Василевский Лев Маркович
Из культурной жизни мелких народностей

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чешские "соколы".


ИЗЪ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ МЕЛКИХЪ НАРОДНОСТЕЙ.

I.
Чешскіе "соколы".

   Въ настоящее время мѣрой культурнаго развитія какого-нибудь народа рядомъ съ низкимъ процентомъ неграмотныхъ, большимъ количествомъ школъ, больницъ, богадѣленъ, пріютовъ, широкимъ распространеніемъ различныхъ формъ общественной иниціативы нужно считать и то вниманіе, которое посвящаетъ данный народъ физическому воспитанію. Извѣстно, какой поддержкой пользуются различныя физическія упражненія юношества въ Англіи, какъ прекрасно развиваются нѣмецкіе турнферейны и французскія гимнастическія общества. Но не только въ высококультурныхъ государствахъ Западной Европы процвѣтаетъ имѣющая такое важное значеніе гимнастика. Маленькій чешскій народецъ не отстаетъ въ этомъ отношеніи отъ другихъ европейскихъ народностей и можетъ похвастаться такимъ развитіемъ гимнастическихъ обществъ, которому нужно позавидовать.
   Съ характеромъ и исторіей развитія этихъ обществъ мы и хотимъ познакомить нашихъ читателей {Мы оставляемъ совершенно въ сторонѣ школьную гимнастику, которая въ Чехіи точно такъ же, какъ и въ остальныхъ провинціяхъ Австріи, существуетъ недавно.}.
   До 1848 г. чехамъ нельзя было и думать о какой-нибудь національной организаціи, когда простыя гимнастическія упражненія возбуждали подозрѣніе правительства. Только послѣ паденія режима Меттерниха и чешскій народъ вздохнулъ немного свободнѣе. Къ этому-то времени относится возникновеніе перваго гимнастическаго общества въ Прагѣ, къ которому принадлежатъ почти исключительно студенты обѣихъ народностей Чехіи, такъ какъ въ то время національный антагонизмъ чеховъ и нѣмцевъ не былъ сильно развитъ. Однако, наступившая послѣ 1848 г. суровая политическая реакція во время министерства Баха уничтожила въ зародышѣ всѣ культурныя начинанія мелкихъ народностей Австріи. Гимнастическое общество было признано чѣмъ-то опаснымъ, а гимнастическія упражненія нашли убѣжище единственно только въ ортопедическомъ институтѣ.
   Реакція продолжалась вплоть до паденія министерства Баха, свергнутаго неудачами австрійскихъ войскъ въ Италіи. Придавленная реакціей народная жизнь чеховъ снова стала бить ключомъ. Почувствовавъ свободу, чешская интеллигенція рьяно взялась за работу культурнаго и политическаго возрожденія народа. Повсюду основываются различные общества: пѣвческія, театральныя, ученыя, всякіе клубы и т. д. Эта эпоха лихорадочной дѣятельности общества, только что сбросившаго оковы, породила и организацію чешскихъ "соколовъ". Исторія развитія "Сокола" въ Чехіи тѣсно связана съ двумя именами: Мпрослава Тырша и Андрея Фигнера.
   Главнымъ иниціаторомъ и душой "Сокола" былъ Мпрославъ Тыригь. По его почину, въ концѣ 1861 г. намѣстнику Чехіи былъ предложенъ уставъ "Пражскаго гимнастическаго общества", который немного спустя и былъ утвержденъ. Первый предсѣдатель новаго общества -- Андрей Фигнеръ -- помогъ ему сразу стать на ноги въ матеріальномъ отношеніи. Вскорѣ "Пражское гимнастическое общество" было переименовано въ общество "Соколъ", а члены его стали называться "соколами". Для соколовъ была придумана очень красивая форма, состоящая изъ красной рубашки, скроенной по образцу гарибальдійской блузы, свѣтлосѣрой чемерки, такихъ же брюкъ, высокихъ сапоговъ и черной шапочки съ соколинымъ перомъ. Въ самомъ непродолжительномъ времени "Соколъ" сталъ распространяться и по провинціальнымъ городамъ и сталъ любимцемъ всего чешскаго народа. Всѣ лучшіе люди Чехіи были членами Сокольскихъ организацій и глашатаями такъ-называемой сокольской идеи.
   Въ чемъ же состояла эта "Сокольская идея"? Отвѣтъ на этотъ вопросъ мы можемъ получить, познакомившись ближе съ иниціаторомъ сокольства -- д-мъ Мпрославомъ Тыршемъ. Какъ Тыршъ понималъ сокольство и національно-общественную задачу соколовъ, видно лучше всего изъ его сочиненія "Замѣтки" (Uvahy) и изъ многочисленныхъ его писемъ къ друзьямъ.
   Тыршъ родился въ 1832 г. Потерявъ родителей въ раннемъ дѣтствѣ, онъ воспитывался въ домѣ своего дяди, управителя имѣнія въ Крутицахъ. Поступивъ въ одну изъ пражскихъ гимназій, Тыршъ былъ однимъ изъ лучшихъ учениковъ. Онъ былъ первымъ чехомъ, добившимся экзамена на аттестатъ зрѣлости по-чешски, такъ какъ въ то время выпускные экзамены производились на нѣмецкомъ языкѣ. Въ университетѣ Тыршъ первоначально слушалъ лекціи на юридическомъ факультетѣ, а затѣмъ перешелъ на философскій {Соотвѣтствующій историко-филологическому, естественному и физико-математическому факультетамъ русскихъ университетовъ.}. Съ особенной любовью занимался онъ эстетикой и философіей. По выходѣ изъ университета, Тыршъ нѣкоторое время былъ гувернеромъ. Оставивъ вскорѣ это занятіе, онъ выступилъ на литературное поприще, помѣщая въ чешскихъ періодическихъ изданіяхъ статьи по вопросамъ эстетики и художественной критики. Въ 1862 г. по его иниціативѣ, какъ мы уже имѣли случай сказать, былъ основанъ "Соколъ", которому Тыршъ посвящалъ въ теченіе всей своей дальнѣйшей жизни большую часть свободнаго времени. Вмѣстѣ съ тѣмъ онъ не прерывалъ и своихъ занятій эстетикой. Онъ путешествовалъ съ артистической цѣлью по Италіи, Германіи и т. д. Наконецъ, въ 1880 г. онъ получилъ каѳедру исторіи искусства въ чешской технической академіи, а въ слѣдующемъ году былъ именованъ доцентомъ того же предмета въ пражскомъ (чешскомъ) университетѣ. Тыршъ умеръ въ 1882 г. въ Швейцаріи во время путешествія.
   Вотъ въ главныхъ чертахъ идеи, руководившія Тиршемъ, когда онъ основывалъ сокольское общество.
   Вся исторія всѣхъ живыхъ существъ вообще, а человѣчества въ частности представляетъ вѣчную борьбу за существованіе, въ которой гибнетъ все, что неспособно къ жизни и служитъ помѣхой общему развитію. Это законъ, котораго нельзя ничѣмъ устранить. Въ силу этого закона пали народы, состарѣвшіеся въ постоянно молодѣющемъ и обновляющемся мірѣ. Они пали, когда уже не шли впередъ и очутились въ противорѣчіи съ духомъ вѣчнаго движенія и прогресса, а вмѣстѣ съ тѣмъ и съ духомъ новаго времени. Они пали, когда ко всему этому присоединилась еще и внутренняя испорченность. Это доказываетъ, что никакое, даже самое блестящее прошлое не обезпечиваетъ народамъ будущности, а только здоровое и дѣятельное настоящее можетъ спасти народъ отъ погибели. Для Тырша самымъ важнымъ дѣломъ было всестороннее развитіе народа. Онъ предостерегалъ чешское общество передъ увлеченіемъ славой исторической жизни Чехіи и указывалъ на то, что чехи должны употребить всѣ усилія, чтобы успѣшно конкуррировать на поприщѣ культуры съ другими народностями. Что было, говорилъ онъ, то миновало. Прошлаго не вернуть, а работать можно только въ настоящемъ, при такихъ условіяхъ, какія существуютъ. Если эти условія намъ не нравятся, то, вѣдь, только упорнымъ трудомъ можно ихъ измѣнить къ лучшему. Тыршъ проповѣдывалъ постоянный прогрессъ, говоря, что народъ, желающій идти впередъ, никогда не можетъ довольствоваться тѣмъ, чего онъ уже достигъ; онъ долженъ добиваться большаго, чтобы не отстать отъ другихъ народовъ. Вѣчное движеніе, являющееся слѣдствіемъ постоянной неудовлетворенности -- вотъ девизъ Тырша.
   Нужно помнить, что Тыршъ выступилъ въ то время, когда чешскій народъ велъ самую ожесточенную борьбу за свое существованіе. Чехамъ приходилось вести лихорадочную работу во всѣхъ отрасляхъ національной и соціальной жизни. Имъ приходилось съ величайшимъ трудомъ отвоевывать назадъ все то, чѣмъ завладѣли нѣмцы въ теченіе двухъ столѣтій. Имъ дорого доставался всякій новый шагъ впередъ въ школьномъ дѣлѣ, въ литературѣ, въ искусствѣ и т. д. Нужно было, съ одной стороны, отстаивать свои права отъ нѣмцевъ и австрійскаго правительства, съ другой же -- бороться съ чешскими ренегатами, ободрять людей слабыхъ и нерѣшительныхъ, распространять національное самосознаніе среди народныхъ массъ и т. д. Въ этой тяжелой борьбѣ нужна было много самоотверженія, требовалось много жертвъ, необходимы были люди стойкіе, съ крѣпкимъ характеромъ, которыхъ ничто не могло бы поколебать. Тыршъ именно и требовалъ отъ всякаго чеха этой внутренней силы. Онъ желалъ, чтобы всякій чехъ выработалъ въ себѣ такое самоотверженіе, которое заставляло бы его забывать о личныхъ интересахъ тогда, когда дѣло касалось счастья и прогресса всего народа. Вмѣстѣ съ тѣмъ Тыршъ не вѣрилъ въ большое значеніе временныхъ вспышекъ, увлеченій. Идеаломъ его дѣятельности была мелкая, будничная, но постоянная и всесторонняя работа. Въ этой работѣ должны принять участіе всѣ. Ея цѣль -- благо всѣхъ. Эта тяжелая работа должна вестись продолжительное время, потому что, пока принципы прогресса не перейдутъ въ кровь и мозгъ широкихъ массъ, до тѣхъ поръ невозможенъ прогрессъ народа, до тѣхъ поръ народъ не можетъ вступить въ конкурренцію съ другими, болѣе культурными націями. Вѣря въ справедливость классическаго изреченія: mens sana in corpore sano {Здоровый умъ въ здоровомъ тѣлѣ.}. Тыршъ придавалъ громадное значеніе всякимъ физическимъ упражненіямъ. Онъ вѣрилъ въ то, что человѣкъ сильный, здоровый, крѣпкій принесетъ больше всего пользы въ такомъ будничномъ, мелочномъ, постоянномъ и систематическомъ трудѣ, какой необходимъ для блага народа. Признавая необходимость строгой дисциплины въ рядахъ борцовъ за интересы народа, онъ вѣрилъ, что "Соколъ" привьетъ и укоренитъ среди чеховъ эту дисциплину. Чѣмъ больше членовъ будетъ имѣть "Соколъ", тѣмъ эта дисциплина и выдержка распространятся шире. Такимъ образомъ, "Соколъ", по мнѣнію Тырша, долженъ былъ привлечь въ свою среду всѣ самыя энергическія силы чешскаго общества и стать ядромъ чешской боевой организаціи. Тыришъ зналъ, какую роль сыграло нѣмецкое турнерство во время борьбы съ Наполеономъ, какое значеніе имѣли гимнастическія общества во время освободительнаго движенія въ Италіи, но онъ понималъ, что чехамъ нельзя надѣяться на вооруженное возстаніе. Онъ возлагалъ всѣ надежды единственно на внутреннее перерожденіе чешскаго общества и на культурно-политическое соревнованіе съ нѣмцами. Чешскій "Соколъ" долженъ былъ играть чисто-воспитательную роль, подготовляя борцовъ на культурно-общественной аренѣ. Тыршъ представлялъ себѣ сокольство многочисленнымъ братствомъ, проникнутымъ любовью къ родному краю и демократическими идеями, и дѣйствующимъ всегда единодушно. Члены этого братства должны отличаться не только физической силой и ловкостью, пріобрѣтаемыми благодаря постояннымъ гимнастическимъ упражненіямъ, но и нравственными качествами, дающими имъ право стать въ первыхъ рядахъ народной арміи.
   Вскорѣ послѣ основанія общества "Соколъ" въ Прагѣ подобныя же общества начинаютъ появляться и въ провинціи. Въ теченіе одного 1862 г. въ Чехіи и въ Моравіи было основано во семъ гимнастическихъ обществъ подъ названіемъ "Соколъ", а число членовъ этихъ обществъ возрастало замѣчательно быстро. Уже въ концѣ 1862 г. число пражскихъ соколовъ достигло 1.000. Въ сокольской организаціи выдающуюся роль начинаетъ играть Фигнеръ.
   Поскольку Тыршъ былъ теоретикомъ сокольской идеи, постольку Фигнеръ является практическимъ дѣятелемъ на той же почвѣ. Сынъ богатаго купца, Фигнеръ (род. 1822 г.) былъ человѣкомъ образованныхъ, много путешествовавшимъ по Германія, Англіи, Франціи, Бельгіи и Голландіи. До своего знакомства съ Тыршежъ онъ велъ жизнь человѣка, занятаго только промышленностью, не вмѣшиваясь въ общественную жизнь, отъ времени до времени только жертвуя "отъ неизвѣстнаго" довольно значительныя суммы денегъ на народное образованіе и благотворительныя цѣли. Тыршъ привлекъ Фигнера къ сокольскому дѣлу, къ которому этотъ послѣдній привязался всей душой. На средства Фигнера былъ выстроенъ "сокольскій домъ" съ громаднѣйшей залой для гимнастическихъ упражненій. Фигнеръ оказался прекраснымъ агитаторомъ, который сталъ популяризировать сокольскую идею въ широкихъ кругахъ чешскаго общества. По иниціативѣ Фигнера, пражскій "Соколъ" устраивалъ экскурсіи въ провинцію, что не маю способствовало быстрому увеличенію количества членовъ сокольской организаціи.
   Хотя въ провинціальныхъ городахъ основывались, по примѣру Праги, самостоятельныя сокольскія общества, однако, всѣ они находились въ постоянномъ взаимномъ общеніи. Такъ, руководители упражненій съѣзжались въ Прагѣ или въ другомъ какомъ-нибудь городѣ и сообща совѣтовались на счетъ общихъ дѣлъ. Тутъ нужно замѣтить, что во всѣхъ "Соколахъ" была введена одна система гимнастики, выработанная Тыршемъ. Мало-по-малу сокодьская идея пріобрѣтала все больше и больше популярности, въ сокольскія общества, которыя появились даже въ самыхъ захолустныхъ мѣстечкахъ, вступала не только молодежь; соколами становились и люди преклоннаго возраста. Въ 1865 г. соколы приступаютъ къ изданію своего спеціальнаго органа. Смерть Фигнера въ 1865 г. на нѣкоторое время остановила быстрый ростъ Сокольскихъ обществъ, такъ какъ не стало самаго главнаго практическаго агитатора. Наступилъ 1866 г., годъ австро-прусской войны, отвлекшій молодежь отъ гимнастическихъ упражненій и заставившій ее идти на поле брани. Это тоже затормазило немного сокольское движеніе. Однако, послѣ 1866 г., когда австрійской реакціи былъ нанесенъ самый рѣшительный ударъ и когда чешскому народу было обезпечено свободное внутреннее развитіе, воспрянули и соколы. Съ тѣхъ поръ всѣ лучшіе элементы чешской молодежи вступаютъ въ ряды соколовъ и, можно сказать, что соколы все больше и больше приближаются къ тому идеалу, который начерталъ Тыршъ.
   Всякое предпріятіе, имѣющее въ виду благо народа, всегда можетъ разсчитывать на поддержку со стороны соколовъ. Будетъ ли это агитація въ пользу школьной матицы, или сборъ пожертвованій на національный театръ, или какое-нибудь національное торжество, или, наконецъ, политическое предпріятіе -- соколы всегда первые приступаютъ къ дѣлу.
   Мы не будемъ здѣсь говорить о томъ вліяніи, которое имѣютъ гимнастическія упражненія соколовъ на физическое воспитаніе чешской молодежи {Мы не можемъ удержаться, чтобы не вспомнить о фактѣ, свидѣтельствующемъ о физической выдержкѣ чешскихъ соколовъ. Во время съѣзда гимнастовъ въ Нанси (1893) двое изъ присутствовавшихъ на упражненіяхъ чешскихъ соколовъ сломали себѣ одинъ руку, а другой ногу, и, несмотря на это продолжали упражненія, чтобы только не испортить рядовъ. На этомъ съѣздѣ соколы взяли почти всѣ первыя награды.}. Никто не станетъ уже въ настоящее время оспаривать важнаго значенія гимнастики. Любопытно, какъ сокольскія организаціи дѣйствуютъ на нравственность.
   Всякому, кто пріѣзжаетъ изъ Россіи въ Чехію, сразу же бросается въ глаза то, что тамъ не такъ замѣтна черта, отдѣляющая представителей одного сословія отъ лицъ другого класса. Широкая общественная жизнь, въ которой постоянно приходится сталкиваться членамъ всѣхъ классовъ, сглаживаетъ сословныя разницы. Высокій уровень культурнаго развитія массъ способствуетъ возникновенію у чешскаго ремесленника, рабочаго или крестьянина того чувства собственнаго достоинства, которое позволяетъ ему смотрѣть на человѣка изъ интеллигентной сферы, какъ на равнаго себѣ. Русскаго человѣка, привыкшаго къ традиціонному "ломанью шапки", должна удивлять та непринужденность, съ которой чешскій крестьянинъ или рабочій первый подаетъ руку представителю интеллигентнаго класса. Войдя въ любой ресторанъ или другое подобное заведеніе, вы увидите, что за однимъ столомъ сидятъ профессора, ремесленники, студенты, торговцы и т. д., которые ведутъ оживленную бесѣду на какую-нибудь политическо-общественную или литературною тему, или, попивая пиво, дружно затягиваютъ хоровую пѣсню.
   Сближенію различныхъ классовъ сильно способствуетъ "Соколъ", членомъ котораго можетъ быть всякій чехъ. Въ рядахъ "соколовъ" встрѣчаются начальникъ со своимъ подчиненнымъ, профессоръ со студентомъ, фабрикантъ съ рабочимъ, мастеръ съ подмастерьемъ и т. д. Въ Сокольской организаціи нерѣдко случается, что болѣе искусный, сильный и ловкій подчиненный становится руководителемъ своего начальника. Въ "Соколѣ" всѣ члены говорятъ другъ другу "ты" и называются "братьями". Въ "Соколѣ" исчезаетъ всякое чинопочитаніе, пропадаютъ всякіе титулы, на которые чехи, по примѣру нѣмцевъ, очень падки. "Господинъ докторъ", "господинъ профессоръ", "господинъ совѣтникъ", "господинъ судья" -- все это замѣняется у "соколовъ" простымъ "братъ N. N.".
   Принадлежность къ сокольскому обществу развиваетъ извѣстную солидарность его членовъ. Всѣ соколы чувствуютъ себя связанными одной идеей и считаютъ обязанностью помогать другъ другу при случаѣ.
   Хотя въ сокольскихъ обществахъ преобладаетъ отпечатокъ яркаго демократизма, однако, въ средѣ сокоювъ есть лоди различныхъ и враждебныхъ партій. Сокольство сближаетъ ихъ между собой и дѣйствуетъ смягчающимъ образомъ на форму партійной борьбы.
   Соколы устраиваютъ періодически такъ-называемые торжественные "слеты", въ которыхъ принимаетъ участіе по нѣсколько тысячъ человѣкъ этихъ обществъ со всѣхъ концовъ Чехіи. На такихъ слетахъ сближаются люди изъ различныхъ провинцій, провинціалы знакомятся съ Прагой, пражане съ провинціей, что то же имѣетъ свое значеніе.
   Въ настоящее время всѣхъ чешскихъ сокольскихъ обществъ. 505. Въ Чехіи ихъ 329, въ Моравіи -- 85, въ Силезіи -- 5, въ Вѣнѣ -- 5, въ Штиріи -- 1, въ Германіи -- 6, во Франціи -- 1 и въ Америкѣ -- 73. Общее число членовъ сокольскихъ обществъ болѣе 30.000.
   Сокольскія общества, такъ хорошо развившіяся въ Чехіи, вызвали подражаніе и среди другихъ славянскихъ народностей. Уже въ 1863 г. въ словинской Любленѣ (Laibach) въ Крайнѣ основанъ "Juini Sokol", ставшій впослѣдствіи средоточіемъ сокольскаго движенія во всѣхъ австрійскихъ провинціяхъ, населенныхъ словинцами: въ Крайнѣ, Штиріи, Горицѣ и Истріи, четыре года спустя возникъ польскій "Sokol" во Львовѣ, распространившійся потомъ по всей Галиціи, перешедшій въ Силезію и въ Буковину и распространившійся, наконецъ, по всей прусской Польшѣ и въ польскихъ колоніяхъ въ Соединенныхъ Штатахъ Сѣверной Америки. Въ 1874 г. основали "Hrvatski Sokol" хорваты въ Загребѣ, а въ 1893 г. "Руський Сокіл" галиційскіе русины въ Львовѣ. Чешскіе, польскіе и словинскіе соколы имѣютъ одинаковый костюмъ, хорватскіе отличаются шляпами съ широкими полями, а русинскіе придумали костюмъ, напоминающій одѣяніе запорожскихъ казаковъ. Попытки основать сокольскія общества въ независимыхъ славянскихъ государствахъ на Балканскомъ полуостровѣ и въ Россіи не увѣнчались до сихъ поръ успѣхомъ. Единственное сокольское общество въ Россіи (въ Москвѣ) существуетъ съ 1883 г. Оно имѣетъ всего 185 членовъ.
   Отъ времени до времени устраиваются всесокольскіе "слеты", въ которыхъ принимаютъ участіе представители чешскихъ, польскихъ, хорватскихъ и др. соколовъ. Въ каждомъ національномъ Сокольскомъ "слетѣ" присутствуютъ обыкновенно делегаты соколовъ другихъ національностей.

Л. Василевскій.

"Міръ Божій", No 4, 1897

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru