Тэффи
В магазинах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

Н. А. Тэффи

  

В магазинах

  
   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 1: "И стало так..."
   М., "Лаком", 1997.
  
   Когда дама уезжает на лето, пусть даже в Париж, она непременно должна запастись всякой дрянью на всякий случай жизни.
   А каких только случаев не бывает! Например, прогулка на лодке с мужем и детьми требует серенького платья и высоких башмаков.
   Та же прогулка, но без мужа и детей, требует уже белого платья с открытой шеей и ажурных чулок.
   Все нужно взвесить, все обдумать, все разыскать и купить.
   А то подумайте, какой ужас: вдруг летом приедет к вам в гости Иван Степанович, тот самый Иван Степанович, который недавно сказал вам: "Я люблю голубой цвет -- в нем есть что-то небесное", а вы как на грех ничего с собой голубого не взяли! Ну, подумайте только: в хорошеньком вы окажетесь положеньице?
   Поэтому, удивительно ли, что все гостиные дворы и торговые ряды всего мира гудят в начале лета как улей, готовящийся строиться. С утра до ночи, то замирая, то снова ожесточаясь, жужжат по магазинам отъезжающие дамы.
   Дамы бывают разные: дамы покупающие, дамы изнывающие, дамы просто созерцающие. Дамы с картонками, дамы с детьми, дамы со свертками, дамы с мужьями...
   -- Анна Николаевна! Вы куда бежите?
   -- Простите, дорогая, не узнала вас. Я так измучена... Шестой час, а я с утра здесь. Нужно было пол-аршина ленточки... Зонтик потеряла, не знаю, где... И кошелек, оказывается, дома забыла!
   В магазинах давка и теснота. Покупательницы толкаются, наступают друг другу на шлейфы, и раздающееся при этом томное "pardon" звучит как самое грубое русское "о, чтоб тебе!"
   Измученные приказчики к трем часам дня уже теряют всякую логику.
   -- Возьмите этот помпадур-с, -- говорят они, развертывая материю. -- Ново! Оригинально! Ни у кого еще нет -- для вас начинаем. Будете довольны. Все хвалят. Вчера шестьдесят кусков продали этой самой материи, да сегодня восемьдесят, ей-Богу-с!
   -- Послушайте, я просила синюю, а вы мне показываете зеленую!
   -- Совершенно наоборот, -- это зеленая-с.
   -- Да, что я не вижу, что ли? И вообще она мне не нравится.
   -- Совершенно наоборот, -- очень нравится-с.
   -- Сударыня! -- раздается сладостный голос. -- Пожалте наверх. Получите разнообразие.
   -- Мальчик! Проводи мадам!
   Несчастнее всех чувствуют себя в этой сутолоке мужья, сопровождающие своих жен. Сначала они еще пробуют острить и подшучивать над дамскими страстями.
   -- Бабы!.. Тряпки!.. Отчего нам не придет никогда в голову заниматься подобной ерундой?
   Но они скоро теряют последнюю бодрость духа, смолкают, бледнеют, и глаза их приобретают невинно-фанатическое выражение прерафаэлистских девственниц.
   -- Мишель! Которая материя тебе больше нравится -- вот эта голубая или сиреневая?
   -- Го-голубая..., -- раздается тихий стон.
   -- Ну, так отрежьте десять аршин сиреневой, -- обращается дама к приказчику. -- А ты, Мишель, не должен обижаться. Ты ведь сам знаешь, что у тебя нет вкуса!
   И он не обижается! После четырехчасовой беготни по магазинам утрачиваются многие тонкости человеческой психики.
   -- Сколько стоит эта пряжка?
   -- Шесть рублей.
   -- Отчего же так дорого?
   -- Помилуйте, сударыня, -- отвечает продавщица тоном оскорбленного достоинства, -- ведь это -- настоящая медь! Чего же вы хотите?
   -- А камни плохие!
   -- Настоящее шлифованное стекло!
   -- Гм... Так нет ли у вас чего-нибудь попроще?
   -- Вот могу вам предложить.
   И продавщица, с торжествующим видом, вынимает из ящика нечто в роде печной заслонки.
