Тредиаковский Василий Кириллович
Стихотворения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Песенка любовна
    Плач одного любовника, разлучившегося с своей милой, которую он видел во сне



                            В. К. Тредиаковский

                               Стихотворения

----------------------------------------------------------------------------
     Песни и романсы русских поэтов.
     Вступительная статья, подготовка текста и примечания В. Е. Гусева.
     Библиотека пота. Большая серия. Второе издание.
     М.-Л., "Советский писатель", 1965
----------------------------------------------------------------------------

                                 СОДЕРЖАНИЕ

     Песенка любовна
     Плач одного любовника, разлучившегося с своей милой, которую он видел во сне

     Уже  первое  печатное  произведение  Василия Кирилловича Тредиаковского
(1703-1769)  -  "Песнь,  сочинена  в  Гамбурге к торжественному празднованию
коронации...   Анны   Иоанновны..."  было  положено  на  музыку  неизвестным
композитором  и появилось в свет отдельным изданием с нотами в 1730 году. Из
его  многочисленных  произведений  в стихах и прозе, трагедий, теоретических
статей,  многотомных  переводов  исторических  трудов  только стихотворения,
написанные между 1725 и 1730 годами, - как оригинальные, так и переводные, -
пользовались  подлинным  признанием  современников.  Большая  часть их стала
популярными  песнями  (кантами)  середины  XVIII века, которые исполнялись в
быту  и  после  смерти  автора. Особенно часто в рукописных песенниках XVIII
века  (тексты и ноты) встречаются: "Весна катит...", "Песенка любовна", "Ах!
невозможно  сердцу  пробыть  без печали...", "Стихи похвальные России", "Мое
сердце всё было в страсти...", "Крепкий, чудный, бесконечный...", "Что то за
злость? и что за ярость?..". Среда, где были популярны песни Тредиаковского,
состояла  из  горожан,  купцов,  низшего  духовенства, нижних военных чинов;
иногда   его   стихотворения  встречаются  и  в  песенниках,  принадлежавших
грамотным  крестьянам.  Наряду  с  Кантемиром,  Тредиаковский по праву может
считаться  родоначальником  русской  вокальной любовной лирики, но среди его
песен есть и продолжающие традицию духовных и патриотических кантов.


                             5. ПЕСЕНКА ЛЮБОВНА

                             Красот умильна!
                                Паче всех сильна!
                             Уже склонивши,
                                Уж победивши,
                             Изволь сотворить
                             Милость, мя любить:
                                   Люблю, драгая,
                                   Тя, сам весь тая.

                             Ну ж умилися,
                                Сердцем склонися;
                             Не будь жестока
                                Мне паче рока:
                             Сличью обидно
                             То твому стыдно.
                                   Люблю, драгая,
                                   Тя, сам весь тая.

                             Так в очах ясных!
                                Так в словах красных!
                             В устах сахарных,
                                Так в краснозарных!
                             Милости нету,
                             Ниже привету?
                                   Люблю, драгая,
                                   Тя, сам весь тая.

                             Ах! я не знаю,
                                Так умираю,
                             Что за причина
                                Тебе едина
                             Любовь уносит?
                             А сердце просит:
                                   Люби, драгая,
                                   Мя поминая.

                             <1730>


                  6. ПЛАЧ ОДНОГО ЛЮБОВНИКА, РАЗЛУЧИВШЕГОСЯ
                   С СВОЕЙ МИЛОЙ, КОТОРУЮ ОН ВИДЕЛ ВО СНЕ

                 Ах! невозможно сердцу пробыть без печали,
                 Хоть уж и глаза мои плакать перестали:
                 Ибо сердечна друга не могу забыти,
                 Без которого всегда принужден я быти.

                 Но, принужден судьбою или непременной,
                 И от всея вечности тако положенной,
                 Или насильно волей во всем нерассудной,
                 И в порыве склониться на иное трудной.

                 Ну! что ж мне ныне делать? коли так уж стало?
                 Расстался я с сердечным другом не на мало.
                 Увы! с ним разделили страны мя далеки,
                 Моря, лесы дремучи, горы, быстры реки.

                 Ах, всякая вещь из глаз мне его уносит,
                 И кажется, что всяка за него поносит
                 Меня, сим разлученьем страшно обвиняя,
                 И надежду, чтоб видеть, сладку отнимая.

                 Однак вижу, что с ними один сон глубоки,
                 Не согласился; мнить ли, что то ему роки
                 Представлять мила друга велели пред очи
                 И то в темноту саму половины ночи!

                 Свет любимое лице! чья и стень приятна!
                 И речь хотя мнимая в самом сне есть внятна!
                 Уже поне мне чаще по ночам кажися
                 И к спящему без чувства ходить не стыдися.

                 <1730>


                                 ПРИМЕЧАНИЯ

     4-6.  "Езда в Остров любви", М., 1730. Печ. по Избранным произведениям.
"Б-ка поэта" (Б. с), 1963.
     5.   Встречается   в   рукописных   песенниках   XVIII   в.,   иногда с
перестановкой строф и стихов (Ливанова, т. 1, Приложение, с. 42). С нотами -
M.  M.  Иванов,  История  музыкального развития России, т. 1, СПб., 1910, с.
212. Сличье - красота, прелесть.
     6. Встречается в рукописных сборниках XVIII в.; ст. 1-2 иногда:

                   Ах, не можно сердцу без печали быть,
                   Кто любит не ложно, нельзя не тужить.

Песенные  варианты  -  Перетц,  т.  1, ч. 1, с. 116; Ливанова, т. 1, с. 484,
вклейка  между с. 504 и 505; Приложение, с. 8-9, 105-106. Степь - тень. Поне
- хотя бы.


     Ливанова,  Приложение  -  Сборник  кантов XVIII века (в извлечениях) из
рукописных  фондов  Государственного  исторического  музея, М., Музгиз, 1952
(Приложение  к исследованию Т. Ливановой "Русская музыкальная культура XVIII
века...", см. выше).
     Перетц  - В. H. Перетц, Историко-литературные исследования и материалы.
Том   1.  Из  истории  русской  песни.  Часть  1,  СПб.,  1900.  -  "Записки
историко-филологического  факультета  им п. С.-Петербургского университета",
т. 54, вып. 2; часть 2, СПб., 1900 (там же, т. 54, вып. 3).

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru