Павлова М. М.
Свенцицкий и Мережковские
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Павлова М. М.
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 2023
Обновлено: 06/06/2023. 38k.
Статистика.
Статья
:
История
Об авторе
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
--------------------
Публикуется по: Русская литература. 2023. 2. С. 191-198.
--------------------
ПИСЬМА
В.
П. СВЕНЦИЦКОГО
К
Д.
С.
МЕРЕЖКОВСКОМУ И
З.
Н. ГИППИУС
Письма Валентина Павловича Свенцицкого (1881-1931) -- активного церковного публициста предреволюционной эпохи, одного из создателей и идеологов союза "Христианское братство борьбы" (1905-1908; далее -- ХББ)
1
, писателя-проповедника, к Д. С. Мережковскому и З. Н. Гиппиус извлечены из архива Мережковских, хранящегося в Центре русской культуры Амхерста (США). Они относятся к периоду первой парижской эмиграции Мережковских (1906-1908)
2
и, очевидно, являются фрагментом двухсторонней переписки, в своей основной и более пространной части утраченной.
История "Христианского братства борьбы" основательно изучена как в поле газетно-журнальной полемики, так и в контексте личной переписки участников религиозно-философского и общественно-политического движений начала ХХ века -- "Взыскующие Града" и "Нашедшие Град"
3
.
В настоящее время в распоряжении исследователей имеется одно письмо Мережковского к Свенцицкому -- от 25 ноября 1908 года
4
. Судя по указанному в публикации шифру, текст воспроизведён по выписке из перлюстрированного письма
5
, каковые изготавливались для полицейских отчетов. (Свенцицкий значился в списках полицейского управления с 1905 года, его неоднократно привлекали к следствию за издание революционных листовок, воззваний, брошюр ХББ
6
. Переписка Мережковских после отъезда из России также перлюстрировалась
7
.)
Новонайденные письма Свенцицкого к Мережковским отчасти восполняют имеющуюся лакуну и позволяют внести некоторые акценты в историю личных взаимоотношений корреспондентов.
Первая встреча студента Свенцицкого с автором трилогии "Христос и Антихрист" состоялась в январе 1905 года. Появление "неистовых москвичей" Свенцицкого и В. Ф. Эрна
8
в квартире Мережковских в доме Мурузи (Литейный пр., д. 24) отражено в мемуарах Андрея Белого, в те дни находившегося в Петербурге. Он был знаком с "ходоками" по московским студенческим кружкам, все трое учились на историко-филологическом факультете Университета, участвовали в работе кружка по изучению В. Соловьёва и еще одного, собиравшегося на квартире П. И. Астрова (заявившего о себе выпуском двух литературно-философских сборников -- "Свободная совесть")
9
.
"В это время, -- вспоминал Белый в "Начале века" (второй части мемуарной трилогии), -- совсем неожиданно к Мережковским явились Свенцицкий и Эрн; оба только что приехали из Москвы с проектами обращенья к Синоду от группы церковников, желающих заклеймить синодальное оправданье расстрелов: Д. С. Мережковский, А. В. Карташёв
1
0
и Д. В. Философов впервые познакомились тогда с молодыми людьми (я их знал прежде); Волжский
1
1
восторженно заявлял: появились-де "религиозные радикалы"" и т. д.
1
2
Со слов Белого, "Свентицкий хотел самолично явиться в Синод, чтобы бросить эту духовную бомбу в "отцов"", однако его проект, "со всех позиций разобранный, был отклонен А. В. Карташёвым, Д. В. Философовым как героизм совершенно бесцельный и вредный, срывающий подготовление к борьбе"
1
3
.
3 февраля 1906 года Свенцицкий, бывший свидетелем жестокого подавления в Москве Декабрьского вооружённого восстания, опубликовал в журнале "Полярная звезда" "Открытое обращение верующего к Православной Церкви" (оно начиналось словами "Я не могу молчать"), с призывом осудить кровопролитие, "возвысить свой голос и призвать сынов своих к покаянию" (наложить покаяние на московского генерал-губернатора Дубасова, "который был главным руководителем совершаемых злодейств, а равно и на всех тех, проливших кровь, кто именует себя христианами. Если же покаяние они отвергнут -- отлучить от Церкви")
1
4
.
Одновременно появляется текст "Воззвание к Церкви"
1
5
, очевидно составленный Мережковскими, Философовым и Карташёвым в те же декабрьские дни 1905 года
1
6
(ответ на отмену свобод, дарованных царским Манифестом 17 октября, жестокое подавление московского восстания, усиление полицейских репрессий и попустительство со стороны власти еврейским погромам, расстрелам и казням). Они призывали иерархов прекратить в храмах возношение молитв за царя и царствующий дом; возносить молитву за освобождение народа; разрешить войско от присяги царю; объявить Синод лишённым канонических прав, немедленно созвать Собор, который явился бы истинным и полномочным представителем Церкви перед народом и т. д.
1
7
По заключению С. В. Черткова, "идеи Братства были радикализированы Мережковским, причём совсем не в христианском духе"
1
8
.
В феврале 1906 года Мережковские и Философов на два с половиной года уезжают во Францию. Одной из первоочередных задач, намеченных "тройственным союзом" перед отъездом, было издание коллективного сборника "Меч", посвящённого вопросам религиозной общественности и религиозному оправданию революции. К участию были приглашены близкие по духу авторы и "идеалисты" -- сотрудники бывшего "Нового пути" (ноябрь 1902-1904) и сменивших его "Вопросов жизни" (1905), разделявшие идеи "нового религиозного сознания": В. В. Розанов, Н. М. Минский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. С. Глинка-Волжский, П. А. Флоренский, Л. Шестов, А. Белый, Вяч. Иванов и др. (В процессе подготовки издания состав участников расширился, в результате было принято решение поделить материал на две книги -- "Самодержавие и русская революция" и "Анархия и теократия", из которых вышла в свет только первая -- "Царь и революция", с участием самих инициаторов сборника
1
9
.)
Однако ни Свенцицкий, ни Эрн, несмотря на их политический радикализм, в сборник приглашены не были. В глазах Мережковских и их литературных соратников "неистовые москвичи" были ортодоксами-анахоретами, романтиками, чаявшими обновления церковной жизни по образу и подобию первых веков христианства, а не на пути разрыва с "исторической церковью", спаянной с самодержавием. (Колоритную характеристику ХББ дал П. П. Перцов в письме к В. В. Розанову от 21 января 1908 года: "Это какие-то "братчики", либеральные хоругвеносцы, свободомыслящие церковные старосты. Они сливают несливаемое. Критикуют церковь, но не понимают её корней. Хотят обновления без разрушения"
20
.)
Противостояние сторон нашло отражение в журнально-газетной полемике на страницах еженедельника "Век" и "Церковного обновления" (приложение к "Веку")
21
и др.
Позиция ХББ отчётливо сформулирована в статье Свенцицкого "Революция или бунт?" (1908): "Разница наша не в том, что мы заботливые инженеры, реформаторы, а Д. С. Мережковский -- проповедник переворота, а в том, что он проповедник бунта. / Он хочет создать "Новую Церковь", "Церковь Троицы", "Церковь Иоаннову", в которую взошла бы вся правда Церкви Христовой, весь второй завет с Сыном и правда нового завета -- с Духом Святым, -- и как первое условие, как в своём роде свидетельство о благонадёжности, для входа в эту новую церковь требуется свидетельство "о неговении". / Это уже не революция, это бунт, религиозная пугачёвщина. Революция рождается изнутри, а не сваливается с неба. Она есть одно из звеньев последовательного хода истории. <...> / Мережковский спрашивает: "Реформация или революция?" Нет: революция или бунт? Коренной переворот из недр православной стихии или пугачёвский набег из вольных степей? Да, ответим мы: революция, а не бунт. Переворот, а не погром!"
22
Публикуемые письма, вопреки инерции ожидания, напрямую не касаются вопросов христианской политики и полемики. Они носят личный характер, причём два из них свидетельствуют о глубоком внутреннем кризисе, переживаемом Свенцицким, в состоянии которого он доверительно обращается за поддержкой к Мережковским.
Все четыре письма (три к Мережковскому и одно к Гиппиус) не датированы. Полагаясь на документальные публикации С. В. Черткова (своего рода "путеводитель" по творчеству Свенцицкого), их можно отнести ко второй половине 1907 года, первое -- вероятно, к августу, последнее -- к концу 1907-го.
Эти месяцы, как и следующее полугодие, были одним из наиболее драматических периодов в духовной биографии и личной жизни Свенцицкого. 9 (22) августа 1907 года Д. В. Философов сообщал Белому: "Сегодня Дм. Серг. получил очень страшное письмо от Свенцицкого. Свенц. извещает, что он идёт в монастырь. Жутко как-то стало"
23
. Об этом же в октябре 1907 года сообщала Мережковским (со слов Карташёва) Т. Н. Гиппиус: "Свенцицкий мучится какой-то медиумической силой в себе, не находит места и думает: и в монастыре не скрыться"
24
.
4 ноября после встречи с Андреем Белым, приехавшим из Москвы, она писала сестре: "Рассказывал о Свенцицком, он в бунте, на собрании
25
были: Свенц<ицкий>, Ельчанинов
26
, Булгаков, Боря, Эрн -- Свенц<ицкий> был в злобном возбуждении, спрашивал у Эрна, Булгакова и Бори -- на каком основании Булгаков приним<ает> Ц<ерковь> целиком, Эрна на каком основ<ании> имеет право часть вычеркивать, а Боря -- всё отрицать. Ельчанинов потом Кар<таш>ову <так!> рассказывал, что было очень трудно ему отвечать, п<отому> ч<то> он был возбуждён и зол и требовал ответа. Что-то переживает, м<ожет> б<ыть> отрицает Ц<ерковь> -- как Боря говорил. Трудно заключить что-либо определённое, по отрывочным сведениям. Ясно одно, что какой-то бунт, с Эрном расходится всё. Пишу после: очень важное Боря случайно сообщил, что Свенцицкий Дмитрия хотел страшно, отрекался от историч<еской> церкви. Рыдал, говорил -- вот бы Дм<итрия> Серг<еевича>!
Общество московское -- Боря говорит -- говорильня со слезой. Дам миллион: умиляться ходят Свенцицким. Разница: на Бальмонте дамы в шляпках и с причёсками, а на Свенцицком дамы в очках и без причёсок. "Так лучше же дамы с причёсками". Зрелище -- то же самое"
27
.
Летом 1907 года Свенцицкий завершил работу над романом "Антихрист (Записки странного человека)"
28
. 2 августа он извещал А. С. Глинку: "Я кончил своего "Антихриста" и, кончив, понял, что, каковы бы ни были его литературные недостатки, я должен предать его гласности. Мне посчастливилось, и Ефимов
29
согласился издать его. К 15 сентября он выйдет. <...> Я как к ребёнку-калеке мучительно привязан к своему Антихристу. Он до сих пор со мной -- в сердце моём, в душе моей, но уже совсем по-другому. Я "нянчаю" его, ухаживаю за ним, убаюкиваю его -- моего родного бесценного страдальца"
30
.
В ноябре первое издание романа было отпечатано, Свенцицкий посылает книгу Мережковским с просьбой написать рецензию (см. письмо 3 и прим. к нему). Мережковский отмалчивается. Гиппиус публикует в "Русской мысли" (1908. 2) под рубрикой "Из дневника журналиста" статью "Острая точка", в которой в контексте размышлений о проблемах современной молодёжи даёт в целом одобрительно-снисходительную оценку романа. Однако её рецензия не могла не задеть самолюбие Свенцицкого содержащимся в ней упрёком в инфантилизме и ординарности переживаний главного героя (Гиппиус прочитала "Антихриста" как авторскую исповедь): "...самый обычный юноша, из десятка, а может быть, из тысячи... <...> сама книжка кричит об этом, каждая страница её -- лик не одного, а многих таких же, так же томящихся смертной тоской о себе, о своём "я", о котором, "если не решить, что оно такое -- жить нельзя" <...>. Однородное, схожее страдание у многих, хотя каждый из этих многих ещё одинок. Подлинное страдание у автора "Антихриста" <...>. И страдание воистину смертное. <...> Страданья, ошибки, борьба юного поколения нашего обращены к будущему, -- потому что это страданья живых людей и трепет живых мыслей"
31
.
Между тем роман, воспринятый как "человеческий документ"
32
, вызвал скандал. (10 июня 1908 года Н. А. Бердяев писал Эрну: "Его книга "Антихрист" произвела на меня очень тяжёлое, кошмарное впечатление. Многого я в Свенцицком не понимаю"
33
.) Образ главного героя (аморалиста) резко расходился с устоявшейся репутацией Свенцицкого. М. В. Вишняк, знавший его в юности, вспоминал о нем: "Излюбленными темами было изобличение любострастия, чревоугодия, стяжательства, карьеризма. Но и меньшие пороки, вроде невинного флирта или кокетства, хвастовства или честолюбия не избегали бичующего негодования и нападок нашего Савонаролы. <...> Мы -- и не только мы -- были свидетелями того, что Валентин не только проповедует воздержание, но и сам ведёт почти аскетическую жизнь. Просто, почти бедно одетый, он строго соблюдал все посты, раздавал нищим все деньги, которые были при нём. Постоянно нуждался. Жил почти в пустой каморке, не имел своего имущества, спал на твёрдом, не слишком опрятном ложе, над которым возвышался деревянный крест"
34
.
В дружеском кругу роман осудили, восприняли как акт саморазоблачения (по сути, он был опытом сублимации). П. А. Флоренский писал Свенцицкому 2 ноября 1907 года: "...насчёт "Антихриста" (кстати сказать, я очень негодую на Вас за выпуск его в свет, но сейчас не в этом дело). Нового он мне дал мало, т. е. я всё в вас чувствовал и видел из отдельных разговоров и т. д. Но мне думается, что Вы не замечали самого скверного -- книги. Говорю "скверного". Это неверно. Я не знаю, были или не были случаи, описанные в "Антихр<исте>", да и всё равно это. Если бы Вы под присягою показали мне, что всё это было, я ни на одну йоту не изменил бы своего отношения к Вам. Но мне не то тяжело, что это было (мало ли что бывает!), а то, что Вы носитесь с гадостью, словно любуетесь ею, и других соблазняете"
35
.
В ближайшие месяцы Свенцицкий оказывается в одиночестве, переживает разрыв с друзьями и единомышленниками (В. Ф. Эрном, П. А. Флоренским, А. В. Ельчаниновым, С. Н. Булгаковым, Д. Д. Галаниным
36
), осуждавшими его за поступки, несовместимые с духом христианства. На фоне зреющего скандала 14 февраля 1908 года Свенцицкий читает в Религиозно-философском обществе доклад "Мировое значение аскетического христианства"
37
.
Мережковские были в курсе петербургских событий, они получали из России письма от литературных соратников и из дома -- от А. В. Карташёва и Т. Н. Гиппиус с рассказами о заседаниях Религиозно-философского общества, а также газеты с хроникой и отчётами заседаний. 6 марта 1908 года Гиппиус просила Розанова: "Напишите вы нам обстоятельно, что за реферат читал Савонарола-Свенцицкий? Неужели правда затвор рекомендовал? Да это всё равно что непрерывно кричать о том, что необходимо молчание! Иди в затвор сам первый -- и молчи. Не попалась ли вам его книжка недавняя -- "Антихрист"? Сделайте исключение, прочтите её: ручаюсь, что не раскаетесь! Это "исповедь", автобиография. Увидите, как интересно"
38
.
В июле 1908 года Мережковские вернулись в Россию, после лета, проведённого в Суйде (под Гатчиной), в сентябре они возобновили работу в Религиозно-философском обществе. Об их контактах со Свенцицким в эти месяцы сведения отсутствуют, однако они могли быть в курсе московских новостей через А. Белого, гостившего у них на даче в августе.
В ноябре 1908 года Свенцицкого исключили из МРФО по обвинению "в ряде действий, явно предосудительных" (рождение внебрачных дочерей
39
и присвоение денег из кассы еженедельника "Век", притом что он был одним из его пайщиков
40
; "за" проголосовали члены совета Эрн, Ельчанинов
41
и Булгаков), затем он был вынужден бежать из Москвы.
В упомянутом письме к Свенцицкому от 25 ноября 1908 года Мережковский выражал сочувствие в связи с его исключением из МРФО, в создании и работе которого он принимал горячее участие, будучи одним из инициаторов и членом совета общества. (Несогласие с решением МРФО по делу Свенцицкого выразил и Вяч. Иванов в письме к В. Эрну от 25 ноября 1908 года
42
.)
"Я слышал, что вас исключили из Религиозно-философского общества, -- писал ему Мережковский. -- Я не знаю тех поступков, за которые вас осудили. В газете я прочёл, что вы сами себя за них осуждаете
43
, а если это так, то никто не имеет права судить вас, кроме Церкви. Религиозно-философское общество не есть Церковь, и суда его над вами я не могу признать правильным. Каковы бы ни были ваши поступки, я ничем не лучше вас и в покаянии и прощении нуждаюсь не менее, чем вы. Я думаю, что вам теперь трудно и больно. Копию с этого письма я посылаю А. В. Ельчанинову, чтобы он сообщил его подписавшимся"
44
.
26 ноября Мережковские приехали в Москву для координации работы петербургского и московского Религиозно-философских обществ (6 декабря состоялось общее закрытое собрание, на котором Мережковский читал доклад "Борьба за догмат"
45
); они неоднократно встречались с Булгаковым и Эрном.
Друзья Свенцицкого отреагировали на несогласие Мережковского с решением МРФО, 12 декабря 1908 года С. Н. Булгаков сообщал А. С. Глинке (Волжскому): "Вы знаете, что Д. С. <Мережковский> написал было Св<енцицкому> письмо с изъяснениями в любви и смирении после нашего газетного письма. Здесь, когда им рассказали всё, они с нами согласились по существу (оговорки -- неважны) и решили, что его нельзя пускать в СПб Религиозно-философское общество. Но только la donna и mobile
46
, сами знаете, непреклонна из них только З. Н. <Гиппиус>, которая относится к Св<енцицкому> с холодным брезгливым презрением"
47
. Однако заключение Булгакова оказалось поспешным. В декабре Гиппиус писала Б. В. Савинкову: "...грандиозный скандал со Свенцицким потряс "христианскую" Москву (Булг<аков>, Эрн), но все же мы не на стороне этих новых "смиренных""
48
.
ПРИМЕЧАНИ
Я
1
Христианское братство борьбы -- первая христианская политическая организация в России, основанная в 1905 году (инициаторы: А. В. Ельчанинов, В. П. Свенцицкий, В. Ф. Эрн); Свенцицкому принадлежат основные программные документы братства, см.:
Свенцицкий В. П.
, прот. Собр. соч. М., <2010>. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905-1908 / Сост., послесловие, комм. С. В. Черткова. С. 3-161, 563-583 (комм.); см. также: Нашедшие Град: История Христианского братства борьбы в письмах и документах / Сост., предисловие и комм. С. В. Черткова. М., 2017; В. Ф. Эрн: pro et contra. Личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост. А. А. Ермичев. СПб., 2006. С. 59-88;
Кейдан В. И.
На путях к граду земному // Взыскующие Града / Сост., подг. текста, вступ. статья и комм. В. И. Кейдана. М., 1997. С. 11-18;
Колеров М. А.
Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от "Проблем идеализма" до "Вех", 1902-1909. СПб., 1996. С. 225-277 (Исследования по истории русской мысли; т. 1);
Шеррер Ю.
В поисках "христианского социализма" в России // Вопросы философии. 2000. 12. С. 88-135.
2
См.:
Соболев А. Л.
Мережковские в Париже (1906-1908) // Лица. Биографический альманах. М.; СПб., 1992. Кн. 1. С. 319-371;
Павлова М.
Мученики великого религиозного процесса //
Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д.
Царь и революция / Под ред. М. А. Колерова; вступ. статья М. М. Павловой; пер. с фр. О. В. Эдельман; подг. текста Н. В. Самовер. М., 1999. С. 7-54 (Исследования по истории русской мысли; т. 4).
3
См. прим. 1; см. также: Взыскующие Града. Хроника русских литературных, религиозно-философских и общественно-политических движений в частных письмах и дневниках их участников, 1829-1923 гг. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020. Кн. 3. 1905-1906 / Сост. В. И. Кейдан.
4
Нашедшие Град. С. 428.
5
ГАРФ. Ф. 102. Оп. 265. Д. 340. Л. 444 ("Письма и выписки из писем разных лиц. Копии").
6
Подробно см. в комментариях Черткова:
Свенцицкий В. П.
, прот. Собр. соч. Т. 2.
7
О перлюстрации семейной корреспонденции неоднократно упоминает Т. Н. Гиппиус в письмах-дневниках 1906-1908 годов (готовятся к печати). В документах Жандармского управления Мережковский, З. Н. Гиппиус и Философов значились под кличками "Старик", "Красная" и "Страус", см.:
Соболев А. Л.
Ошибка филёра //
Соболев А. Л.
Тургенев и тигры: Из архивных разысканий о русской литературе первой половины ХХ века. М., 2017. С. 181-195 (в публикации приведены документы за 1913 год).
8
Эрн Владимир Францевич (1882-1917) -- философ, церковный публицист; в 1904 году окончил историко-филологический факультет Московского университета, один из создателей "Христианского братства борьбы" и Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (1905-1918; далее -- МРФО), ближайший товарищ Свенцицкого; с 1910 года -- член редакции издательства "Путь", профессор философии Московского университета, с 1916-го -- член Московского психологического общества. Подробно о нём см. статью А. А. Ермичёва "Жизнь и дела Владимира Францевича Эрна" (В. Ф. Эрн: pro et contra. С. 7-59).
9
См.: Лит. наследство. 2016. Т. 105.
Андрей Белый.
Автобиографические своды: Материалы к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов / Сост. А. В. Лавров и Дж. Малмстад. С. 108.
1
0
Карташёв Антон Владимирович (1875-1960) -- приват-доцент Санкт-Петербургской духовной академии (1901-1905); историк Русской православной церкви; преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах, многие годы провёл под одной крышей с Т. Н. и Н. Н. Гиппиус как ближайший друг семьи (и член младшего "троебратства" неохристианской общины Мережковских), см.:
Павлова М. М.
К истории неохристианской коммуны Мережковских (на материале "дневников" Т. Н. Гиппиус) // Русская литература. 2017. 3. С. 222-242; 4. С. 166-194; товарищ обер-прокурора Синода в первых составах Временного правительства, в июле 1917 года избран обер-прокурором Синода, после упразднения должности в августе назначен главой Министерства исповеданий Временного правительства; с 1919 года в эмиграции; один из основателей и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже (1925-1960).
1
1
Глинка Александр Сергеевич (псевд. Волжский; 1878-1940) -- публицист, литературный критик, историк литературы; сотрудничал в журнале "Вопросы жизни", участник ХББ; ближайший товарищ и постоянный корреспондент С. Н. Булгакова, в 1906 году совместно с ним инициировал издание газеты "Народ" в Киеве (выходила с апреля), с участием основных сотрудников прекратившегося журнала "Вопросы жизни" (1905), а также ряда лиц духовного звания, профессоров Духовной академии и светских публицистов на религиозно-церковные темы. Всего вышло 7 номеров. Подробно см.:
Колеров М. А.
Не мир, но меч. С. 198-224. После закрытия газеты Булгаков переехал в Москву, преподавал на юридическом факультете Московского университета (приват-доцент по кафедре политической экономии и статистики), Глинка жил в Симбирске. Подробно см.:
Глинка (Волжский) А. С.
Собр. соч.: В 3 кн. / Сост. и ред. А. Резниченко. М., 2005. Кн. 1. 1900-1905 (Исследования по истории русской мысли; т. 10).
1
2
Белый Андрей.
Начало века. Берлинская редакция (1923) / Изд. подг. А. В. Лавров. СПб., 2014. С. 118-119 (сер. "Литературные памятники").
1
3
Белый Андрей.
Начало века. Воспоминания: В 3 кн. М., 1990. Кн. 2 / Подг. текста и комм. А. В. Лаврова. С. 495. Позднее, в "Ракурсе к дневнику" Белый дополнил этот эпизод нюансами: "Появление в Петербурге Эрна и Свенцицкого. 1) Обсуждение обращения к "епископам", написанное Свенцицким (у Мережковских). 2) Выработка "радикальной" религиозной платформы у Волжского. 3) Дебаты со Свенцицким и Эрном у Перцова (участвуют: Мережковский, Гиппиус, Перцов, Философов, Тернавцев, я, Свенцицкий, Эрн, Карташёв). 4) Обсуждение плана действий "Христианского братства борьбы" (я, Свенцицкий, Эрн)" (Лит. наследство. Т. 105. С. 358).
1
4
Свенцицкий В. П.
, прот. Собр. соч. Т. 2. С. 69. Против редактора "Полярной звезды" П. Б. Струве, опубликовавшего статью, и Свенцицкого было выдвинуто обвинение (в "дерзостном неуважении к власти"). На суде, состоявшемся 4 ноября 1906 года, его оправдали (он сам выступил в роли защитника). В "Речи на суде" (опубл.: Век. 1907. 2 (14 янв.). С. 20-21) он заявил, что христианин не должен подчиняться государственным законам, если они противоречат заветам Христа, подробно см.:
Свенцицкий В. П.
, прот. Собр. соч. Т. 2. С. 69-72, 598 (комм.).
1
5
Полный текст "Воззвания к Церкви" опубл. по копии С. П. Каблукова: РНБ. Ф. 322. Ед. хр. 10. Л. 97-103;
Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д.
Царь и революция. С. 10-12; с незначительными разночтениями по копии из архива В. Ф. Эрна: Взыскующие Града <...> 1997. С. 702.
1
6
Чертков датирует документ осенью 1906 года (см.:
Чертков С.
В. П. Свенцицкий. Его последователи и эпигоны (И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев) // Философия и культура. 2010. 5. С. 105). Однако в это время Мережковские и Философов находились в Париже, они выехали из Петербурга 25 февраля 1906 года.
1
7
Оригинальный текст "Воззвания к Церкви" не сохранился, до нас дошли два списка -- текст записан в дневнике С. П. Каблукова за 1910 год, без датировки, с комментарием: составлено после того, "когда самодержавное правительство не выполнило обещаний, данных манифестом 17 окт. 1905 г." (РНБ. Ф. 322. Ед. хр. 10. Л. 97-103); и рукописная копия в архиве В. Ф. Эрна с его маргиналией "Составлено Мережковским, 1906" (Взыскующие Града <...> 1997. С. 702).
1
8
Чертков С.
В. П. Свенцицкий. Его последователи и эпигоны. С. 105.
1
9
Сборник статей "Le Tsar et la RИvolution" был издан в Париже в 1907 году журналом "Mercure de France", состоял из предисловия Мережковского и его же статьи "Религия и революция", двух статей Гиппиус ("Революция и насилие" и "Истинная сила царизма") и статьи Философова "Царь-Папа". В 1908 году книга была переведена на немецкий язык. См.: Переписка З. Н. Гиппиус с Д. В. Философовым (1898-1918) / Вступ. статья, подг. текста и комм. А. Л. Соболева // Лит. наследство. 2018. Т. 106. Эпистолярное наследие З. Н. Гиппиус: В 2 кн. Кн. 1. С. 614;
Соболев А. Л.
Мережковские в Париже (1906-1908). С. 345-350;
Павлова М.
Мученики великого религиозного процесса. С. 13-22.
20
Переписка В. В. Розанова и П. П. Перцова (1896-1918): В 2 т. / Вступ. статья Е. И. Гончаровой; сост., подг. текста и комм. Е. И. Гончаровой и О. Л. Фетисенко. СПб., 2022. Т. 2. 1903-1918. С. 158.
21
Критика "внецерковного христианства" Мережковского была предпринята Эрном, см.:
Эрн В.
Таинства и возрождение Церкви // Церковное обновление. Бесплатное приложение к еженедельнику "Век". 1907. 9 (4 марта). С. 65-66; перепеч.: В. Ф. Эрн: pro et contra. С. 89-92. Соглашаясь с Мережковскими в том, что современная церковь удалилась от идеалов первохристианства и должна быть преодолена в её исторически сложившейся форме, Эрн настаивает на преемственности "Исторической" и "Грядущей Церкви". См. также:
Свенцицкий Вал.
О новом религиозном сознании (По поводу статьи Д. В. Философова) //
Свенцицкий В. П.
, прот. Собр. соч. Т. 2. С. 422-426; впервые: Век. 1907. 18 (13 мая). С. 253-255.
22
Нашедшие Град. С. 447. Ответ Свенцицкого на статью Мережковского "Реформация или революция?" (впервые: Речь. 1908. 10 апр. 86). Статья была послана в газету "Речь" в 1908 году; впервые опубликована С. В. Чертковым: Религиоведение. 2013. 1. С. 189-194.
23
См.: Переписка З. Н. Гиппиус с Андреем Белым (1902-1918) / Вступ. статья Н. А. Богомолова; подг. текста и комм. Н. А. Богомолова и А. Л. Соболева // Лит. наследство. Т. 106. Кн. 2. С. 147 (Приложение 2. Переписка Д. В. Философова с Андреем Белым (1902-1910)). Упомянутое письмо к Мережковскому не сохранилось. Свое намерение Свенцицкий осуществил в 1917 году.
24
Amherst Center for Russian Culture: Zinaida Gippius and Dmitri Merezhkovsky Papers. Series 2. Box 2. Folder 34.
25
Имеется в виду заседание МРФО.
26
Ельчанинов Александр Викторович (1881-1934) -- церковный публицист и историк церкви, священник, ближайший товарищ П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна; окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), редактор-издатель газет ХББ, член совета МРФО; с 1912 года жил в Тифлисе, преподавал в гимназии В. Левандовского; с 1921 года в эмиграции, один из руководителей Русского христианского демократического движения.
27
Amherst Center for Russian Culture: Zinaida Gippius and Dmitri Merezhkovsky Papers. Series 2. Box 2. Folder 34.
2
8
Книга Свенцицкого "Антихрист (Записки странного человека)" (СПб.: Издательство Д. П. Ефимова, 1908) подверглась цензурному аресту, тираж был конфискован. Подробно см.:
Свенцицкий В. П.
, прот. Собр. соч. Т. 1. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1917). С. 692-705.
2
9
Ефимов Дмитрий Панфилович (1866-1930) -- владелец московского книжного магазина, издатель, специализировался на выпуске дорогих открыток; издавал продукцию "Христианского братства борьбы", в том числе серию "Религиозно-общественная библиотека", которой руководили Свенцицкий и Эрн; проспект серии был составлен С. Н. Булгаковым.
30
Нашедшие Град. С. 360. В комментариях к этому письму Чертков приводит позднейшее признание Свенцицкого: "В этой книге мною ставился один общий духовный вопрос: можно ли узнать Христа, не пережив антихриста? Если бы я писал эту книгу теперь, я многое не написал бы так, как тогда. Но это основное положение я и теперь утверждал бы также: нельзя узнать Христа, не пережив антихриста" (Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. М., 1995. Т. 1. С. 36-37).
31
Гиппиус З.
Собр. соч.: В 15 т. М., 2003. Т. 7. Мы и они. С. 306, 312-313; впервые: Русская мысль. 1908. 2. С. 155-160.
32
См., например, рецензию Н. И. Петровской: Весы. 1908. 2. С. 85-88.
33
Взыскующие Града <...> 1997. С. 166.
34
Вишняк М. В.
Дань прошлому. Нью-Йорк, 1954. С. 31.
35
Нашедшие Град. С. 376. См. также: Переписка В. П. Свенцицкого и П. А. Флоренского / Публ. П. В. Флоренского и С. В. Черткова // Новый журнал (Нью-Йорк). 2011. 264. С. 132.
36
Галанин Дмитрий Дмитриевич (1886-1978) -- участник ХББ, заведующий редакцией Религиозно-общественной библиотеки, выпускавшей продукцию ХББ.
37
Текст доклада см.: Русская мысль. 1908. 5. С. 89-103; Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907-1917. История в материалах и документах: В 3 т. / Вступ. статья О. Т. Ермишина и О. А. Коростелёва; подг. текста О. В. Ермишина, О. В. Самоцветовой, Л. В. Хачатурян; прим. О. В. Ермишина, О. А. Коростелева, С. В. Мартьяновой, О. В. Самоцветовой, Л. В. Хачатурян; сост. хроники А. А. Ермичёва; сост. аннотированного списка С. М. Половинкина. М., 2009. Т. 1. С. 265-282, 641-642 (прим.). В том же номере "Русской мысли" под общей рубрикой "Проблемы аскетизма" напечатан ответ Свенцицкому -- доклад В. В. Розанова "О христианском аскетизме", который состоялся 12 марта 1908 года (Русская мысль. 1908. 5. С. 103-111); см. также: Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907-1917. Т. 1. С. 283-290, 643 (текст и прения).
38
В. В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология: В 2 кн. СПб., 1995. Кн. 1. С. 208.
39
Имеются в виду дети от Ольги Владимировны Шер (входила в ХХБ; 1888-1970), родившей втайне от Свенцицкого 6 апреля 1908 года дочь Ольгу, которую представила родным как удочерённую "сиротку", и от Надежды Сергеевны Багатуровой (Багатарян Егинэ Саркисовна; 1890-1976) -- детской писательницы, переводчицы; гражданской жены В. П. Свенцицкого; 21 июля 1908 года она родила дочь Надю, крестной которой стала О. В. Шер (подробно см.: Нашедшие Град. С. 319-320, 428).
40
Осенью 1907 года Свенцицкого подозревали в присвоении 350 рублей из кассы трудовой общины "Века", которые предназначались для ведения судебного процесса по делу журнала, но потом обстоятельства разъяснились (Там же. С. 427).
41
В обширном письме к П. А. Флоренскому от 25 ноября 1908 года Ельчанинов рассказывал о событиях, которые предшествовали исключению Свенцицкого из МРФО: "12-го, в среду, открылось, что у Вал<ентина> есть двое детей от Оли и Нади; немного спустя поступила в Совет жалоба на Вал<ентина> от матери одной гимназистки, а потом открылся целый ряд фактов той же категории + шантажные денежные дела. <...> 17-го братья Оли отправились к Вал<ентину> и поставили ему ультиматум: или пусть он отпустит девиц и немедленно выедет из Москвы, или он будет подвергнут физическому воздействию. Тогда Антихрист капитулировал и принял все условия, а на другой день прислал Володе (В. Ф. Эрну. --
М. П.
) признание во всех своих гнусностях, даже таких, о которых мы не знали. В этом письме он всецело предавался на волю победителей и только умолял помочь ему поступить в монастырь" (Там же. С. 426).
42
См.: Нашедшие Град. С. 429; ответ Эрна Иванову от 28 декабря 1908 года: Там же. С. 431.
43
Имеется в виду помещённое в газете "Русское слово" (1908. 21 нояб. 271. С. 5) письмо совета МРФО о заседании, состоявшемся 11 ноября 1908 года, на котором Свенцицкому было предложено выйти из общества; опубликовано за подписью председателя общества Г. Рачинского, членов совета: кн. Е. Трубецкого, С. Булгакова, А. Глинки (Волжского), В. Эрна, А. Ельчанинова. В этом же письме сообщалось: "Ещё до получения копии с постановлением совета В. П. Свенцицкий прислал на имя председателя о<бщест>ва заявление о своём выходе из числа членов о<бщест>ва, а затем в письме на имя одного из членов совета от 18-го ноября признал справедливость предъявленных ему обвинений".
44
Нашедшие Град. С. 428.
45
Впервые: Речь. 1908. 14 дек. 307. С. 3.
46
Женщина переменчива (
ит.
) -- цитата из либретто Ф. М. Пьяве к опере Дж. Верди "Риголетто" (1851).
47
Нашедшие Град. С. 448. Свенцицкий состоял действительным членом Петербургского Религиозно-философского общества, исключён из него не был.
48
Революционное христовство: Письма Мережковских к Борису Савинкову / Вступ. статья, сост., подг. текста и комм. Е. И. Гончаровой. СПб., 2009. С. 146. Имеются в виду семь "смиренных" Святейшего Синода, подписавших приговор об отлучении Л. Толстого от церкви (1901). В статье "Семь смиренных" Мережковский назвал новыми "смиренными" участников сборника "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции" (М., 1909); впервые: Русские ведомости. 1909. 25 апр. (8 мая). 94. С. 4; также: Речь. 1909. 26 апр. (9 мая). 112. С. 2-3; в авторском сборнике "Больная Россия" (СПб., 1910. С. 93-109).
Оставить комментарий
Павлова М. М.
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 2023
Обновлено: 06/06/2023. 38k.
Статистика.
Статья
:
История
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.