Вагнер Рихард
Рихард Вагнер: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Вагнер (Рихард Wagner). -- В истории музыки этот германский композитор занимает весьма крупное место. Он один из тех немногих музыкальных деятелей XIX столетия, которые произвели своими операми сильное музыкальное движение во всех цивилизованных странах. В настоящее время подражание В. стало почти всеобщим, причем последователей, т. е. тех, которые приняли принципы Вагнера, стараясь при этом сохранить свой собственный музыкальный облик, гораздо меньше, чем слепых подражателей. Из первых следует указать на Верди ("Отелло"), Массне, Серова. Вагнеризм в настоящее время вошел в такую моду, что у профанов это слово стало синонимом всего сложного и труднопонимаемого в музыке. В сущности, оперные принципы В. не представляют явления совершенно нового. В продолжение более трех столетий у оперных композиторов то музыка брала верх над драмой, то драма над музыкой. Вагнер, в продолжение своей многолетней художественной деятельности, постоянно стремился к созданию идеальной оперы, в которой целью выражения должна быть драма, а средством -- музыка. Разумеется, к такому идеалу стремились композиторы и до Вагнера, но он довел это стремление до крайних пределов. Его оперная форма сильнее охватывает драму, имея с нею неразрывную органическую связь, представляя собой нечто цельное, закругленное, не распадающееся на арии, дуэты, хоры, ансамбли. В., считая либретто одним из главнейших факторов оперы и обладая стихотворным даром, сам писал тексты для своих произведений, которые и давали желаемую форму его музыкальной иллюстрации. Некоторые из его текстов, как, например, к опере "Моряк-скиталец", представляют законченные поэтические произведения. Дав своим образам в тексте характерные очертания, он всегда стремился к тому, чтобы эти образы, благодаря музыке, получили еще больше типичности и рельефности. Идея возвращаться в опере к мелодии, связанной с характеристикой лица или драматического момента -- идея реминисценций -- ни в каком случае не может быть приписана только В. Она применялась многими композиторами ранее, применялась и современниками В., еще в то время, когда этот композитор не заставил о себе говорить. Но у В. прием тематизма получил небывалое до него широкое применение. Каждое действующее лицо, в особенности в последних произведениях В., имеет свой мотив, который сопровождает это лицо в продолжение всей оперы, подвергаясь видоизменениям, сообразно характеру драматических ситуаций. Таким образом, музыкальная драма В. покрывалась тематической сетью. В первых своих операх В. прибегал к реминисценциям, не разрабатывая характеризующих мотивов. В операх среднего периода деятельности, как, например, в "Лоэнгрине", даже "Тристане", руководящие мотивы (Leitmotive) применяются уже с большим разнообразием. В тетралогии "Кольцо нибелунга" и в "Парсифале" тематизм применен В. с чрезвычайной последовательностью. К сожалению, благодаря этой последовательности, музыка нередко производит впечатление чего-то механического. Обладая широким мелодическим даром, В. во всех своих произведениях, несмотря на отсутствие округленных форм, производит впечатление обаятельное. Его мелодия выразительна, разнообразна и своеобразна. Стараясь в своей музыке приблизиться к характеру речи, он преимущественно придерживается певучего речитатива или так называемого ариозного пения. Его мелодии, в особенности в последних произведениях, находятся в прямой зависимости от верной и осмысленной декламации речи. В. в своих творениях является высокоодаренным гармонистом. Его оркестровый аккомпанемент, передающий ощущения действующего лица, чрезвычайно красив, интересен и выразителен в гармоническом отношении и по оркестровым краскам. Придавая в опере большое значение оркестру, В. выказал себя в этой области замечательным симфонистом. Его нововведения в оркестре, хотя и не практичны в том смысле, что переходят установившуюся во всех театрах норму в составе оркестра, но в художественном отношении совершенно правильны. Духовые инструменты он стал применять не по два, как прежде, а по три, вследствие чего появилась возможность получать трезвучия одного тембра. В. -- натура самобытная, и эта самобытность сказалась во всех деталях его творений: в оперной концепции, мелодии, гармонии и симфонической части. В чем можно упрекнуть В., так это в некотором однообразии ритма, выкупаемом, однако, другими крупными достоинствами.
