Сумароков Александр Петрович
Слово о любви ко ближнему

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ

ВСѢХЪ

СОЧИНЕНIЙ

въ

СТИХАХЪ И ПРОЗѢ,

ПОКОЙНАГО

Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника, Ордена

Св. Анны Кавалера и Лейпцигскаго ученаго Собранія Члена,

АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА

СУМАРОКОВА.

Собраны и изданы

Въ удовольствіе Любителей Россійской Учености

Николаемъ Новиковымъ,

Членомъ

Вольнаго Россійскаго Собранія при Императорскомъ

Московскомъ университетѣ.

Изданіе Второе.

Часть II.

Въ МОСКВѢ.

Въ Университетской Типографіи у Н. Новикова,

1787 года.

http://az.lib.ru

  

СЛОВО
О любви ко ближнему.

  

Якоже хощете, да творятъ вамъ человѣцы, и вы творите имъ такожде.

   Въ сихъ заключается словахъ поручаемая намъ отъ Бога добродѣтель, и слово сіе еще важняе изрѣченія: чего не хощешъ ты себѣ, того не желай и другому. Похвально не желати ближнему нещастія; но еще похвальняе желати ему щастія: а еще похвальняе быти руководцемъ щастія ближнему. Симъ паче всего уподобляемся мы Богу; ибо Вышній ни о чемъ толико не пѣчется, какъ о нашемъ благоденствіи: наша на истиннѣ основанная польза, славы Создателя есть отрасль; ибо мы ради того созданы, дабы пользуяся жизнію своею прославляли Создавшаго насъ. И ежели будемъ мы разрушати благоденствіе ближняго; такъ симъ будемъ мы противиться намѣренію Вышняго, и стараться разрушити славу его. И хотя мы ущерба славѣ его и не учинимъ; однако толико же согрѣшимъ, какъ мы то исполнили, имѣвъ устремленіе противиться волѣ его и данной душамъ нашимъ совѣсти. О семъ пѣкутся намѣстники Божіи, носящія къ пользѣ рода человѣческаго вѣнцы и скипетры: о семъ пѣчется наша Всепресвѣтлѣйшая Вѣнценосица Великая ЕКАТЕРИНА, всѣми помышленіями Своими и всею Своею премудростію, благодѣтельствуя порученному Ей отъ Бога народу. Подражайте собранныя слышатели въ руководствѣ блаженства ближняго Великой нашей Монархинѣ! Подражайте сыны отечества добродѣтели Матери отечества! соглашайтеся съ намѣреніемъ Божіимъ и его Намѣстницы. Уподобляйтеся добродѣтелію сею Обладателю подсолнечныя! Уподобляйтеся добродѣтелію сею Обладательницѣ Россіи; да симъ подражаніемъ будемъ достойны имени подданныхъ Великой ЕКАТЕРИНѢ, и имени созданныхъ человѣковъ по образу и по подобію своего Создателя, дабы мы во временной жизни могли взирати безъ трепета ко правосудію Богомъ вѣнчанной Императрицы, и въ жизни вѣчной ко правосудію Божію; да симъ подражаніемъ будемъ достойны предстати предъ лице Монарше и предъ лице Божіе. Таковымъ подражаніемъ данное намъ на земли время препроведемъ мы безъ мучительнаго угрызенія совѣсти: безъ ужаса приближимся ко гробу, и безъ трепета услышимъ трубный гласъ, когда возвѣстится намъ второе на землю Божіе низшествіе. А что воскресеніе мертвымъ конечно будетъ, о томъ не можемъ сумнѣваться, хотя бы насъ и Священное Писаніе въ томъ не утверждало; ибо сходно ли то съ милосердіемъ Божіимъ, дабы насъ создати на одну пылинку вѣчности, и что бы мы для славы Божіей на самое краткое время изъ небытія въ бытіе вошли, и получивъ ненасытное желаніе пребывати, горькую вкусили смерть, и вѣчно въ небытіе возвратилися. Сіе не сходно бы было и съ ограниченнымъ милосердіемъ. Ежели же кто симъ попротивурѣчитъ, будто Богу не удобно было создати насъ вѣчными; такъ было ли бы то сходно со всемогуществомъ его? и такъ когда мы не вѣчны въ мирѣ семъ; такъ конечно есть другая жизнь, которая никогда не окончется. Что выше нашего понятія, то быть можетъ: а что противъ нашего понятія, того быть не можетъ; вѣчная наша жизнь есть выше нашего понятія, а вѣчная наша смерть есть противъ нашего понятія: а изъ сихъ едино непремѣнно быти должно; слѣдственно въ надеждѣ воскресенія и вѣчнаго съ Богомъ пребыванія не могли бы мы сумнѣваться, ежели бы мы и откровенія не имѣли. Надѣйтеся собранныя слышатели, надѣйтеся твердо и не сумнѣнно, что будетъ воскресеніе мертвыхъ, и слѣдственно и воздаяніе и наказаніе, и брегитеся день и ночь уготованныя злодѣямъ муки: а паче и того брегитеся, раздраженіемъ ближняго, раздражати Бога; кто только вѣчныя муки опасаяся убѣгаетъ беззаконія, не имѣя къ Богу любви, тотъ еще не усыновдяется Создателю своему. Сверьхъ того, не возможно ради единаго страха, исполняти волю Божію: и ежели кто симъ страхомъ не будетъ участникомъ злодѣянія; такъ будетъ участникомъ зломышленія, что хотя и меньше злодѣянія, но добродѣтелію никогда не нарѣчется: такой человѣкъ подобенъ окованному звѣрю не вредящему препятствіемъ оковъ. И тако должны мы не дѣлати ближнему зла, не для того, что за то вѣчная мука предписана, но для того, что мы повинуемся, очистивъ сердца наши, добродѣтели и любя Бога, любимъ и ближняго; приучивъ душу свою къ жалости и человѣколюбію. Не обижайте ближняго; обижая его, устремляетеся вы досаждати Богу, а не возмогши учинити ему зла обижая ближняго, злодѣйствуете себѣ того ради: Якоже хощете, да творятъ вамъ человѣцы; и вы творите имъ такожде. Не приучивъ души ко человѣколюбію, трудно то творити другимъ, чево мы себѣ желаемъ, и весьма то легко тому исполнити, кто любитъ Бога. Творите благо ближнему; а симъ благомъ содѣлаете благо Богу: а инаго блага мы ему учинить не можемъ. Кроме сего, какія дары мы ему принести можемъ? вся вселенная его и нѣтъ у насъ иныя Богу жертвы, кромѣ любви ко ближнему: сего единаго онъ отъ насъ требуетъ, и снабдивъ насъ свободою душъ, единаго сего отъ нея желаетъ. Весь законъ заключается по словамъ нашего Законодавца Христа Спасителя въ любви къ Богу и ближнему. А сіе исполнити не трудно и не ложны слова сіи: иго мое благо и бремя мое легко есть. Не тяжекъ намъ законъ нашъ, но тяжки намъ испорченныя наши сердца; такъ не законъ, но сердца наши исправленія требуютъ: а таковаго закона отъ начала мира ни гдѣ не бывало, гдѣ бы было предписано, обманывать, красть, грабить и убивать; ибо такой скаредный законъ былъ бы къ погубленію рода человѣческаго, а нашъ установленъ законъ ко блаженству человѣческаго рода. Сія вліянная въ насъ Богомъ искра, которую мы совѣстію называемъ, всегда злодѣянію прекословитъ: и сей дарованный намъ отъ Бога ко управленію жнтія нашего талантъ, купно доказываетъ и то, что есть и Богъ и то, что должна быти добродѣтель, и что есть и воздаяніе и наказаніе по смерти. Благоденствующій въ сей жизни злодѣй и злоденствующій праведникъ, безъ будущаго воздаянія и наказанія лишенны бы были правосудія: а того быть не можетъ; ибо есть Богъ: а о томъ, что есть Богъ, не сумнѣвается ни кто изъ человѣковъ чистосердечныхъ и благоразумныхъ. А сумнѣваются о немъ и не познаваютъ его только одни не просвѣщенныя умствователи, отторженныя злосердіемъ и коркою науки отъ добродѣтели и отъ естествевныя простоты, показующія намъ довольно бытіе Божіе, и не углубившіяся въ изслѣдованіе премудрости Божіей, уподобляяся мореплавателямъ, не видящимъ ни того брега, отъ котораго они отплыли, ни того, къ которому мчатся. А просвѣщенныя наукою люди, чемъ болѣе въ ней углубляются, тѣмъ болѣе ко утвержденію и наконецъ ко ясному о пребываніи и велвчествѣ Божіемъ приходятъ понятію. Не пустившіяся въ море отъ брега люди видятъ единый брегъ: достигшія другова брега люди знаютъ оба берега: а посреди водъ безъ кормила носимыя бурею не видятъ ни единаго брега, и