   -- Без всякого лишнего изящества -- красиво, прочно, элегантно и дешево!
   Но самый центр, самый пульс жизни представляют шляпные магазины. Перья, птицы, цветы, ленты и еще многое, "чему названья нет", вертится, поднимается, опускается, примеряется...
   Странные шляпки бывают на белом свете! Иная, посмотришь, шляпа как шляпа, а вглядись в нее -- целая трагедия: на отогнутых полях, конвульсивно поджав лапы, беспомощно раскрыв клюв, умирает какая-нибудь белая или желтая птица, а тут же рядом, "сияя наглой красотой", расцветает букет гвоздики.
   Прямо -- гражданский мотив!
   Или представьте себе совершенно невинную шляпку с ленточками, цветочками, и вдруг вы видите, что из этих ленточек торчит маленькая золоченая лапка. Вдумайтесь в эту лапку! И вам покажется будто туда, в самые недра шляпы, провалилась несчастная птица; ее уже не видно, только простертая вверх лапа отчаянно взывает о помощи.
   Жутко!
   Но на психологию шляпок мало обращают внимания.
   -- Послушайте, отчего это здесь какой-то неподрубленный лоскут болтается?
   -- Это самая последняя французская неглижа! -- отвечает приказчик.
   А как прельщают покупательниц продавщицы хороших магазинов. Они поют, как сирены, и как соловьи, сами закрывают глаза, заслушавшись своего пения.
   Они заставят вас купить, вместо намеченной вами хорошенькой розовой шляпки, какой-нибудь коричневый ужас, и вы даже не заметите этого!
   Им ничего не стоит водрузить над бледным, измученным лицом пожилой женщины яркий зеленый колпак, с угрожающими перьями, и потом замереть в экстазе, словно они очарованы представшей пред ними красотой.
   И несчастная, загипнотизированная женщина покупает колпак и делается на весь сезон предметом издевательств уличной толпы, злорадства знакомых и стыда своих родственников.
   И, натешившись вдоволь над одной жертвой, сирены принимаются за другую.
   -- Да, но се трешер, слишком дорого, -- слабо обороняется жертва.
   -- Вы, вероятно, хотите сказать: слишком дешево, -- издевается сирена. -- Взгляните! Ведь это натуральное воронье перо! Эта шляпка ничего не боится. Вы можете надевать ее и под дождь, и в концерт, и везде она будет одинаково хороша! Мы только потому и уступаем ее так дешево, что она приготовлена в нашей мастерской.
   Через пять минут другая сирена поет над той же самой шляпкой, но уже перед другой покупательницей:
   -- Взгляните, какая работа! Здесь все подклеено, ничего нет натурального. Это наша мадам привозит из Парижа.
   Поет, а воронье перо трепещет в ее руках,-- трепещет и не знает, что ему думать о своем происхождении: подклеено ли он в Париже, или произошло натуральным путем в России?
   А дама смотрит на него в тоскливом недоумении: когда оно должно стоить дороже -- когда натуральное и ровно ничего не боится, или когда подклеено со всей искусственностью, на какую способен Париж?..
   Дама просит, пока что, отложить для нее эту шляпку, потому что ей надо посоветоваться с мужем, подругой, теткой, женой брата и двумя сестрами. Потом она выходит на улицу, долго моргает, приложив палец к виску, и не может понять -- кто она, зачем сюда попала, что нужно еще купить и, главное, где она живет.
   -- Извозчик! Алло! 127 -- 51, тридцать копеек... Ну, чего смотришь? Не хочешь -- не надо. Другого возьму.
  

КОММЕНТАРИИ

  
   В магазинах. ...невинно-фантастическое выражение прерафаэлистских девственниц -- имеются в виду женские образы с картин английских художников-членов "Братства прерафаэлитов" (1848--1853) -- Д. Г. Россетти, X. Ханта, Дж. Э. Миллеса и их последователей.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru