Свенцицкий Валентин Павлович
Старый дом
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 15/11/2017. 7k.
Статистика.
Эссе
:
Публицистика
Письма одинокого человека
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
За шесть лет до великого падения страны.
--------------------
Публикуется по: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 3. Религия свободного человека (1909-1913) / Сост., коммент. С. В. Черткова. М., 2014.
--------------------
Может быть, вы уже составили себе некоторое представление если не о моей "личности", то о руководящем
н
а
строении
моей жизни?
На всякий случай ещё раз рекомендуюсь: я человек
од
и
нокий
, потому что питаю отвращение к
механическому
общению людей, а на подлинное внутреннее общение ещё не способен. Я человек
общ
и
тельный
, потому что больше всего хотел бы научиться
по-настоящему
жить с людьми. Я человек, отравленный всем, чем отравлена интеллигенция: роскошью, развратом, ложью, сомнением, безволием, самолюбием. Я человек, получивший отвращение ко всей этой дряни, которой отравлен сам и отравлены те "образованные" люди, среди которых до сих пор принуждён был жить. Я человек, стремящийся излечиться от своих "духовных немощей"
через народ
, а потому к "интеллигенции" питающий как бы некоторое отвращение...
И вот мне говорят: с вами хотят повидаться гимназисты!..
Я, как оно и полагается для интеллигента, мысленно посылаю их к чорту и пишу записку, что "буду очень рад видеть у себя" тогда-то...
В самом деле, что за удовольствие слышать опостылевшие нудные вздохи и видеть бессильное покушение решить "проклятые вопросы", т. е. нечто такое, что надоело до тошноты, что давным-давно пережил сам, оставил позади и к чему никогда не хотелось бы возвращаться!
Мечтаешь всей душой увидеть человека крепкого, от которого чернозёмом пахнет, у которого душа на железном фундаменте
те
р
пения
и
веры
. А тут извольте: "общаться" с каким-нибудь "неврастеником"!
Но ничего не поделаешь... "очень буду рад видеть"...
И вот пришёл он. Один. Юноша лет семнадцати. Оказывается, написал драму -- просит прочесть. Ну, Бог с ней, с драмой -- не в ней дело.
Опасения мои оправдались только отчасти: о проклятых вопросах говорили -- юноша неврастеник несомненный. Но боязнь "неприятных" впечатлений оказалась напрасной: человечек славный. Не лжёт. Искренно мучается. И серьёзно хочет разобраться в жизни. По нынешним временам -- это много.
Нарассказал он мне о своей гимназической жизни. Невесёлые рассказы. И лишний раз они убедили меня, что на интеллигенцию
в массе
надежд возлагать не приходится.
Милый мальчик, принёсший мне свою драму (кстати сказать, тоже из гимназической жизни), взволнованно, с глубокой печалью говорил о том, что гимназические кружки для самообразования распадаются. Что никто не интересуется ни литературой, ни наукой. Что никто не верит в большие, широкие задачи. Что мечты о будущем ограничиваются "малыми делами". Общее настроение: сейчас ничего большего сделать нельзя, а потому надо жить потихоньку-помаленьку. Жить-поживать да добра наживать!
Я заговорил о нашей беседе с гимназистом потому, что меня поразила в ней одна черта.
Или
,
вернее
,
поразило о
т
сутствие одной черты.
Но для того, чтобы вам было понятно, в чём дело, я должен рассказать
совсем о другом
.
--------
Насколько я опасаюсь интеллигенции, настолько же быстро и с радостью схожусь теперь
с народом
. Завёлся у меня новый приятель. По профессии -- портной.
Идём мы с ним как-то, а он и говорит:
-- Написали бы вы, Далёкий Друг, драму, а я вам расскажу, какую.
-- Расскажите.
И он рассказал мне про "Старый дом".
"Старый дом" -- это Россия. И всё, что совершается в нём, надо понимать "символически". "Старый дом" был сначала одноэтажный. Хозяева его -- простые, рабочие люди. И вот главе семейства приходит в голову мысль: отправим одного сына в город учиться. Научится он всем наукам и потом вернётся к нам и расскажет обо всём, чему его научили. И просветит нас. И будет нам польза.
Отправили. Семья по-прежнему жила в одноэтажном старом доме, выбивалась из сил, трудилась и аккуратно посылала в город деньги, чтобы сын мог учиться.
Прошло много лет. Сын, наконец, окончил ученье и вернулся в старый дом.
Уехал простой деревенский мальчик, а вернулся учёный интеллигент, женатый на настоящей барышне.
Сразу же оказалось, что простая деревенская жизнь в старом доме не по них. И тогда решили сделать второй этаж. В этом втором этаже поселился учёный сын с молодой женой. И жизнь пошла вкривь и вкось. Верхний этаж жил своей жизнью, нижний -- своей. Старики и неучёная молодёжь по-прежнему работали. Учёный сын брезговал ихней жизнью и не мог понять её. Ничему не научил стариков...
И в старом доме начался великий распад.
Такова поучительная история "Старого дома". В ней даётся удивительно простое и единственно правильное решение вопроса об отношении народа и интеллигенции.
Народ
посылает
одного из своих сыновей
учиться
. Он делает это для того, чтобы тот, выучившись,
вернулся к н
е
му
и просветил его.
В ожидании этого он работает на него, аккуратно посылает ему деньги из деревни в город.
И для того, чтобы не было великого распада, "учёный сын" должен свято выполнить то, ради чего его
пос
ы
лали
учиться.
--------
А теперь опять о гимназисте.
Я сказал уже, что в его рассказах о настроении молодёжи меня поразило отсутствие одной черты.
Меня поразило отсутствие сознания того, что так ясно для моего приятеля портного. А именно:
народ
посылает молодёжь учиться, и потому она обязана,
выучившись
, к нему вернуться.
В самом деле, в рассказах гимназиста было всё -- и о великих задачах, и о малых задачах, и о проклятых вопросах, и о том, кто как думает "устроиться" и жить.
И как будто бы ни одному из числа этой молодёжи не приходит в голову простая мысль: что они учатся вовсе не для того, чтобы "устроиться" потом. Что народ работает за них вовсе не для того, чтобы они потом жили в своё удовольствие, а для того, чтобы "учёные дети" вернулись к этому народу и научили его.
Народ даёт свой труд как бы
авансом
за ту пользу, которую мы
все обязаны
принести ему по окончании нашего образования. И потому, как бы ни решали юноши вопроса о своей жизни, большие они будут ставить задачи или малые, так они будут жить или иначе, -- во главу угла всех этих "решений" и соображений должна быть положена ясная, простая и бесспорная истина, что народ нас поит, кормит и
посылает
учиться, и потому мы
обязаны
вернуться
к нему
, в его "нижний этаж", и жить, и работать
для него
.
А если "учёные дети" будут жить в "своё удовольствие" или даже для "высших интересов культуры", заберутся во "второй этаж" и с высокомерием отвернутся от братьев своих, живущих внизу, -- "Старый дом" неминуемо ждёт великое падение.
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 15/11/2017. 7k.
Статистика.
Эссе
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.