ТЕРПИГОРЕВ, Сергей Николаевич, псевдоним -- Атава [12(24).V.1841, с. Никольское Тамбовской губ. -- 13(25).VI.1895, Петербург} -- прозаик. Отец Т. родовитый, но обедневший помещик (род Терпигоревых восходит к концу XVII в.), получил образование в Петербургском университетском пансионе, выписывал книги и журналы, имел в имении обширную библиотеку. В 13 лет Т. смог прочесть "Пушкина, Лермонтова, Грибоедова <...> в журналах даже новейших в то время писателей" (Соч.-- Т. 6.-- С. 426). Гувернеры обучили его французскому и немецкому языкам, а местный становой пристав подготовил в 3-й класс Тамбовской гимназии, по окончании которой (1860) он намеревался поступить на историко-филологический факультет Петербургского университета, куда "страшно тянула тогда любовь к истории и литературе" (Там же.-- С. 475). Однако родственник Т. Ф. И. Рахманинов, ссылаясь на близкую судебную реформу, убедил поступить на юридический. Рахманинов работал в цензурном комитете (в частности, цензуровал журнал "Современник") и был знаком с многими ведущими литераторами и журналистами: в его доме Т. познакомился с Н. Г. Чернышевским, И. И. Панаевым, Н. А. Некрасовым, а также с А. С. Гиероглифовым -- издателем газет "Русский мир" и "Гудок". На страницах последней состоялся литературный дебют Т.-- очерк "Черствая доля" (1862.-- No 100), который положил начало сотрудничеству писателя в названных изданиях.
Во время студенческих волнений осенью 1861 г. Т. подал прошение о выходе из университета; согласно его воспоминаниям, хотя он и не поддерживал действий студентов, но был возмущен той жестокостью, с которой эти действия подавлялись властями. Т. было приказано немедленно покинуть столицу, но стараниями Рахманинова отъезд в имение удалось оттянуть до весны. Все это время Т. печатал в "Гудке" корреспонденции из Тамбовской губ., составленные на основе регулярных сообщений, получаемых от друзей, сатирические очерки, обличающие обывательские нравы и произвол местного начальства. Накануне отъезда из столицы рукопись Т. "Из записок неудавшегося чиновника" была принята редакцией журнала "Русское слово" (1863.-- No 2, 4).
С 1867 г. Т. начинает посылать А. А. Краевскому (с которым познакомился еще в университете) корреспонденции в газету "Голос"; в одной из них разоблачались злоупотребления могущественных железнодорожных концессионеров Дервиза и Мекка в деле отправки хлеба голодающим. Публикация вызвала судебный процесс по обвинению газеты и автора в диффамации, который благодаря усилиям Т. был по существу проигран истцами. Сблизившись в ходе процесса с Краевским, Т. переехал в столицу и некоторое время сотрудничал в газетах "Голос" и "Биржевые ведомости". Первое выступление Т. в "толстом" литературном журнале состоялось в 1869 г., когда журнал "Отечественные записки" поместил его очерк "В степи" (No 12; окончание -- 1870.-- No 4) и комедию "Сияние" (1870.-- No 7). Здесь впервые Т. использовал псевдоним Атава. По свидетельству современника, источником псевдонима послужил разговор Т. с Некрасовым: когда в ответ на предложение поэта написать историю оскудения Т. сослался на свой возраст, Н. А. Некрасов сказал: "и по скошенному лугу атава иногда хорошо растет" (Фаресов А. С. Н. Терпигорев (Атава). (Вместо некролога) //Новое слово.-- 1895.-- No 9.-- С. 103). ("Атава, или отава -- трава, вырастающая весной из-под прошлогодней травы". -- См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.-- Спб., 1881.-- Т. 2.-- С. 733.)
Вскоре имя Т. почти на 10 лет исчезает с печатных страниц: об этом периоде жизни писателя мало что известно. Позднее П. Н. Полевой вспоминал, что Т. "никогда, ни единым словом не проговаривался о своем прошлом <...> и вообще о чем бы то ни было, лично его касавшемся и выходившим за пределы его литературной деятельности" (Полевой П. Н.-- Стб. 757). Со слов И. И. Ясинского известно лишь, что Т. "нажил громадные деньги на разделении электричества", но потом "прогорел на каком-то каменном подряде" (Исторический вестник.--1905.-- No 1.-- С. 86).
С января 1880 г. "Отечественные записки" приступили к публикации цикла очерков под общим заглавием "Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика" (отд. изд.-- Спб., 1881), принесшего писателю широкую известность. Темой очерков стала жизнь мелкопоместного дворянства в порожденных освобождением крестьян социальных условиях. Т. разворачивает картину быта и нравов разоряющихся помещичьих усадеб, показывающую читателю материально-финансовое, нравственное и духовное "оскудение" их хозяев. Писатель особо подчеркивает неспособность дворянства к хозяйственной и культурной деятельности, тем самым убеждая читателя в исторической обреченности этого ведущего в прошлом сословия.
Цикл Т. обнаруживал известную тематическую общность с произведениями М. Е. Салтыкова-Щедрина; писатель порой приближается к щедринской манере повествования (использование элементов сказа и прямого обращения к читателю, сатирическая заостренность образов, живой юмор). Это обстоятельство сразу же обратило внимание критиков, неоднократно сравнивавших очерки Т. с произведениями Щедрина (Русские ведомости.-- 1880.-- No 69.-- 16 марта; No 106.--26 апр., и др.). Сравнения, поначалу лестные для Т., впоследствии причинили ему немалые страдания: публикация очерков еще не завершилась, как начал распространяться слух о том, что их автором является Щедрин. Другая версия утверждала, что очерки были сильно отредактированы Щедриным (см.: Либрович С. Ф. На книжном посту.-- П.; М., 1916.-- С. 105). Хотя последний очерк названного цикла был, по совету Н. К. Михайловского, подписан настоящей фамилией, журнал "Будильник" (1881.-- No 36) поместил на своей обложке шарж на Щедрина, где на одной из книг, окружающих сатирика, легко прочитывалось: "Оскудение". Эта история мучила Т. до конца его дней, и свое последнее выступление в печати он посвятил подробному опровержению редкой "по смелости, по наглости и <...> по глупости сплетне" (Умерший писатель //Новое время.-- 1895.-- 19 февр.).
Успех книги привлек к автору внимание издателей. В конце 1880 г. Салтыков-Щедрин рекомендовал Т. в качестве постоянного сотрудника для замышлявшейся М. М. Стасюлевичем газеты "Порядок" (см. письмо П. В. Анненкову от 18 окт. 1880 г. // Собр. соч.: В 20 т.-- Т. 19 (I).-- С. 180), где он в 1881 г. поместил ряд фельетонов. Однако вскоре Т. прервал сотрудничество и перешел в газету "Новое время". Инцидент носил характер журнального скандала, поскольку "Порядок" являлся в отношении издания Суворина идеологическим антагонистом и вел с ним непрекращающуюся полемику, а одну" из задач Т. в газете Стасюлевича Щедрин видел в том, чтобы "остепенить Суворина" (Там же).
Все же политические платформы изданий, в которых участвовал Т., не оказывали сильного влияния на его творчество: писатель продолжал разрабатывать принесшую ему успех тему. 24 мая 1881 г. в "Новом времени" начал печататься цикл очерков под заглавием "Пять глупых дев. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика" (окончен 31 дек. 1881 г.), составивший вторую часть "Оскудения" (отд. изд.-- Спб., 1882.-- Т. 1 (2-е изд.), т. 2). Вторая часть заметно расширила, но не углубила панораму повествования. В предисловии к изданию Т. подчеркивает "нелитературность" своего труда: "Я прос/го рассказываю, что я видел. <...> Мне дороже всего, чтобы мои картинки были как можно более верны действительности". Установка на "достоверность", стремление к объективности приводили к определенной фотографичности изображаемой в произведениях Т. действительности, что отмечала уже современная Т.- критика: "...автор силен только умением фотографировать отдельные сцены",-- писал рецензент журнала "Русская мысль" (1882.-- No 10.-- С. 129). Уделяя основное внимание бытовой, часто комической стороне помещичьей жизни, Т. не затрагивал в своих произведениях важнейших социальных проблем пореформенного развития России: крестьянского общинного самоуправления, земской деятельности интеллигенции, мировых судов и судов присяжных и т. д. В "Новом времени" он вел постоянный воскресный фельетон (так назывался материал, помещавшийся в "подвале"), представляющий собой очерк из жизни провинции и деревни, заметки, обличающие аферы чиновников и дельцов, зарисовки быта городских окраин и др. Т. прибегал к различным способам подачи материала, облекая свои корреспонденции в форму письма из деревни, беседы со случайным собеседником и т. д. Фельетоны Т. имели широкую популярность и, по утверждению современника, в немалой степени способствовали успеху суворинской газеты (Полевой П. Н.-- Стб. 763). Работа в "Новом времени" продолжалась около 14 лет, в течение которых Т. опубликовал приблизительно 600 фельетонов. Согласно воспоминаниям И. И. Ясинского, именно Т. обратил внимание Суворина на талант молодого А. П. Чехова (Ясинский И. И. Роман моей жизни.-- М.; Л., 1926.-- С. 264).
Сотрудничество в газете: необходимость регулярной сдачи материала, жестко ограниченная площадь газетного "подвала" -- заставляло многих писателей (в т. ч. и Чехова) обращаться к жанру короткого рассказа. Успешно работал в этом жанре и Т.: многие его рассказы тематически примыкают к "Оскудению". В них -- знакомые картины "помещичьего разоренья". Таковы среди прочих рассказы, составившие сборник "Желтая книга. Сказание о новых княгинях и старых князьях" (Спб., 1885; первоначально в "Новом времени" под заглавием "Три княгини"). Если в своей художественной манере Т. близок многим писателям-"восьмидесятникам" (фотографичность, эскизность в обрисовке характеров и т. д.), то в циклизации небольших по объему очерков в единое художественное целое он следует традиции, сложившейся в 70 гг. (Щедрин, Г. И. Успенский, Н. Н. Златовратский и др.).
И все же переход Т. в "Новое время" был воспринят в либеральных и демократических кругах как своеобразное ренегатство.
В 80 гг. повести, рассказы, очерки Т. появлялись в журналах "Русское богатство", "Северный вестник", "Артист", "Природа и охота", "Сельский хозяин", "Труд", "Новь", "Игрушечка", "Живописное обозрение" и др. С 1887 г. он активно участвует в "Историческом вестнике", где, наряду с рассказами исторического содержания, опубликовал цикл "Потревоженные тени", служивший дополнением к "Оскудению" (отд. изд.-- Спб., 1888--1890.-- Т. 1--2). Критика встретила его в общем сдержанно (см.: Русская мысль.-- 1888.-- No 12; 1890.-- No 1; Северный вестник.-- 1890.-- No 12). В нем Т. возвращается к временам крепостного права, эпохе, предшествовавшей освобождению крестьян (знаменательно, что чуть раньше Щедрин в "Пошехонской старине" обратился к этому же времени). Т. сходится с редактором "Исторического вестника" С. Н. Шубинским и группировавшимися вокруг него литераторами, завязывает тесную дружбу с Н. С. Лесковым, с которым познакомился еще в нач. 80 гг. Поселившись за городом, на даче у Строганова моста, Т. регулярно устраивал у себя собрания литераторов и общественных деятелей, славившиеся широким хлебосольством и обильными возлияниями (колоритное описание одного из таких обедов см.: Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова.-- М., 1984.-- Т. 2.-- С 316-- 318). Эти собрания служили своеобразным "литературным салоном" и были заметны на фоне художественной жизни нач. 90 гг. Центральным пунктом обедов служили обязательные рассказы Т., которыми хозяин "угощал" своих гостей. Современники единодушно отмечают особый дар к устному рассказу у Т.
Незадолго до своей смерти Т., страдавший грудной жабой (стенокардией), вынужден был прекратить сотрудничество в "Новом времени".
Соч.: Соч.: В 6 т. / Вступ. ст. П. В. Быкова.-- Спб., 1899; Оскудение: В 2 т. / Вступ. ст. и примеч. Н. И. Соколова.-- М., 1958; Потревоженные тени / Подгот. текста и примеч. Н. И. Соколова и Н. И. Тотубалина.-- М.. 1959; Потревоженные тени / Вступ. ст. и примеч. Ю. Л. Болдырева.-- М., 1988.
Лит.: Полевой П. Н. Воспоминания о С. Н. Терпигореве // Ежемесячные литературные... приложения к журналу "Нива" на 1899 г.-- No 12; Ясинский И. И. Из воспоминаний о С. Н. Терпигореве // Исторический вестник.-- 1905.-- No 10; Андреева Г. Т. Творчество С. Н. Терпигорева 1860--1870-х гг. // Вестник ЛГУ.-- 1974.-- No 20.