Свенцицкий Валентин Павлович
О трёх дураках
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 03/07/2017. 8k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
,
Юмор и сатира
,
Психология
Письма одинокого человека
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
--------------------
Публикуется по: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 3. Религия свободного человека (1909-1913) / Сост., коммент. С. В. Черткова. М., 2014.
--------------------
В человеке самое важное не то, чем он
похож
на других людей, а то, чем он от них
отличается
, -- ему одному
сво
й
ственное
, его
и
н
дивидуальность
.
Современная общественная, нерелигиозная жизнь вся основана на обобщении
сходства
отдельных людей.
Берётся то, что является "общее" всем людям, выводятся определённые "законы" психической жизни человека, и на почве этих "выводов" строятся моральная и всякая иная
о
с
нова
жизни.
Но так как "общее", "схожее" у людей самое
нева
ж
ное
, а важно то, чем они
отличаются
, -- то и вся наша общественная жизнь основана на
"неважном"
, захватывает людей внешне, поверхностно. Суть человека -- его индивидуальное, глубокое, "особенное", ему одному присущее, то есть самое
главное
, -- в общественной жизни
не участвует
. Потому
нерелигиозная
современная жизнь людей сера, бесцветна -- и будущее её безнадёжно, она никогда не изменится к лучшему, покуда не изменится самая её
безрелигиозная осн
о
ва
.
"Индивидуальные" свойства человека, т. е. черты,
ему
одному присущие и его ото всех иных людей отличающие, не только не находят своего приложения в нашей общественной жизни, -- но они находятся в постоянной вражде, в постоянном
антагонизме
.
Там, где "личность"
не может
подойти под "общее" требование, -- она враг этого "общего".
"
Личность"
в безрелигиозной общественной жизни будет всегда противоположна
обществу
. Потому что в
общ
е
стве
современный человек участвует постольку, поскольку он
"как все"
, а поскольку он "особенный" -- он стоит вне общества.
Объединить черты сходства и в то же время дать полный простор индивидуальным силам человека может только религиозная организация --
несуществующая у нас религио
з
ная общественная жизнь
.
Только религия может так объединить людей, что они смогут представить из себя
одно тело
, не переставая быть
различными
его членами.
У апостола Павла есть по этому поводу замечательное место:
"Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: "я не принадлежу к телу, потому что я не глаз", то неужели она потому не принадлежит к телу? Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно".
"И вы -- тело Христово, а порознь -- члены".
Таким образом, религиозная общественность одна только может разрешить неразрешимый у нас вопрос о примирении
личности
и
общества
, не умаляя значения ни того, ни другого.
И это потому так, что религия объединяет людей
изну
т
ри
, а не по "чертам сходства".
Для того чтобы достигнуть такого объединения, мало быть "религиозным" в нашем смысле слова. Для этого надо освободиться от целого ряда предрассудков, привитых нам безрелигиозной общественностью, от которых несвободен почти никто, и "верующий", и "не верующий" в одинаковой мере.
Один из таких предрассудков -- привычка в оценке поступков ссылаться на
бол
ь
шинство
, на
"всех"
...
--------
Недавно мне рассказывали такой случай.
Три приятеля, служащие в какой-то конторе, справляли "Рождество". Рождество Христово, по странной человеческой логике, у нас, как известно, принято справлять пьянством.
И три приятеля напились.
Пьяным людям приходят иногда в голову удивительные фантазии. И вот, одному из приятелей пришла в голову нелепая мысль -- сбрить бороду и усы.
Другим приятелям мысль эта очень понравилась. И они от души её поддержали.
Ободренный "сочувствием" почтенный господин сейчас же сбрил свою солидную бороду и усы -- догола.
Приятели пришли в восторг. Но как бы ни был почтенный господин пьян, однако сообразил, что шутка вышла глупой и что в конторе сослуживцы, пожалуй, станут "смеяться".
И начал уговаривать обриться обоих своих приятелей.
Те было возражали.
Но он убедил их неопровержимым доводом:
-- Если я один приду бритый в контору -- скажут, что я дурак.
Приятели согласились. И тут же оголили свои физиономии.
Приходит на следующий день первый приятель в контору.
Товарищи смеются. Острят... Бритый господин конфузится.
-- Дурак, брат, ты, -- говорят ему.
Бритый господин сам чувствует, что дурак, и оправдывается:
-- Я не один... Нас трое...
Случай, как видите, совершенно ничтожный. Но вдумайтесь: в этой фразе "я не один (дурак), нас трое", -- вскрывается вся "суть" "общественной морали": если я не один, значит, можно!
Почему этот господин для своего "оправдания" ссылается на то, что их "трое"?
Потому что он без всяких "рассуждений"
знает
, что для его приятелей глупость, оттого, что её делают не один, а трое, становится не втрое больше, как казалось бы, -- а
втрое меньше
.
Я нарочно взял случай
самый пустой
-- потому-то он и самый характерный. Здесь нет никаких прикрас. Полное простодушие.
И те, кто спрашивает, и тот, кто "оправдывается", от чистого сердца говорят: да если бы я сделал это один, я был бы "дурак", но если это сделали трое, то получилось не три дурака, как оно выходит по всякой арифметике, а ни одного!
Но если вам угодно от пустяшного факта перейти к более серьёзным, вы можете сделать это очень легко.
Здесь люди свершили очень невинную вещь, просто глупую, даже не злую: взяли да обрили свои физиономии. Но другие три господина могли бы вместо парикмахера отправиться в публичный дом. И если бы вы сказали которому-нибудь из них, что это гадость и
преступление
, он, вероятно, очень бы удивился и ответил сконфузившись:
-- Я ведь не один, туда
все
ездят.
Люди лгут, потому что "все лгут", обманывают, потому что "все обманывают", относятся несерьёзно к жизни, потому что все так относятся к жизни.
Почему же ссылка на "всех" имеет такое магическое действие?
Да потому, что вся наша общественная жизнь зиждется на том, что признают и делают
все
. "Высшие" требования оставляются для "желающих", для интимной, "индивидуальной" жизни. И нарушение "индивидуальной" морали -- очень легко извиняют.
По-настоящему
считают не нарушенным только то, что "признано всеми".
Словом говоря, страшный предрассудок этот коренится в безрелигиозной основе нашей общественной жизни.
И первый шаг на пути создания религиозной общественности, т. е. не механического, а внутреннего объединения людей, состоит в том, чтобы люди перестали считать дурным или хорошим то, что считают
все
. То есть начали бы строить свою внутреннюю жизнь, исключительно считаясь со своей совестью. Для того чтобы перестроить жизнь по-новому, надо, чтобы во главу угла была положена божественная индивидуальность человека.
Человек должен проявлять во всей полноте свою
св
о
бодную ли
ч
ность
. Тогда все люди, как
разные
члены одного тела, найдут своё определённое место и создастся
ед
и
ный организм
. Проявлению свободной личности мешает масса порабощающих душу начал, которые могут быть названы
идолами
.
Реформация должна не только нести новые идеалы и освобождать от извращений старые, она должна разрушать идолы, мешающие достижению идеалов.
В первую очередь должен быть разрушен идол
рабск
о
го подч
и
нения бол
ь
шинству
.
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 03/07/2017. 8k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
,
Юмор и сатира
,
Психология
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.