За последнее время окончательно обнаружилась невозможность примирения тех крупных идеологических разногласий, которые существуют в евразийской среде. Раскол стал фактом, которого невозможно замалчивать. В частности, приходится отметить, что газета "Евразия" в вышедших до сих пор номерах отражала почти исключительно только одно из течений Евразийства, притом течение, склонное к замене ортодоксально-евразийских идеологических положений элементами других, ничего общего с евразийством не имеющих учений (марксизм, федоровство). С прискорбием отмечая факт раскола и сильно опасаясь, что отколовшиеся друг от друга евразийские течения, развиваясь во взаимоотталкивании, могут дойти до противоположных крайностей, я в то же время признаю невозможность, по крайней мере в ближайшее время, восстановить то внутреннее единство и равновесие евразийства, при которых я только и мог бы принимать участие в евразийской работе. Поэтому я заявляю о своем выходе из газеты "Евразия" и из евразийской организации. От своих убеждений, высказанных мною в ряде статей за моею подписью в разных евразийских изданиях ("Евразийский Временник", "Евразийская Хроника", статья в NoNo 1 и 2 "Евразии"), в сборнике "Россия и Латинство" и в моих книгах "Европа и Человечество" и "К проблеме русского самопознания", -- от этих своих убеждений я не отказываюсь. Но нести ответственность за теперешнюю эволюцию евразийства я при создавшихся условиях не могу и не хочу. 31 декабря 1928 г.
Н. С. Трубецкой
ОТ РЕДАКЦИИ
Печатая письмо Н. С. Трубецкого, Редакция газеты считает необходимым высказать следующее.
В руководящих своих статьях "Евразия" последовательно раскрывает и развивает мысли, которые Редакция считает основными положениями Евразийства. Все новое, смущающее Н. С. Трубецкого, объясняется, во-первых, тем, что развитие никак не может сводиться к простому повторению старого, и, во-вторых, тем, что перед Евразийством, как движением, встают новые задания и проблемы. Среди этих проблем, как указывалось, встает и раскрытие исторического смысла и современного значения таких явлений, как марксизм, и такого замечательного построения, как построение Федорова. Редакции представляется, что понимание этой стороны в деятельности газеты как отказа от убеждений является сплошным недоразумением, тем более прискорбным, что высказывается оно Н. С. Трубецким, который столь много сделал для развития и обоснования Евразийства. Редакция позволяет себе высказать надежду, что недоразумение рассеется и уход Н. С. Трубецкого является временным.
ПРИМЕЧАНИЯ
Печатается по: Евразия. 1929. No 7. 5 янв.
Николай Сергеевич Трубецкой (1890--1938) -- лингвист, филолог, культуролог, этнограф, один из родоначальников и идеологов евразийства.
Отрицательное отношение Н. С. Трубецкого к перспективе синтеза евразийских установок с идеями Федорова было устойчивым на протяжении всей истории евразийства. Оно сохранилось и в 1930-е гг., когда он вернулся в евразийское движение и принимал участие в деятельности пражской евразийской группы (см. ниже письма Трубецкого П. Н. Савицкому и его выступления в прениях по докладу К. А. Чхеидзе).