Виндинг-Муратова Елизавета Павловна
Виндинг-Муратова Е. П.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Виндинг Елизавета Петровна // ЭНИ "Словарь псевдонимов" -- Имена.
   http://feb-web.ru/feb/masanov/man/02/man03027.htm
   
   Имя: Виндинг, Елизавета Петровна -- драматург
   Псевдонимы: Владимирова, Е.; Владимирова, Е. П.
   Вариант имени: Виндинг Елизавета Павловна [источник: РНБ]
   Источники:
   Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 105;
   РНБ. Генеральный алфавитный каталог
   

II.

   ВИНДИНГ, Виндинг-Муратова Елизавета Павловна (1860-е гг.-- после 1915), драматург, новеллист, дет. писательница. Из обедневшей помещичьей семьи. В юности -- провинц. актриса (ГЦТМ, ф. 453, д. 1--8). Была замужем за актером Д. В. Виндингом-Гариным. Вскоре оставила сцену, вторично вышла замуж за адвоката В. Л. Муратова, жила в Москве. Автобиогр. мотивы -- в рассказах "Несчастненькие" (сб. "Родные картинки", М., 1900), "Три дня моего детства" ("Дет. чтение", 1903, No 11--12), "Пряничный гусар" и "Доброе дело" (сб. "Из женской жизни", М., 1906), в пьесе "Бесправная" (СПб., 1900; М., 1911).
   Лит. деятельность начала в 1897. После смерти второго мужа, оставшись матерью большого семейства, содержала себя и детей на лит. заработок, сотрудничала в ж-лах "Дет. чтение" и "Пед. листок". Две ее пьесы -- "Бесправная" и "Мими" (СПб., 1901) -- при поддержке А. С. Суворина были поставлены на сцене театра Лит.-худож. об-ва в Петербурге. Драма "Бесправная" (пост. 1900) имела большой успех и в провинции. Рецензенты (за редким исключением -- напр., отрицат. рец.: Н. А. Россовский -- ПЛ, 1900, 16 нояб.) одобрительно отнеслись к ней (А. А. Плещеев -- "Петерб. газ.", 1900, 16 нояб.; Н. П. Смоленский -- БВед, 1900, 17 нояб.; "Театр. известия", 1900, 22 нояб.; б. п.). Критики назвали "Бесправную" "юридической драмой": драм. конфликт построен так, чтобы закон 1891 о незаконнорожд. детях, лишавший мать юридич. прав (см. об этом письмо В. к Суворину от 6 мая 1900 -- ЦГАЛИ), сполна проявил свою бесчеловечную силу; отсюда нек-рая надуманность последующих актов. Ю. Беляев в своей в целом положит. рец. замечает, что В. подошла к пьесе "не столько с литературными, сколько с адвокатскими приемами" (НВ, 1900, 17 нояб.). А. Р. Кугель увидел в пьесе "слишком много субъективности и страстности" -- прежде всего в "беспощадной жестокости к актерам" при изображении провинц. закулисного мира (ТиИ, 1900, No 47). При этом все отмечали превосходное знание автором актерской и адвокатской среды, его наблюдательность, а также обществ, значимость пьесы. Комедия "Мими" (под назв. "Хризантемы" пост. 1901) тоже была в определ. смысле "юридической": в основу ее сюжета положено известное в сер. 1890-х гг. суд. дело, в к-ром участвовал как защитник муж В. (об этом -- ее письмо Суворину от 19 апр. 1904, ЦГАЛИ). Россовский назвал комедию В. "драматизированной судебной хроникой" (ПЛ, 1901, 4 окт.). В центре пьесы -- "хризантема", новый женский тип: нервная, пресыщенная дама из бурж. среды, запутавшаяся во лжи и дошедшая до преступления. Комедия имела успех, но критики приняли ее холодно: обвиняли в растянутости, в отсутствии единства действия, в избитости положений и "эффектности" (Н. П. Смоленский -- БВед, 1901, 3 окт.; В. В. Протопопов -- "Петерб. газ.", 1901, 2 окт.; ТиИ, 1901, No 41; б. п.). "Петерб. листок" пренебрежительно называл пьесу "дамской". Серьезнее отнесся к ней В. В. Розанов, увидев в ней повод для размышлений о совр. семье, из к-рой "вся поэзия и мистика брака, реальное его существо ушло... в так называемую "любовь". Брак стал прозаичен, любовь стала поэтична. Она стала содержательна, разнообразна, душиста, тогда как семья и брак наполнились формальными "хризантемами"" ("Жизнь на подмостках" -- в его кн.: Среди художников, СПб., 1914, с. 67).
   Изд. Пьесы: И светит, и греет, М., 1899; У елки, М., 1902; Без семьи, М., 1903; Жизнь не ждет, М., 1903; Муть, СПб., 1905; Коридорная система, М., 1906; Бабы (в сб. "Из женской жизни"); Женское счастье, М., 1910; Прасковья Мусорина, М., 1913; СПб., 1913. Рассказы: "Учительшины" дети, М., 1903; "Дет. чтение", 1903, No 4; 1904, No 5. Пер.: Лоти П., Горе старого каторжника; Гюго В., Сирота в неволе (оба -- М., 1915).
   Лит.: Венгеров. Сл.; Альм. и сб-ки (1); Каталог МОДП; Масанов.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 878, д. 27; ф. 2304, д. 361; ф. 459, д. 729 (письма В. к А. С. Суворину); ГЦТМ, ф. ПО, д. 75; ф. 486, д. 844; ф. Театр.-лит. к-та, д. 19.

И. В. Никитина.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru