Струве Петр Бернгардович
Полемические зигзаги и несвоевременная правда

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Национализм. Полемика 1909--1917
   М.: Модест Колеров, 2015. (Исследования по истории русской мысли. Том 18.)
   

Петр Струве

Полемические зигзаги и несвоевременная правда

   Моя статья "Интеллигенция и национальное лицо" вызвала ответную статью П. Н. Милюкова. К сожалению, в этой статье нет ни малейшего обсуждения вопроса по существу, есть лишь туманные психологические сближения и догадки, которые я должен отклонить, и столь же туманные социологические пророчества, в которые я не могу уверовать. "Национальное лицо", с которым, по моему мнению, "не пристало хитрить" и которое не следует "прятать", психологически сближается с лицом каких-то, очевидно, крайне правых изуверов, которых г. Милюков видел недавно на трибуне Гос. Думы.
   Впрочем, П. Н. Милюков только "боится", что "национальное лицо", о котором я говорю, "будет больше походить наизнанку", и затем успокаивает своих читателей словами, "конечно, нет", для того, чтобы в моем лице завинить какую-то часть русской интеллигенции в том, что она "в поте лица своего ищет экзотических формул и гоняется за экзотическими чувствами".
   "Аполитизм" такого "интеллигента последней формации непосредственно ведет его по наклонной плоскости эстетического национализма, быстро вырождающегося в настоящий племенной шовинизм", -- утверждает г. Милюков. Такими полемическими зигзагами П. Н. Милюков сперва успокаивает своих читателей и затем снова на их глазах сводит то "национальное лицо", о котором я говорил, с "искаженным и тоже больным почти лицом сумасшедшего и маньяка" каких-то думских изуверов. А в заключение "настроение", которым продиктована моя статья, объявляется "нездоровым национализмом", порожденным в "гнилой атмосфере общественной реакции", и относительно таких людей, как я, "слепо произносящих слова, реальный смысл которых они забыли или не знали", выражается надежда, что они, встретившись с "проекцией своих слов в живой действительности... лучше научатся взвешивать свои слова и понимать их общественное значение".
   Полемические зигзаги кончаются учительным словом.
   К сожалению, ни эти полемические зигзаги, ни венчающее их учительское слово не могут оказать на таких людей, как я, ни малейшего действия.
   Ибо прежде всего для меня ясен притянутый за волосы полемический смысл тех психологических сближений, которые делает почтенный П. Н. Милюков. Ведь когда он огульно осуждает всевозможные "искательства" -- эстетические, этические и философские, -- я вправе спросить: почему же, если эти искательства вообще столь вредоносны, газета "Речь" систематически преподносит их образчик своим читателям в статьях Дм. С. Мережковского? Я не виню в этом газету "Речь", ибо гораздо раньше эти "искательства" появлялись на страницах редактируемого мною журнала. Но я говорю об этом для того, чтобы показать, что в "нездоровом национализме", мною обнаруженном, ни при чем "искательства", о которых идет речь, и что по существу вопроса подобное сближение ничего не говорит.
   Далее, когда меня пугают "проекцией" моих слов в "живой действительности", я совсем не пугаюсь. Просто это не аргумент. Ибо так "аграрную программу" партии народной свободы можно опровергнуть ее предполагаемой "проекцией" в виде или всеобщего земельного поравнения, или даже аграрных погромов. И сколько раз мы встречались с тем, что наши взгляды не опровергались по существу, а полемически ставились на очную ставку с такой их "проекцией". Повторяю, это не аргумент в рассуждении по существу, а психологический прием в полемике.
   И когда я писал свою статью, я, конечно не "слепо произносил" слова, а хорошо понимал их "общественное значение" и улавливал, какие "проекции" пожелают им дать.
   Итак -- увы! -- мой оппонент ничего не сказал по существу поднятого вопроса. Пожалуй, больше его сказала или по крайней мере откровеннее высказалась "Наша Газета", недоуменно воскликнувшая: "Своевременно ли?"
   В самом деле, своевременно ли говорить о "национальном лице" и делать те выводы, которые я сделал?
   Как ни велика мудрость, заключающаяся в этом вопросе, я ею воспользоваться не могу, ибо я уже совершил "несвоевременный" поступок. И потому я постараюсь вкратце еще раз подчеркнуть свою мысль или, вернее, некоторые выводы из нее.
   К национальным вопросам в настоящее время прикрепляются сильные, подчас бурные чувства. Чувства эти, поскольку они являются выражением сознания своей национальной личности, вполне законны, и принципиальное их подавление и угашение есть глубокая ошибка и великое уродство.
   Такое угашение загоняет эти чувства внутрь, и они могут тогда вырываться наружу действительно в искаженном и изуродованном виде и производить настоящие опустошения. Разумное решение вопросов права этим угашением национального чувства не только не облегчается, а, наоборот, затрудняется.
   Раз с такой щедростью пускаются вход варварские слова с греческим отрицанием "а" и раз пошел рядом с "аполитизмом", выдуманным, кажется, С. Н. Прокоповичем, гулять по русской печати "асемитизм", то да позволено мне будет высказать, что этот самый ужасный "асемитизм" -- гораздо более благоприятная почва для правового решения еврейского вопроса, чем безысходный бой, мертвая схватка "антисемитизма" с "филосемитизмом".
   Ни одна нерусская национальность не нуждается в том, и не требует того, чтобы все русские ее непременно любили, еще менее в том, чтобы они притворялись любящими ее. И, право, "асемитизм", сочетаемый с ясным и трезвым пониманием известных моральных и политических принципов и вытекающих из этих принципов государственных необходимостей, гораздо более нужен и полезен нашим еврейским согражданам, чем сентиментально-дряблый "филосемитизм", не говоря уже о "филосемитизме" вынужденном или стимулированном.
   И далее. Я полагаю, евреям полезно увидеть открытое "национальное лицо" той части русского, конституционно и демократически настроенного общества, которая этим лицом обладает и им дорожит. И, напротив, для них совсем не полезно предаваться иллюзии, что такое лицо есть только у антисемитического изуверства. Вот почему, возвращаясь к вопросу, поставленному "Нашей Газетой", я скажу и этим закончу: правда в "национальном вопросе" своевременна, и "национальное лицо", о котором я заговорил, есть не медузова голова, а честное и доброе лицо русской национальности, без которой не простоит и "российское" государство.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Впервые: Слово. 1909. No 734. Переиздано автором в: Петр Струве. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. СПб., 1911. Переиздано также В. Н. Жуковым в: П. Б. Струве. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. Печатается по сборнику.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru