Венюков Михаил Иванович
Топографические сведения о Панамском канале

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ТОПОГРАФИЧЕСКІЯ СВѢДЕНІЯ О ПАНАМСКОМЪ КАНАЛѢ.

   Панамскій каналъ соединяетъ восточную часть Иловой бухты, на Атлантическомъ океанѣ, съ западною частью Панамской бухты, на Тихомъ океанѣ. Сѣверный конецъ его лежитъ подъ 9о21' сѣверной широты и 82о14' западной долготы отъ Парижскаго меридіана; южный -- подъ 8о55' сѣверной широты и 81о51' западной долготы. Прямое разстояніе между этими двумя точками не превосходитъ 62 1/5 километра; но длина канала, благодаря изгибамъ, будетъ 74 километра (70 верстъ) считая въ томъ числѣ и 5 километровъ по Панамской бухтѣ, гдѣ море будетъ углублено по руслу канала.
   Изъ 74 километровъ 49 приходится на долины, иногда очень низкія и болотистыя, и 25 километровъ на мѣста возвышенныя. гдѣ подпочва камениста. Главная часть этой каменистой мѣстности находится по обѣ стороны водораздѣла, который у Кулебры имѣетъ 87 метровъ надъ уровнемъ океана: вся длина траншеи тутъ 15 километровъ. Остальныя 10 километровъ каменистой почвы приходятся на долину рѣки Чагреса ниже Матачина, у Таверниллы, Буэно-Висто, Гатуна и даже нѣсколько сѣвернѣе послѣдняго. Каналъ, начиная отъ сѣвернаго устья, противъ озера Мантанилло, на которомъ стоитъ городъ Колонъ, идетъ сначала къ юго-западу, пока, на 9-мъ километрѣ, достигаетъ долины Чагреса; отсюда онъ склоняется къ юго-востоку и слѣдуетъ по долинѣ Чагреса до 45-го километра, гдѣ уровень рѣчной долины достигаетъ 21 метра надъ моремъ, такъ что ужо тутъ потребуется выимка въ 30 метровъ, ибо нормальная глубина капала 9 метровъ (29 1/2 русскихъ футовъ) ниже уровня океана. Затѣмъ Чагресъ остается въ сторонѣ и каналъ вступаетъ, у подошвы горы Гамбоа, въ русло рѣчки Обиспо и ея притока Массинбара. Впрочемъ, точно по ложу ихъ онъ не слѣдуетъ, а идетъ почти по прямой линіи, поперегъ водораздѣла, въ долину Ріо-Гранде, которой достигаетъ на 56-мъ километрѣ". Тутъ траншея врѣзывается въ почву на многіе десятки метровъ, у Кулебры даже на 96 (= 348 русскихъ футовъ). Она образуетъ корридоръ, котораго стѣны не совсѣмъ отвѣсны и имѣютъ мѣстами довольно широкіе уступы, въ видѣ бермъ, чтобы предохранить каналъ отъ обваловъ мелкаго камня и имѣть сухопутное сообщеніе вдоль его береговъ. Вдоль по Ріо-Гранде каналъ тянется на 13 верстъ, сначала по узкой и высокой, а потомъ по широкой и низкой долинѣ до ея устья; послѣдніе 5 километровъ -- по морю.
   Ширина канала, въ окончательномъ его видѣ, по мелкому дну -- 22 метра, по каменистому -- 24 метра; вверху: при мягкихъ берегахъ 50 метровъ, при каменистыхъ только 38 метровъ. Очевидно, что въ гористыхъ мѣстахъ профиль капала или его живое сѣченіе на 1/7-ю меньше, чѣмъ въ ровныхъ, но за то въ первомъ случаѣ берега круче, и возможность стать на мель для кораблей меньше. Кромѣ того, дабы корабли могли свободно расходиться при встрѣчахъ, вдоль канала устроено шесть станцій или бассейновъ по 1 и болѣе километру длины, съ двойною противъ нормальной шириною. Эти станціи суть: 1) "Городокъ Лессепса", въ 9 километрахъ отъ Колона, потомъ 2) Пена-Бленда, на 21-мъ километрѣ, 3) Тавернилла, на 32-мъ километрѣ, 4) Матачинъ, на 45-мъ километрѣ, почти противъ запруды Чагреса, находящейся между горами Барруко (160 метровъ высоты) и Гамбоа (113 метровъ), 5) Педро-Мигель, на 61 километрѣ, въ долинѣ Ріо-Гранде, и 6) Ла-Рока, на 69 мъ километрѣ; въ той же долинѣ и не далѣе 2-хъ километровъ отъ моря. Два конечные порта -- Колонъ и Панама оба требу ютъ углубленія, расширенія и многихъ сооруженій какъ для приставанія кораблей, такъ и для защиты ихъ отъ вѣтровъ и волненія моря.
   Чтобы рѣка Чагресъ, которая въ полноводіе (ноябрь-декабрь) имѣетъ отъ 8 до 9 метровъ глубины и значительную быстроту, не вредила каналу, ее ниже запруды у Гамбоа регулируюсь, распуская на два русла, которыя идутъ одно восточнѣе, другое западнѣе канала и, конечно, выше его. Эти-то два русла почти удвоивають землекопныя работы по прорытію канала, ибо первое изъ нихъ должно имѣть 43 километра длины и впадать въ море восточнѣе острова Майтанилло, а второе -- 35 километровъ и изливаться въ теперешнее естественное русло нижняго Чагреса, у Гатуна, откуда уже вода пойдетъ въ море, какъ и теперь, къ форту Лоренто. Наибольшая масса воды будетъ въ правомъ, восточномъ руслѣ, которое, кромѣ верхняго Чагреса, станетъ уносить воду Фрійоле, Агво-Салюды, Гатунчило и другихъ рѣчекъ; въ западное же русло соберутся струи Обиспо, Байла-Моноса, Квебредо, Тринидада и пр., изъ которыхъ Тринидадъ не менѣе верхняго Чагреса. Такъ какъ послѣдній можетъ быть очень опасенъ для канала своимъ многоводіемъ, развивающимся притомъ внезапно, отъ дождей, то чтобы уничтожить его вредное вліяніе на размываніе почвы въ долинѣ канала, его запружаютъ между горами Барруко и Гамбоа плотиною или дамбою въ 1,500-1,600 метровъ длины и до 38 метровъ наибольшей высоты. Ширина этой дамбы по-верху будетъ 240 метровъ, а внизу даже 960 метровъ (440 саженъ). Затѣмъ въ сѣверной части этой массивной плотины будетъ оставленъ выходъ для стока воды въ искусственное русло (восточное), и этотъ стокъ будетъ регулированъ шлюзомъ. Въ случаѣ долгихъ дождей позади плотины, т. е. выше ея, можетъ образоваться прудъ или озеро, длиною до 30 километровъ, по шириною не болѣе 1 1/2 километра.
   Общее количество земли, которую нужно вынуть для устройства канала, вычисляютъ въ 75.000,000 кубическихъ метровъ; изъ нихъ до 35 милліоновъ на водораздѣлѣ, у Емперадора и Кулебры. Изъ общей суммы 40 милліоновъ падаютъ на почву мягкую и 35 милліоновъ на каменистую. Въ первой работаютъ прямо драгами, особенно тамъ, гдѣ ихъ можно подвести по водѣ; въ каменистомъ грунтѣ употребляются ручныя работы для производства взрывовъ и отпала камня. Послѣдній увозится потомъ на платформахъ желѣзной дороги въ мѣста, гдѣ онъ нуженъ, особенно на устройство запруды Санта-Крузъ, укрѣпленія болотистыхъ береговъ Чагреса и Ріо-Гранде и, наконецъ, на заваливаніе плоскихъ лощинъ, изъ которыхъ дождевыя воды могли бы стекать въ каналъ и при этомъ портить его берега. Этими каменными и земляными отвалами нѣсколько водоизмѣняется топографія всей мѣстности, непосредственно прилегающей къ каналу.
   Морской уровень въ обоихъ океанахъ при отливѣ одинаковъ; но въ Панамской бухтѣ бываютъ значительные приливы, до 2 1/2 метровъ высотою. Нагоняемая ими вода будетъ проникать въ южную часть капала и образовывать, по временамъ, теченіе къ сѣверу, а потомъ, во время отлива, опять къ югу.
   Это заставило думать объ устройствѣ въ долинѣ Ріо-Гранде шлюза, который бы не допускалъ приливъ распространяться далѣе станціи или бассейна Ла-Рока Но Лессепсъ думаетъ, что этотъ шлюзъ не нуженъ: вода де будетъ въ каналѣ двигаться такъ, какъ въ Магеллановомъ проливѣ, взадъ и впередъ, безъ вреда для кораблеилаванія. Станціонные бассейны до извѣстной степени будутъ регулировать, т. е. ослаблять эти теченія, вслѣдствіе распространенія притекающей воды на большую поверхность, какъ по Горькимъ озерамъ на перешейкѣ Суезскомъ.
   Значеніе Панамскаго канала для западно-европейскихъ и американскихъ государствъ, въ смыслѣ сокращенія морскихъ путей, очевидно; но и мы, русскіе, можемъ ожидать отъ него немалыхъ выгодъ. Плаваніе изъ Финскаго залива къ берегамъ Приморской области сократится, противъ теперешняго черезъ Магеллановъ проливъ, на 2,800 морскихъ миль. По сравненію съ суезскимъ этотъ путь будетъ нѣсколько длиннѣе, но за то по нему плаваніе будетъ совершаться все время въ одномъ полушаріи, безъ перехода чрезъ экваторъ. Для переселенцевъ на сибирскія прибережья Тихаго океана это будетъ немалое облегченіе, особенно важное въ смыслѣ возможности избѣжать убійственныхъ жаровъ Краснаго моря.

М. Венюковъ.

"Восточное Обозрѣніе", No 48, 1886

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru