чеканке стиха, в сжатом выявлении образа, в красивой простоте, уловленной как художественный прием из стихов Пушкина, вряд ли можно найти у кого-либо из современных поэтов... В авторе виден поэт, с собственными прекрасными силами, вооруженный не хуже виднейших наших лириков" (Н.Я. А<брамо>вич -- "Новая книга", 1907, No I, с. 20); "все почти стихотворения г. Соловьева отличаются безупречной ясностью и чистотой стиля. -- качества, доказывающие, что в деле словесного искусства поэт достиг высокого совершенства... г. Соловьев должен быть причислен к числу виднейших представителей нео-пушкинской школы" (Б. Садовской -- РМ, 1907, No 6. отд. III, с. 106-07). Высокую оценку книге дал Белый ("Перевал", 1907, No 7), в отличие от Блока, подробно охарактеризовавшего ее в ст. "О лирике" (ЗР. 1907, No 6) и отказавшего автору в умении творить "истинную поэзию" (Блок, V. 151-56). Критически отозвался о книге и Брюсов, указавший, как и Блок, на множество формальных недочетов в стихах С. и отметивший, что его творчество "еще не вышло за пределы перепевов и подражаний": ""Цветы и ладан" -- книга, быть может, поэта, но еще не книга поэзии, а только книга стихов, хотя порой прекрасно сделанных и часто завлекательно интересных для любителей стихотворной техники... автор не пытается в ней выразить свою душу, а только пробует разные способы выражения..." ("Весы", 1907, No 5; то же: Брюсов (2). с. 231-32].
Приговором Брюсова С. был сильно задет и даже поместил в следующей своей кн. "Crurifragium" (M.,1908; сб-к сказок в прозе и поэм) "Ответ Валерию Брюсову", содержавший общие и частные возражения. В этой книге, не вызвавшей широкого резонанса в печати (один из немногих -- дружеств. отзыв Белого, отметившего, однако, что "и красота, и музыка стиха" у С. "еще не вполне воплощены" -- "Весы", 1908, No 9, с. 69; подпись В. Быков), примечательно авт. предисл,, содержавшее приговор капитализму -- "химере нашего века": "это адское чудовище попирает все святое и прекрасное" (с. XIII). Вэтих словах отразились радикальные настроения, переживавшиеся С. во время рев. событий сер. 1900-х гг. и побуждавшие его к сближению с крест. средой ("народничество" С. сказалось в его попытке жениться в 1906 на крест. девушке; эта история послужила одним из реальных источников сюжета ром. Белого "Серебряный голубь", 1909).
"Апрель. Вторая книга стихов. 1906-1909" (М., 1910) отразила (раздел "Деревня") "народнические" устремления С. В целом она дала лишь новую версию тех поэтич. тем и мотивов, к-рые были представлены в "Цветах и ладане", также в их равноценном сочетании (за "языческим" разделом "Стрелы Купидона" следует "христианский" -- "Дщи Сиона"), но с нек-рым усилением языческого, "посюстороннего" начала: "Пойдем, пойдем, мой бог лесной, / И, томных дев целуя в очи, / Вдвоем отпразднуем весной / Благословляемые ночи" (стих. "Лесному богу"); характерен предпосланный книге эпиграф из Ф. И. Тютчева: "Нет, моего к тебе пристрастья / Я скрыть не в силах, мать-земля!"
В отзыве об "Апреле" Н. С. Гумилёв, констатируй совершенствование стиха С. "по пути нежности и певучести", отмечал, что "часто греческие идиллии и элегии, разыгрывающиеся на подмосковных лужайках, являются личным завоеванием поэта Сергея Соловьева и имеют свою, особенную, острогу" ("Аполлон", 1910, No 9; то же: Гумилев, 1990, с. 106); напротив. В. М. Волькенштейн заявлял: "В стихах г. Соловьева нет непосредственности, нет оригинальности... Стихи г. Соловьева -- пестрая и безжизненная амальгама чужих мыслей, чужих изобретений. Тем не менее следует отмстить литературную начитанность автора и добросовестную отделку его стихов. Его стихи -- не поэзия, но в них чувствуется любовь к поэзии..." (СМ. 1910. No 6. отд. II. с. 103). В реп. Брюсова С. вновь характеризуется как "талантливый ученик", а не "самостоятельный мастер": "Он все еще не нашел ни своего стиха, ни своего круга наблюдений, ни главное, своего отношения к миру" [РМ. 1910, No 6; то же: Брюсов (2), с. 313].
"Цветник царевны. Третья книга стихов (1909-1912)" (М., 1913) не добавила существенно новых черт к поэтич. облику С., определившемуся в предшествовавших сб-ках, и вызвала жесткую критику: "...для поэзии результаты крайне плачевные: то упражнения на исторические и мифологические темы, то неловкое наивничанье "под" старых поэтов" (Н. С. Гумилёв -- "Аполлон", 1913, No 2; то же: Гумилев, 1990, с. 167); "В лучшем случае ему удается недурно сделать стихотворение под того или иного поэта, т.е. передать своими стихами чужое "отношение к миру". Но как только он покидает заимствованный канон и пытается настроить лиру на свой собственный лад, -- муза его беспомощно опускает руки" (В. Шмидт -- РМ, 1913, No 10, отд. IV, с. 367]. "Книжный", переимчивый характер присущ и худож. прозе С, вызывающей аналогии со стилизаторскими опытами М. А. Кузмина или С. А. Ауслендера,-- сказкам из кн. "Crurifragium" (в предисл. С. признавал, что в данном случае "пользовался формой сказок Андерсена и Гофмана" -- с. XIII), "Повести о нещастном графе Ригеле" ("Весы", 1909, No 10/11), "византийской повести" "История Исминия" ("Аполлон", 1910, No 10).
В 1911 С., пережил тяжелую личную драму, вызванную неразделенной любовью к С. В. Гиацинтовой (впоследствии изв. драм. актрисе); впал в состояние нервно-психич. расстройства и 31 окт. покушался на самоубийство, после чего провел неск. месяцев в психиатрич. лечебнице. После выздоровления сблизился с Тат. Ал. Тургеневой (1896--1966; младшая сестра А. А. Тургеневой, первой жены Белого), 16 сент. 1912 они обвенчались и отбыли в свадебное путешествие в Италию, впечатления от к-рого отразились в поэме С. "Италия" (М., 1914). В ходе заграничного путешествия С. пришел к осмыслению своей жизни в новой перспективе, под знаком преодоления "декадентского" "искуса", что отразилось в сб-ке под знаменательным загл. "Возвращение в дом отчий. Четвертая книга стихов. 1913-1915" (М., 1915; на обложке 1916), посв. епископу Дмитровскому Трифону (Туркестанову), к-рый сыграл значит, роль в духовной эволюции С. "Дом отчий" для него -- это память детства, родовые истоки и, прежде всего, лоно церкви. В стихах выступает на первый план христианская, православно-церк. проблематика; бесстрастные эстетич. созерцания, преобладавшие ранее, сменяются истовым исповеданием веры, наполняющей смыслом и оправданием весь мир явлений: "Пустыня расцвела благоуханным крином, / Пред алтарем небес туман -- как фимиам, / И вторит горлица на дереве пустынном / И гимнам ангелов, и утренним псалмам" (стих. "Пустынная жизнь"). В лит. мире новые идейно-творч. установки С., однако, не вызвали существенного интереса, книга прошла незамеченной.
В нояб. 1915 С. рукоположен в диаконы, 2 февр. 1916 -- в сан священника, в окт. 1915 принят в Моск. духовную акад, к-рую окончил в июле 1918. Религ.-филос. публицистика С. этих лет частично собрана в кн. "Богословские и критические очерки" (М., 1916; переизд. -- Томск, 1996). В ней, подчеркивая пре-емств. связь между греко-латинской и христ. культурой, С. энергично отмежевывается от "неоязычества", распространившегося в Европе в эпоху Возрождения и последующие столетия. В очерке "Гете и христианство" (Сергиев Посад, 1917) былой кумир, "язычник" и "классик" И. В. Гёте становится объектом критич. анализа: признавая титанизм его личности и совершенство его созданий, С. проводит магистральную мысль об антихристианской природе творчества нем. гения. Столь же негативно-пристрастным становится и отношение С. к разл. версиям "неохристианства" в рус. символистской среде.
Начало 1-й мировой войны стимулировало у С. всплеск патриотизма и мессианских чаяний, отразившийся в брошюре "К войне с Германией" (М., 1914), иронически аттестованной рецензентом как "германофобская кувыр-коллегия" (Б. Б. -- "Современник", 1915, No 5, с. 291). Война против Германии совместно со странами Запада открывает России, по мысли С, перспективу отстоять заветы подлинного христианства и стать во главе христ. Европы. Всячески подчеркивая поначалу преимущества вост. христианства перед католицизмом, С. в ходе войны -- и в особенности после поездки и 1915 в Галицию -- все более склоняется к идее примирения и воссоединения церквей. Отрицая славянофильский национализм, он заявляет: "Восстановление церковного единства с Римом было бы для русской церкви началом нового плодотворного развития"; "не в отделении от Запада, а в учении у Запада -- залог будущей силы и благоденствия России" ("Национальные боги и Бог истинный" -- "Христ. мысль", 1917, март -- апр., с. 149, 151). Приветствуя Февр. революцию в брошюре "Вопрос о соединении церквей в связи с падением русского самодержавия" (М., 1917),С. видит в ней ист. шанс для возрождения рус. церкви в единстве церкви вселенской и в союзе с католич. церковью. Наоборот, приход к власти большевиков С. расценил как торжество антиевропейских начал, несущих гибель рус. государству и рус. церкви ("Гонение на церковь" -- "Накануне", 1918, No 6).
В 1918--20, спасаясь от моск. разрухи и голода, С. жил в селе Б. Карай Балашов, у. Саратов, губ., где учительствовал, и в г. Балашов. В эту пору его оставила жена, в Москву С. возвратился один. На Рождество 1920 он принял решение о присоединении к католич. церкви -- вошел в общину рус. католиков вост. обряда (см.: Смирнов, с. 106-07). В нояб. 1923 С. возглавил общину моск. католиков вост. обряда, в нояб. 1926 был назначен вице-экзархом католиков вост. обряда. С 1924 служил в римско-католич. храме Непорочного Зачатия на М. Грузинской улице.
В 1920-е гг. С. преподает историю антич. лит-ры и классич. языки в Брюсовском ин-те (1920-24) и в Моск. ун-те (1924-1927), занимается худож. переводом. В изд-ве "Academia" вышли в свет в его пер. "Трагедии" Сенеки (М.,--Л., 1932) и "Энеида" Вергилия (М.-Л., 1933) -- окончание (кн. VIII--XII) перевода, не заверш. Брюсовым. Кроме того, в пер. С. были изданы "Прометей прикованный" Эсхила (М.-Л., 1927; совм. с В. О. Нилендером), драмы "Торквато Тассо", "Пробуждение Эпименида", "Эльпенор", а также множество стих. Гёте (в изд.: Гете И. В., Собр. соч., т. I, 4, М.-Л., 1932-33), стихотворения, поэма "Конрад Валленрод" и фрагменты из "Дзядов" А. Мицкевича (Мицкевич А., Избр. "произв., М.-Л., 1929), "Макбет" У. Шекспира (Шекспир У., Избр. драмы в новых переводах, М.-Л., 1934). Остались неопубл. переводы "Зимней сказки" Шекспира и "Орестеи" Эсхила (последний выполнен для постановки во 2-й студии МХАТ). В те же годы С. продолжает писать стихи, но уже без надежд на их широкую востребованность (письмо к Белому от 19 дек. 1922: "Пишу очень много стихов, но выступать перед публикой в роли поэта считаю унизительным" -- "Опыты", кн. 2, Н.-Й., 1953, с. 187); примыкает к группе моек. поэтов-"нео-классиков": опубликовал в их альм. "Лирический круг. I" (М., 1922) три стих, и ст. "Бессознательная разумность и надуманная нелепость", в к-рой скептически оценивал новейшие поэтич. эксперименты. Последние при-жизн. публ. стихотворений С. -- в сб. "Новые стихи" (в. 1--2, М., 1926--27); после этого его стихи 1920-х гг. увидели свет лишь в постсоветское время.
В 1921 под ред., с комм, и большим биоф. предисл. С. было осуществлено 7-е изд. "Стихотворений" Вл. Соловьёва (М.). В 1923 он завершил фундаментальное иссл. "Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева", наиб, полную биографию философа (Брюссель, 1977; с. 1--15 -- "Мат-лы к биографии С." иеромонаха Антония Венгера). В пореволюц. годы С. работал также над религ.-публиц. соч. "Опыт апологии христианства", "Скала Петра (о католицизме)", "Под дубом Волыни (диалоги о церкви)" и др. (в гос. арх. фондах эти произв. не обнаружены). С очерка "Воспоминания об Александре Блоке", предпосланного публ. писем Блока к С. (в кн.: Письма Александра Блока, Л., 1925), началась работа С. в мемуарном жанре, продолженная очерком о матери ("Ольга Михайловна Соловьева" -- РГАЛИ, ф. 475, оп. 1, No 16) и обширными восп. о семье и родственниках, о детстве и юности ("Воспоминания", М., 2003), в к-рых с любовной тщательностью пересказываются "святые были" и воссоздается картина безвозвратно утраченного мира.
В 1928 С. был отстранен от преподавания в гос. учреждениях, в 1929, после упразднения общины моск. католиков,-- лишен возможности служить в церкви. В ночь с 15 на 16 февр. 1931 С. арестован, одновременно со мн. единоверцами, в ходе следствия и допросов заболел психически. 18 авг. 1931 приговорен к 10 годам лагерей с заменой на ссылку, но вместо этого "как душевно больной хроник" направлен в психиатрич. больницу на ст. Столбовая под Москвой. Впоследствии непродолжит. время проводил в дом. условиях, под опекой старшей дочери Н. С. Соловьёвой, но в осн. -- в клиниках, последние годы находился безвыходно в психиатрич. больнице им. Кашенко, к-рую в авг. 1941 эвакуировали в Казань. Скончался С. в Казан, психиатрич. больнице, его похороны были организованы стараниями эвакуированных в Казань ученых-физиков Е.Л. Фейнберга и В.Л. Гинзбурга.
Изд.: [Неизл. мистич. цикл С.] -- "Символ", 1993. No 29 (публ. И. Вишневецкого); неоконч. поэма "Свитой Сергий Радонежский" -- "Вышгород". 1998. No 4 (послесл. Е. Ю. Гениевой); Стихотворения 1917-1928 гг., М., 1999 (публ. С. М. Мисочник); Богословские и критич. очерки, Томск, 1996: Жизнь и творч. эволюция Вл. Соловьева. М.. 1997 (послесл. П. Гайленко): Воспоминания, М.. 2003 (подг. текста и комм. С. М. Мисочник).
Биогр. мат-лы: Белый; Блок: Блок в восп.; Блок. Зап. кн.; Письма А. Блока к родным, т. 1-2, Л., 1927-32: Белый А., О Блоке. Восп. Статьи. Дневники. Речи, М.. 1997; Анд. Белый и Ал-лр Блок. Переписка. 1903-1919. М., 2001 (все -- ук.); Гиацинтова С., С памятью наедине, М.. 1985, с. 443-63.
Лит.: Дурылин С., Луг и цветник. О поэзии С. -- ТиД, 1914, стр. 7: Струве Г., Об одном стих. С. -- "Мосты". Мюнхен, 1963. No 10; Жирмунский В., Гете в рус. лит-ре. Л., 1982 (ук.); Мемуарные письма М. А. Бекетовой и А. Белого. -- В кн.: Александр Блок. Иссл. и мат-лы. Л.. 1987, с. 249-262 (публ. С. С. Гречишкина и А. В. Лаврова): Гаспаров М. Л., Стих нач. XX в.: строфич. традиция и эксперимент. -- В кн.: Связь времен. Проблемы преемственности в рус. лит-ре кон. XIX -- нач. XX в., М., 1992, с. 351-64; Соловьева Н. С., "Отцом завещанное". -- HH, 1993, No 27; се же. Штрихи к портрету отца. -- "Шахматовский вестник", [1993], No 2; Фейнберг Е. Л., Последние месяцы С. -- Там же; Лавров А. В., Дарьяльский и С. О биогр. подтексте в "Серебряном голубе" А. Белого. -- НЛО. 1994, No 9; Скрипкина В. А., "Мира невольник" (О поэзии С). -- "Рос. лит.-ведч. ж-л". 1994, No 5/6; ее же, С. М. Соловьев: Духовные искания. Эволюция творчества. М., 2004: ее же. Поиск духовного идеала в ранней лирике С. -- "Рос. лит.-ведч. ж-л". 2005, No 19; Осипова И. И., "В язвах своих сокрой меня...". Гонения на Католич. Церковь в СССР. По мат-лам следств. и лагерных дел, М., 1996. с. 201: Павлова Л. В., "Симфония (2-я, драматическая)" А. Белого: parodia sacra. -- В кн.: Пародия в рус. и заруб. лит-ре, Смоленск. 1997. с. 57-62; Вишневецкий И., Живые и "блистательная тень": трансформация образа Италии в поздней поэзии С. -- В кн.: Рус.-итал. архив. Трснто. 1997 (в прил. -- публ. поэмы "Призраки Италии" и подборки стихов С.); Голубцов Сергий, протодиакон, Профессура МДА в сетях Гулага и ЧсКа. М., 1999. с. 55-57; Топоров В. Н., О "блоковском" слое в романе А. Белого "Серебряный голубь". -- В кн.: Москва и "Москва" А. Белого. М.. 1999, с. 231-42. 309-16: Венгер А., Рим и Москва. 1900-1950. М., 2000. с. 294-302; Гайленко П. П., Вл. Соловьев и философия Серебряного века, М., 2001 (ук.); Смирнов М., Последний Соловьев. Жизнь и творчество поэта и священника С. Главы из книги. -- "Russian Siudies", 2001, т. III, No 4; Анчугова Т. В., От обожания к отрицанию (Отклики С. на поэзию Брюсова. 1903-1912 гг.). -- В кн.: Брюсовские чтения 1996 г., Ер., 2001; ЛН, т. 85; 89; 92, кн. 1-5; т. 98, кн. 1-2 (все -- ук.). * КЛЭ; Рус. писатели 20 в.; Лит. объединения. 1890-1917.
Архивы: РГБ. ф. 696; РГАЛИ. ф. 475; ЦИАМ. ф. 418. оп. 318, д. 1144; ф. 229. оп. 2. л. 5220; оп. 4. д. 4104 (диплом об окончании Моск. духовной акад.) [справка В. В. Александровой).
А. В. Мавров.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007