Гор...ъ И.
Третие письмо к Издателям: о Русском Музеуме Павла Петровича Свиньина

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Третіе письмо къ Издателямъ: о Русскомъ Музеумѣ Павла Петровича Свиньина.

(Сообщено.)

   Послѣ любопытнаго письма, посѣщеннаго въ 28 No Сѣверной Пчелы о приращеніяхъ Русскаго Музеума, я нашелъ столь много предметовъ, вошедшихъ въ составъ сего единственнаго, неоцѣненнаго собранія, что испросивъ позволеніе у почтеннаго владѣльца онаго, поспѣшаю чрезъ то же посредство ознакомить съ оными соотечественниковъ моихъ, безъ сомнѣній принимающихъ большое участіе въ успѣхахъ сего патріотическаго предпріятія Г. Свиньина; ибо оно должно льстишь самолюбію каждаго Русскаго, должно быть поддерживаемо, если не содѣйствіемъ, то уваженіемъ каждаго Русскаго патріота. Посѣщая, по страсти моей къ Художествамъ, довольно часто собранія Г. Свиньина, я быль неоднократно свидѣтелемъ, какъ просвѣщенные иностранцы были поражены удивленіемъ, найдя въ ономъ образцы отличныхъ талантовъ Русскихъ, о коихъ они не воображали, и кои сдѣлали бы честь лучшимъ галлереямъ въ свѣтѣ.
   Главныя пріобрѣтенія Г. Свиньина состоятъ нынѣшній разъ въ картинахъ, изъ коихъ многія преслѣдованы имъ были уже нѣсколько лѣтъ. Хотя онъ имѣлъ и до сего нѣсколько прекрасныхъ произведеній Матвѣева, но вновь доставшіяся ему нынѣ 5 картинъ сего мастера суть лучшей его эпохи, его зрѣлости; онѣ вывезены сюда были лѣтъ за двадцать пять изъ Рима однимъ извѣсти Нитямъ любителемъ-знатокомъ. Преимущество ихъ передъ позднѣйшими его произведеніями, отличающимися вообще какою-то синеватостію, однотонностію, состоитъ въ мягкости кисти, въ сильномъ колоритѣ, въ гармоніи при сохраненіи той же отчетливости въ группахъ деревъ, того же богатства въ планахъ и вѣрности въ преспективѣ, кои долгое время давали Матвѣеву первое мѣсто между пейзажистами въ самомъ Римѣ. Въ семъ числѣ: 1) Большой пейзажъ, изображающій видъ Villa Borgese. Внутренность рощи, лежащей вдоль извивающейся рѣчки -- падающей двумя каскадами, -- очаровательна, равно, какъ и удареніе солнца на отдаленную скалу, возвышающуюся надъ замкомъ. 2 и 3) Два другіе пейзажа нѣсколько поменѣе, представляютъ утро и вечеръ. Если послѣдній изъ нихъ обворожителенъ для перваго взгляда, то въ первомъ, не смотря на нѣкоторую холодноватость, знатокъ найдетъ еще болѣе натуры, еще болѣе искуства и ума Художника. 4 и 5) Пейзажи въ родѣ Рюздаія, изображаютъ внутренность ущельевъ. На одномъ изъ нихъ особенно хорошо нагнувшееся дерево. Оно вышло изъ картинга, и кажется, осѣняетъ васъ своими вѣтвями. 6) Мальчикъ несущій свѣчку за рукою, работы Крылова. Ничто не можетъ быть прелестнѣе и справедливѣе сего свѣта, падшаго на лице и часть груди мальчика, а рука, коею онъ закрываетъ свѣтъ полупрозрачна; въ ней видишь, кажется, переливающуюся кровь. Самъ Жераръ Довъ не устыдился бы назвать своимъ, сіе произведеніе молодаго Русскаго Художника. 7) Окрестносши Рима съ каскадомъ -- Щедрина, много искуства, много смѣлости, но нѣтъ пріятности, нѣтъ обворожительности въ перспективѣ. 8) Совѣтъ Русскихъ бабъ -- Тырнова, молодая и старая женщины толкуютъ о краскахъ, что составляетъ большую важность въ сельскомъ быту. Фигуры очень хорошо сочинены и написаны, а околичности отдѣланы съ большимъ тщаніемъ. 