Свенцицкий Валентин Павлович
О вегетарианской любви
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 11/06/2017. 10k.
Статистика.
Эссе
:
Публицистика
Письма одинокого человека
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
--------------------
Публикуется по: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 3. Религия свободного человека (1909-1913). М., 2014.
--------------------
Несколько лет тому назад, в Москве, в одном собрании, где были самые разнообразные люди, "ищущие Бога", некий, как принято его называть, "известный толстовец" Бирюков читал реферат. Не помню, как он назывался, но содержание было: история христианства, или, вернее, сектантства.
"История" освещалась, разумеется, с "толстовской" точки зрения, и основная мысль была та, что история
се
к
тантства
, собственно, и есть подлинная история
христ
и
анства
. И что основной нерв, объединяющий все главнейшие
христианские
секты, -- учение о любви.
Конечный вывод: не надо ни Церкви, ни догматов, ни культа, никаких "умствований" -- ни "метафизики", ни аскетизма, --
надо просто любить людей
.
"Известный толстовец" в своём реферате обнаружил изумительное, почти невероятное
невежество
и полнейшее незнание предмета, о котором шла речь.
Не говоря уже о "выводах" и "пробелах", он допустил ряд таких "неточностей", за которые даже в VI классе гимназии ставят двойки, -- помню, что одна "неточность" касалась года смерти Гуса!
Начались "прения".
И вот, тоже небезызвестный в Москве философ Вышеславцев, вооружившись фактическим материалом, в весьма ядовитых, хотя и несколько "кудрявых" выражениях, вывел "известного толстовца" Бирюкова на свежую воду и уличил его в невежестве. Слова "кудрявого" московского философа Вышеславцева были встречены собранием с глубоким сочувствием.
Я никогда не забуду лица "известного толстовца" в эту минуту!
Куда девалось "смирение", "непротивленский" тон! Проповедник "только любви" прямо преобразился...
Мне не приходилось после никогда, ни у кого видеть на лице выражения такой тупой, упрямой злобы -- как на лице этого "проповедника".
Мёртвые, формальные
слова
кончились -- человек показал свою
душу
.
И если вы услышите, как кто-нибудь говорит о любви, скорей наступайте ему на ногу и наблюдайте...
В наше время несомненного религиозного брожения -- упростители христианства, проповедники "просто любви" чрезвычайно размножились.
И надо их неустанно выводить на свежую воду, чтобы уничтожить один из вреднейших религиозных предрассудков. Один из вреднейших потому, что в нём ужасно много сходства с правдой.
Разве христианство не проповедует любовь? И опростители
т
о
же
проповедуют любовь. И всё же я утверждаю, что проповедь их -- сплошной соблазн, "ложь сия горше первой". Любовь
христ
и
анская
и любовь
вегетарианская
ничего общего между собой не имеют.
И проповедники вегетарианской любви сеют
как будто бы
живые семена, но из них ничто, кроме душ мёртвых, вырасти не может.
--------
Что такое любовь?
По глубочайшему слову апостола, любовь есть "
совоку
п
ность с
о
вершенств"
.
Другими словами, это есть нечто сложное, вмещающее в себе всю совокупность положительных начал человеческой души.
Это есть некоторое
духовное состояние
, при котором человек становится носителем
образа Божия
, того образа, который мы в жизни в громадном большинстве случаев втаптываем в грязь.
Бог есть
любовь
.
А
любовь
есть совокупность совершенств.
Таким образом,
любовь
в человеке -- это Бог в человеке.
Отсюда проистекают и все
свойства
любви христианской.
Прежде всего она
деятельна
. Она не терпит никакого состояния покоя. Она вся "стремится", вся в движении. Она "ищет", на кого ей обратить свою силу.
Она
дерзновенна
. Не останавливается ни перед какими препятствиями, ничего не боится, ни перед чем не уступает. Она даёт силу говорить как "власть имущий".
И наконец, она исполнена
гнева
.
Бог есть любовь. Но есть ли что страшнее гнева Божия?
Пусть любовь даёт силы с нежностью и кротостью относиться к человеческому страданью, но в то же время она должна зажигать сердце огнём негодования к пороку и лжи. Но лжи во всех её видах и проявлениях. И к тому пороку, который живёт в твоей собственной душе, и в душе твоего ближнего, и к злу общественному.
Надо
деятельно
сострадать человеку и пламенно
нен
а
видеть
порок -- это два начала одного и того же чувства любви.
Любовь неизбежно ведёт к апостольству, а апостольство -- к мученичеству.
Любить -- значит
обличать
, не личную жизнь человека, а зло мира.
Отсюда неизбежен вывод, что любовь христианская призывает к
общественному служению,
к борьбе с теми общественными язвами, которые являются результатом разрушительной силы зла, и с теми общественными формами, в которые зло выливается.
Никакой "нирваны", никакого "мирного жития" не может быть там, где загорелся огонь любви. Иметь любовь в сердце -- это значит раз навсегда отказаться от "тихости", это значит превратиться в бойца, в "рыцаря Господа".
Такова любовь
христианская
.
Любовь
вегетарианская
-- вся в русской пословице "моя хата с краю -- ничего не знаю".
Не надо делать того-то, того-то, того-то.
Не надо употреблять насилия. Не надо "сопротивляться", лучше даже не спорить, -- "одним словом", надо
л
ю
бить
.
Вот сидит такой господин и "любит".
-- Вы что же это, милостивый государь, сидите и не вступитесь ни за правых, ни за виновных?
-- А пусть их! Мне, сказано: люби. Вот я сижу и люблю.
Какая гадость!
Ведь не ясно ли, что сказать: "Надо просто любить и больше ничего", -- это равносильно тому, как если бы сказать паралитику: "Тебе не надо лечиться, а надо "просто" встать и сделаться здоровым".
В самом деле. Любовь есть
совокупность сове
р
шенств
,
и вдруг ему говорят: тебе не надо ни молитвы, ни аскетизма, ни третьего, ни четвёртого -- тебе надо просто стать "совершенным".
Но позвольте. Я бы рад полюбить всё человечество, да не любится!
Ведь молитва, культ, догматы (богопознание), даже аскетизм -- всё это
потому и надо
, что путь к любви сложный, трудный, почти непреоборимый.
Но вдруг вам заявляют:
просто
любите. Но поймите, что любовь нельзя "выдумать", нельзя
решить
, что надо любить, -- и полюбить. Любовь есть
живое чувство
,
которое есть совокупность всего хорошего, что есть в вашей душе, и потому, чтобы достигнуть его, надо прежде уничтожить всю ту пакость, которая в ваших душах, а для этого нужны и догматы (понимаемые как богопознание), и общая молитва, аскетический путь.
--------
Уж из одного того, что опрощенцы всех толков учат "просто любить", ясно, что они не знают, что такое любовь. И любовью называют что-то совсем другое.
Для них любовь -- это какое-то "отвлечённое понятие". Надо его
признать
-- и это достаточно.
Таким образом, нападая на обряды, на догматы и прочие "внешние" стороны христианства, они в то же время самую
любовь
превращают в мёртвый обряд, в мёртвую догму, делают "учение о любви" какой-то внешней бездушной формой.
Получилось нечто поистине поучительное.
Люди отвергли все те религиозные начала, которые
н
е
избежны
для настоящего христианского чувства любви. Неизбежны потому, что слишком зло сильно, чтобы совершенства можно было бы достигнуть "домашними средствами".
Откинув молитву, догматы и таинства -- и оставшись при одном пустом
слове
"любовь", опростители совершенно лишили себя живого чувства любви. И если в отдельных людях оно иногда является, то просто потому, что это
х
о
рошие люди
, были хорошими
до
всякого "учения". Но самое "учение" несёт духовную смерть и пустоту.
Вот почему Лев Толстой, у которого, как бы часто ни расходилось слово и дело, но в котором всё же много великой любви к людям (ибо иначе многого нельзя было бы написать с такой силой, с какой он написал), -- создал такое мертвенное, никчёмное "общественное явление", как "толстовство".
Толстой не мог
передать
своей индивидуальности, не мог "пересадить" свою душу в тела своих последователей. Он мог передать им лишь своё "учение" о любви.
И вот они начали "любить"...
Получилось нечто бессильное, какое-то жалкое "бескровное" вегетарианство, а не любовь.
Я уверен, что "известный толстовец" Бирюков, с искажённым лицом споривший с "кудрявым" московским философом, тоже думает, что он любит.
Помилуйте! Это основная заповедь его "учения".
Но мне, по крайней мере, видя такую "любовь", всегда хочется сказать:
-- Нет, уж лучше дай ты мне по физиономии, -- только не "люби" меня, пожалуйста!
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 11/06/2017. 10k.
Статистика.
Эссе
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.