-- Начнешь халтурить, наставит тебя носом к двери и -- коленом под известное место! -- объяснили популярно.
"Ну, -- думаю, -- это мы еще поглядим. Надо будет, сам уйду". И затопал на стройку.
Иду, озираю, что за городишко бог послал, бог странствий и поиска.
Ничего, новенький-модерновенький. Вокруг пустыня, а тут бассейн плавательный, круглогодичный, такой и в столице поискать. Почудилось мне в этом факте какое-то симпатичное со стороны строителей нахальство. И прочее тоже вполне на уровне. А уж девушки! В таком городе стоило приземлиться, хоть месяца на четыре.
***
Господь-бог, и тот, говорят, сотворял мир из хаоса, а уж что спрашивать с рядового СУ-17! Да еще с поточным методом: там грейдер порыкивает, как сосед-пенсионер на играющих в футбол пацанов, тут экскаватор выгрызает кубы, а на дальнем краю стройплощадки -- готовое здание, где в нижнем этаже будет кафе. Туда-то я и добирался, петляя меж горными хребтами ригелей и плит, перепрыгивая душно-пахучие известковые озера и обходя нестерпимо пылящие груды цемента. Па-аберегись! -- прямо над головой пролетает бадья с раствором. Не зевай! -- под бочок тебе валится гремящий контейнер. Надоело петлять, как зайцу, начал перемахивать напрямую -- через штабеля досок, рулоны рубероида, ящики, бочки, корыта!
Земля выдернулась из-под ног -- и дала мне под вздох. Ладно, хоть не видел никто, как я, покряхтывая, подымаюсь после очень жесткой посадки. Доковылял до груды тары, уселся на ящик, сбитый из самых занозистых досок в мире, озираю себя: в цементе -- с головы до ног. Джины зияют лохматым разрывом в виде буквы "Г". Картина, достойная кисти... а, черт его знает, чьей кисти!
Плюс ко всему, судя по смеху и визгу, подвалила сюда толпа девчат. Устроились где-то рядом завтракать. Я им подкашлял, да куда там, разговор включили сразу на полную мощность, и ничего пока в том тарахтенье мне непонятно:
-- Девоньки, расправляйтесь с кефиром по-шустрому, сегодня поднажать надо!..
-- Ваш Косенков поднажал уже...
-- А здорово он перехватил контейнер, пока Андрюша галстучек поправлял...
-- Чудной он, ведь правда, подруги? Хоть бы разочек голос повысил!
-- Зато у вашего Косенкова, ежели зуб болит, так вся стройка знает.
-- Ну и что? Живой -- по-живому реагирует. Тронули -- дай сдачи! Надо поднажать -- нажми! Кто смел, тот два съел...
-- Свой кусок да чужой.
-- Кто ж этому Штоколову виноват -- показал бы зубы, коли есть. А то словно и не мужик. Мягкий, как вазелин...
Услышав фамилию предполагаемого моего бригадира, да еще с такой характеристикой, я взмыл духом. В конце концов, всякое плохое может сыграть на хорошее. Вид у меня такой, что не хочешь, а пожалеешь. А если еще человек мягкий...
И, дождавшись, пока девчата со всей их трескотней снялись с места, продолжил я свой путь по лабиринтам стройки бодро и уверенно.
Кафе узнать не трудно, все их теперь на один лад строят: точно аквариумы. Перелез я через раму внутрь. Где-то шипит, где-то лязгает -- и ни души. Пошел на звук, не ошибся, как пишут в романах -- глазам моим предстал... Короче говоря, в соседнем помещении выкладывал по низу стены гранитные плиты былинно-плечистый молодец, в ловко пошитом комбинезоне с эмблемой на рукаве. Пластиковая кепочка, надетая козырьком назад, едва держалась на его буйноволосой голове, у сапог голенища отвернуты -- что тебе мушкетерские ботфорты, и вообще он был похож на д'Артаньяна.
Я глазел на парня, а его хитроватый взор, в свою очередь, обежал меня от макушки до пят. Я вспомнил, что имею жалкий вид, и сказал соответственным голосом:
-- Мне бы бригадира... товарища Штоколова!
-- Не будет, -- непреклонно сказал парень. -- У болгар бригадир.
Вот так: ехидина-случай никогда не ограничивается таким пустяком, как продранные брюки. Дав первый звонок, он чуточку отступает и выискивает, где бы ударить посильнее...
Но я не собирался уступать случаю.
-- А кто его замещает?
-- Да хоть бы я!
-- А если без шуток?
-- Какие шутки? -- ударив ребром ладони, парень повернул кепочку козырком вперед. -- Григорий Таран, можно -- Грицко. Так какая ж тебе, хлопец, нужда до бригадира?
-- В ученики хочу проситься. Возьмете?
-- Инструмент в руках держал -- кроме вилки? -- выпалил пулю Грицко.
-- Кельму держал, -- говорю, не заводясь, и показываю, как держал.
...Думают, я этого хлеба не ел? Было, все было. Ходил в "трудных" -- взяли с собой студенты, орал вместе со всеми, стоя в грузовике, глотая рваный ветер: "Тот, кто не был в стройотряде, тот и счастья не видал!"
Счастье было особого рода. Как вспомнишь...
Вздрагивает под ногами заляпанный, щелястый настил. Бугрится грифельно-серая каша раствора в окаренке. Скользкая ручка кельмы елозит в саднящей ладони. Включайся в темп: раствор -- кирпич, раствор -- кирпич! Потом штукатуришь -- затираешь ее, родненькую, кругами, кругами, топаешь в заскорузлой робе, словно статуя Командора! За два месяца отгрохали коровник; митинг был, речи, оркестр... Да, не то чтоб сладкое было времечко, скорее соленое -- попотеть пришлось, а хорошее все-таки! Лучше, пожалуй, нигде и не было...
-- Уже неплохо, -- прервал мои воспоминания Грицко, -- а скажи, хлопец, кирпич, одна штука, он какой -- легкий или тяжелый?
...Не поверил, значит. Думает, не видал я того кирпича, не знаю, какой он!.. Оранжевый, как апельсин, звонкий, как стекло, царапающий ладонь шершавой гранью сквозь протершуюся рукавицу! Первый кирпич -- с начала работы -- на руке словно невесомый. Сотый -- тяжел, как плашка чугуна. Тысячный -- жжет кожу, точно докрасна раскаленный!
-- Кирпич? Он в чужой руке легкий, -- решил я эту задачку на сообразительность и услышал:
-- Ну, садись, потолкуем.
Сели на опрокинутые ведра. Я сигареты вытащил, говорю:
-- Не угощаю -- настоящий клопомор. Курю, чтоб отвыкнуть!
-- Правильно, -- говорит Грицко, -- а я уже отвык.
И втиснул пачку мне обратно в карман. Я для первого раза не ерепенился, сижу, слушаю его производственные байки:
-- Наша работа -- на взгляд она красивая и нетяжелая. А весу в плите мраморной сорок кило, поворочай... Значит, сила нужна, и голова тоже: восемь классов как минимум, десять -- еще лучше. Разметку поверхности без геометрии не сделаешь. И зрение нужно острое, а главное, чтоб красоту человек понимал, камень чувствовал, не то выйдет вместо облицовки лоскутное одеяло, чуешь? Так что, хлопец, ученики нам нужны, а ты сам сначала прикинь да взвесь -- потянешь?
Интересно, какой осел ответил бы на такой вопрос: "Нет, не потяну!" Во всяком случае, не я.
Познакомился я с бригадой.
Злата Пашкевич -- рыжая, волосы резинками стянуты, висят вдоль щек, словно уши у спаниеля. И разговор такой:
-- Это еще что за припудренный? Новый ученик? Зашил бы штаны сначала!
Таджигани -- этот только головой кивнул. Кажется, из пушки под ухом выпали, не дрогнут руки: укладывает плиту, как ребеночка кладут в кроватку, чтоб не проснулся...
Женька Склярова, ученица, как я. Пригляделся: ничего кадр. Природная блондинка. Ростом, правда, не вышла, на меня смотрит -- голову закидывает, но фигурка в порядке. С ней малость разговорились.
-- Ты, -- говорит, -- Максик, чего после школы делал?
-- Искал призвание.
-- Нашел?
-- Нашел, -- говорю со слезой в голосе, -- определилось, что я тунеядец по призванию...
-- Это нам ни к чему! -- фыркнула. -- У нас знаешь как? Комиссия приняла лестницу на пятерку, мы гранит укладывали. А бригадир после и говорит: "Вот эти две ступени меня не удовлетворяют. Давайте, ребята, переделаем на пять с плюсом". И переделали.
-- А вот как в детстве играли, помнишь? "Палочка-выручалочка, выручи меня!"
Ну, дитё! Игры бы ей...
-- А тебя каким ветром сюда занесло? -- спрашиваю.
-- А вот так... Зажмурилась, пальцем в карту ткнула, куда попала, туда и поехала...
-- Чего дома не сиделось?
-- Была охота... Поселок: на одном конце чихнешь, на другом здравствуются... Родители личную жизнь заедают. Придешь с гулянья -- сидят, как на похоронах... Сам-то ты как здесь очутился?
-- Проездом в Азербайджан, -- говорю.
-- Почему в Азербайджан?
-- Баку -- столица джаза.
-- А у нас ВИА во Дворце -- лауреат области...
Это мне как маслом по душе -- давно подумываю в какой-нибудь вокально-инструментальный устроиться, мараками погромыхивать и солистам подвывать...
Приятный наш разговор прервал Грицко -- повел знакомиться с делом.
Знакомимся. Работенка не хуже, не лучше прочих. И согнешься, и поползаешь, и настоишься -- производственная гимнастике на целый день. Штукатурку я ровнял, наплывы зачищал. Раствор перемешивал. Контейнеры с "кабанчиками" таскал -- это такие плитки облицовочные, узенькие, и цветом, и видом -- шоколад, только таскать их несладко. А бригадира так и не видал. Оказывается, тут болгарский стройотряд работает, по договору, и наш Штоколов у них в комиссии по переквалификации. И вообще -- обмен опытом.
По начальству я не скучал, мне и так все указывали, кому не лень.
***
Покрутился с неделю на подсобных. Стала эта Злата меня просвещать, как плитки лепить. "Маяки" выложи, да шнуром проверь прямолинейность ряда, да раствора клади не много, не мало, а чтоб тик в тик.
Освоил вроде. Не боги же их лепят, эти плитки. Наконец удостоился -- доверили облицовку коридора, что ведет в кухню будущего кафе.
Взялся, и поехало, как по льду. Леплю плитку за плиткой, насвистываю "Капли датского короля пейте, кабальеро!" За утро сделал полнормы -- ну, приди, рыжая, посмотри...
Она и пришла.
Стенку обозрела. "Швы, -- говорит, -- между плитками широки". И "зачем поставил ту, что с надбитым уголком, надо было ее отбраковать".
Еще чего-то мелочилась. А потом сунула палец в мой раствор, понюхала, чуть не лизнула: "Ты мастику не подмешал!"
Милые мои, атомный взрыв!
Мастику они сами придумали, бригадой, прочность дает необыкновенную. А я забыл. "Все перекантовать!" -- кричит рыжая. Я говорю: "Не пирамиду Тутанхамона строим, обойдется. Другие же лепят без мастики!" "К другим бы и просился!"
И умчалась, и звуки доносятся, вроде бы в здании бушует небольшой тайфун.
Тут заходит парень. Довольно-таки ударного вида, хоть в кино снимай: галстучек, комбинезон пригнан впритирочку, весь будто только что из парикмахерской. Говорит ласково, как Волк в бабушкином чепце -- Красной Шапочке:
-- Здравствуй. Ты новый ученик, Максим Калижный? Я Штоколов. Что, не заладилось на первый раз?
Думает, купил. Я говорю:
-- Все равно не буду переделывать! Это издевательство над подростком!
Сейчас, думаю, он мне выдаст, а я -- ему. Люблю иной раз объясниться вслух. Прочищает голос.
А мой бригадир ушел в глухую защиту.
-- Да, -- говорит, -- понимаю. Когда сработаешь со старанием, и вдруг -- не то... Ну, не подымается рука... Ладно. Ты иди, дело найдется. А самое тяжелое возьмем на себя...
И, более не обращая внимания, приступает -- тихонько отковыривать плитки и складывать в аккуратные стопочки.
А может, он и вправду "с приветом"?
Не успел я придумать, как быть, снова -- буря! Лязгнула отброшенная к стене лопата, раскатилась груда паркетной клепки. И раздался милый голос Златы:
-- Так я и знала! Сам!.. Вместо того, чтоб заставить... носом ткнуть... этого... этого!..
Нашла бы она словечко для "этого", но бригадир успел и свое вставить:
-- Ошибка ученика -- ошибка учителя.
-- Да разве я ему не объясняла? -- кричит Златочка. -- Шимпанзе бы понял! А этот? Полнормы -- в пользу датского короля!..
-- Навык приобретается не сразу, -- сказал бригадир. -- Вспомни себя... Карасарай -- помнишь?
Тихо, спокойно сказал. А она вдруг замолчала, точно звук вырубили. Подошла и тоже давай плиточки обдирать. Скверный вид после этого открывается -- стена в неровных лепешках раствора. Тут еще Грицко подошел, молча включился. А мне-то чего топтаться? С другого конца пошел им навстречу. Работаем, как немые, невесело. И мысли у меня невеселые.
Не сладить им со мной! Эта, пыхалка, пых-пых -- и сникла. Бригадира, действительно, хоть на хлеб мажь. Меня же, чтоб я человеком был, в ежовых рукавичках надо держать. Не удержат -- и Максим на месте не удержится. А надоело уже мотаться...
