Табидзе Тициан Юстинович
Андрей Белый
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Табидзе Тициан Юстинович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1927
Обновлено: 16/07/2019. 13k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Тициан ТАБИДЗЕ
Андрей Белый
Андрей Белый: pro et contra
СПб.: РХГИ, 2004. -- (Русский путь).
Андрей Белый и Александр Блок -- "два трепетных крыла" русского символизма. Недаром воспоминания Андрея Белого о Блоке разрастаются в эпопею
1
и объемлют историю русской поэзии начала века. Это -- не воспоминания в обычном смысле слова, а разговор с самим собой, наедине. В этой эпопее Андрей Белый вспоминает необычайную историю встречи двух поэтов, историю сиамских близнецов, которым потом пришлось вынести на своих плечах последующую поэзию; здесь в качестве действующих лиц выступают: петербургские туманы, снежная Москва и шахматовские зори.
Нередко Андрея Белого отмечают чертами гения -- и это не только в узком кругу символистов, где впоследствии у него оказалось больше врагов, чем друзей, а совершенно в других писательских слоях.
Роман Андрея Белого "Петербург" до сих пор остается непревзойденным в русской литературе: Вячеславу Иванову показалось, что в петербургских рассказах Гоголя он нашел ключ к "Петербургу" и вообще к творениям Белого
2
, но теперь становится ясным, что Андрей Белый открывает совершенно другие, до сих пор неизвестные шифры письма.
Влияние Андрея Белого на современную русскую прозу весьма велико, и вряд ли найдется сейчас писатель в прозе, который не прошел бы сквозь Белого, как раньше проходили сквозь Гоголя и Достоевского.
Недавно сообщалось, что выходит литературный памфлет Альвэка "Нахлебники Хлебникова"; по всей вероятности, автор будет пытаться доказать, что футуристы всех формаций -- "Нахлебники Хлебникова", т. е. идут от него
3
. Однако это трудно будет доказать, во-первых, потому, что сам Хлебников косноязычным ушел в могилу, не успев выявить поэтические замыслы, которых у него безусловно было в достатке, а во-вторых, очень сомнительна продукция оставшихся футуристов, чтобы в них искать кристаллизацию мутного начала Хлебникова.
С таким же правом многих писателей современников, включительно до футуристов, можно назвать нахлебниками А. Белого, но кормиться этим хлебом не так уже просто. И целые легионы этих эпигонов не могут перейти вброд и безнадежно засоряют литературу.
Для Андрея Белого символизм никогда не был фетишем, его ищущий дух никогда не мог остановиться на застывших формах искусства, подвиг его жизни и писательства -- это открытие новых путей творчества. Ведь он не сейчас, а давно осмеял ортодоксальный французский символизм Малларме и Реми де Гурмона
4
. Он и призвание русского символизма видел в других откровениях и старался вскрыть его национальную природу.
Флобер думал, что мистицизм обусловливается отсутствием формы. "Если бы не любовь к форме, я был бы великим мистиком", -- писал он кому-то, но и он все же предпочитал "жить, как обыватель, а мыслить, как полубог"
5
.
Из всех русских поэтов последних лет Андрей Белый больше всех занят формой. Ему принадлежат многочисленные труды о природе русского стиха; он на самом деле "проверял алгеброй музыку"
6
, ведь недаром он сын профессора математики и сам не на шутку учился математике, хотя знает, "что биология теней еще не изучена"! Ведь и он мог сказать, как Эдгар По, что поэму можно написать с конца
7
, как китайцы строят дом наоборот! Ведь недаром он свою последнюю книгу посвящает архангельскому крестьянину Михаилу Ломоносову именно из-за математики. Но знание формы не то что убило его замыслы, а, наоборот, оплодотворило их.
Воспитанному на французских символистах Иннокентию Анненскому казалось, что Андрей Белый пишет, не думая
8
, но ему не пришлось дожить до настоящей зрелости Андрея Белого, чтобы самому убедиться, как выстрадал писатель Россию в "Петербурге".
Кажется, что не один человек писал все эти вещи, порой так непохожие друг на друга: "Золото в лазури", "Возврат", "Симфонии", "Арабески", "Луг зеленый", "Сребристый голубь", "Петербург", "Котик Летаев", "Москва под ударами", "Записки чудака", "Эпопея", "Крещеный китаец" и др. Но все эти вещи проникнуты одним духом, хотя и написаны по-разному. Есть здесь какой-то суровый монтаж духа, что чувствует даже непосвященный. Здесь как будто нет жизни -- есть одно сплошное вдохновение и слышатся:
Глухие времени стенанья,
Пророческий, прощальный глас...
9
В России никто из символистов не был так подготовлен к Октябрьским потрясениям, как Андрей Белый и Александр Блок. Они на заре своей творческой работы почувствовали подземное течение и гул новых землетрясений: и Лиссабон, и Мессина
10
только подчеркивали заранее виденное (в музыке этот путь проделал Скрябин), и они это почувствовали как прелюдию к Октябрьскому пролому.
Разве найдется во всей дооктябрьской русской литературе такое прозрение, как в "Петербурге". Это новый Патмос
11
, откуда разносится голос возвещения:
"Милостивые государи и государыни!..
Что такое русская империя наша?"
И в "Петербурге" рассказана с потрясающей конкретностью эфемерность русской бюрократии и инфернальное бытие старого Петербурга. Здесь есть тоска о новом восходящем солнце. И Цусима, и Калка, и Куликово поле...
В "Петербурге" дан в еще невиданной форме 1905 год: "Когда в Кутаисе в театре публика кричала -- граждане", а в Тифлисе окол од очный нашел бомбы. Когда от Архангельска до Колхиды и от Либавы до Благовещенска слышится Октябрьская песня 905 г.
После "Петербурга" становится ясным и дальнейший путь Андрея Белого.
Раз как-то он до революции жизнь сравнил с мчавшимся поездом, у которого обезумел машинист. Поезд мчится с адской скоростью: в закрытых вагонах сидят пассажиры, которые не чуют грядущую катастрофу: здесь Чехов ноет и занят будничными делами, в окно выглядывает Ибсен в предчувствии катастрофы, но Гоголь в мертвой хватке уже вцепился в обезумевшего машиниста
12
. И Блок и Андрей Белый жили в предчувствии грядущих бурь, и понятно, почему из всех видных русских писателей после Октября они остались в России и не расстались с народом.
Андрей Белый так выразил смысл Октябрьского переворота. Когда цыпленок вылупливается, над ним рушится небо -- из разбитого яйца рождается новая жизнь. Ведь только филистеры испугались Октябрьских дней. Здесь слышится хвала новой жизни, а не то гадкое, смердяковское хныканье, "что цыпленки тоже хочут жить"
13
.
И Александр Блок в своих "Скифах" во время Брест-Литовска
14
нашел слова, которые похожи на манифест Совнаркома в ленинские дни:
В последний раз -- опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира --
В последний раз на светлый братский пир,
Сзывает варварская лира...
И А. Белый почувствовал великий подвиг народа русского:
И ты, буревая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня!..
16
Полного созвучия с современностью, может быть, у Андрея Белого и нет, но здесь именно и выявляется "маленькое неудобство профессии", а величие имеет еще больше неудобств. Но созвучность Андрея Белого гораздо больше приспособляемости и серединности т. н. присяжных попутчиков.
В последнее время Андрей Белый еще больше углубился в дебри творчества, он порой непонятен и для писателей, очевидно, он ищет новых симфоний и новых шифров, но литература идет по его магистрали, и никогда формалистам, в том числе и В. Шкловскому, не удастся обнажить приемы творчества Андрея Белого
16
.
Андрей Белый и Александр Блок -- две кариатиды, которые держат на своих раменах дооктябрьскую литературу и которые нашли пути послеоктябрьской России, приветствуя в революции великое начало труда и мира.
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Заря Востока (Тифлис). 1927. No 1515, 1 июля. Текст сопровожден редакционным примечанием о том, что статья печатается "в порядке обсуждения".
Тициан Табидзе
(1895--1937) -- грузинский поэт, один из организаторов символистской группы "Голубые роги". Общался с Андреем Белым во время его пребывания в Грузии в 1927--1929 гг. См.:
Magarotto Luigi.
Andrey Bely in Georgia: Seven letters from A. Bely to T. Tabidze // The Slavonic and East European Review. 1985. Vol. 63. No 3. P. 388--416; Андрей Белый и поэты группы "Голубые роги" (Новые материалы) / Публикация и примечания Павла Нерлера // Вопросы литературы. 1988. No 4. С. 276--282;
Цурикова Г.
Тициан Табидзе. Жизнь и поэзия. Л., 1971. С. 181--194.
1
Обыгрывается факт опубликования наиболее развернутой версии этих воспоминаний, книги "Воспоминания о Блоке", в журнале "Эпопея" (No 1--4), выходившем в берлинском издательстве "Геликон" в 1922-- 1923 гг. под редакцией Андрея Белого.
2
См. статью Вяч. Иванова "Вдохновение ужаса" (с. 401--410 наст, изд.).
3
Статья Альвэка "Нахлебники Хлебникова. Маяковский -- Николай Асеев", в которой говорилось о присвоении указанными поэтами творческих находок Хлебникова, была опубликована в кн.:
Хлебников В.
Всем. Ночной бал;
Ал
ь
вэк.
Нахлебники Хлебникова. Маяковский -- Асеев. М., 1927. С. 11--14.
4
Вероятно, подразумеваются суждения Андрея Белого об этих авторах в статье "Теория или старая баба" (1907), однако в них не содержится "осмеяния" (см.:
Белый Андрей.
Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. М., 1994. Т. II. С. 248).
5
Имеются в виду слова из письма к Луизе Коле от 27 декабря 1852 г.: "Если бы не любовь к форме, я был бы, вероятно, великим мистиком"
(Флобер Гюстав.
Собр. соч.: В 5 т. М., 1956. Т. 5. С. 85. Перевод Т. Ириновой).
6
Подразумеваются слова Сальери из "Моцарта и Сальери" Пушкина (сцена I): "Поверил / Я алгеброй гармонию".
7
В статье "Философия творчества" (1846) Э. По, реконструируя ход своей работы над стихотворением "Ворон", заключает: "...можно сказать, что тут началось стихотворение -- с конца, где и должны начинаться все произведения искусства <...>" (Эстетика американского романтизма. М., 1977. С. 117. Перевод В. В. Рогова).
8
Имеются в виду высказывания в статье "О современном лиризме" (Аполлон. 1909. No 2, ноябрь): "...страшно порою становится за Андрея Белого. Господи, когда же этот человек думает? и когда он успевает жечь и разбивать свои создания?". См.:
Анненский Иннокентий.
Книги отражений. М., 1979. С. 367 (серия "Литературные памятники").
9
Неточная цитата из стихотворения Тютчева "Бессонница" ("Часов однообразный бой...", 1829).
10
Образы из стихотворения Блока "Скифы" ("Мильоны -- вас. Нас -- тьмы, и тьмы, и тьмы...", 1918): "И дикой сказкой был для вас провал/ И Лиссабона и Мессины!" (подразумеваются катастрофические землетрясения, разрушившие Лиссабон в XIV и XVIII в. и портовый город Мессина на Сицилии в 1908 г.).
11
Остров к западу от побережья Малой Азии, место ссылки апостола Иоанна, где он имел видение, переданное им в Откровении (Апокалипсисе).
12
Первоисточник этого пересказа нам обнаружить не удалось.
18
"Цыпленки тоже хочут жить" -- строка из песенки "Цыпленок жареный, цыпленок пареный...", популярной в городском фольклоре первых пореволюционных лет; эту строку, в частности, И. Эренбург поставил эпиграфом к своему роману "Жизнь и гибель Николая Курбова" (1923).
14
Стихотворение "Скифы" датируется 30-м января (ст. ст.) 1918 г., мирный договор между Россией, с одной стороны, и Германией и ее союзниками, с другой, был подписан в Брест-Литовске 3 марта (н. ст.) 1918 г.
15
Неточно цитируется заключительная строфа стихотворения "Родине" ("Рыдай, буревая стихия...", август 1917 г.). См.:
Белый Андрей.
Звезда. Новые стихи. Пб., 1922. С. 65.
16
Намек на статью Шкловского "Андрей Белый" (см. с. 679--696 наст, изд.), переизданную в расширенной редакции в составе книги:
Шкловский Виктор.
Пять человек знакомых. <Тифлис>, 1927 (книга включает также две статьи под общим заглавием "Эпигоны Андрея Белого" -- "I. Евгений Замятин", "П. Борис Пильняк").
Оставить комментарий
Табидзе Тициан Юстинович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1927
Обновлено: 16/07/2019. 13k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.