   У Вагнера, несмотря на его громадную славу, и в настоящее время много противников. Причина этого лежит в непомерных длиннотах его обширных произведений, которые, несмотря на чудные красоты, усваиваются с трудом и слушаются не без утомления. Посвятив всю жизнь реформе оперы, Вагнер словом и делом служил своему искусству. Прекрасно владея пером, он в своих литературных сочинениях ясно и красноречиво изложил глубокие взгляды на искусство. Обладая необычайным капельмейстерским дарованием, он был мощным пропагандистом как своих произведений, так и тех, которые, по его убеждению, составляют драгоценный вклад в сокровищницу музыкального искусства. Германия считает В. своим национальным композитором, и она вполне права. Вагнер, в продолжение многолетней своей композиторской деятельности, стоял на чисто германской почве и неустанно работал на пользу процветания национального искусства. Все его оперы, а в особенности "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Нюрнбергские мейстерзингеры", охватывают своим чисто национальным духом.
   В. родился в Лейпциге в 1813 г., умер 1-го (13-го) февраля 1883 г. в Венеции. Он очень рано лишился отца, а семи лет, со смертью отчима -- Гейера, актера, писателя и живописца -- В. в музыкальном отношении был предоставлен самому себе. В детстве он не отличался необычайным музыкальным развитием. Его всегда мало интересовала техническая сторона исполнения; в самом раннем возрасте он чувствовал всегда влечение ко всему прекрасному и возвышенному. В часы досуга он любил играть Вебера, читать Шекспира. Обладая поэтической способностью, он сочинял стихи, а затем, под влиянием Гамлета и Лира, написал трагедию. Первое же знакомство с произведениями Бетховена произвело на молодого Вагнера глубокое впечатление и еще больше заставило его пристраститься к музыке. Над научными занятиями все более и более брали верх музыка и поэзия. До шестнадцати лет Вагнер был совершенно незнаком с музыкальной теорией, затем стал изучать ее по руководствам. Первым учителем-теоретиком В. был Теодор Вейнлиг, кантор лейпцигской школы св. Фомы. Еще до теоретических занятий, под влиянием пасторальной симфонии Бетховена, В. сочинил пастораль, пользуясь собственным текстом. После более или менее серьезных занятий, из-под пера В. вышли соната, увертюра и симфония. Увертюра была исполнена в Лейпциге в одном из концертов Gewandhaus'a, а затем, в 1833 году, там же В. дебютировал со своей симфонией. Это -- первое обширное произведение В. -- и вместе с тем последнее, которым он дирижировал в Венеции, на пятидесятилетнем юбилее своей композиторской деятельности, незадолго до своей кончины. В 1833 г. написана В. первая опера: "Феи", на сюжет из романа Гоцци. Текст либретто был составлен самим композитором. В то время она не попала на сцену и только после смерти Вагнера увидела Божий свет. Хотя в этой опере видны зачатки той музыки, которая впоследствии так широко и роскошно развилась, но, по мнению самого В., в ней он подчинялся влиянию Бетховена, Маршнера, Вебера. С первых композиторских шагов В. тяготел к мелодическому направлению и ценил его у современных итальянских композиторов, не сочувствуя при этом их несложной, неискусной, полудилетантской фактуре. Это направление, под влиянием итальянских опер, в особенности выказалось в его второй опере: "Палермская послушница". В 1834 году В., получив место помощника капельмейстера в магдебургском театре, имел возможность поставить свою оперу, которая, впрочем, не имела успеха. Этой неудачей начался в жизни В. период испытаний, которые становились все тяжелее и тяжелее вплоть до 1842 года. Нервная и страстная натура В. искала деятельности обширной и плодотворной. Недовольный своим положением, он меняет место капельмейстера в Магдебурге на подобное же в Кенигсберге, затем переселяется в 1837 году в Россию, дирижирует оперой в Риге, где принимается за новый труд, вдохновленный романом Бульвера "Риэнци". Два акта