Стоюнина Мария Николаевна
Акт в женской гимназии Μ. Н. Стоюниной

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Актъ въ женской гимназіи Μ. Н. Стоюниной. Частная женская гимназія Μ. Н. Стоюниной празднуетъ ежегодно 24-го октября день своего основанія. Въ этотъ день бываетъ также и торжественный актъ; ученицы, окончившія курсъ, получаютъ свидѣтельства, и въ прошломъ, 1893 году, выданы были такія свидѣтельства объ окончанія VII класса 14-ти ученицамъ, а объ окончаніи VIII класса -- 10-ти ученицамъ. На этомъ же актѣ Π. Ѳ. Каптеревъ сказалъ рѣчь, въ которой сравнилъ человѣческое общество съ чрезвычайно высокимъ зданіемъ, которое строится на весьма шаткомъ основаніи, затѣмъ постепенно съуживается и на большой высотѣ заканчивается большою площадкой, какъ, напримѣръ, на египетскихъ пирамидахъ. Общество также покоится на очень широкомъ основаніи. Основаніе это представляетъ необъятная масса простого, сѣраго народа, надъ нимъ средніе классы общества, а вверху -- правящій, немногочисленный классъ, заканчивающійся однимъ верховнымъ правителемъ. Въ экономическомъ отношеніи наблюдается та же градація: внизу десятки и сотня милліоновъ бѣдняковъ, еле перебивающихся, а наверху -- нѣсколько богачей милліонеровъ.
   Въ дѣлѣ образованія существуетъ то же самое: въ самомъ ниву зданія малограмотная, некультурная масса, затѣмъ идутъ люди, получающіе элементарное образованіе, надъ ними уже меньшее число такихъ, которые получаютъ среднее образованіе, далѣе идутъ люди съ высшимъ образованіемъ и, наконецъ, на самомъ верху стоятъ немногіе истинные дѣятеля науки, служители разума. Основу того зданія, которое представляетъ собой человѣческое общество, составляетъ, слѣдовательно, сѣрая народная масса. Бѣдная и темная, она даетъ другимъ классамъ общества средства къ безбѣдному существованію и къ просвѣщенію и развитію своего ума.
   "Мы обязаны всѣмъ народнымъ массамъ,-- сказалъ Каптеревъ;-- онѣ комплектуютъ наши армія и флоты, онѣ даютъ средства на содержаніе внутренняго порядка и на все прочее. Почти всѣ государственные рессурсы, и людьми, и деньгами, почерпаются изъ народныхъ же массъ. Основы серьезнаго національнаго образованія лежатъ тамъ же, такъ какъ онѣ дѣлаютъ исторію, ими держится государство".
   Далѣе г. Каптеревъ указалъ на то, что истинное образованіе не можетъ быть создано помимо участія народа въ культурной работѣ. Только то образованіе, которое покоится на народныхъ основахъ, въ созданіи котораго участвовалъ народъ, можетъ быть прочно и благотворно для государства. Народъ долженъ создать почву для истиннаго, національнаго образованія. Если народъ мало культуренъ, если въ немъ мало распространено элементарное образованіе, онъ можетъ служить среднимъ и высшимъ классамъ только доставленіемъ имъ матеріальныхъ средствъ, но не дѣлиться съ ними своею духовною самобытностью и оригинальностью. Поэтому эти классы должны вдохновляться чужимъ геніемъ, одушевляться, иностраннымъ духомъ, и народу они часто кажутся чѣмъ-то чужимъ, полуиностраннымъ.
   И такъ, корень всего благосостоянія всѣхъ классовъ общества и государства лежитъ въ сѣрыхъ и темныхъ народныхъ массахъ и изъ нихъ черпаетъ матеріальныя и нравственныя силы. На каждомъ образованномъ человѣкѣ, который долженъ помнить, что онъ только листочекъ великаго народнаго дерева, лежитъ священная обязанность уплатить свой образовательный долгъ народу, на счетъ котораго онъ получилъ образованіе и соками котораго питался и существовалъ. Образованные люди пытаются всячески уплатить свой долгъ путемъ общественной дѣятельности, участіемъ въ разныхъ ученыхъ и благотворительныхъ обществахъ, устройствомъ школъ я стремленіемъ популяризовать науку. Но эта общественная дѣятельность образованныхъ людей мало касается народа, изъ нея извлекаютъ пользу по преимуществу лишь средніе круги, и народу приходится довольствоваться лишь косвенными результатами всей этой дѣятельности. "Образовательный долгъ народу,-- сказалъ Каптеревъ,-- вносится совсѣмъ не въ ту кассу, въ которую его слѣдуетъ вносить!"
   Чтобы уплатить этотъ долгъ народу, всѣ частныя лица должны помогать государству и церкви въ поддержкѣ существующихъ источниковъ просвѣщенія и открытіи новыхъ. Пусть каждый образованный человѣкъ на Руси, въ видѣ уплаты своего долга, обучитъ десять неграмотныхъ. На Руси такъ много необразованныхъ, что образованные долго еще будутъ счастливцами. "Помните,-- прибавилъ Каптеревъ,-- что гдѣ-то далеко отъ васъ, подъ вашими ногами, находится темная и суевѣрная народная масса, создавшая въ грустномъ сознаніи мудрое изрѣченіе: "ученье -- свѣтъ, неученье -- тьма". Заплатите свой долгъ лично народной массѣ и по чувству благодарности, я по сознанію своей зависимости отъ нея, ибо то зданіе не прочно, у котораго фундаментъ плохъ!"
   Въ заключеніе Каптеревъ выразилъ надежду, что тотъ маленькій домикъ, въ постройкѣ котораго участвуетъ гимназія, строится на каинѣ, а не на пескѣ, и ученицы этой гимназіи не словомъ, а дѣломъ, трудомъ во всѣхъ видахъ засвидѣтельствуютъ прочность его постройки.

"Міръ Божій", No 1, 1894

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru