Свенцицкий Валентин Павлович
Религия и жизнь
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1906
Обновлено: 14/06/2016. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Программная статья.
--------------------
Публикуется по: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905-1908. М., 2011. С. 509-512.
--------------------
От веры, от учения Господня
Вы отделили жизнь,
И в ней никто христианином
Быть уж не берётся.
Г. Ибсен "Бранд"
Религия и жизнь -- два начала, которые по самой природе своей стихийно стремятся одно к другому: религия без жизни -- мёртвая религия; жизнь без религии -- мёртвая жизнь. Подлинная правда Христова только там, где религия и жизнь соединяются вместе.
Зло мира всегда с величайшим напряжением стремилось разорвать связь этих двух великих начал, положить между ними бездонную пропасть, разжечь непримиримую вражду. Ибо религия и жизнь, слившиеся друг с другом, непобедимы для зла. Для того чтобы победить жизнь, необходимо оторвать от неё религию. Для того чтобы победить религию, необходимо оторвать от неё жизнь.
Вот почему история мира, в конце концов, есть история слияния религии и жизни, или точнее, стремления к этому слиянию. То близко-близко подходя своею жизнью к религии, то безнадёжно от неё отрываясь, человечество изведало все ужасы разрыва религии и жизни. В эпохи великих религиозных движений религия и жизнь со стихийною силой стремились друг к другу, в эпохи упадка снова разверзалась пропасть, и снова задыхалось человечество без религии, а религия гасла, не питаемая жизнью, как огонь без воздуха.
Ни в ком так цельно, так абсолютно не соединялась религия и жизнь, как в личности Богочеловека. Христос был живым свидетельством против злых сил, разрывавших религию и жизнь. Зло для торжества своего должно было разделить религию и жизнь в самом Иисусе Христе, а это значило разделить в Нём естество Божеское и человеческое.
И действительно, религиозное сознание первых веков христианства искушается страшными искушениями, которые достигают своего высшего напряжения в ересях Ария, Евтихия, Нестория и др.
Но борьба против истины,
лицом к лицу
, оказалась для зла не под силу. Слишком сильна была религиозная
жизнь
, чтобы можно было извратить религиозное сознание даже такими соблазнительными своей "очевидностью" истинами, как арианство со всеми его разновидностями.
В эпоху первых веков христианства религиозная жизнь горела ярким пророческим пламенем; в эпоху, когда учение Христа выливалось в форму догматов, она горела ровным ярким светом. Вот почему у Церкви хватило сил сказать своё "неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно"
1
, и таким образом отбросить врага, который хотел отравить самый
источник
стихийного стремления религии и жизни к воссоединению, который хотел одним ударом рассечь их навсегда.
Истина восторжествовала: ереси в области
догматич
е
ской
были отвергнуты.
Но зло не было уничтожено.
Оно ушло глубоко, под самые корни религиозной жизни, и там принялось за свою страшную работу, медленную, незаметную, но упорную и разрушительную.
Оно не смогло победить человеческое
сознание
-- и стало отравлять человеческую
волю
. Оно не смогло разделить два естества в Христе
догматически
-- и стало раздирать безжалостно и безбожно Того же Христа в
жизни
.
Ереси Евтихия и Нестория были побеждены, но не убиты. Долгие века подпочвенной работы сделали её могущественнее, чем когда бы то ни было. И наконец, в наше время она открыто и властно заявила о себе.
"Торжествующая ересь" наших дней уже не говорит, что в Христе два отдельных естества: Божеское и человеческое, -- она говорит то же, но другими и ещё более страшными словами: религия -- христианство, Евангелие -- не могут теперь же осуществляться в жизни, это лишь идеал. Религия и жизнь несовместимы. Попытки совместить их -- "максимализм", "гордость", "брандовщина". Жизнь -- тварь, она не может слиться с религией -- Христом!
2
"Торжествующая ересь" уже не пытается бороться с
догматами
. К чему? Когда догматы и так стали безжизненными словами и когда уже побеждена самая жизнь. Представители "торжествующей ереси" не стремятся разделить в
Христе
двух естеств потому, что они "от веры от учения Господня отделили жизнь, и в ней никто христианином быть уж не берётся".
Наша задача -- задача всей жизни -- бороться с этой страшной торжествующей ересью.
Мы сознаём, что борьба эта прежде всего должна быть индивидуальной, личной, у каждого в его душе. Религия и жизнь, Бог и человек должны слиться прежде всего в душе каждого из нас. В этой индивидуальной задаче у каждого свой индивидуальный путь. Одному необходимо идти в пустыню и там в уединении, в самоотречении, в созерцании -- воскрешать в душе своей мечом страшной ереси рассечённого Христа; другому надо идти в мир, в самую гущу отравленной жизни. Одному монастырь, другому торжище.
Мы знаем, мы чувствуем всю сложность, всю бездонную глубину той пропасти, которую должен преодолеть каждый человек, всю тяжесть вины каждого и перед собой, и перед другими, -- но всё же по мере сил своих будем служить делу Христову.
И деятельность Синода, поскольку она разрывает религию и жизнь; и современные архипастыри, вместо исполнения заповеди Христа быть всем слугою, не брать ни серебра, ни лишних одежд превратившиеся в светских "владык" на четвёрке лошадей; и священники, ставшие из "пастырей" чиновниками для ведения церковных книг и отправления по закону обязательных таинств; и миряне, вместо "членов Церкви" оказавшиеся в роли равнодушных наблюдателей и судей, -- всё встретит в нас самое беспощадное обличение
3
.
"Религия и жизнь" не может заменить собой проповеди в настоящем смысле этого слова. Никто из нас не чувствует права на эту проповедь.
Как литературное предприятие -- оно имеет свои скромные цели. По мере сил своих, всюду, под какими бы покровами ни скрывалась торжествующая ересь, -- вскрывать её настоящую природу; поскольку пережито и передумано нами самими -- разрабатывать вопросы христианской общественности, т. е. вопросы, связанные с той областью, в которой глубже всего разделена религия и жизнь.
Мы будем стараться говорить только в меру своего действительного понимания, веры и чувства, мы не постыдимся прямо и открыто сказать, как мало ещё знаем сами. Но что знаем, что пережили, всеми силами своей души хотели бы передать и другим.
Пусть мы не имеем "власти" истинного проповедника, пусть сами мы далеко ещё не выбились из-под гнёта торжествующей ереси, пусть -- тем с большим негодованием мы будем обличать её.
Жизнь, оторванная от религии, превращается в хаос, в ней нет даже того единства и правды, которая была в язычестве. Религия без жизни становится ханжеством, лицемерием, кощунством -- и не имеет даже той красоты и силы, которая была в язычестве.
Мы мучительно чувствуем разлад жизни и религии и хотели бы только одного: перед
а
ть эти муки всем, а тех, кто мучится так же, как и мы, -- призываем к совместной работе Господней, к совместной борьбе с торжествующей ересью
4
.
Ибо мы не хотим ни безжизненной религии, ни безрелигиозной жизни!
КОММЕНТАРИИ
1
Цитируется догмат, утверждённый на IV Вселенском Соборе в борьбе с ересями Евтихия и Нестория.
2
Ср.: "Они назвали Его Богом и Его Книгу -- Божественной. Эту книгу они облачили в дорогие одежды и положили на своих престолах... Но в глубине души своей они не верят этой Книге. Они между этой Книгой и своей жизнью воздвигли непроницаемую стену. Они думают -- и это не они, а мы, -- и мы думаем, что эта Книга -- преувеличение, что в нашей жизни её заветов выполнить до конца нельзя. Надо сначала острие евангельского меча, этого страшного обоюдоострого меча, притупить, чтобы мы могли принять его" (
Анатолий Жураковский
, свящ. "Мы должны всё претерпеть ради Христа..." М., 2008. С. 229-230).
3
Ср.: "Лжепророки льстят преступлениям соотечественников, тем самым ещё дальше отгоняя от них всякое благо. А истинные пророки идут наперекор всякому беззаконию в народе. Принося добро, они публично обличают любой грех, стремясь вместить в душу народа благо, подаваемое Богом" (
Николай Сербский
, свт. О Боге и людях. М., 2006. С. 55).
4
Ср.: "Главная цель и есть -- стереть мертвящие грани между "жизнью" и "религией", узнать ближе тех, кто рядом стоит в храме каждую Литургию, научиться говорить друг с другом, любить и видеть Христа -- в другом. Это -- прежде всего. Нельзя "спасаться" в вакууме" (
Солженицына Н. Д.
Дневники изгнания. 1975-1993).
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1906
Обновлено: 14/06/2016. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.