этой новой, полной блеска оперы уже были готовы, когда В. в 1839 г. опять решил покинуть свое место и ехать в Париж, где его ждала неудача. Хлопоты о постановке оконченной им оперы "Риэнци" не удались. Чудная первая часть симфонии, названная впоследствии увертюрой "Фауст", тоже не дала желаемых результатов. Неудачи, равнодушие тех музыкально-влиятельных людей, в которых он рассчитывал найти поддержку, при этом нужда, могли бы хоть в ком поколебать энергию и веру в свои способности. Но В., чувствуя свое высокое призвание, работал упорно и в творческой деятельности черпал силы для борьбы. Источник всех неудач В., в сущности, заключался в том, что он, как натура самобытная, не умел подлаживаться под модные вкусы и в своих произведениях становился выше уровня современных ему музыкальных требований. Перебиваясь кое-как в материальном отношении, В. из-за хлеба насущного не гнушался зарабатывать кое-что переложениями модных отрывков из опер, по заказу издателя Шлезингера. Он брался и за литературный труд, помещая рассказы в "Gazette musicale", посвященные судьбам начинающих музыкантов. Эти статьи, горячо и от сердца написанные, хотя и заинтересовали читателей, но, так как они писаны были по-немецки и требовали перевода, то и этот источник доходов представлялся затруднительным. Еще во время морского путешествия из Риги во Францию, В., застигнутому бурей, пришла идея написать оперу на сюжет "Моряка-скитальца". Он привел этот план в исполнение в Париже, написав трехактную оперу в семь недель. Либретто оперы выручило В. из беды: он продал его некоему Дитчу, который был восхищен совершенством либретто и намеревался написать к нему музыку. Продавая свой текст, В., однако, выговорил себе право собственности для Германии. В 1842 г. в жизни В. происходит поворот к лучшему. Он покидает Париж, и постановка "Риэнци" в Дрездене создает ему блестящий успех. Получив место второго придворного капельмейстера, В. начинает пользоваться более прочным положением. Но проблеск счастья был непродолжителен. В поставленной опере "Моряк-скиталец" публика не нашла того блеска и эффектов, которых она ожидала после "Риэнци". Неудача была очевидна. Представление обеих опер в Гамбурге и Берлине тоже не увенчалось успехом. Так как В. с каждой оперой все более и более выходил на самостоятельный путь и далеко опережал взгляды современной ему публики, то едва ли он мог рассчитывать на успех в данный момент. Следовавшая затем опера "Тангейзер" испытала в Дрездене тоже холодный прием публики, которая в то время не видела в этом произведении высокохудожественного и национального значения. У В. были отдельные поклонники, но публика не была за него. Кипучая творческая деятельность В. была так сильна, что он не успевал окончить одну оперу, как в его голове уже возникал план новой. После "Тангейзера" появляется "Лоэнгрин", а между этими двумя В. начинает комическую оперу "Нюрнбергские мейстерзингеры". Не скоро суждено было Вагнеру окончить эту оперу, так как жизнь его не переставала складываться все печальнее и печальнее. Вследствие политических событий, в которых В. был замешан, ему приходится укрываться; о постановке "Лоэнгрина" не могло быть и речи. В тяжелый для В. 1849 год он находит истинного друга в Листе, горячем поклоннике его произведений. После пребывания в Веймаре, у Листа, В. в 1850 году переехал в Швейцарию, где и поселился в Люцерне. Благодаря пропаганде Листа, в Веймаре был поставлен "Тангейзер" в 1849 году и там же (в первый раз в Германии) "Лоэнгрин" в 1850 году. В пользу этих опер Лист самым энергичным образом высказался в брошюре: "Lohengrin et Tanhäuser de Richard Wagner". С этих пор начал понемногу устанавливаться в Германии надлежащий взгляд на произведения В. Публика все более и более начала интересоваться В., а затем полюбила его, несмотря на то, что с числом поборников его направления росло и число его противников. Создался целый вагнеровский вопрос, о В. заговорила Германия, а затем и весь музыкальный мир. Во время своего пребывания в Цюрихе Вагнер занялся эстетическими трактатами, которые стал издавать с 1850 года. В них он высказал глубоко философские взгляды на искусство и, как в операх, так и в своих литературных произведениях, далеко перешагнул уровень современных воззрений. Вышедшие из-под его пера сочинения: "Искусство и революция", "Художественное произведение будущности", "Опера и драма", вызвали самые оживленные толки среди массы, музыкально интересующейся эстетическими вопросами, самые разнообразные мнения за и против в печати. Но наряду с литературными занятиями, В. не покидал и композиторскую деятельность. Им написаны: текст и часть музыки тетралогии "Кольцо нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Падение богов") и опера "Тристан и Изольда" -- одно из наиболее глубоких и захватывающих произведений этого композитора. Несмотря на тяжкие испытания, пережитые в Париже, мысль об успехе в этом городе не покидает В. Благодаря сильным связям, ему удается добиться постановки "Тангейзера" на сцене Большой Парижской Оперы. В 1861 году состоялось первое представление, но Париж и на этот раз не оказался приветливым для В. Опера пала. Эта неудача не могла повлиять уже на постепенное развитие успеха вагнеровских опер в других странах, которые, завоевав оперные сцены в Германии, перешли в Россию, Италию, Англию и прочие страны. В 1863 году В. посетил Петербург и Москву, где познакомил публику с отрывками из своих опер. Кроме того, В. дирижировал многими симфониями Бетховена. Ни до, ни после В. Петербург не видел такого гениального капельмейстера. Это был в лучшем смысле виртуоз в деле руководства оркестром. Последней значительной вспышкой протеста против вагнеровской музыки -- был отказ певцов в Дрездене и Вене от исполнения "Тристана и Изольды", как оперы, недоступной для человеческих голосов. Покровительство короля баварского Людвига II, энергическая пропаганда Бюлова, наконец, развитие вагнеровских кружков в очень многих музыкальных центрах Германии, содействовали осуществлению широких планов этого композитора. Мюнхен является центром сильной пропаганды вагнеровской музыки. Те произведения В., которым очень долго пришлось бы ждать доступа на оперные сцены, появляются в мюнхенской опере. Прекрасно исполненные и великолепно поставленные, они красноречиво доказали всю несправедливость недоверия к ним. В 1865 году была поставлена опера "Тристан и Изольда", затем, три года спустя, "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Золото Рейна", "Валькирия". Появление этих двух последних опер на мюнхенской сцене было первой попыткой исполнения громадного цикла "Кольцо нибелунга", который В. приводил к концу.
   Эта тетралогия с мифологическим сюжетом, по мысли В., требовала театра со сценой, снабженной всевозможными нововведениями. Зрительный зал должен был быть устроен так, чтобы слушатели отовсюду могли одинаково хорошо видеть и слышать исполняемое, ничем не развлекаясь. С этой целью оркестр должен был быть скрыт от взоров слушателей, и во время спектакля в зрительном зале должен был царить полумрак. Масса друзей и поклонников В., с королем Людвигом во главе, материально помогли осуществлению этой идеи, и в Байрейте воздвигся вагнеровский театр. В 1876 г. состоялось 1-ое представление тетралогии, для исполнения которой стеклись лучшие музыкальные силы Германии. С тех пор Байрейт стал в летнее время средоточием, куда съезжаются не только из Германии, но и со всех концов музыкального мира желающие познакомиться с образцовым исполнением вагнеровских опер. В 1882 году на этой сцене была дана впервые последняя опера В. "Парсифаль", а затем поставлены: "Тристан и Изольда", "Нюрнбергские мейстерзингеры" и "Тангейзер". Вне сцены Байрейта, главным пропагандистом тетралогии В. является антрепренер Нейман, разъезжающий со своей труппой по всей Европе. У нас в Петербурге и Москве труппа Неймана была в 1889 году.
   Последние 17 лет жизни Вагнера представляли самый резкий контраст со всем, что ранее пережил этот человек. В 1866 году В. вторично женился на дочери Листа, бывшей супруге Бюлова. В ней он нашел полное счастье. Слава, артистическое удовлетворение, наконец, материальное благосостояние -- все вознаградило В. за тяжелое прошлое. Знаменитый композитор поселился в Байрейте в своем доме, который он назвал Ванфрид. Дом этот украшен следующими стихами: "Hier, wo mein Wahn Frieden fand, -- "Wahnfried" sei dieses Haus genannt". Приблизительный смысл этих строк заключается в том, что Вагнер называет свое жилище местом, в котором его мечты нашли покой. За этим домом в парке В. и похоронен.
   Приводим список произведений В. -- Оперы: "Фея", в 3 актах (окончена 1833 г.); "Палермская послушница" (1836); "Риэнци", в пяти актах (1840); "Моряк-скиталец", в трех актах (1841); "Тангейзер", в трех актах (1845); "Лоэнгрин", в трех актах (1848); "Золото Рейна", 1-ая часть тетралогии "Кольцо нибелунга" (1854); "Валькирия", 2-ая часть тетралогии, в трех актах (1856); "Тристан и Изольда", в трех актах (1859); "Зигфрид", 3-я часть тетралогии, в трех актах (1869); "Нюрнбергские мейстерзингеры", в трех актах (1867); "Падение богов" 4-я часть тетралогии, в трех актах (1874); "Парсифаль", в трех актах (1882). Симфонические и хоровые произведения: увертюра b-dur (1830); увертюра d-moll (1831); увертюра в форме фуги (1831); увертюра "Polonia", c-dur (1832); симфония (1832); кантата на новый год для хора и оркестра (1834); увертюра "Христофор Колумб" (1835); "Горный дух", музыка и вокальные номера к феерии Глейха (1836); увертюра "Rule Britannia" (1836); увертюра "Фауст" (1840); сцена апостолов для мужского хора и оркестра (1843); кантата на открытие памятника королю Фридриху-Августу (1843); похоронный марш в память Вебера на мотивы из Эврианты (1844); "Huldigungs-marsch" (1864); "Siegfried's Idylle" (1870); "Kaisermarsch" (1871); марш для всемирной выставки в Филадельфии (1876). Из фортепьянных вещей написаны: соната b-moll, полонез, фантазия "fis-moll, sonate d'album" и два "Feuillet d'album". Для одного голоса написаны: романсы, как, например, "Два гренадера", "Der Tannenbaum" и проч. Для фортепиано аранжированы В. девятая симфония Бетховена, "Фаворитка", "Любовный напиток" Доницетти и проч. Все эти переложения относятся к началу карьеры В. Из литературных произведений укажем на следующие: "Die Kunst und die Revolution" (Лейпциг, 1849); "Das Kunstwerk der Zukunft" (Лейпциг, 1850); "Oper und Drama" (Лейпциг, 1852); "Deutsche Kunst und Politik" (Лейпциг, 1868); "Das Judentum in der Musik" (Лейпциг, 1869); "Ueber das Dirigieren" (Лейпциг, 1870); "Ueber Schauspieler und Sänger" (Лейпциг, 1872); "Beethoven" (Лейпциг, 1870); "Gesammelte Schriften und Dichtungen" (в 10 книгах, Лейпциг, 1871--73); "Richard Wagner, Entwürfe, Gedanken, Fragmente. Aus nachgelassen Papieren zusammengestellt" (Лейпциг, 1885); "Ein Brief von Richard Wagner" Листа (Лейпциг, 1857); "Ueber die Bestimmung der Oper" (Лейпциг, 1871). O B. было столько писано, что нет возможности обо всем упомянуть. Назовем следующие сочинения: Тапперт, "Richard Wagner" (Эльберфельд, 1883); Больцоген, "Вагнериана" (Лейпциг, 1888); Глазенап, "Richard Wagner's Leben und Werken" (в 6 томах, Лейпциг, 1882); Рихард Поль, "Richard Wagner" (Лейпциг, 1883); Ганслик, "Die moderne Oper" (в трех томах, Берлин, 1884--85); Лист, "Richard Wagner" (Берлин, 1881); "Katalog einer Richard Wagner-Bibliotek" (2 тома, Лейпциг, 1882--86); Адольф Жюльен, "Richard Wagner" (Париж, 1886); Эдуард Шюрэ, "Le drame musical" (Париж, 1886); Гиппо, "Parcifal et l'opéra wagnerien" (Париж, 1885); Эрнест, "Richard Wagner et le drame contemporain" (Париж, 1887); Блаз де Бюри, "Une nouvelle philosophie de l'opéra" ("Revue de deux Mondes", 1884); Линдау, "Richard Wagner" (Париж, 1885); Бернардини, "Richard Wagner, sa vie, ses poèmes d'opéra, son système dramatique et musical" (Париж). В России A. H. Серов много писал о В. Вот самые выдающиеся его статьи: "Рихард Вагнер и его реформа в области оперы" ("Журнал Искусства", 1860, No 1, 2), ""Нибелунгов перстень", музыкально-драматическая поэма", очерк ("Якорь", 1863, в десяти номерах); "О Вагнере" ("Музыкально-Театральный Вестник", 1858, No 34); "Рихард Вагнер в Петербурге" ("СПб. Ведомости" 1863 года, No 40 и 52). Назовем еще: Трифонов, "Рихард Вагнер" ("Вестник Европы", 1884 г., март, апрель); Эсс Иу, "Рихард Вагнер и его трилогия" (Москва, 1889); Александр Рейнгольд, "Кольцо нибелунга" (СПб., 1889); А. Фаминцын, "Рихард Вагнер и его опера "Лоэнгрин"" ("Голос", 1868 г., NoNo 273, 274, 275).

Н. Соловьев.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. V (1891): Буны -- Вальтер, с. 344--348.

II.

   Вагнер, Вильгельм Рихард -- известный немецкий композитор (1813--1883), антисемит. Взгляды В. на еврейство не только разбросаны во многих его сочинениях (напр. "Modern", 1878; "Erkenne dich selbst", 1881; "Heldentum und Christentum", 1881), но и изложены в особой брошюре "Das Judentum in der Musik" (рус. пер. 1908), вызвавшей обширную литературу на различных языках. Впервые она была напечатана в виде статьи в 1850 г. в "Neue Zeitschrift für Musik". Шестнадцать лет спустя статья была издана отдельно в виде письма к обратившейся к Вагнеру Мухановой-Нессельроде с вопросом, почему критика нападает на его творения. Ответ гласил: "Во всем виноваты евреи". Они мстят ему за его юдофобство!
   Интересно отметить, что Лихтенберже все-таки не считает В. обыкновенным антисемитом. Нам кажется необходимым показать, говорит он, что вагнеровскую точку зрения отнюдь не должно смешивать с точкой зрения большинства антисемитов. В самом деле, для последних евр. вопрос прежде всего -- вопрос экономический. В. же упрекает евреев вовсе не в том, что они лучше, чем христиане, применяют на практике жизненную конкуренцию, а за то, что они обладают сильно развитым инстинктом эгоистической борьбы за существование, тем инстинктом, который он считает пагубным и который он желал бы искоренить в человеческом сердце. Следовательно, полагает Лихтенберже, В. не нападает на евреев как индивидуумов, a обрушивается на евр. инстинкт, разумея под ним то несомненно вечно-человеческое стремление, которое заставляет человека эгоистично желать для себя материальных благ не ради удовлетворения непосредственных нужд, a ради удовольствия обладать и быть сильным. -- Вот почему В. не приходит, как антисемит, к необходимости крестового похода против иудаизма. Он призывает всех людей соединить свои силы для возрождения как евреев, так и христиан. Это толкование антисемитизма В. не меняет, в общем, факта недоброжелательного его отношения к евреям. Оно дает лишь ключ к объяснению, почему В. мог все же дружить с некоторыми евреями. Так, он был в близких отношениях с известным фабрикантом Бернгардом Лезером. Но этот еврей был ярым вагнеристом, одним из первых основателей "Общества Вагнера" и Байрейтского театра. И Мейербер пользовался глубокими симпатиями В., когда последний нуждался в его помощи. Это явствует не только из "Автобиографии" В., но также из его писем. Его опера "Риензи" была принята для постановки в Дрездене только потому, что В. считали учеником автора "Роберта". Что касается "Летучего Голландца", то В. сообщает в своей автобиографии, что после неоднократных отказов поставить оперу, он отправил ее к Мейерберу в Берлин, и благодаря ему она была с "удивительной быстротой" принята дирекцией придворного театра. Любопытно участие Гейне при окончательной обработке сюжета "Летучего Голландца". Только после того, как В. имел личные объяснения с Гейне по поводу этого вопроса, он приступил к окончательной разработке либретто. Не лишено также интереса, что и евр. издатель Шлезингер протежировал В., опять-таки по рекомендации Мейербера. Когда нужда В. достигла в Париже крайних пределов, Мейербер устроил его в качестве сотрудника в "Gazette musicale" и поручил ему ряд музыкальных аранжировок. В. считал, правда, эту работу для себя унизительной, но она спасла его от голодной смерти. В. открыто признается в своей автобиографии, что в его тяжелое парижское время "Мейербер был единственной его опорой". Одним из наиболее близких к В. лиц был еврей Герман Леви (мюнхенский придворный капельмейстер), которому В. поручил разучивание и первую постановку своего "Парсифаля" в 1882 г. Несмотря, таким образом, на то, что, "искренно чуждаясь какого бы то ни было сближения с евреями и при реальном столкновении с ними не переставая чувствовать по отношению к ним самую искреннюю антипатию", он весьма многим обязан был евреям, обладающим такой "неприятной для глаз наружностью". В. ненавидел, однако, не только евреев, "ругавших" его новшества, но и христиан-французов, не оценивших его творений, и вообще всех, осмелившихся не признавать его. -- Ср.: В. Стасов, "Жидовство в музыке (по Рих. Вагнеру)", "СПб. ведом.", 1869, июль; "День", 1869, 18; Nasze listy, 21 марта 1869; Neue freie Presse, 9 März, 1869; Debatte, 23 Mai, 1869; Beilage zur "Allgemeinen Zeitung" 1870; Leitis, Das Judentum in der Musik; Wagner-Encyklopädie Глазенапа; Heinrich Ehrlich, Dreissig Jahre Künstlerleben; Анри Лихтенберже, "Рихард Вагнер как поэт и мыслитель", "Русск. еврей", 1883, No 11 и 1884, No 30; Jüdisches Literaturblatt, 1883, März; Joseph Engel, Rich. Wagners: Das Judentum in der Musik; eine Abwehr; E. M. Oettinger, Offenes Billetdoux an Richard Wagner, 1869.

Ник. Бернштейн.6.

   Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 5: Брессюир -- Гадасси, [1910]. стлб. 264--266.
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru