Свенцицкий Валентин Павлович
Смертная казнь и Дума
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1906
Обновлено: 13/08/2016. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Политика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
-----------------
Публикуется по: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905-1908 / Сост., послесл., коммент. С. В. Черткова. М., 2011. С. 308-311.
-----------------
Ужасные слова перестают быть ужасными, когда к ним привыкают. Привыкнуть к слову -- это значит воспринимать звук, общий смысл, но не заполнять его всей полнотой содержания. Отупеть, бессильной душой скользить по поверхности понятия, не переживать душой
жизненный
смысл его. Таких слов много: "голод, тюрьма, убийство, смертная казнь"...
1
Нет сил человеческих, каждый раз говоря "казнь", шаг за шагом воскрешать в душе подлинный смысл этого слова: беспомощность, жажду жизни, грубое насилие, белый мешок, петлю, схватывающую за горло, представителей власти, пастыря с крестом, мёртвую тишину, низкое, жестокое, кощунственное дело... И душа обывателя привыкает: нет сил исходить кровью всегда, негодовать, плакать, содрогаться от ужаса. Но в казни есть нечто такое, что можно и должно переживать всегда: соблазн, идущий в мир
2
. И Дума, поскольку она, несмотря на всё своё несовершенство, выражает народную совесть, должна прекратить своей законодательной властью этот соблазн, отравляющий, разъедающий страну. Первым словом Думы должно быть: долой смертную казнь, -- без всяких оговорок, без всяких сроков, безусловно и навсегда!
Соблазн смертной казни -- это соблазн владычества смерти. Правительство, всякая государственная власть, как историческая сила, сложными и глубокими нитями связана с народной душой. По этим нитям, как по электрическим проводам, идут в народный организм творческие или разрушительные инстинкты, зло или правда, зараза или жизнь -- в зависимости от качества самой власти. Делая смертную казнь
законным
возмездием за проступки, правительство вливает отраву в душу народа, отраву
допустимости
насильственной смерти. Бессознательно народ впитывает в себя эту страшную идею, черта между жизнью и смертью почти стирается, и в то время, как раньше убить человека было чудовищным фактом, свершить который мог только тот, кто находился в состоянии полного духовного упадка, теперь убийство становится одним из самых надёжных и лёгких в нравственном отношении средств устранить ненужного человека. Убийство Герценштейна
3
, десятки самых зверских убийств, разбои средь бела дня -- словом, всё то, чем наполнены столбцы современных газет, -- всё это создано смертною казнью. Зарезать целую семью, чтобы украсть десять рублей, -- заурядный факт. Задушить человека, чтобы украсть его пиджак, -- теперь не чудовищное событие, а обычное содержание газетных известий.
Смертная казнь отравила народную душу допустимостью убийства, смертная казнь вызвала к жизни царство смерти, и народ с отвращением и ужасом видит, что духовное разложение его уже началось, он требует и должен требовать прекращения смертной казни, чтобы спасти себя от гибели, от полной и окончательной духовной смерти. Долго продолжаться так не может. Никакой народ не выдержит таких испытаний
4
. Смерть душит его своей холодной петлёй, хочет во власть виселицы отдать всю страну, разрушить окончательно границы между тем, что можно и чего нельзя.
Государственная дума обязана возвысить свой голос против безраздельной власти смерти. Она хочет
обно
в
лять
Россию, так пусть же прежде всего искоренит язву, отравляющую народ, пусть первыми словами её будет: смертная казнь отменяется
безусловно и навсегда
.
НЕ УБИЙ!
"В церкви шла утренняя литургия... во время пения Херувимской вдруг раздался громкий крик: "Ни с места! руки вверх!"... Из толпы выступило 10-12 человек. Дьякон бросился навстречу с воплем, но моментально был убит. Раздались ещё выстрелы, которыми были ранены две старушки-богаделки"...
"В Нарве убит Пельтцер. Обезумевшая толпа тащила Пельтцера к реке, избивая его камнями, и швырнула потом в воду".
В колониальном магазине экспроприатор ранил железнодорожного мастера Лихонина в живот и ухо. "Ожесточённая толпа в несколько сот человек догнала его и стала избивать одного человека; тело его вскоре представляло одну сплошную кровавую массу; убитый был растерзан в клочки".