***
Прошли деньки-денечки, немало воды в фонтанах городских утекло, в столовке солонку соли я съел, как минимум. Во Дворец культуры дорожку протоптал, хотя в ансамбль еще не пристроился, вакансий нет. С девицей одной, долговязой, как башня, удалось завести взаимные отношения.
На работе тоже терпимо. Только к камню меня не допускают. А мне охота. Люблю одолевать сопротивление материала...
К тому времени все, кто в первую неделю надо мной наставничать пытались, уже отступились, остался один наставник, многотерпеливый Андрей Васильевич Штоколов. С ним я надеялся вскорости сладить -- добиться, чтоб камень доверил. А он и не возражает, только, говорит, присматривайся...
-- Да я уж дырку проглядел на вашей панели.
-- А что увидел?
-- То и увидел, что вертикаль ваша малость с наклоном. И на старуху бывает проруха!
-- Верно увидел, -- он и бровью не повел, -- только вывод неправильный. Хоть и немного в здешних местах осадков, а наклон нужен, для стока воды. Сам ведь видал, наверно: постоит облицовка год-два, и "зацвел" мрамор, забелели на нем солевые разводы. Или потускнел, блеск потерял... Вода -- наш враг номер один...
-- А вот и враг номер два, -- в тон подхватил уверенный басок, -- рад приветствовать, Андрей Васильевич!
-- С приездом, Игорь Ефимович! Как съездили?
Я смекаю: начальство пожаловало. Копылов, видимо. Заметный персонаж: костюм-тройка -- последний возглас моды, портфельчик-"дипломат", кожаная шляпа.
-- Съездил отлично, управление, как говорится, на виду и на слуху, а вот почему вы так пристально оглядываете фасад? Опять что-нибудь "не соответствует"?
Словцо вроде бы с усмешечкой, а бригадир отвечает на полном серьезе:
-- Здесь все соответствует... А внутри -- это после всех наших споров -- вы, Игорь Ефимович, распорядились укладывать плиты прямо на раствор, без креплений. Наша бригада этого делать не будет.
-- Ну, зачем же так категорично? -- сморщился Копылов, -- На стройке не первый год, будто не знаете, что такое дефицит. Приспосабливаться приходится, приноравливаться, не так ли?
Штоколов молчит. Тот -- уже с досадой:
-- Внутри -- не снаружи, товарищ Штоколов! Ни дождя, ни ветра, потерпит ваша облицовка, без закреп продержится, как миленькая!
-- Она не миленькая. Она мраморная. У нее вес есть. Года через два придут люди в наше образцовое кафе, увидят что плиты полетели, и скажут: "Кто халтурил? А, бригада Штоколова!"
-- Вот я вас и поймал, -- Копылов поднял руку и пальцем покачал, -- за престиж опасаетесь? Ну, не дай бог иметь дело с престижной бригадой! Все требуют и требуют, все -- на престиж, а стройка хоть огнем гори!
Похоже было, что дядя осердился уже всерьез, полы плаща своего затеребил и дышать начал слышнее, а бригадир словно бы еще замедлился и затвердил. Говорит аккуратно, будто и слова, как плитки, выбирает.
-- Бригада потому и престижная: требует -- то, что положено. А выполнение всех требований и инструкций, безусловно, в интересах стройки в целом, и в ваших тоже, Игорь Ефимович!
Главный что-то мыкнул, завертел головой и наткнулся взглядом на меня. Бровью дернул и говорит:
-- Ну, ладно, что это вы с ходу в дискуссию, да еще при посторонних?
-- Это мой ученик, -- говорит Штоколов. -- Пусть учится...
-- Ученики, наставничество, да, да, веяние времени, -- торопливо закивал Копылов, -- а скажите по совести, не сбивает это с темпов?
-- Судите по результатам, Игорь Ефимович, объект сдадим в срок.
-- В срок, да, вот именно, -- Копылов вдруг сдвинул на затылок кожаную шляпу: -- А ведь могли бы и досрочно! -- возложил лапу на плечо бригадиру. -- Представляете, к празднику рапортуем: "Открыто новое молодежное кафе!" Эффектно?
-- Эффектно, -- согласился Штоколов.
-- И достижимо?
-- Достижимо.
-- Так что же, за вами дело?
-- За вами, Игорь Ефимович!
-- Не шути, бригадир!
-- Не умею шутить, оттого и девушки не любят... Дело именно за вами: "нержавейку" для креплений дадите, решите вопрос с малой механизацией, обещаю еще в начале квартала...
-- Ну, Штоколов! Ну, бригадир! Как будто не знаете! Мазуров уволился, Усманов проболел, я к конференции готовился!
И руками машет, как мельница -- крыльями.
Бригадир подождал, пока отмашется, и замечает:
-- Назначали меня, говорили: "Хороший бригадир ищет причины недостатков, чтобы их устранить, плохой -- чтобы ими оправдаться..."
-- Ладно, ладно! Память у вас слишком хорошая! Дайте хоть опомниться с дороги. Поищем возможности. А вы в свою очередь -- темпы! Доверяем ведь вам. На ответственные участки бросаем...
-- А у вас есть и безответственные, Игорь Ефимович?..
Тот только крякнул.
***
Вот так, мягко подстеливши, чтоб жестко было спать, взялся опять за дело мой наставник: учит меня, как плиты укладывать, чтоб зазор между ними был тоньше миллиметра...
-- Куда мне на пять с плюсом? Мне бы на три с минусом, -- говорю.
Он глазами метнул:
-- Что ж ты за троечкой так далеко ехал?
-- Знаю, зачем ехал! -- озлился я. -- За крайними условиями жизни! Думал, город в пустыне -- простор, размах! А тут "Лепи без зазоров!"
-- Размах, -- говорит, -- не от слова "размахаться". Размах, как я понимаю, это -- дерзнуть на совершенство...
-- Так ведь это понять, -- бурчу я, -- для меня, например, целая ломка характера! А вы, между прочим, ломать не умеете...
-- Дерево сломаешь, и то не срастется, а ведь ты человек, -- плечами пожал. И вдруг просиял весь, как гость после третьей рюмки -- Здравствуйте, Ася Михайловна! Хорошо, что зашли...
Оглядываюсь -- заведующая библиотекой. Я ее во Дворце видел, драмкружком она заправляет. Строгая такая дамочка, в очках. Голосок приятный.
-- Я у вас объявление повесила, Андрей Васильевич. Лекция будет, не пропустите -- об искусстве древних зодчих. И еще просьба -- потолкуйте с нашим Гришей! Иду и слышу: опять поет на воздухе!
-- Есть! Будет сделано, Ася Михайловна! Скажу ему: "Гриц, горло не пластмассовое, береги народное достояние!"
Улыбнувшись, стала эта деловая пигалица неожиданно хороша -- и ямочки на щеки взбежали, и взоры засветились, а глазенки у нее -- с милой заячьей косиной. "Ай да Андрей Васильевич, -- думаю, -- ишь, куда метит..."
Метит или не метит, а проводить ринулся.
Потом пошла работа своим чередом, однако, чувствую: не тот человек, умягченный и умиротворенный. Сами знаем: поговоришь с хорошей девчонкой, так хоть на помост выходи, с Василием Алексеевым соперничать...
Надо ловить момент. Вытер я мраморную плиту рукавом и бормочу:
-- Быть иль не быть, вот в чем загвоздка, как говорил один мой знакомый принц...
Расхохотался наставник. За что я его люблю -- быстро до человека доходит, разжевывать не надо, -- говорит:
-- Так и быть, попробуй-ка ты, Максим, отполировать плиту. Иди к Таджигани, он тебе даст, что нужно...
***
...И что же это за камень -- мрамор? Нарочно не придумаешь, чтоб вот так врезалась в темный его цвет светлая полоска, разбежалась тонкими прожилками. Дохнуть страшно, кажется, улетит узор, как паутина...
Захотелось мне сделать раз в жизни как следует. Чтобы вроде зеркала плита сияла. Позову Женечку, пусть смотрится...
Разок прошел, со всем старанием, -- мало. Еще раз, еще. "Да, нелегкая это работа, из болота тащить бегемота". Вроде бы и блеска не прибавляется, еще тусклей делается...
Поднажал я. Думаю, не буду смотреть ежеминутно, не буду отвлекаться.
А когда посмотрел -- что за черт? Не зеркальная у меня плита, а мутная, словно в пыли. Я платок послюнявил, начал протирать -- никакого впечатления.
За этим занятием и застал меня Таджигани -- он по соседству работал.
Кулаком о кулак ударил: "Отсохни твои руки -- какую красоту загубил!"
...Вот что получилось: плохо я инструмент промыл, песчинки попали -- и устроили мне "полировку"...
***
Ушел я -- куда глаза глядят, куда ноги ведут.
Привели на автостанцию, а там как раз туристский автобус отправляется. Химики в Бухару едут, памятники древности смотреть. Молодые такие химики, и химички есть.
В смысле авторитета терять было уже нечего. Я ощутил в себе великую решимость, а в кармане -- еще непочатую зарплату за полмесяца. И -- прощай, городок!
...Странно человек устроен. Вот, кажется, от всего отмахнулся, поставил крест. А смотришь на кирпичи эти старинные, квадратные и думаешь: попрочней нынешних... Или изразцы, которыми внутри облицована маленькая мечеть Балянд... Такая глубина, такая сочная яркость цвета, иссиня-синего, иззелена-зеленого! Вот эдаких бы добиться для нашего кафе, хотя бы для банкетного зала!..
Гидесса нам попалась симпатяга, о каждой древности хоть час будет рассказывать, а уж названия как вкусно произносит: ворота Шейх-Джалял! Базарный купол Токи-Заргарон!
Слушаешь про эти "заргароны" и "фурушоны", а в мозгу имена попроще вертятся: Андрей, Злата, Таджигани... Я здесь гуляю, культурный уровень повышаю, а что они там обо мне думают и какими приветствиями встретят?..
Словом, не догулял я, не рассмотрел старину во всем объеме, гидессу миленькую не дослушал. Сбежал с туристической поездки досрочно, и вышло моего прогула полтора рабочих дня. Немного -- но и немало, если подумать. И опять же, если подумать, разве не сами они виноваты? Особенно бригадир наш. Какой мне от него толк? Наставник должен быть старый, опытный, с усами. Вот этак покашляет, скажет что-нибудь вроде "...а теперь, елки-моталки, подай мне вон тую штуковину..." И чтоб приглядывал за мной в оба глаза. А этот? Покажет, как и что, поручит -- и за весь день взглянуть не изволит, работаю я или на голове стою в йожеской позе! А придет посмотреть -- тоже не радость: молчит. Сам голову ломай, что так и что не так. Или с плитой этой... Заразили меня энтузиазмом, хотелось поскорей сделать, блеснуть...
...Предстал я пред очи бригадира, готовый отругиваться по всем пунктам. А он только и сказал:
-- А Максим? Календарь заведи -- вчера день был рабочий!..
День я проработал с тоскою на душе: как у зубного врача в приемной. Смена кончилась, наставник -- ни слова. И все они молчат, воды в рот набравши.
Ночь почти не спал, крутился, как грампластинка. И сообразил: это он хочет общественное мнение вокруг меня создать и фугануть из бригады подчистую!
Решил я сорвать злодейский замысел. Куда ни кинут -- вылезаю из собственной кожи от усердия. Дни идут, все молчат. Вот такое у нас воспитание.
Все-таки подловил я их. Сидел на своем любимом с давних пор ящике, за грудой тары, они тоже позавтракать расположились, и получился у них вроде бы педсовет. Я молчал да слушал: интересно, в конце концов, попросят тебя проявить собственное желание расстаться или сами проявят...
Начала, как водится, рыжая. Припомнила "все натворенное" мною за это время. Ничего не забыла. "Пол-ящика "кабанчиков" переколотил!" А если человек споткнулся? Мастику припомнила. Плиту мрамора загубленную. И, наконец, прогул -- "не пора ли приструнить парня?"
-- Приструнить недолго, а коли переструним? -- говорит бригадир. Златочка пыхнула:
-- Ну, конечно, лучше, как ты, -- мусор за учениками подбирать, брак переделывать!
И еще много чего накричала. Пойми женщин: злится, а в голосе -- слеза... Наставник мой говорит:
-- Погоди... Ну как бы вам объяснить мою позицию, ребята? Что толку -- нажимать, давить, ломать? Помните, у Чехова, в пьесе "Три сестры": отец держал детей строго, спрашивал с них всерьез, а как он умер -- с сыночка словно узду сняли, все, чем занимался, побоку... Потолстел даже. Учениками наши Женя и Максим не на всю жизнь, самим за себя придется отвечать, ведь верно?
Заспорили они, а я и не слушаю, смех меня разбирает. Тоже мне Макаренко, берется воспитывать, а того не знает, что я давно уже сам до всего этого дошел...
Сам хочу стать мастером. Сам хочу быть человеком. И за прогул -- сам виноват, сам и отвечу...
II. Теплоосени
В ноябре воздух стал сухим и легким, распушились, второй раз в году, "барашки" на вербе, запоздалые бутоны роз, на концах веток, вдруг развернулись с упругой силой.
Творческий народ зашевелился. Рузана сочинила новую песню: "Был неожиданным ноябрь, засеребрились вербы..." В драмстудии начался разброд: требовали новых ступеней, дерзаний. Ася понимала, что классику ей не потянуть и вдруг -- решилась, написала Громову. Скорого ответа не ждала, мало ли что -- старинный друг и учитель, Громов ведь! Как снег среди лета, грянула телеграмма: "Ставлю маленькие трагедии сам вылетаю десятого Громов".
Ликуя и тревожась -- что еще будет? -- помчалась Ася на аэродром, встречать.
***
Ничего человек не уступил времени -- из того, чем владел. Морщины еще резче обозначили совершенный чекан лица, еще круче дыбилась львиного разлета шевелюра, лишь чуточку отступив на висках. Берет все тот же, и "бабочка" на шее и трость черного дерева с серебром -- Громов!
Чуть касаясь тростью асфальта, он неспешно двигался навстречу Асе; подойдя, не то чтобы обнял, а как-то приобщил ее к себе, к своему, мужскому: запаху хорошего табака и пряного одеколона, к твердой гладкости образцово выбритой щеки.
-- Ну, здравствуй, девочка! Город-то каков? Пустыня, пустыня, и -- вдруг! Точно взрыв!
Разговор, как всегда после долгой разлуки, получался торопливый и сбивчивый, обо всем сразу, на расспросы Кирилл Андрианович отвечал туманно:
-- Что, разве не дошуршали еще слухи? Да нет, ты не думай, ничего особенного. Просто, кто ищет, тот всегда найдет... синяки да шишки. Твое приглашение пришлось кстати: полезно иногда нашему брату пожить в отдалении от славы...
Он шагал широко, поигрывал тростью, озирался с любопытством. Легко, незначаще -- рассказывал об общих знакомых, в том же тоне припомнил:
-- Да, встретился перед отъездом твой недопеченый гений. У вас с ним -- окончательно все или модная промежуточность?
-- Все, отрезано, -- так же легко отозвалась Ася.
-- Это хорошо, все равно, что зуб вырвать. И тебе на пользу: ты вся посвежела, как трава после дождя. И что, собираешься длить одиночество?
-- Сие от нас не зависит, -- Ася постаралась усмехнуться загадочно, но, кажется, получилось жалко, Громов живо возразил:
-- Ну, если прятаться "в тени, как ландыш потаенный" -- конечно. А надо завести пса, прогуливаться с ним по вечерам! Дама с собачкой -- это же классика!
-- Слушай, я же до сих пор не знаю, чего ради вы тогда сорвались из столицы? Чем взманились?
Ася пожала плечами:
-- Город -- новостройка -- рай архитектора! А я -- нитка за иголкой...
...Это была не вся правда, они не уехали, они убежали...
Как все начиналось! Бурно, безоглядно, безрасчетно, -- Арсений знать не хотел никаких сроков, приличий, обычаев, кричал, что месячный срок после подачи заявления -- пытка и варварство...
Первые недели были как сон, как счастливое сумасшествие. "Ты -- моя? Не верю!" -- хватал на руки и носил по комнате; ночью выскочил в окно, притащил сломленый бог весть где куст сирени, весь в каплях дождя -- "тебе, тебе!" Люди принимали его за хмельного, но Ася уже знала, что пить он не умеет; ну, бокал шампанского, а если чего покрепче, тут же заснет... Это было просто привычное для Арсения состояние опьяненности, все равно, чем -- любовью ли, успехом ли...
Успехи были, у него признавали талант; правда, поговаривали и о том, что первая премия на конкурсе досталась проекту Арсения "не вполне академично". Основной соперник, измаявшись мукой взыскательности, не сумел сдать работу в срок...
За полосой успехов пошла полоса неудач. Арсений искал причины, виновных. Причины находились -- текучка, интриги, виновной чаще всего оказывалась жена, "с ее требовательностью, с ее неумением создать в доме спокойную, творческую обстановку..."
Однажды Ася, вернувшись домой, прошла через прихожую, не зажигая света. В комнате был полумрак -- и две тени, метнувшиеся друг от друга... "А, это ты!" -- Дина заговорила с такой непринужденностью, что у Аси оборвалось сердце.
Арсений требовал выслушать, кричал: "Что за дичь, в конце концов, она твоя подруга, ну, зашла, ну, засиделась..."
Очень хотелось поверить, и Ася поверила.
Потом он стал исчезать -- на вечер, на ночь. Оправдываясь, врал неумело, небрежно. И, видимо, устав лгать, сказал, с прекрасной своей улыбкой (зубы крупные и белые как лепестки цветка!..): "Один любит только скрипку, другой -- весь оркестр, ну, и что?"
Ася вернулась к родителям. Он прибежал в тот же вечер январский, в одном пиджаке. Его била дрожь, он повторял, как заведенный: "Лапынька, звездочка, без тебя я конченый человек!"
В тягостном, сумбурном выяснении отношений и родилась эта идея -- уехать. Арсений убеждал взахлеб -- и ее, и себя, наверно:
-- Таланту нужна самостоятельность. Эти мэтры, авторитеты -- давят! А в новом городе будет полный простор, чтобы выявить и утвердить себя... Ты права, я изболтался, иссуетился... Отрежем все! Начнусь с нуля как архитектор и как человек...
И они уехали: от суеты, болтливого телефона, обольстительных приятельниц, от "вечного цеплянья за хвост успеха"... Не уехали только от самих себя.
Ася оттолкнула ненужную память -- помог голос Громова, муаровые переливы его знаменитого баритона:
-- Люблю осень... От нее пахнет пивом. И мусор ее наряден... А люди тут, вижу, в хороших ритмах живут. Я рад, что приехал. Тебе рад, Асенька...
***
В этот час народу в читальном зале было немного. Ася посмотрела, как работают девочки на выдаче, и прошла к себе в кабинет. Нужно было обдумать, как провести диспут по фильму "Дочки-матери".
Вместо того села за стол, охватила лицо ладонями, уставилась в никуда.
Легкие вопросы Кирилла Андриановича всколыхнули-таки тягостную муть со дна души. Все, что хотелось бы зачеркнуть, отбросить, считать небывшим...
...Приехали. С устройством обошлось головокружительно легко. Арсений жил на восклицательном знаке, его восхищало все, а больше всего -- мудрость собственного решения.
-- Ну, что бы я строил там?! Жилые коробки?! Крупнопанельную тоску? Ну, раскинешь корпуса веером, вот и предел фантазии! А здесь я могу отгрохать уникумы... Какой-нибудь терем в двадцать два этажа с башней -- смотрите, завидуйте!
Его первый проект -- здания и внутреннего оформления ресторана с экзотическим названием "Джузгун" -- на художественном совете покритиковали за эклектику, за вызывающую разностильность. Выделили здоровое зерно, попросили доработать. Он угрюмо подчинился. Второй вариант был принят. Друзья поздравляли. Здание строилось. И все-таки ликующий настрой первых дней уже не вернулся.
Когда Ася решила создать драмкружок при Дворце, он спросил, усмехаясь недобро: "Будешь развивать в массах художественную самонадеянность?"
Восторг его перед городом поумерился, а после он и вовсе сник. Начались иные разговоры: "Слушай, куда нас занесло? Город, называется! Улицы просматриваются насквозь, до горизонта -- пустота... Песок на сотни верст, овцы бродят, ветер гуляет! Тебе не жутко?"
Получив новый заказ, уже не собирался удивить мир: "Сотворю нечто простое, как мычание. На радость своим критикам!.."
Сотворил -- критики не обрадовались...
Арсений стал жаловаться на "взъерошенные нервы", на переутомленье...
В дом въехали новые соседи, у них была дочь Рузана, десятиклассница. В клетчатой ковбойке, в джинсах с широким кожаным поясом, -- вечерами сидела на балконе, терзала гитару и себя -- сочиняла песни: слова и музыка -- свои.
Девочка была славная. Высоколобая, со струящимися на плечи волосами, в той поре, когда обычное утро обычного дня кажется преддверием чуда...
Ася тоже стала выходить на балкон. И услышала однажды шипящее, сквозь зубы: "Инквизиция... в собственном доме!"
-- Девочку-то оставил бы в покое, -- сказала Ася. -- Это ведь не Дина. Душа -- вещь хрупкая...
Был новый взрыв. Арсений кричал, что он здесь задохнется, что это не город, а больница какая-то, все стерильное -- люди, дома, разговоры! Кричал, что для вдохновения нужна роскошь общения, интересные встречи, что он, черт возьми, творческий человек и его нельзя судить обычным судом!
Выкричался, выдохся. Приластился -- в своей котовьей манере, томно пожаловался:
-- У меня психологическая усталость, можешь ты это понять? Мне нужны перемены...
-- Меняй уж тогда все, -- сказала Ася.
Они разъехались. Много было всего: письма, ночные телефонные звонки, неожиданные наезды, уговоры с нелепейшей логикой:
-- Ты же интеллигентная женщина, почему ты мыслишь так однозначно? Вернись, я ту бабу к себе не прописывал... Я верю, что мы с тобой, как говорится, в конце концов сойдемся, и эта мысль меня не ужасает...
Трудно быть жестокой, и все же пришлось однажды, после того памятного разговора Арсений замолк. Дошли слухи, что кто-то прочно прибрал к рукам это перекати-поле. Асю не задело: прошло, отпылало. Пепел не болит...
Надо было бы съездить оформить развод, да как представишь себе всю эту нервотрепку, мамины слезы, пересуды знакомых... Находились более неотложные дела, жизнь подсыпала все новые и новые заботы...
Ася набросала план диспута, велела девочкам подобрать литературу, иллюстрации.
Уборщица с грохотом вкатила пылесос, спросила:
-- Убраться-то дашь аль нет?
-- Начинайте, тетя Фая, я страницу допишу, -- ответила Ася.