9) Полупьяный дворникъ. Златова; пьянюшка не только не представляетъ ничего отвратительнаго въ своемъ положеніи, но напротивъ своею бодрою веселостію, своимъ счастіемъ, блаженствомъ со штофомъ, котораго не смѣетъ выпустить изъ рукъ, -- вселяетъ въ зрителя улыбку удовольствія; по самая лучшая экспрессія въ глазахъ его, которыя сжались щелками и -- какъ говорится, посоловѣли. Наконецъ 10) Внутренность Французской галлереи въ Эрмитажѣ Е. И. В.-- Никанора Чернецова; картина обворожавшая всѣхъ, и знатоковъ и незнатоковь, въ бывшей въ ставкѣ Академіи Художествъ, своею неимовѣрною очаровательною перспективою. Взгляните на нее въ трубочку, и изъ куска холстины представится вамъ эта длинная галлерея, уставленная лучшими произведеніями Французской школы; фигуры придутъ въ движеніе; этотъ мужчина въ черномъ фракѣ идетъ съ осторожностію по скользкому паркету, на коемъ играетъ солнечный лучъ чрезъ полу-открытое окно. Однимъ словомъ, это нашъ Русскій Гранетъ.
   Изваянія ограничиваются однимъ превосходнымъ эскизомъ изъ обожженной глины (terre cuite), знаменитаго Козловскаго, изображающимъ Римскаго Сенатора въ креслахъ; -- другіе утверждаютъ, будто это была первая мысль его для памятника Ломоносову. Подобные эскизы тѣмъ драгоцѣннѣе, что по нимъ можно судить не только объ искуствѣ Художника, но и о силѣ души его и воображенія.
   Собраніе миніатюровъ увеличилось портретомъ Суворова въ фельдмаршальскомъ мундирѣ: онъ писанъ въ Италіи.
   Старинное серебро хотя украсилось также одною только вещію, но эта одна стоитъ многихъ, какъ красотою своею, такъ и замысловатостію. Это серебряный, ярко вызолоченый олень, украшенный разноцвѣтными каменьями и съ механизмомъ, помощію коего онъ можетъ обойти самъ вокругъ стола, и тѣмъ освобождалъ, вѣроятно, пирующихъ рыцарей отъ труда подносить сей кубокъ другъ другу. На оленѣ ѣдетъ Діана, а подъ нимъ нѣсколько собакъ бѣгутъ за зайцомъ, ползутъ раки, ящерицы, жуки. Но что всего забавнѣе, голубь играетъ со львомъ. Отдѣлка фигуры вообще довольно хороша; но во всемъ вмѣстѣ, какъ на картинахъ Кранаха, нѣтъ ни перспективы, ни правдоподобія въ дѣйствіи. Одинъ изъ гербовъ сильнѣйшихъ Эстляндскихъ Бароновъ удостовѣряетъ, что кубокъ сей былъ употребляемъ во времена рыцарей, любившихъ посидѣть за мальвазіею и повеселишься звѣриною охотою.
   Рукописи украсились собраніемъ 500 листовъ своеручнаго письма безсмертнаго Ломоносова, кои тѣмъ драгоцѣннѣе, что это первыя мысли или лучше сказать, первыя черты вдохновенія сего ученаго мужа по разнымъ предметамъ положительныхъ Наукъ: Математики, физики, Химіи, Астрономіи, Металлургіи, на Русскомъ, Латинскомъ и Нѣмецкомъ языкахъ. Изъ сего видно, что онъ писалъ на всѣхъ ихъ, съ одинаковою легкостію и быстротою, даже о самыхъ отвлеченныхъ предметахъ. Но всего безцѣннѣе для меня находящаяся въ числѣ оныхъ памятная записка тайныхъ думъ и обстоятельствъ знаменитаго Поэта.
   Другая рукопись Италіянская о Московіи: Relazione della Moscovia falta dal S-re Alberti Vemina di Ceneda; она найдена въ 1818 году между дипломатическими актами Барбериніевской библіотеки въ Римѣ, и заключаетъ въ себѣ весьма любопытныя свѣдѣнія о состояніи нашего отечества въ 1657 году.
   Библіотека иностранныхъ книгъ, до Россіи касающихся, умножилась, кромѣ многихъ новѣйшихъ изданій, слѣдующими древними: I. Поссевиновымъ описаніемъ Россіи подъ заглавіемъ: Московія, описанная Іезуитомъ Лишеніемъ Поссевиномъ, и другими сочиненіями но сходству матеріи и по сосѣдству съ Россіею областей, какъ-то: о Татаріи, (составленное Мартыномъ Брокріовскимъ, два раза посыланнымъ въ оную отъ Стефана I-го Короля Польскаго, при чемъ приложена и географическая карта Херсонеса Таврическаго), и описаніе Трансильваніи, Молдавіи и другихъ сосѣдственныхъ областей Георгія Аретерсдорфа.
   2) Весьма любопытное изданіе Герберштейна на Нѣмецкомъ языкѣ, писателя лучше всѣхъ познакомившихъ насъ съ царствованіемъ Іоанна Васильевича Грознаго. (?)
   3) Описаніе посольства Батонія отъ Императора Леопольда къ Царю Алексѣю Михайловичу.
   4) Драгоцѣнное изданіе Мейерберга на Французскомъ языкѣ.
   Въ Минцъ-Кабинетъ Павл. Петр. Свиньина поступило много оригинальныхъ отечественныхъ медалей, скажу о самыхъ рѣдкихъ и драгоцѣнныхъ изъ нихъ:
   1-я Золотая, нз побѣду подъ Лѣснымъ. На одной сторонѣ изображенъ Петръ I въ воинскихъ доспѣхахъ съ лаврами на головѣ. Онъ скачетъ на быстромъ конѣ, попирающемъ непріятельскіе трофеи; на оборотѣ изображено поле сраженія, на коемъ съ одной стороны сидитъ на трофеяхъ Слава, держащая въ правой рукѣ хартію и лавровый вѣнокъ, а съ другой щншъ.--
   2-е Золотая же, на коронацію Императрицы Екатерины I. Петръ I, во весь ростъ въ Римской одеждѣ, увѣнчанный лавровымъ вѣнкомъ, держитъ корону надъ главою Императрицы. Буквы О. К. имени медальера того времени, свидѣтельствуютъ объ оригинальности сей медали.
   3-е Овальная съ золотою же плетеною цѣпью. Эта достопамятная медаль выбита 1766 года при составленіи Новаго Уложенія. На одной сторонѣ ея вензель Екатерины II; на оборотѣ изображена каменная пирамида, увѣнчанная Императорскою короною, вокругъ коей надпись: Блаженство каждаго и всѣхъ, а внизу годъ. О дѣланіи сихъ медалей состоялся Указъ.
   4-е Золотая, неявнѣе рѣдкая медаль, выбитая на бывшую знаменитую карусель и Іюня 1766 года. На одной сторонѣ изображена круглая галлерея съ 4 вратами; посрединѣ видно ристалище. На первомъ планѣ рѣка Нева, въ видѣ молодой женщины, облокотившейся на урну, изъ которой льется вода, и кругомъ надпись: Съ Алфеевыхъ на Невскіе брега.
   Изъ серебряныхъ медалей любопытнѣйшія и рѣдчайшія, суть: 1) На рожденіе Цесаревича B. К. Константина Павловича. 2) На кончину Ланскаго. 3) Въ честь Демидова, и 4) Графа Шереметьева.
   Минеральный Кабинетъ сдѣлалъ различныя пріобретенія, кои для охотниковъ и знатоковъ имѣютъ большія достоинства; но для свѣдѣнія публики достаточно упомянуть о двухъ драгоцѣннѣйшихъ, рѣдчайшихъ: свинцовой рудѣ съ кристаллами самороднаго золота и новомъ кускѣ діоптаза съ единственными кристаллами по величинѣ своей и грани, каковаго доселѣ не было вывезено изъ нѣдръ Киргизский степи.
   Въ заключеніе скажу какъ можно короче о весьма любопытныхъ вещахъ, собранныхъ Павломъ Петровичемъ во время нынѣшняго ею путешествія по Лифляндіи и Эстландіи, какъ-то: желѣзномъ рыцарскомъ шлемѣ, выкопанномъ въ Даллевѣ, древнѣйшемъ замкѣ Лифландскомъ; старинныхъ кольцахъ, цѣпахъ, арестахъ, монетахъ и т. п., найденныхъ въ развалинахъ Кукенгузена, Феллипа, Гапсаля, Вендена и разныхъ Лифляндскихъ и Эстляндскихъ замковъ, наконецъ о пищали съ фитилемъ и мѣдномъ запястьѣ, пріобрѣтенномъ имъ въ Изборскѣ, и найденномъ въ землѣ недалеко отъ Труворовой могилы. И. Гор...ъ.
   
   С. П. б. 22 Ноября 1827.

"Сѣверная Пчела", No 154, 1827

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru