Извлечения из Краледворской рукописи, касательно религиозных верований и обрядов
Кому из любителей Славянской старины не известна рукопись Краледворская, отысканная в башне Краледворской В. Ганкой и заключающая в себе 14 древних песнопений чешских на 12 пергаминовых листочках, исписанных старинным почерком, конца XII или начала XIII века, как полагал Добровский, а за ним в все ученые славянофилы? Эта рукопись есть общая драгоценность всех славян, драгоценность неоценимая, как памятник старины о старине, если даже в не брать во внимание красот поэтических, которыми столь богато её содержание. Как памятник старины о старине она драгоценна для нас и в отношении к языку и, может быть, еще более в отношении этнографическом. Как драгоценность, она должна быть изучаема с ревностью всеми, для кого не чуждо имя славян и их былое и, следовательно, не только чехами или западными славянами, но и нами русскими, и труд каждого лишь бы он был добросовестен, может быть хотя сколько-нибудь полезен. Один сделает более, другой менее, один с большим, другой с меньшим искусством, один при богатых, другой при бедных средствах, но делателей чем более, тем лучше: лучше уже потому, что при их множестве виднее будут недостатки и достоинства каждого, и самое рассматривание должно быть разностороннее, следовательно, и выводов можно ожидать более. Я так думал, изучая Краледворскую рукопись, и решился записывать замечания, родившиеся в уме моем при её многократном чтении и сравнении с другими подобными, в надежде, что, хотя, что-нибудь из моих заметок будет кому-нибудь полезно. Потом я стал приводить их в порядок, и осмеливаюсь мало по малу издавать их. Один из отрывков сих заметок представляю на суд любителей: в нем найдут они извлечения из Краледворской рукописи касательно религиозных верований и обрядов, сравнения войдут в содержание другого отрывка.
В отношении к религиозным верованиям и обрядам, рукопись Краледворская очень замечательна, особенно при нынешних исследованиях о древней религии славян, исследованиях бедных и фактами, и выводами. Я намерен выписать из стихотворений, заключающихся в этой рукописи, все места, имеющие какое-либо отношение к религиозным верованиям и обрядам, и потом по возможности сообразить их и извлечь из них ответы на вопросы, возбуждаемые этим предметом.
Часть первая. Выписки
NB. Считаю нужным приводить каждое выписываемое место подлинником, по чтению Ганки (Rukopis Kralodworský. Praha 1835, in-18, стр. 1--51. Перевод можно читать в издании А. С. Шишкова. Сакнт-Петербург, 1820, in-8). Что касается рукописи перевода, то, стараясь передавать подлинник сколько возможно вернее и буквальнее, я придерживаюсь мнения Ганки (1. с. стр. 51--109), П. Шаффарика и И. Юнгмана (Slownik česko-nemecky. Praga 1836--38).
Предмета первого песнопения -- победа кн. Ольдриха и чехов над поляками и освобождение Праги. Тут
а) Выгон Дуб, убеждая кн. Ольдриха вооружиться против поляков, говорит ему:
17. Boh ti buiarost da u wše údy,
Boh ti da viehlasy w buinú hlavu.
Бог тебе храбрость вложил во век члены,
Бог тебе вложил мудрость в удалую голову.
b) Песнопевец в заключение восклицает:
55. Ai vicestvié íesti bohem dáno.
Вот и победа Богом дана.
II
Во втором песнопении есть только одно место, относящееся к рассматриваемому предмету, если только и его не считать поэтическим восклицанием. Вот это место, вместе и начало песнопения, столь элегически воспоминающего победу над немцами:
1. Ai ty Slunce, ai Slunečko!
Ty-li si žalostivo,
3. Cemu ty swiétiš na ny,
Na biédné ludi?
Ой, ты солнце, ой солнышко!
Ты ли жалостливо?
Что ты светишь на нас,
На бедных людей?
III
Третье песнопение, самое большое из всех, находящихся в Краледворской рукописи, и одно из самых занимательных, пересказывает о битвах с татарами. Оно изображает не только верования христианские, но в то же время н суеверия, не стертый влиянием христианства.
а) После вступления, довольно высокопарного и схоластического, певец говорит:
5. Ve wlasti, kdie Olomuc vevodi,
lesti tamo hora nevysoká,
7. Nevysoká, Hostainow iéi imie:
Mati Božia divy tamo twoři.
В области, где Ольмюц столица,
Есть там невысокая гора,
Невысокая, Гостайнов имя ей:
Мать Божия там чудеса творит.
NB. Оломуц -- Olomuc, Olomayc, или Holomuc, Holomauc, -- Olomucium, Eburum, -- Olmütz. -- Гостайнов -- Hosteynow, Hostajnow, Hostagnow -- гора близ Ольмюца.
Hostaun, Hostún -- имя собственное человека.
b) Приготовляясь к сражению:
47. Kublai kážé wšem svým čarodieiem
Hadačem, hwiezdarem, kúzelnikóm,
49. Aby zviestovali uhodnuce,
Kterakyby konec boi imiel wziéti.
51. Sebrachu sie nalit čárodieii,
Hadači, bviezdáři, kůzelnici,
53. Na dvie stranie kolo rostůpichu;
I na dli trese črnů položichu,
55. I iu na dvie pólie rozčepichu.
Prvéi pólie Kublai imie wzdiechu.
57. Vteréi pólie krali imie wzdiechu,
Vetchými slovesy nad sim wzpiechu.
59. Počechu trsti zpolu voievati,
I trese Kublaieva sviceziše.
61. Wzradowa sie mnostvié wšeho luda.
Кублай велит всем своим чародеям,
Гадателям, звездочетам, кудесникам,
Угадать и возвестить,
Какой конец будет бою.
Поспешно собралась чародеи,
Гадатели, звездочеты, кудесники,
С двух сторон кругом сошлась,
И на дол трость черную положили,
И на две половины ее расщепила.
Первой половине дали имя "Кублай",
Другой половине дали имя "Короли",
Ветхим словом над ними запели.
Начали трости меж собой воевать,
И Кублаева трость победила.
Возрадовалось все множество народа.
с) Началось сражение:
73. Pohany iuž mnostvié křestian hnaše,
I iuž-by iim byli odoleli;
75. By ne přišli čarodieí wnovie,
Přinesúce ty trati rozčepené.
77. Tateré sie vele zápolechu,
Na křestiany, luto vyrazichu.
Толпа Христиан гнала язычников,
И уж была-б их одолела,1
Если бы не пришли чародеи вновь,
Принеся те расщепленные трости.
Татары разъярились,
На христиан люто напали.
d) И сразила их:
83. Tu sien iesutno w Tatary teče,
Andě milosrdié pro Boh prosí.
Тут один напрасно на татар стремится,
Там другой милосердия во имя Бога просить.
e) Татары покорили Киев и Новгород. Христиане вооружались опять, и снова татары победили и ограбили Венгрию. Тогда христиане:
106. Wzmodlichu sie Bohu žalostivo,
By ie spásal sich Tatar zlostivých:
108. "WstaH, o Hospodine, w hniewie svoiem,
Sprose ny wrahow, prose ny slibaiuciéch,
110. Pollačiti cbtieiů dušu našu,
Oklučiúce ny wnuž wlci owce!"
Богу взмолился жалобно,
Чтобы освободил их от злостных татар:
"Восстань, о Господи, во гневе своем,
Освободи нас от врагов, освободи от преследующих нас;
Хотят попрать душу нашу,
Обступили нас как волки овец".
f) И татары пошли к Ольмюцу, и снова стали биться христиане:
123. Kolebaše sie voi křestian středem,
Ušilno sie drúce к siemu chlúmku,
125. Na nemž Máti Bózia divy tvori.
"Wzhóra bratřil wzhoru!" vola Wneslav...
128. I choruhvu vyš nad blavú toci.
Wše sie vzmuží, wše v Tatary wnoči.
Колеблется войско христиан, как ладья,
Усиленно продираясь к тому холму,
На нем же Матерь Божия чудеса творить.
"Вперед, братья, вперед!" -- кричит Внеслав...
И хоругвь поднимает над главою.
Все мужается, все нападает на татар.
g) Ночь прервала битву, и позволила христианам окапаться на вершине. На утро -- снова бой.
157. Krestiané na Háspech wšudy stachu:
Máti Božia dodáše iim chrabrost.
Христиане по валу всюду стали:
Матерь Божия придала им храбрости.
h) И снова ночь прервала битву, во время которой христиане храбро отражали нападения татар.
177. Probóh! ai, nastoite! slavný Wneslav,
Slawny Wneslav sražen s nasep šípem!
Но, Боже, о горе, славный Внеслав,
Славный Внеслав сражен стрелою с вала.
i) На другой день, в полдень, христиане открыли уста --
187. Piewše chrapavie k Mateři Boliéi,
К niéi svá umdlá zraky obracechú,
189. Žalostivo rukama lomichu,
Ot zeme do oblok teskno zřechu:
191. "Newzmožno nám déle žižniú trati".
Хриплым голосом молили Матерь Божию,
К ней свои млеющие взоры обратили,
Жалобно руки ломали,
С земли к облакам тоскливо взирали:
"Не можем мы долее жажду терпеть".
j) Тогда Вратислав говорил:
204. "Ot Boha na milost zdáti chvalno,
Ne w porobie ot swieřepych Tatar...
208. Bóh ny silil w rozháralé póldnie,
Bóh nám sešle pomoc ufaiúcim...
212. Pohynem-li žižniú na siem chlumce,
Smrt sie bude Bohem zamieřena...
219. Za mnu před stolec Mateře Božiéi!"
Ide za niém' mnostvié k kaple svietiei.
221. "WstaH, o Hospodine, w hnievie svoiém,
I povýš ny w kraiinách nad wrahy,
223. Vyslyš hlasy k tobie volaiúce!
Oklučeni smy lutými wrahy,
225. Vyprose ny z ošidl krutých Tatar,
I dai swlaženié útrobám našim;
227. Hlasonosnú obiet tobie wzdámy!
Potři w zemiéch našich nepřiately,
229. Shla ie u viek, a vieki viekoma,
Ai hle! na wznoieném nebi mraček!
231. Wzduiú vietři, zahučie hrom strašný,
Chmúraše sie tučia po wšem nebi,
233. Blský rázráz! biiú w stany Tatar:
Hoiny přiéval pramen chlamský zživi.
"От Бога милости хвально ждать,
A не в рабстве от свирепых татар...
Бог нас крепил в знойный полдень,
Бог ниспошлет помощь нам надеющимся...
Погибаем ли от жажды на сем холме,
Та смерть будет Богом предопределена.
За мною, пред престол Божией Матери!"
(И идет за ним толпа к святому храму)
"Восстань, о Господа, во гневе своем,
И возвыси нас в отчизне пред врагами,
Услышь голос вопиющих к Тебе!
Окружены мы лютыми врагами,
Освободи нас из сетей диких татар;
И дай отраду утробам нашим!
Громогласно приносим тебе обет:
Низложи в нашей земле врагов,
Истреби их на веки и веки веков"!
И вот на знойном небе мрак,
Подули ветры, загремел страшный гром,
Нахмурилась туча по всему небу,
Молния непрестанно бьет в станы татар
И ливень оживил нагорный поток.
Потом, когда буря миновала, битва снова началась, длилась еще несколько времени несчастливо для христиан, и потом налетел Ярослав как орел, сразил татар, погнал, и освободилась страна от врагов.
IV
Следует песнопение о победе над Власловом.
а) Князь Неклан велит Честмиру вести войско, и Честмир снимает щит, молот и шлем, и
22. Pode wše drva
Wzložie obieti bohém.
Под всеми деревьями
Возложил жертвы богам.
b) Воймир освобожден от врагов.
123. I chtieše Voimir obiet wzdáti bohom
W siem že miestie, w siem že krocie slunce.
125. " Wzhóru, Voimiře," -- vece mu Cstmir, --
"Naši kroci chvataiú vícezit
127. Nad Wlaslawem. Prodli w službie bohóm,
Bozi chtieiu stepati Wlaslava...
132. Vet ti zbranie wraha tvého, poidi!"
Wzradova sie Voimir vele-vele,
134. Wzwola a skály hlasem w lese hlučným,
Z mocna hrdla vola k bohém tako,
136. I wztřasú sie drva šira lesa:
"Neziařte sie bozi svému slnze,
138. Ež nepáli obiet w dniešniém slunci!"
"Dlužna obiet bohém" -- vece Cestmir --
140. "A nynie nám na vrahy pospieti,
Nynie wsedni ty na ručie konie,
142. Prolecui lesy ieleniém skokem.
Tamo w dúbravu, tam s cesty skála,
144. Bohóm zmilená, na ieie wrchu
Obietui bohóm; bohom svým spasám,
146. Za vicestvié wzadech, za vicestvié wpředie...
... doidú voie tamo,
152. Kdie obiet tvoie povieie w slúpech dýmu,
I pokoří sie wše voisky tudy idúce".
154. I wsiede Voimir na ručie konie,
Proletie lesy ieleniém skokem.
156. Tamo w dúbravu, na drahu к skále;
Na wršie skály zaniéti obiet
158. Bohóm svým spasám
Za vícestvié wzadech, za vícestvié wpředie.
160. Iim obietowa kravicu buinu,
Srst červená po niéi sie Iskieše...
165. Plápoláše obiet i bližiše sie voi
К úvalu, iz úvala wzhoru w dúbravu.
167. Voí, ozvučeni hlukem
Idú po iednom oružié nesúce.
169. Prokný, ida kol obieti,
bóhóm slávu hlášáše,
I zacházeie zezwuče nemeškaše.
171. I kehdy docházeše posleda voiew,
Wzkoči Voimir na svói ruči komoH...
И хотел Воймир воздать жертву богам
В том же месте, в тот же час солнца.
"Вперед, Воймир!" -- сказал ему Честмир, --
Шаги наши спешат к победе
Над Владиславом. Помедли служить богам.
Боги хотят поразить Власлава.
Вот тебе оружие твоего врага, иди".
Возрадовался Воймир великою радостию,
Воскликнул со скалы голосом, громко раздавшимся по лесу,