Убит московский городской инженер Кребс
5
. Когда он прошёл токарную мастерскую, раздался выстрел. "Покойный схватился рукою за грудь с левой стороны, сделал несколько шагов, затем упал и ударился головой о железную ось вагона, но поднялся, прошёл до конторы и, сказав "Меня убили!", -- тут же упал и через две минуты скончался".
В Петербурге убиты инженеры Берс и Нюберг
6
, убийство признано комитетом безработных "бессмысленным и жестоким"...
В Воронеже убита учительница Попова.
Смерть, смерть, смерть!
Нервы привыкли. В газетах новый отдел "Убийства". Чудовище железным кольцом охватило русскую жизнь. Уж это не
революция
-- это
разл
о
жение
.
Пусть правительство виновато, пусть оно, узаконив смертную казнь, развратило сознание народа. Пусть -- всё так! Но оставим искать виновных, жизнь превращается в тупой, бессмысленный кошмар. Духовное разложение налицо. Бессмысленные, ненужные, зверские убийства -- вот они, грозные признаки того проклятого яда, которым веками отравлялся русский народ.
Не убий! Много тысяч лет назад торжественно и властно прогремели эти великие слова над вселенной.
И вот теперь, в XX веке, стирается черта, за которую могли заходить только безнадёжные злодеи, убийство становится "происшествием", лёгким "способом" мести, "средством" избавиться от врага!
Пусть нервы привыкли к крови, они не могут привыкнуть к тому ужасу, который незаметно подкрадывается к нам и грозит жизнь превратить в бессмысленный кровавый хаос.
Нет слов выразить всё, что внушают ежедневные газетные столбцы, превратившиеся давно уже в скорбные листы.
Должен же откуда-нибудь раздаться голос, который сказал бы, как некогда, божественные слова, не во имя политики, не во имя теоретической морали, не во имя партийных требований, а во имя любви, правды, истины, сказал бы с правом и властью: не убий!
не убий! не убий!
Мы ждём его. Господи, пошли нам его.
КОММЕНТАРИИ
1
Ср.: "Возвести убийство в закон, придать ему всю нравственную силу законного правосудного деяния, окружить его ореолом святой бесстрастной правды и чрез такую санкцию закона развязать человеческую совесть и мирить её с убийством, -- наконец совершать это убийство с холодною правильностью, создав для того особое звание "убийц"... Нет, такое учреждение есть позор всему человечеству, позор ненужный, и ничем оправдано быть не может... Строго говоря, человеку и не подлежит суд над человеками, а он (или общество) имеет право только ограждать себя от злых последствий преступного действия, от повторения злых деяний и содействовать исправлению падшего человека... Тем большую ответственность налагает на судей смертная казнь, отнимающая у человека то, что не человеком ему дано, чего возвратить ему люди не властны, на что имеет неотъемлемое право всяк живый -- жизнь" (
Аксаков И.
Указ. соч. С. 422-423).
2
Мф. 18, 7. С. Н. Булгаков с думской трибуны определял: "Прежде всего это грех -- религиозное преступление".
3
Герценштейн
Михаил Яковлевич (1859--1906) -- экономист, публицист, общественный деятель. Приват-доцент Импрераторского московского университета, член I Государственной думы, идеолог кадетской партии по аграрному вопросу, защитник мелкого крестьянского землевладения. Убит членами "Союза русского народа".
4
Поставленный Свенцицким диагноз состояния общества полностью подтвердился, и в 1917 г. страшное пророчество сбылось.
5
Заведующий трамвайными мастерскими Миусского парка инженер Ф. Ф. Кребс, пытавшийся привить рабочим немецкую дисциплину труда, был убит 22 мая 1907 г. Построенный в 1930-х гг. на Лесной ул. Москвы Дом культуры носит имя убийцы.
6
Один из самых наглых в то время терактов: 19 мая 1907 г. эсерами-максималистами среди бела дня и в толпе были застрелены заведовавшие общественными работами в Галерной Гавани инженеры путей сообщения В. А. Берс (брат С. А. Толстой) и Д. В. Нюберг.
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1906
Обновлено: 13/08/2016. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Политика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.