заблуждаяся по глубинѣ морской, о перьвомъ брегѣ не мыслятъ, а другова не знаютъ, и плывя безъ кормила ждутъ сжеминутно своей погибели. Не странно ли, что безбожники беззаконствуютъ; то странно, что познавающіи Бога то же дѣлаютъ: а таковыхъ людей беззаконія всемогущаго Обладателя вселенныя еще больше раздражаютъ, познавающихъ Бога ради того единаго, чтобы его прогнѣвлять, уподобляяся діяволу и ангеламъ его; ибо и они знаютъ о величествѣ Божіемъ. Извиняются злодѣи сими словами: единъ Богъ безъ грѣха; но здѣсь не о согрѣшеніяхъ нашихъ рѣчь, но о погубляющихъ ближняго нашихъ беззаконіяхъ, и что многія творятъ людямъ то, чево они себѣ не желаютъ. Разбойники убиваютъ; тати окрадываютъ; хотятъ ли они того себѣ? Сіи злодѣянія очень ясны; но не ясны они тогда, когда они въ пущей своей важности, пріемля и другой цвѣтъ и отъ того и другое названіе, претящее намъ по ослѣпленію самолюбіемъ, разсмотрѣти то, что мы дѣлаемъ. Убіеніе и оскорбленіе добродѣтели, и лишенія жизни зляе еще, а особливо зляе еще тогда, когда оное нѣкіимъ притяженіемъ исполняется. Проповѣдующій безбожіе и сѣя беззаконіе гнусный и лишенный и здраваго разсудка и добродѣтели всеминутно изобличаемый совѣстію Атеистъ, или невѣжу или младаго человѣка ко своему притянувъ на единомъ бездѣльствѣ основанному мнѣнію, болѣе еще согрѣшаетъ, нежели мучитель, принуждающій человѣка отрещися истиннаго Бога, и влечетъ бѣднаго человѣка ко злодѣянію собственнымъ онаго человѣка соизволѣніемъ, и свою обиду и ево по раскаяніи горесть увеличивая. Таковый проповѣдникъ омрачаетъ совѣсть ученика своего, и приводитъ ево на пути развращенія, къ оскорбленію ближнему; но хочетъ ли онъ отъ таковаго развращеиія оскорбленія себѣ? А не редко въ другихъ обманахъ во лжесвидѣтели зовутъ безсовѣстныя законопреступники и самаго Бога; что тяжче сего злодѣянія? и что большаго достойно наказанія? Не вѣрити что есть Богъ, и основываяся на таковыхъ развращенныхъ мысляхъ, быти злодѣемъ, почитая ложное свое мнѣніе истиннымъ, и приводити другихъ ко мерзкой своей мысли, есть пагубно: а вѣрити тому что есть Богъ, и обманывати человъка, есть еще пагубняе. Уговаривающіяся, продающія, и во всякія вступая обязательства, давая Бога порукою, не редко сего призваннаго великаго поруку оставляютъ; но могутъ ли таковыя злодѣи называться тварію созданною къ чести своего Создателя, толикое учиняя Создателю своему воздаяніе? А приводящія подъ видомъ добродѣтельныхъ человѣковъ на развращенныя ближняго дѣла лицемѣря и свидѣтелемъ призывая Бога сще и сихъ хуже. Горе человѣку, имъ же соблазнъ приходитъ: Горе тѣмъ, которы въ соблазнѣ образцемъ бываютъ; но тѣмъ еще и зляе будетъ, которыя въ соблазнѣ руководствуютъ, и зляе всѣхъ тѣмъ, которыя руководствуя въ ономъ утверждаютъ рѣчи свои и обѣщанія клятвами и свидѣтельствомъ самаго Бога. А Богъ насъ конечно къ чести своей и къ пользѣ нашей создалъ. Но польза ли то мнѣ, когда я погубляю свою душу. Аще кто и весь миръ приобрящетъ, но душу свою осквернитъ, ничто есть. Не прикасайтеся чести, жизни и имѣнію ближняго: и мало еще того; но соблюдайте честь, жизнь и имѣніе ближняго: тогда вы исполните сіе: яко же хощете да творятъ вамъ человѣцы; и вы творите имъ такожде. Симъ будете вы любезны Богу, и будете сопричастник.ами его радости. Великій Боже! вкорени сіе Евангельское слово въ сердца слышателей и да не погибнетъ сіе имъ мое поминовеиіе по изшествіи ихъ изъ храма твоего, но да будетъ имъ памятно во всѣ дни живота ихъ, и да безъ трепета престанутъ предъ лице твое, и съ тобою будутъ наслаждаться неизреченнымъ веселіемъ, во вѣки вѣковъ.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru