Станиславский Константин Сергеевич
Письма

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

(Письма К. С. Станиславского)

  
   Публикация М. М. Ситковецкой
  
   Театральное наследие К. С. Станиславского в подавляющем большинстве своем не только собрано, но и опубликовано. Именно поэтому каждый новый его документ или письмо воспринимается как ценное, уникальное свидетельство жизни и творчества гениального режиссера, реформатора театра.
   За последние годы в ЦГАЛИ поступило немало писем Станиславского, раскрывающих еще полнее его многогранную деятельность, его духовный облик.
   Здесь публикуются десять писем и телеграмм Станиславского, адресованных деятелям Малого театра, МХАТ 2-го и Оперного театра им. К. С. Станиславского. Несмотря на такое разнообразие адресатов, все эти письма связаны одной темой -- темой преемственности поколений: корифеи Малого театра дали жизнь реформаторским идеям Станиславского; МХАТ 2-й и Оперный театр были его детищами, воплотившими в своей деятельности искания Станиславского.
   Полвека работы Станиславского в театре составили эпоху в истории развития русского и советского искусства. Не только создание Художественного театра и не только научное изложение системы театрального мастерства увековечили имя Станиславского. Сам он, его богатая, щедрая натура, его увлеченность и талантливость поражали современников. Бернард Шоу сказал о нем: "Вот самый красивый человек на всем земном шаре". Сегодня эти слова звучат шире и значительнее своего прямого смысла. Из воспоминаний современников, из высказываний и писем самого Станиславского встает образ человека необычайно честного, чистого, внимательного и доброго к людям.
   Фигура Станиславского стоит как бы на рубеже двух эпох. Он вобрал в себя все лучшее, что было в русском театре конца XIX века, и на всю жизнь сохранил чувство уважения и благодарности к Малому театру и его замечательным актерам. Особенно трогательно относился Станиславский к Г. Н. Федотовой, его первой наставнице. Ниже публикуются два его письма, связанные с именем Г. Н. Федотовой (ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 1069 и ед. хр. 1070). Одно адресовано непосредственно ей в дни 100-летнего юбилея Малого театра, широко отмечавшегося всей страной. Это письмо подписано Станиславским вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Другое написано в 1925 году, после смерти Г. Н. Федотовой, и адресовано А. А. Яблочкиной, председательнице корпорации артистов Малого театра. Говоря о роли, которую Федотова сыграла в его творческой судьбе, Станиславский вспоминает в связи с этим об Обществе искусства и литературы, где первые опыты организации драматических спектаклей при участии Станиславского и под руководством А. Ф. Федотова чуть не окончились крахом: образовались огромные долги, не было опыта регулярной постановки пьес, ушел профессиональный режиссер А. Ф. Федотов. Неожиданная и своевременная помощь Федотовой вернула силы молодым актерам и оставила в душе Станиславского глубокую признательность великой артистке за ее бескорыстное участие.
   Любовь к молодежи, бережное отношение к ней Станиславский пронес через всю свою жизнь. Немалую роль в этом сыграла и Федотова, в трудный момент проявившая чуткость к исканиям молодых актеров.
   Став большим и признанным художником, Станиславский не удовлетворялся успехами, которых достиг Художественный театр в первое десятилетие своего существования. Театральные искания Станиславского всегда были связаны с молодежью. В 1905 году была сделана первая (неудавшаяся) попытка организации филиального отделения Художественного театра для экспериментальной работы -- так называемая студия на Поварской. Основную часть труппы и руководство студии составляли молодые актеры и режиссеры. В 1913 году состоялось открытие Первой студии Художественного театра, которая своим созданием целиком обязана личной энергии Станиславского. Здесь была применена на практике разработанная им система актерской игры.
   Артисты Первой студии единодушно вспоминали о требовательности и строгости Станиславского в творческой работе, о его любовном отношении к молодежи. "Он лелеял нас, как наседка своих цыплят",--писала С. В. Гиацинтова (О Станиславском. Сборник воспоминаний. М., 1948, с. 372). Но, как правило, воспоминания об отношении Станиславского к Первой студии обрываются первыми послереволюционными годами, когда студия фактически отделилась от Художественного театра и затем стала МХАТ 2-м. Судьба МХАТ 2-го, прекратившего свое существование в 1936 году, не нашла достаточного отражения в литературе; отношения Станиславского со своими бывшими учениками складывались не всегда гладко; документов этого периода сохранилось очень немного.
   Однако публикуемые ниже короткие письма и надпись на фотографии (ф. 1990, оп. 1, ед. хр. 61, л. 51; ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 1082, л. 11; ед. хр. 1919, л. 4), адресованные Станиславским молодому театру и его руководителю М. А. Чехову, раскрывают главное: Станиславскому по-прежнему была дорога его студия, он приветствовал самостоятельность и поиски своего пути в искусстве, он верил в большие возможности этого театра.
   В сентябре 1924 года Первая студия получила новое большое помещение в центре Москвы на Театральной площади и стала называться Московским Художественным театром 2-м. В эти торжественные дни Станиславский дарит новому театру свою фотографию с трогательной надписью, последние строчки которой показывают, что Станиславский считал MXAT 2-й продолжателем реалистических традиций, которые в это время подвергались резким нападкам сторонников левого театра.
   В январе 1928 года МХАТ 2-й поздравил Станиславского с 65-летием. Станиславский ответил коротким благодарственным письмом на имя Чехова. В этом же месяце Станиславский поздравил молодой театр с 15-летием, приветствуя творческую линию театра и снова подтверждая его безусловную связь с Художественным театром.
   Еще не оперилась вылетевшая из мхатовского гнезда Первая студия, а Станиславский создал новую студию -- Оперную. Ей, в отличие от Первой студии (МХАТ 2-го), суждено было пережить своего создателя.
   Зимой 1918 года в квартире Станиславского начались занятия с певцами Большого театра. Так было положено начало Оперной студии -- затем Оперному театру им. К. С. Станиславского, который в 1941 году объединился с Музыкальным театром им. Вл. И. Немировича-Данченко в один коллектив, существующий и поныне.
   Станиславский был очень увлечен своим новым детищем. Задачи борьбы с оперной рутиной, применение его системы в опере, поиск и эксперимент, а главное -- тяга к молодежи, желание передать свой опыт -- вот что вдохновляло Станиславского в этой работе. В январе 1921 года студия переехала в Леонтьевский переулок (нынешний Дом-музей К. С. Станиславского), а в ноябре состоялась премьера оперы "Евгений Онегин", после которой Художественный театр прислал Станиславскому телеграмму: "Поздравляем с новым членом семьи Художественного театра" (О Станиславском, с. 413).
   В 1922 году Станиславский, уезжая с Художественным театром за границу, беспокоится о делах Оперной студии и пишет подробное инструктивное письмо Б. М. Сушкевичу (ф. 2484, оп. 1, ед. хр. 12), оставляя на него всю художественную часть студии. В письме упоминаются ближайшие помощники Станиславского и сотрудники студии: композиторы Н. А. Рославец, В. С. Садовников, певцы-педагоги А. В. Богданович, М. Г. Гукова, режиссеры-преподаватели систему Станиславского З. С. Соколова, Н. В. Демидов, В. С. Алексеев.
   К работе в Оперной студии (а с 1926 года в Государственной оперной студии-театре им. К. С. Станиславского) были привлечены крупные музыканты. В этот период в студии работал В. И. Сук, руководивший музыкальной частью, известный хормейстер У. И. Авранек. В письмах к ним и к коллективу театра Станиславский раскрывается как человек большой душевной чуткости, высоко ценивший талантливых и увлеченных людей. В одном из писем упоминается Ф. Д. Остроградский, заместитель директора Оперной студии (ф. 2484, оп. 1, ед. хр. 129, 156; ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 1066).
   В 1930-е годы Оперный театр занимал в жизни Станиславского одно из главных мест. Некоторые документы, официальные письма за подписью Станиславского показывают, как много труда, волнения, сил вкладывал он в дело становления театра. В 1935 году, готовя премьеру оперы Ж. Бизе "Кармен", он обратился с большим письмом к коллективу театра, где, в частности, писал: "Если все мы, работники театра, переживаем теперь не временный, случайный подъем, а сознательный поворот во взглядах на наш театр, на наше искусство, то я искренне радуюсь и от всего сердца поздравляю товарищей по нашему делу. Такое отношение и создавшаяся здоровая рабочая атмосфера вызывают веру в прекрасное будущее нашего театра" (ф. 2484, оп. 1, ед. хр. 156).
   В 1936 году он хлопочет об оставлении театра в ведении Комитета по делам искусств, вникает во все технические вопросы реконструкции театра и требует увеличения ассигнований на переоборудование здания. (Эти письма не включены в настоящую публикацию, так как касаются в основном многих организационно-технических вопросов работы театра.)
   Последняя телеграмма Станиславского (ф. 2484, оп. 1, ед. хр. 195) -- поздравление коллектива театра с новым, 1938 годом -- полна оптимизма и веры в будущее этого театра.
  

- - -

1. Г. Н. Федотовой

  
   Высокоуважаемая и дорогая Гликерия Николаевна.
   В день столетия Малого театра, всей душой желая выразить глубокое почтение к его славной деятельности и к его блестящим знаменосцам, основатели Московского Художественного театра постановили просить Вас принять звание Почетного члена театра.
   Московский Художественный театр всегда гордился Вашим вниманием и сочувствием, всегда считал себя как бы благословенным Вами и теперь был бы сердечно признателен за это формальное закрепление связи с великой артисткой Малого театра.

Представители МХТ

народные артисты Республики:

Вл. Немирович-Данченко

К. Станиславский

   27 октября 1924 г.
  

2. A. А. Яблочкиной

  

Москва, 5 апреля 1925 года.

   Глубокоуважаемая Александра Александровна, мне очень больно, что гражданская панихида по горячо любимой и незабвенной Гликерии Николаевне совпала с моей поездкой в Ленинград. Это лишает меня возможности присутствовать на завтрашнем торжественном и печальном вечере.
   Дорогая покойница сыграла в моей артистической жизни чрезвычайно важную роль. Она была мне наставницей и другом. Ее доброе отношение ко мне сказалось особенно рельефно, когда я остался почти одни в критический момент, который переживало основанное мною Общество искусства и литературы. Пришла Гликерия Николаевна на одну из наших любительских репетиций, села за режиссерский стол и сказала: "Теперь, когда все вас покинули, я прихожу к вам. Давайте работать вместе". В течение многих лет, не покладая рук и безвозмездно, она работала с нами, помогла поддержать то дело, которое со временем подготовило часть труппы Художественного театра.
   Мыслями и чувством я буду завтра присутствовать на панихиде и с благодарностью думать о великой, незабываемой артистке, добром, близком моему сердцу человеке.

К. Станиславский

  

3. Московскому Художественному театру 2-му

  
   Бывшей Первой студии, ныне Второму МХАТ.
   С новоселием! Поздравляю с большим театром!
   Долой маленькие студийные задачки. Большому кораблю -- большое плавание! Спасайте остатки русского искусства.
   1924. 7/IХ. Москва.

К. Станиславский

  

4. М. А. Чехову

  

Москва, 21 января 1928 года

   Дорогой Михаил Александрович,
   я был очень тронут Вашим личным приветствием и всего МХАТ 2-го. Искренно благодарю Вас и всех за добрые слова и чувства, а также и за прекрасную сирень, которая будет мне напоминать о Вас.
   Жму Вашу руку и шлю привет Вашим сотрудникам и товарищам.
   Обнимаю Вас и благодарю.

К. Станиславский

  

5. Московскому Художественному театру 2-му

  

Москва, 28 января 1928 года

   Московский Художественный академический театр шлет дружеские приветствия Московскому Художественному академическому театру Второму в день его пятнадцатилетия. Театр искренне рад, что надежды, возбужденные Вашим первым спектаклем пятнадцать лет назад, так полно оправдались. Из Первой студии Вы выросли в самостоятельный театр и из сына превратились в младшего брата, идущего своей дорогой. У Вас свой художественный путь, свое знание жизни и свое мастерство.
   Московский Художественный академический театр верит в Ваши дальнейшие победы и нетерпеливо ждет Ваших будущих достижений.

Директор МХАТ

народный артист Республики

К. Станиславский

6. Б. M. Сушкевичу

  

[1922]

   Согласно Вашему обещанию, я прошу Вас взять на себя часть моих функций в Оперной студии.
   Вот в чем будут заключаться Ваши обязанности.
   1. Переносить на большие сцены (Новый театр или Четвертая студия) готовые и слаженные в студийном помещении спектакли; налаживать сценическую закулисную часть, а также монтировать декорационно -- дать общую физиономию спектакля, чтоб он зазвучал на публике, не меняя при этом установленного плана.
   После постановки спектакля проверять его и в случае, если он разладится,-- вновь налаживать.
   2. Спектакль может быть показан публике только в том случае, когда музыкальная часть (Рославец и Садовников), вокальная (Богданович и Гукова) и, наконец, режиссерская часть (Соколова, Алексеев, Демидов и Вы -- председатель с правом голоса) дадут на то разрешение. Если одна из этих частей не даст согласия, спектакль должен быть дорепетирован.
   Всецело доверяя Вам и другим режиссерам, кот[орые] знают мои убеждения, требования и задачи, я уверен, что Вы не допустите спектакля, за который мне придется краснеть, и не позволите тем театрам, где нам придется играть, выставлять мое имя на афишу, если не сочтете постановку удовлетворительной.
   3. Прошу Вас быть консультантом по вопросам режиссерского характера при постановке новых пьес, во время недоразумений на репетициях или спектаклях.
   4. По вопросам материального характера обращаться к моему товарищу и заместителю по заведованию студией А. В. Богдановичу.
  

7. В. И. Суку

  

27 мая 1927 г.

   Глубокоуважаемый Вячеслав Иванович,
   с искренней благодарностью спешу перед отъездом в Ленинград переслать Вам любезно одолженную мне для просмотра книгу Чешихина "История русской оперы", т. 1.
   Крепко жму Вашу руку и радуюсь известию, которое передал мне Ф. Д. Остроградский, о Вашем намерении поработать с нами и подарить нам больше времени на будущий год. Это известие делает меня счастливым, окрыляет и открывает новые перспективы.
   От души приветствую и благодарю Вас за честь, отзывчивость и доброе к нам отношение.
   Ваш неизменный поклонник

К. Станиславский

  

8. Государственному оперному театру им. К. С. Станиславского

  

Москва, 20 января 1933 года

   В день моего семидесятилетия я получил от артистов театра теплое приветствие, поздравление и приглашение на чашку чаю.
   За приветствие -- искренне благодарю. Пирога съесть не позволяют, а чашку чаю выпью с удовольствием.
   Спасибо за память, тронут вниманием и искренно ценю их.

Любящий вас

К. Станиславский

  

9. У. И. Авранеку

  

19 апреля 1935 г.

   Дорогой Ульрих Осипович.
   Дирекция и коллектив Государственного оперного театра моего имени приносят Вам глубокую признательность за безвозмездную активную помощь в осуществлении постановки оперы "Кармен".
   Надеюсь, что Вы и впредь не откажетесь помочь театру моего имени своими ценными указаниями и советами в случае, надобности.
   Искренне Вас уважающий и благодарный
   народный артист Республики
                                                    К. Станиславский
  

10. Государственному оперному театру им. К. С. Станиславского

  

31 декабря 1937 г.

   Вот мои пожелания к Новому году: верьте, надейтесь, твердо идите к цели создания образцового театра на новых основах. Не сомневайтесь в победе.
   Всем шлю поздравления с Новым годом.

Станиславский К. С.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru