МИКУЛИЧ В. [наст. имя и фам. Лидия Ивановна Веселитская; 5(17).5.1857, г. Егорьевск Рязан. губ. -- 23.2.1936, Детское Село Ленинград. обл.], беллетристка, переводчица, мемуаристка. Род. в дворян. семье. Отец, Ив. Гавр. Веселитский, -- потомок далматских князей Божидар, офицер-артиллерист, преподававший в Александров. кадет. корпусе; мать, Эмилия Ал-др. Дихеус, -- швед.-нем. происхождения. После развода родителей и вторичного замужества матери М. воспитывал дед, с к-рым она жила то в Царском Селе (здесь прошла б. ч. жизни М.), то в Павловске. В 1867 поступила в Павловский жен. ин-т пансионеркой "на счет казенных сумм Гл. нач. Туркестан. военного округа", окончила в 1874. Училась на Высших пед. курсах в Петербурге, в 1876 получила звание "дом. наставницы", но в дальнейшем отказалась от этого поприща. В 1881 вышла замуж за офицера Вс. Вл. Чернавина, в 1887 брак был расторгнут. По словам М. (восп. "Пройденная дорожка" -- РГАЛИ, ф. 101, оп. 1, No 16), после окончания курсов она впервые выступила в печати в ж. "Семья и школа" и "Дет. чтение" (публ. не выявлены).
Активную лит. деятельность начала с 1883: рассказ "Студент" ("Нива", No 46--47), одобренный И. С. Тургеневым (Тургенев. Письма, XIII, кн. 2, 154), и 1-я ч. трилогии "Мимочка-невеста" (ВЕ, No 9). Успех имела 2-я ч. трилогии "Мимочка на водах" (ВЕ, 1891, No 2--3), в к-рой выведен тип совр. легковесной, эгоистичной, лишенной интеллектуальных устремлений и моральных устоев светской женщины. А. Л. Волынский отметил "тонкий, игривый юмор и чрезвычайно выразительную легкую речь", хотя и неглубокий, но "блещущий меткостью" анализ, при этом указал на осн. недостаток прозы М. -- "поверхностность и отсутствие серьезного и глубокого худож. замысла" в изображении коллизий жен. судьбы (СВ, 1891, No 4, с. 171--75). Л. Н. Толстой нашел повесть "по тону своему ... оригинальной", однако при повторном чтении заметил: "Хорошо. Но есть преувеличения и подражание самой себе" (Толстой, LXVI, 275; см. также: Интервью и беседы с Л. Толстым, М., 1986, с. 62). Н. С. Лесков назвал пов. "мастерским произведением": "свежа, жива и любопытна, и при том манера писания чрезвычайно искусна и приятна. "Мимочка" ... это своего рода Чичиков, в лице к-рого "ничтожество являет свою силу"" (Лесков, XI, 526). Дилогия "Мимочка" (отд. изд. -- СПб., 1892; рец. 1892: РБ, No 11; РМ, No 7) была переведена на нем., франц., англ., польск., швед., дат. языки.
3-я ч. трилогии "Мимочка отравилась" (ВЕ, 1893, No 9, 10; отд. изд. -- М., 1895) прошла почти незамеченной; лишь анонимный автор аннотации в ж. "Рус. мысль" (1893. No 11, с. 551) отметил "отличный язык, живость развития положений... замечательно тонкий сарказм". Пов. "Зарницы" (СВ, 1894, No 1--4; отд. изд. -- М, 1895), наиболее очевидно обнаружившая недостатки прозы М., выявленные Волынским, вызвала резкие суждения критиков: "отсутствие плана ... замысла ... слишком много болтовни" (П. Ачкасов -- PB, 1895, No 2, с. 229--30); "мысли героини отличаются какою-то пируэтностью" (Кн. "Недели", 1894, No 5, с. 206). Толстой был неудометворен тем, что М. "серьезных жизненных вопросов" касается "слегка", а "такие вопросы надо разрабатывать до самой глубины или представлять их в худож. форме" (восп. М. "Встречи с писателями", с. 76).
Появление в 1898 (СПб.) отд. изд. ряда повестей и рассказов М. ["Студент", "Новенькая" (впервые: МБ, 1892, No 7), "Мимочка", "Зарницы", "Черемуха" (впервые: СВ, 1898, No 1--2)] стало поводом для уничижит, критики: "Зарницы" -- "архискучная вещь"; "история юной женской души... сведена в "Черемухе" к птичьему существованьицу, к птичьей философии и птичьим интересам", все соч. "производят впечатление чего-то старого, хорошо знакомого" (А. Б. <А. И. Богданович> -- МБ, 1899, No 1, с. 7). Однако М. продолжала много писать, пытаясь утвердить свою лит. репутацию ("живой талант" -- Тургенев. Письма, XIII, 154). Драматичностью сюжетов, психол. достоверностью отличаются рассказы из семейной жизни "Ночь в вагоне", "В Венеции", "Моя любовь" (сб. "Рассказы", СПб., 1911). Расширился и тематич. диапазон ее прозы: рассказы о нищей жизни гор. низов, обитателей подвалов, погрязших в пороках и пьянстве "Пасха красная", "Телятина", "В доме Тришкина" (сб. "Пасха красная", СПб., 1914); нек-рые соч. проникнуты свойственным автору глубоким религ. чувством.
Занималась также переводами для детей соч. А. Доде, В. Гюго, Ш. Нодье, А. Мицкевича, Ф. Шиллера и др., из к-рых составила сб. "Яшина книжка" (СПб., 1899). Прозаич. пер. поэмы Гюго "Бедные люди" после двух редактур Толстой включил в сб. "Круг чтения" [см.: Бойко M. H., "Бедные люди" (о пер. В. Микулич). -- В кн.: Толстой-редактор, М., 1965]. Перевела с франц. яз. "Записки" А. О. Смирновой-Россет (СВ, 1893--94; отд. изд. -- СПб., 1895).
Обладавшая даром общения, М. была знакома со мн. литераторами и журналистами и оставила ряд живо написанных беллетризов. мемуаров (частично вошли в сб. "Встречи с писателями", Л., 1929; предисл. Д. Выгодского; б. ч. неопубл. мат-лов хранится в РГАЛИ). В 1880 в салоне Е. А. Штакеншнейдер встретилась с Ф. М. Достоевским, затем неоднократно виделась и беседовала с ним: в очерке "Встреча со знаменитостью" (М., 1903) воспроизвела внешний облик писателя в последний год жизни, передала его высказывания о лит-ре и на др. темы. В 1881 познакомилась с В. М. Гаршиным, к к-рому прониклась симпатией (см. психол. портрет писателя -- "Всеволод Гаршин", ИВ, 1914, No 1). В нач. 1890-х гг. вошла в круг редакции ж. "Сев. вест." (Л. Я. Гуревич, Волынский и др.). В янв. 1893, благодаря Гуревич, стала вхожей в дом Лескова, часто, до самой его кончины, посещала писателя ("Он усмотрел в ней редкостного человека по запросам духа и глубине ума... Автор "Мимочки" заинтересовал его как своим христ. миропониманием, так и лит. талантом" --Макшеева H. A., H. С. Лесков в последние годы своей жизни -- РМ, 1908, No 10, с. 172, 176); ценно документ. повествование М. "Письма Н. С Лескова" (альм. "Лит. мысль". Л., 1925. кн. 3). Длит. дружба связывала ее с М. О. Меньшиковым (познакомилась через Лескова в 1893), помогала ему в выпуске ежемес. сб-ков "Письма к ближним": в 1918 описала со слов жены Меньшикова последние дни его жизни, арест и расстрел (опубл.: "Кубань", 1989, No 9).
В мае 1893 М. приехала в Ясную Поляну, с тех пор неоднократно посещала толстовскую усадьбу и хамовнический дом ("очень умная, скромная и чуткая женщина" -- Толстой, LXVIII, 323). Не разделяя антицерк. взглядов Толстого. М. вместе с тем проявляла большой интерес к его публицистике, запрещенным цензурой соч., преклонялась перед личностью писателя, симпатизировала его последователям -- H. H. Ге, H. H. Страхову, П. И. Бирюкову и др., бывала у В. Г. Черткова. Взаимоотношения с Толстым и его семьей М. описала в очерке "Тени минувшего" (ИВ, 1913, No 2--4: отд. изд. под назв. "Тени прошлого" -- СПб., 1914). Т. Л. Толстая-Сухотина писала к М. об этих восп.: "до сих пор я ничего не знаю, что так живо и правдиво передало бы дух семьи моего отца... Одно мне было немного неприятно -- это ваше осудительное и ироническое отношение к Черткову" (письмо от 27 апр. 1913 -- "Звенья", т. 1. М.--Л., 1932. с. 508). Как и ряд др. текстов, этот очерк в сов. время был подвергнут авторедактуре и получил назв. "У Толстого" при составлении сб. "Встречи с писателями"; Н. О. Лернер отметил "многочисл. и явно тенденциозные пропуски" мест первого изд., посвященных толстовцам Д. А. Хилкову и Черткову (особенно "пощажен" последний), но подчеркнул, что "в книге много зорких и чутких психол. наблюдений" ("Звезда", 1929, No 2; др. рец.: "На лит. посту". 1929. No 11/12).
В нач. 1900-х гг. была знакома с Н. С. Гумилевым (см.: ЛН, т. 85, с. 407): по-видимому, встречалась в Царском Селе с И. Ф. Анненским, посвятившим ей стих. ["Л. И. Микулич" см. в его кн.: Стихотворения и трагедии, Л., 1990 (БПбс), с. 198]. После 1917 поддерживала связи с Н. А. Котляревским, О. А. Фрибес, В. Я. Шишковым.
Последние годы жизни М. прошли в Детском Селе в бедности и забвении, нек-рое время она преподавала музыку в дет. доме им. А. И. Герцена.
Др. произв.: "Дуся. Рассказы" (П., 1915, 1917), "Из переписки" ("Звенья", т. 1, М.--Л., 1932).
Лит.: Толстой; Тургенев: Чехов (все -- ук.); Переписка Чехова, т. 2. М., 1984 (ук.); Скабичевский А. М., История новейшей русской лит-ры. СПб., 1909. с. 386: Николаев П. Ф., Вопросы жизни в совр. лит-ре. М., 1902: История новейшей рус. лит-ры, 5-е изд., СПб., 1903; Головин К., Рус. роман и рус. общество, 2-е изд., СПб., 1904; Колтоновская Е. А., Женские силуэты. СПб., 1912: Харьяков А., Мимочка. -- "Очаг" (Львов), 1937, No 4; Рус. лит-ра кон. XIX -- нач. XX вв. Девяностые годы. М., 1968 (ук.); Вмире Лескова, М., 1983 (ук.): Лесков А., Жизнь Николая Лескова, т. 1--2. М., 1984 (ук.): Рос. архив. IV, М. О. Меньшиков. Мат-лы к биографии, М., 1993. (ук.): ЛН, т. 70, т. 90 (ук.). * Некролог "Лит. Ленинград", 1936, 26 февр. Брокгауз; Мезьер; Венгеров. Источ. (неправильно указано имя М.): Гранат: Владиславлев; Галерея рус. писателей. М., 1901: ИДРДВ: Муратова (1): Масанов.
Архивы: РГАЛИ, ф. 101: ИРЛИ, ф. 44, ф. 377; ф. 283, оп. 1, No 42 (29 писем к Л. Я. Гуревич): ф. 230, No 215 (письма к Е. П. Летковой-Султановой); ГМТ (письма 1890-х гг. к С. А. Толстой, Т. Л. Толстой-Сухотиной, Л. Л. Толстому -- в соответств. фондах): РНБ, ф. 124, No 837 (2 письма Э. П. Юргенсону, 1913), No 3682 (2 письма В. В. Розанова, б.г.). No 4153 (письмо Н. Н. Страхова, 1895), No 2776 (2 письма М. О. Меньшикова, 1907 и б. г.): ф. 118, ч. 293, 1059 (письма П. В. Быкову. 1919): РГИА СПб., ф. 7, оп. 2, л. 192, л. 27--28: л. 208, л. 23--24; ф. 918, оп. 1, 2, 403, л. 1 (сведения об образовании).
С. А.Розанова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999