Вяземский Петр Андреевич
Государственная уставная грамота Российской империи

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


П. А. Вяземский

Государственная уставная грамота Российской империи

Глава I
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ

   Ст. 1. Российское государство, со всеми владениями, присоединенными к нему, под каким бы наименованием то ни было, разделяется сообразно с расписанием у него приложенным, на большие области, называемые Наместничествами.
   2. Каждое Наместничество заключает в себе определенное число губерний, по мере народонаселения, расстояния, обширности, и смотря на нравы, обычаи и особенные или местные законы, жителей между собою сближающие.
   3. Наместничества называются по имени одной из составляющих ее губерний, или по месту для присутствия Наместнического начальства определенному.
   4. Губернии сохраняют настоящее разделение свое на уезды, исключая те случаи, в которых местные обстоятельства востребовали бы новых разграничений.
   5. Уезды разделяются на округи; округи состоят из городов 3-й степени и из определенного числа волостей, сел и деревень, по мере народонаселения и расстояния от места, для присутствия окружному начальству определенного.
   6. Городами первой степени суть: города губернские; второй степени: города уездные; а городами третьей степени все прочие. Из них последних исключаются те, которым по выгодному положению своему и по торговым сношениям, следовать будет поступить на одну из высших степеней.
   7. Каждый город первой и второй степени имеет свой округ. Он заимствует от него свое имя и есть местопребывание начальства его. Прочим округам называться по месту, к которым будут приписаны.
   8. Из этого разграничения исключаются столицы С. Петербург и Москва, равно как и их губернии.
  

Глава II
О ПРАВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Отделение I. О государе или державной власти

   9. Корона Российско-императорского престола есть наследственная; она переходит по порядку установленному в годы почивающим родителем нашим императором Павлом.
   10. Основания державной власти и образ действия ее определяются этой государственной уставной грамотой, жалуемою нами любезным нашим верноподданным на вечные времена.
   11. Державная власть неразделима: она сосредоточивается в лице монарха.
   12. Государь есть единственный источник всех в империи властей: гражданских, политических, законодательных и военных.
   Он управляет исполнительною частью во всем ее пространстве. Каждое начальство исполнительное, управительное и судебное им одним постановляется.
   13. По законодательной власти Государя содействуют государственный Сейм, о котором ниже упомянуто будет, на основании уставной грамоты и особенных учреждений.
   14. Особа государя священна и неприкосновенна.
   15. Государь есть верховная глава общего управления империи. Он печется о внутренней и внешней безопасности государства. Он бдит о своих правах и владениях.
   16. Право объявлять войну и заключать договоры и условия всякого рода, принадлежит одному государю.
   17. Предводительство военною силою сухопутной и морской, как в мирное, так и в военное время, равно как и назначение главнокомандующих и производство генералов и офицеров, принадлежит монарху без исключения.
   18. Государь назначает послов, посланников и других уполномоченных чиновников для переговоров политических и торговых.
   19. Государь на все места гражданские, управительные и судебные, назначает непосредственно или через тех, коим вверит он таковую власть.
   20. Как верховная глава православной Греко-Российской Церкви, государь возводит во все достоинства духовной иерархии.
   21. Право помилования принадлежит исключительно государю. Он может преступника простить или облегчить его наказание.
   22. Дела по всем судебным и всяким другим присутственным местам производятся и приговоры оным равно как и всякого рода публичные акты объявляются именем его императорского величества.
   23. Учреждение орденов, постановления оным статутов и награждение военными и гражданскими орденами принадлежат государю, равно как и право возведения на степень дворянства и высших его достоинств, принятие в подданство и пожалование в чины и классы.
   24. Государь располагает доходами государства сообразно с утвержденными им частными росписанием доходов и расходов (бюджетами) наместничеств и с общим росписанием доходов и расходов всего государства.
   25. Первое же общее росписание доходов и расходов, имеющее быть составлено в силу настоящей грамоты, на основании ли частных росписаний доходов и расходов наместничеств, или по соображениям министерств, предоставляется в особенности единственному распоряжению государя императора.
   26. Для определения законодательных действий государя, общие основания права в Империи делятся на три разряда:
   В первом заключаются законы. Во втором устав и учреждения. В третьем указы, повеления, рескрипты и постановления.
   27. Под именем законов разумеются все законодательные распоряжения, которые основаны на началах, по существу своему непременных и которые не могут быть иначе ни отменены, ни преобразованы, как с соблюдением ненарушимости оных начал, и тогда только, когда в последствии времени опыт покажет необходимость изменений, или когда будут вынуждены причинами важными и решительными.
   28. Под словом: уставы и учреждения должно разуметь все распоряжения, требуемые обстоятельствами или для защиты государства и охранения целости его границ, или для устройства разных предметов по части внутреннего управления, или наконец по делам до порядка службы и до усовершенствования общего и частного благосостояния касающимся.
   29. Наконец, под именем указов, повелений, рескриптов и постановлений, должно разуметь все, что предписывается к исполнению по частным и случайным обстоятельствам, в различных отдельных государственного управления встречающимся, или что относится до какого либо начальства, чиновника военного, гражданского или частного лица, и по свойству своему смотря по надобности может подвергаться разным изменениям.
   30. Законы разделяются на общие государственные законы и на особенные или местные. Общие законы составляют общее право, и применяются во всех случаях, в которых местные законы недостаточны.
   31. Общие законы постановляются государем при содействии общего государственного Сейма, о которых ниже будет упомянуто.
   32. Особенные или местные законы постанавливаются государем при содействии Сеймов наместнических.
   33. Право издавать уставы, учреждения, указы, рескрипты и постановления принадлежит исключительно государю. Он может вверить оное в совокупности или в частях, месту или лицу, по своему благоусмотрению.
   34. Общие и особенные или местные законы скрепляются министром начальником управления юстиции. Уставы, учреждения, указы, повеления и постановления должны быть за скрепою того из министров, до которого они по содержанию своему будут принадлежать. Он отвечает за все, что в сих уставах, учреждениях, указах, повелениях, рескриптах и постановлениях могло бы заключаться противного правилам уставной грамоты и законов.

Отделение II. О государственном совете

   35. Государственный совет под председательством государя, состоит из министерств, членов государственного совета, государственных докладчиков или статс-секретарей и из особ, которых угодно будет его императорскому величеству в него призвать.
   36. Государственный совет разделяется на общее собрание совета и на правительный совет или комитет министров. А) Правительный Совет
   37. Правительный совет под председательством государя состоит из министров - начальников управлений и других особ призванных в него по воле государя.
   38. Члены правительного совета имеют голоса совещательные. Один государь решает. Его величество может сие право вверить в совокупности или в частях наместнику в правительном совете или кому заблагорассудит. Сей обязан решить в совете согласно с уставными правилами государства и законами.
   39. Правительный государственный совет или комитет министров, имеет право уничтожить постановления изданные наместниками в наместническом совете, когда они противны законам, учреждениям, указам, повелениям и рескриптам, на имя их писанным или им данным. В подобных сему случаях он уничтожает также постановления и определения нижних присутственных мест, когда упущением посредних начальств того не учинено.
   40. Если эти постановления и определения нарушают общественную безопасность или общественное спокойствие, то за исключением одних наместников, комитет министров вправе удалять по управительной части всякого рода чиновников, с обязанностью неотлагательно доносить о том государю и входить с представлением в общее собрание государственного совета, буде удаление от должности относится до чиновников, которых предание суду подлежит его ведомству.
   41. Если по случаю упомянутому в предыдущей статье следовало бы удалить наместника, то комитет министров доносит о том государю и входит с представлением в сенат, до коего принадлежит предание суду наместников, как о том ниже в ст. 145 сказано будет.

Б) Общее собрание государственного Совета

   42. Общее собрание государственного совета, под председательством государя, наместника его или другого уполномоченного его величеством, или под председательством старшего из членов составляется как означено в ст. 35.
   Дела ведению государственного совета подлежащие, за исключением тех, которые возложены на него по образованию, учрежденному 1809 года суть следующая:
   1) Рассматривать и составлять проекты законов или уставов и учреждений, относящихся до общего управления империи.
   2) Разрешать споры произойти могущие от присвоения какою-либо властью непринадлежащего себе ведомства или столкновение ведомств.
   3) Определять предание суду по предложению правительного совета или комитета министров, чиновников управления, по назначению его императорского величества определяемых, за злоупотребление в отправлении их должностей и в случаях подвергающих их ответственности, за исключением тех чиновников, которых предание суду предоставлено сенату или наместническим советам (ст. 60).
   4) Ежегодно рассматривать и поверять отчеты поданные каждым главным начальством управления.
   5) Делать замечания на все существующие или вкрадывающиеся злоупотребления в управлении; равно как и на все нарушения государственной уставной грамоты и законов, и составлять из них общий доклад для поднесения его императорскому величеству. Принятие мер в следствие доклада и распределение предметов, смотря по существу их, для препровождения в сейм, в сенат или к другим властям, будет зависеть от благоусмотрения его величества.
   43. Общее собрание государственного совета занимается также рассуждениями о предметах вообще, поступающих в оное по воле государя императора или по предложению одного из министров, на основании существующих общих и частных учреждений министерств.
   44. Определения государственного совета подносятся на утверждение государю или особы, им уполномоченной. Из сего исключаются определения относящиеся до предания суду (ст. 42 пункт 3) чиновников и столкновения ведомств (ст. 42 пункт 2), по коим исполняется непосредственно.

Отделение III. О министерствах и главных управлениях

   45. Исполнение законов возложено, согласно общему учреждению министерств, изданному 25 июня 1811 года, на нижеследующие министерства или главные управления.
   1) На главное управление духовных дел и народного просвещения.
   2) На главное управление военное.
   3) На главное управление морское.
   4) На главное управление юстиции.
   5) На главное управление финансов и государственного казначейства.
   6) На главное управление ревизии государственных счетов.
   7) На главное управление внутренних дел.
   8) На главное управление полиции.
   9) На главное управление путей сообщения.
   10) На министерство иностранных дел.
   Каждое из этих главных управлений с составляющими его департаментами, состоит под начальством и председательством министра или главнокомандующего.
   46. Министры, начальники управлений, директоры департаментов и правители дел, подлежат ответственности за всякое нарушение уставной грамоты, законов, равно как указов и повелений от государя императора последовавших, и буде бы оказались в том виновными, то предаются верховному государственному суду.
   Отделение IV. О наместниках и советах наместничества
   47. В каждой области устроенной по образу наместничеств, имеет быть постановлен наместник и учрежден совет наместничества, присутствующие в назначенном местопребывании.
   48. Наместник, совокупность советом, на основании предписанного порядка, печется о благосостоянии вверенных ему губерний и блюдет за точным исполнением законов и повелений высшего начальства по всем частям управления.
   49. Совет состоит под председательством наместника и разделяется на правительный совет и общее собрание.

А) Правительный совет

   50. Правительный совет составляется из наместника, определенного числа членов и всех других лиц, по высочайшей воле в него призванных. Сверх того при нем находится еще член правитель дел.
   51. Члены правительного совета, в качестве начальников отделений по совету наместничеств и в виде отряженных чиновников от каждого министерства или главного государственного управления, заведывают по губерниям составляющим область наместничества, на основании особенных учреждений, всеми делами, до вверенной им части касающихся.
   52. Члены совета имеют голоса совещательные. Решить дело наместника. Он обязан в совете сообразно с уставными правилами государства, законами и в мере данного ему полномочия.
   53. Каждый член совета, заведывающий какою-либо частью, должен скреплять все решения и постановления наместника по своей части. Буде бы несогласен был с его решением, то в таком случае имеет право записать свое мнение в протокол, и тогда отстраняется от всякой ответственности.
   54. Наместник в совет имеет право, по управительной части уничтожить решения и определения губернских начальств, когда они окажутся противны законам, учреждениям, указам и предписаниям высшей власти. Буде бы эти решения угрожали общественной безопасности, общественному спокойствию или заключали в себе явные злоупотребления, то наместник в совете имеет право сам отрешать и предавать суду виновных чиновников по всем присутственным местам, за исключением губернаторов, вице-губернаторов, членов губернского правления и казенных палат, и других лиц особенному ведомству подлежащих, о коих представляет комитету министров.
   55. Определения и постановления наместников тогда только становятся обязательными, когда последуют из совета и за скрепою того из членов до коего тот предмет относится или, другого, на место его призванного.
   56. Буде бы не последовало высочайшего повеления о продолжении власти наместника, то в присутствии государя императора власть его пресекается. В этом случае государь император занимается делами по своему благоусмотрению с каждым начальником отделения особенно или в правительном совете.
   57. В случае смерти наместника государь император, до назначения другого, замещает его временным председателем.

Б) Общее собрание совета наместничества

   58. Общее собрание совета наместничества состоит из членов означенных выше в ст. 60, и из членов выбранных в разных губерниях, лежащих в области наместничества и по представлениям комитета министров государем императором учрежденных.
   59. Общее собрание совета наместничества имеет свои непременные заседания токмо при выборах и при созвании сеймов. В прочее время они собираются по повелению государя и востребованию наместника. Общее собрание рассуждает вообще о всех предметах до управления наместничеств касающихся, и по высочайшей воле государя императора или по предложениям комитета министров и наместника, в него вносимым; в особенности же о раскладке и взимании податей, установлении земских повинностей, сбережении государственных расходов по области наместничества, умножении с оной доходов, распространении земледелия, промышленности и торговли и тому подобным.
   60. Сверх сего к непременной обязанности оного принадлежит:
   1) Рассматривать и обрабатывать все проекты частных законов и учреждений, относящихся к области каждого наместника.
   2) В особенности же определять по представлениям правительственного совета предание суду чиновников управления за злоупотребления по их должности и в других случаях, подвергающих их ответственности. Из сего исключаются те чиновники, коих предание суду зависит от сената и государственного совета.
   3) Рассматривать и поверять ежегодно отчеты, представляемые в конце года каждым управляющим членом по своей части, и составлять из частных ведомостей одну общую по всем вверенным совету наместничества губерниям, для доставлении оной чрез наместника в комитет министров.
   4) Делать замечания на подаваемые отчеты и на все существующие или вкрадывающиеся в управление злоупотребления, равно как и в испытываемые нарушения государственной уставной грамоты законов, составляя из всего оного общий всеподданнейшей доклад для представления оного государю императору чрез посредство наместника и государственного совета.
   61. Все решения общего собрания совета наместничества представляются на утверждение наместника, за исключением одних решений о предании суду, которые исполняются непосредственно.
   62. От каждого наместнического совета будет находиться в столице при правительстве докладчик или статс-секретарь того наместничества; должность и образ сношений его определены будут особенным постановлением.

Отделение V. О губернском начальстве

   63. Закон постановляет за неизменное и непоколебимое правило, чтобы управительная и судебная части были разделены, и действия которых, яко несовместные, ни в каком случае не сливались.
   В следствие чего частные уставы в отмену 97 статьи главы V учреждения о губерниях, с точностью определят, в какие судебные места должны поступить те спорные дела, кои по основании вышесказанной статьи подлежали до сего времени введению губернского правления.
   64. Из сего общего правила изъемляются. 1) Судебные полиции, возложенные на городские полицейские управы и уездные правительства (нижние земские суды), в обязанность коих входит исследование преступлений, содеянных на местах, ведомству их подлежащих, и представление виновных куда следует к суду. 2) Обыкновенная градская и сельская полиция.
   65. Губернское начальство под председательством гражданского губернатора составляется из вице-губернатора и известного числа членов, управляющих особенными экспедициями.
   66. Для скорейшего движения дел и успешнейшего исполнения, губернское начальство разделяется на два главных отделения: на управительное и казенное. Первое под председательством гражданского губернатора заключается в губернском правлении, а второе под председательством вице-губернатора в казенной палате.
   67. Каждое из сих отделений разделяется на число экспедиций, коих начальники составляют членов каждого отделения.
   68. Особенные учреждения определяют в подробности каким делам оканчиваться по экспедициям и отделениям и каким по важности своей, поступать в общее собрание всего губернского начальства. Общее собрание составляется чрез соединение обоих отделений и находится под председательством гражданского губернатора, а в отсутствии его, заступающего его место вице-губернатора.
   69. Общее собрание имеет право уничтожить все решения и определения нижних мест по части управительной, буде усмотрит, что они противны законам учреждениям, уставам, указам и предписаниям на имя их данным. Ежели бы самими определениями нарушалось спокойствие и общая безопасность, то в таком случае правитель губернии доносит о том наместнику в правительном совете и предлагает о удалении от должности чиновников, оказавшихся в том виновными.
   70. Члены губернского начальства как по отделениям, так и в общем оного собрании, имеют голоса совещательные. Один председатель решает. Решения его должны быть основаны на правилах государственной уставной грамоты и законах и ничего противного оным в себе не заключать.
   71. Каждый член управляющий экспедициею обязан скреплять последовавшие как по отделению, так и по общему мнению с собранием по части его решения. Ежели бы который из них был не согласен с этим решением, то должен записать мнение свое в протокол, чем и устраняется от всякой ответственности.

Отделение VI. О уездных, окружных и городских начальствах

   72. Всякий уезд имеет свое начальство. Оно состоит в земском уездном правлении (нижний земский суд) и составляется под председательством земского уездного исправника, и известного числа заседателей, которое смотря по обширности узда, может быть увеличено.
   73. Земское уездное правление, равно как и председательствующий в оном земский уездный исправник, поступают по данному им наказу. Они подчинены правителю губернии и губернскому начальству, и исполняют в точности все получаемые от них предписания.
   74. Каждый уезд, смотря по своей обширности и народонаселению, разделяется на несколько округов, которые подведомы окружному начальству. Оно состоит в окружном исправнике или ключ-войт и его помощник, и имеет при себе несколько сотников и десятских, отряжаемых на определенное время от селений, к составу каждого округа принадлежащих.
   75. Окружное начальство есть среднее место между уездным начальством и каждым селением своего округа. Оно доставляет посредством сотников и десятских в каждое селение приказчикам, старостам, сельским начальникам, выборным и всякого другого наименования составляющим последнее звено управительной власти, все повеления и предписания имеющие последовать от уездного начальства, и смотрит за строгим их исполнением. Сверх этого неослабно наблюдает, чтобы везде в округе под ведением его состоящим, наблюдаем был установленный порядок, обеспечивающий общую безопасность и тишину.
   76. Каждый город первой и второй степени кроме ратуш или магистратов, имеют еще свою городскую полицейскую праву. Она состоит под начальством городничего или полицмейстера, и в ней заседают: (на основании городового положения ї 34, статьи о обывателях) два ратмана городовые.
   77. Образ действия сих нижних начальств, равно как пределы и степень власти и ответственности, частью определенные уже в существующих узаконениях, будут предметом особого учреждения, соответствующим изложенным в государственной уставной грамоте правилам.

Глава III
РУГАТЕЛЬСТВА ДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ

   78. Православная Греко-российская вера будет навсегда господствующею верою империи, императора и всего императорского дома. Она непрестанно будет обращать на себя особую попечительность правительства, без утеснения однако свободы всех прочих вероисповеданий. Различие христианских вероисповеданий не производит никаких различий в правах гражданских и политических.
   79. Священнослужители всех исповеданий вообще состоят без исключения под покровительством и надзором законов и правительства.
   80. Закон без всякого различия покровительствует равно всем гражданам.
   81. Коренной российский закон "Без суда никто да не накажется" - и освященное учреждениям о губерниях правило: ( 401) "чтобы никто без объявления ему вины и снятия с него допроса в течении 3 дней по задержании, не лишался свободы и не содержался в тюрьме" - распространяется на всех жителей вообще в следующей силе.
   82. Никто не может быть взят под стражу, обвинен и лишен свободы, как только в случаях законом предписанных и с соблюдением законом предписанных на сей конец правил.
   83. Всякое самопроизвольное задержание вменяется в преступление, подвергающее наказанию означенному в уголовном правиле.
   84. Взятому под стражу должно немедленно объявить причину его задержания.
   85. Каждый задержанный должен быть представлен в течении 3 (в редких же только случаях, в которых розыскание потребовало бы отсрочки не позднее 6 суток) в то присутственное место, до которого он принадлежит, для снятия с него допроса или суждения узаконенным порядком. Всякое отступление от него вменяется в злоупотребление власти. Ежели обвиняемый оправдается при первом следствии, то немедленно освобождается.
   86. Во всяких случаях законом неизъятых, обвиняемый отпускается на поруки.
   87. Никто не должен быть наказан как в силу закона постановленного и обнародованного до соделанного преступления, и по приговору того суда, которому он принадлежит.
   88. Право просить о помиловании (vis agratiandi)52 предоставляется лицам, осужденным на смертную казнь, на вечную и свыше 15 лет продолжиться имеющую ссылку, заточение и каторжную работу.
   89. Свобода тиснения обеспечивается. Закон излагает правила к обузданию злоупотреблений.
   90. Каждому российскому подданному вольно переселиться в другое государство и вывезти свое имение, лишь бы соблюли законом предписанным на таковые случаи правила.
   91. Да будет российский народ, отныне навсегда имеет народное представительство. Оно должно состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат. Первую под именем высшей палаты, образует сенат; а вторую под именем посольской палаты, земские послы и депутаты окружных городских обществ.
   92. Государственные должности как гражданские, так и военные, иначе возлагаемы быть не могут, как и на российских подданных.
   93. Каждый иностранец, предъявивший законные виды, будет пользоваться на равне с другими жителями государства покровительством законов и выгодами законами обеспеченными. Ему вольно будет на основании учрежденных правил, жить в государстве, выезжать из оного, возвращаться и приобретать в нем недвижные имения.
   94. Каждый иностранец, укорененный, при беспорочном поведении и после пятилетнего пребывания, научась российскому языку может допущен быть к отправлению государственных должностей.
   95. Один государь по собственному выбору, или по представлению государственного совета, может в отмену этого правила, допустить к отправлению государственных должностей иностранцев превосходными дарованиями отличающихся.
   96. Все государственные чиновники по части правительственной, отрешаются от должностей тою же властью, которая их определяет, с соблюдением законом предписанных на таковой конец правил. Все без исключения подвержены ответственности в отправлении своих должностей.
   97. Всякая собственность на поверхности ли земли находящаяся или в недрах оной сокровенная какого бы рода ни была, в чем бы ни состояла, и кому бы ни принадлежала, признается священною и неприкосновенною. Никакая власть ни под каким предлогом посягнуть на нее не может. Посягающий на чужую собственность осуждается и наказывается как нарушитель общественного спокойствия.
   98. Правительство имеет однако право по справедливом и предварительном вознаграждении и требовать от частного лица пожертвований его собственностью. Закон определит особенные случаи употребления сего права, и правила имеющие оным руководствовать.

ГЛАВА IV
О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ

Отделение I. О государственной думе или сейме

   99. Представительство народное образуется, как выше сказано (ст. 91).
   100. Государственный сейм (государственная дума) разделяется на частные сеймы (думы) наместнических областей, созываемые каждые три года, и на общую государственную думу или сейм, созываемый каждые пять лет.
   101. Законодательная власть заключается в особе государя при содействии двух палат государственного сейма (как сказано в ст. 13).

Разряд 1. О частных думах или сеймах наместнических областей

   102. Сеймы наместнических областей составляются из государя и Двух палат. Первая под именем высшей палаты образуется из одного департамента сената, присутствующего в главном местопребывании наместнического начальства. Вторая под именем земской посольской палаты составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, государем утвержденных.
   103. Сеймы наместнических областей рассматривают проект Общих законов во всех случаях, в которых государь заблагорассудит повелеть им оные сообщить через государственный совет. Они рассматривают в особенности все проекты частных законов до каждой наместнической области касающихся, по повелению государя через правительственный совет наместничества к ним препровождаемых. Сверх сего они рассуждают по сообщению же от имени государя подобно вышесказанному, о увеличении или уменьшении всякого рода сборов, податей и земских повинностей; о средствах к уравнению раскладок, о составлении частных расписаний доходов и расходов наместнических областей: (Бюджет), одним словом обо всем, что государю благоугодно будет высочайше указать внести к ним на рассуждение.
   104. Сеймы наместничеств рассуждают еще, когда последует на то высочайшая воля, по предметам, содержащимся во всеподданнейших докладах общего собрания наместнических советов, составленных на основании ст. 60 из годовых отчетов по каждой отрасли управления. Наконец каждый наместнический сейм, возложив свое мнение по всем этим предметам, приступает к рассмотрению наказов, земским послам и депутатам от их избирателей, данных и заключающих в себе их замечания, представления и прошения, касательно всего того, что относится до их пользы. Из этих наказов делается самое верное извлечение, которое препровождается в общее собрание наместнического совета, а из него в государственный совет для поднесения государю императору на высочайшее рассмотрение и принятие тех мер, к которым таковые представления могут подать повод.
   105. Проекты частных законов, относящихся до каждой области наместничества, составляются в наместническом совете и вносятся на сейм по повелению государя членами означенного совета.
   106. Для рассмотрения и уважения этих проектов в сеймах наместничеств каждая палата назначает по балам три комиссии. Они состоят в высшей палате из пяти голосов и суть следующая:
   1) Комиссия законодательная.
   2) Комиссия управления.
   3) Комиссия финансов.
   Каждая палата уведомляет правительный совет об учиненном ею выборе. Комиссии находятся в беспрестанных сношениях с советом наместничества.
   107. Проекты предложенные именем государя, по всем отменам, какие последовать могли бы вследствие замечаний, комиссиями учиненных, исправляются только в совете наместничества.
   108. Право читать приготовленные речи в обеих палатах предоставляется одним членам наместнического совета и членам комиссии и каждой палаты. Все прочие члены объясняются изустно.
   109. Члены совета во время рассуждений о проектах, имеют право присутствовать и говорить в обеих палатах; но те из них, которые не несут звания сенаторов, земских послов или депутатов, числа голосов не составляют.
   110. Общий отчет о составлении всякой области наместничества, составленный в каждом наместническом совете, за внесением его предварительно в департамент сената, выслушивается в совокупных палатах.
   111. Каждая палата поручает своим комиссиям рассмотреть сей отчет. По учиненном рассмотрении, комиссии в общем донесении за рассмотрением всех членов, представляют палатам свои на это замечания. Каждая палата по выслушивании и уважении этих замечаний, излагает мнение свое касательно поданного отчета и подносит его государю.
   112. При закрытии сейма, палата земских послов и депутатов каждого наместничества, приступает к выбору земских послов и депутатов, имеющих составить вторую палату общего государственного сейма. Этот выбор производят они из своей среды. Число избранных должно соответствовать четвертой части состоящих на лицо послов и депутатов.
   113. На этот конец заготовляется особый протокол, в который вносятся поименно алфавитным порядком все избранные члены. Этот акт, законным образом составленный, отсылается наместнику Для поднесения его государю чрез комитеты министров.

Разряд 2. Об общем государственном сейме

   114. Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую под именем высшей палаты образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с присовокуплением к нему единственно на время сейма и по назначению государя из Двух департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждением определенного. Вторая под названием палаты земских послов составляется, по назначению государя из половинного числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных.
   115. Общий государственный сейм, по сообщении от имени государя чрез государственный совет, рассматривает все проекты законов гражданских, уголовных и по части управительной, которых действие распространяется на всю империю. Он рассуждает по предложениям вносимым им по высочайшему повелению, о прибавлении и уменьшении налогов, податей, сборов и всякого рода общественных повинностей о удобнейших и справдливейших раскладках, о уравнении налогов и податей по всему государству по мере силы и возможности каждой наместнической области, о составлении главного расписания доходов и расходов (бюджет) на основании представления ему на рассмотрение частных расписаний доходов и расходов, составленных в каждой области наместничества; равно как и о всяких других предметах, на рассуждение по воле государя ему отсылаемых.
   116. Общий сейм рассуждает еще по соблюдениям, которые государю благоугодно было бы повелеть сделать по предметам, заключающимся в общем государственном отчете, которого составление возложено на общее собрание государственного совета в силу ст. 42. Наконец общий государственный сейм, изложив свое мнение по всем этим предметам, приступает к рассмотрению наказов, земским послам и депутатам от их избирателей, данных и заключающих в себе их замечания, представления и прошения, касательно всего того, что относится до их пользы. Из этих наказов делается самое верное извлечение, которое препровождается в Государственный совет, а от него представляется государю Императору, на высочайшее разрешение и для принятия тех мер, к коим таковые представления могли подать повод.
   117. Проекты законов составленные в государственном совете взносятся на общий государственный сейм по повелению государя, членами означенного совета.
   118. Для рассмотрения и уважения этих проектов на общем государственном сейме, каждая палата назначает по балам три комиссии. Они состоят в высшей палате из трех, и в посольской палате из пяти членов и суть следующая:
   1) Комиссия законодательная.
   2) Комиссия управления.
   3) Комиссия финансов.
   Каждая палата уведомляет государственный совет об учиненном ею выборе. Комиссии находятся в беспрестанном сношении с государственным советом.
   119. Проекты предложенные именем государя, по всем отменам, какие последовать могли бы вследствие замечаний комиссиями учиненых, исправляются только в государственном совете.
   120. Право читать приготовленные речи в общих палатах предоставляется одним членам государственного совета; все прочие объясняются устно.
   121. Члены государственного совета во время рассуждений о проектах законов имеют право присутствовать и говорить в общих палатах; но те из них, которые не суть сенаторами, земскими послами или депутатами, числа голосов не составляют.
   122. Общий отчет о состоянии государства, составленный в государственном совете, выслушивается в совокупных палатах.
   123. Каждая палата поручает своим комиссиям рассмотреть отчет, который дозволяется и напечатать. Донесения комиссий относительно содержания отчетов не иначе должны быть представляемы в палаты, как по единогласию и за общим подписанием всех членов, составляющих комиссии. Каждая палата по выслушании и уважении этих замечаний излагает мнение свое касательно поданного отчета и подносит его государю.
   124. В обеих столицах в С. Петербурге и Москве, которые не входят в состав наместничеств, созываются чрез каждые три года столичные сеймы, действующие на том основании как наместнические сеймы. Эти сеймы составляются из двух палат под председательством государя императора или особы высочайшею доверенностью для этого назначенной.
   Первую палату под названием верхней, составляет сенатский департамент, заседающей в столице.
   Вторая палата под названием Посольской палаты составляется из двух третей Земских послов и депутатов, избранных государем императором из числа выбранных столицею и в уездах с губернии послов и депутатов.
   125. Посольские палаты столичных сеймов избирают из своей среды одну четвертую часть послов и депутатов для общего государственного сейма. Государь император назначает из них половину.

Разряд 3. Постановления общие касающиеся как до государственных общих, так и до частных сеймов

   126. Право созвать, распустить, отсрочить и продлить сеймы как обыкновенные, так и чрезвычайные, принадлежит одному государю. Заседание сеймов продолжается тридцать дней.
   127. Сеймы должны заниматься только теми предметами, которые заведыванию их представлены или находятся означенными в созыв-ной грамоте.
   128. Никто из членов сеймов во время продолжения их не может быть ни задержан, ни судим уголовным судом без ведома той палаты, которой он принадлежит.
   129. От воли государя зависит взносить проекты, первоначально в сенат или в посольскую палату. Из этого исключаются проекты законов финансовых, которые имеют быть предварительно взносимы в палату земских послов.
   130. Проекты по высочайшей воле, взносимые на сейме, не почитаются ни одобренными ею, ни утвержденными; почему и предоставляется сеймам полная свобода на счет них излагать свое мнение.
   131. Обе палаты сеймов рассуждают в заседаниях своих при открытых дверях, т.е. в присутствии посторонних, которым вход не возбраняется. По предложению, однако, десятой части наличных членов, они могут составить из себя особенный комитет.
   132. Проекты во всех сеймах принимаются или отвергаются большинством голосов. Голоса объявляются вслух. Проекты - большинством голосов принятые в одной палате, поступают в другую, которая, последуя тем же правилам, рассуждает и решит. В случае равенства голосов проект почитается принятым.
   133. Проект принятый одною палатою, не может быть преобразован другою. Он должен быть просто принят или отвергнут.
   134. Проект принятый общими палатами, подносится на утверждение государю.
   135. Ежели государь утверждает его, то он обращается в закон и обнародывается по учрежденному порядку. Ежели же государь не соблаговолит его утвердить, то проект уничтожается.

Отделение II. О сенате

   136. Сенат составляется из великих князей императорского дома и всех особ, которые, удовлетворив требуемым условиям, возведены на сенаторское достоинство государем. Звание сенатора сохраняется по смерть.
   137. Число сенаторов определяется государем. Оно не должно превосходить четвертой доли числа земских послов и депутатов и всего государства.
   138. Сенат разделяется на несколько департаментов, из которых один присутствует в С. Петербурге, а другой в Москве. Сверх этого назначается для каждого наместничества по одному департаменту, присутствующему в главном местопребывании наместнического начальства.
   139. На достоинство сенатора может быть возведен только тот, который имеет не менее 35 лет от роду, выдержал в нижних чинах предписанные испытания, отправлял с похвалою должности по части военной и гражданской и получает ежегодного дохода с недвижимого имения собственно ему принадлежащего, не менее 1,000 руб. серебряною монетою. Из этого правила по необходимости исключаются первоначальные назначения, имеющие последовать в силу этой грамоты.
   140. Великие князья императорского дома, по совершении 18 лет, заседают в сенате и имеют голос.
   141. Сенат во время сейма образует высшую палату и содействует купно с посольскою палатой законодательной властью государя.
   142. Каждый департамент сената состоит под председательством того из своих членов, которого государь на то изберет; в отсутствии же его под председательством старшего члена.
   143. Независимо от законодательных действий сенат имеет еще и другие обязанности, особенно определенные.
   144. К законодательным действиям сенат не иначе приступить может, как по созыву от лица государя и во время сейма. Для совершения же всех прочих обязанностей, каждый департамент сената созывается своим президентом с ведома государева наместника.
   145. Сенатский департамент, присутствующий в С. Петербурге, к которому смотря по нужде присоединяются и другие сенаторы, государем призванные, определяют по предложению государя или по жалобам сеймов, государем допущенных, о предании суду сенаторов, министров, начальников управления, наместников, членов общего собрания государственного совета и членов правительного совета или комитета министров, директоров департаментов, государственных докладчиков или статс-секретарей, за злоупотреблением в отправлении их должностей и всякие действия подвергающие ответственности.
   146. Каждый сенатский департамент окончательно решит в каждом наместничестве по всем делам, касающимся до дворянских собраний и собраний окружных городских обществ. Вследствие чего поверяет свидетельство о дворянстве, право к заседанию в собраниях и разрешает все затруднения относительно этих предметов.
   147. Сенаторы, избранные государем исправляют сверх сего по очереди должность судей в верховных судах.

Отделение III. О палатах земских послов

Разряд 1.0 посольских палатах наместнических сеймов

   148. Палата наместнического сейма составляется по назначению государя из двух третей послов и депутатов, избранных уездными дворянскими собраниями и гражданскими обществами, как сказано выше в ст. 102.
   149. Половинное число членов посольской палаты наместнического сейма, возобновляется при каждом новом сейме. Вследствие чего и единственно на первый раз, члены выходят по жребию. Таким образом одна половина остается в звании своем три года, а другая шесть лет. Члены вышедшие по жребию могут быть вторично избраны.
   150. На последующих сеймах наместничеств, члены выходят уже не по жребию, но по старшинству. Члены вышедшие могут быть вторично избраны.
   151. Тоже самое, что изображено в предыдущих двух статьях, наблюдается и в палатах столичных сеймов.

Разряд 2. О посольской палате общего государственного сейма

   152. Посольская палата общего государственного сейма составляется, как выше сказано в ст. 114, по назначению государя из числа избранных на сеймах наместничеств, послов и депутатов.
   153. Половинное число членов общего государственного сейма возобновляется при каждом новом сейме. Вследствие чего и единственно на первый раз, члены выходят по жребию. Таким образом одна половина послов и депутатов остается в звании своем пять, а другая десять лет. Вышедшие члены могут быть вновь избираемы.
   154. На последующих общих государственных сеймах члены палаты выходят уже не по жребию, а по старшинству.

Разряд 3. Распоряжения общие всем посольским палатам

   155. В члены посольской палаты может быть избран только тот, которому исполнилось уже 30 лет, кто пользуется правами гражданина и платит поземельные и всякие другие подати не менее той суммы, которая во всякой наместнической области будет для сего определена, смотря по местным обстоятельствам и народонаселению.
   156. Никакой чиновник ни военный, ни гражданский не может быть избираем в члены посольской палаты, не получив предварительного на то согласия от своего начальства.
   157. Если кто из послов и депутатов до избрания своего не находился при должности на казенном жаловании и примет ее уже по избрании, то таковой должен быть замещен новым членом.
   158. Государь или вследствие высочайшего повеления его наместник имеет право распустить посольские палаты. В таком случае палаты расходятся и по последовавшим созывам приступают к новым выборам.

Отделение IV. О дворянских собраниях или сеймиках

   159. Дворяне каждого уезда, владеющие собственными недвижимыми имениями, составляют между собою дворянские собрания, на которых избирают трех земских послов. После чего приступают к другим выборам, особенными учреждениями им представленным.
   160. Дворянские собрания не иначе съезжаться могут, как в силу созыва, по высочайшей воле последовавшего. В этом созыве означается день съезда, время продолжения собрания и предмет его занятий.
   161. Никто из дворян не может иметь голоса в дворянском собрании, буде не записан в дворянскую книгу своего уезда, не пользуется правами гражданина, не достиг 25 лет и не владеет недвижимым имением.
   162. Книга уездных дворян составляется по учрежденному и впредь учредиться имеющемуся порядку и взносится на рассмотрении и утверждение сенатского департамента, присутствующего на местопребывании наместнического начальства
   163. Дворянские собрания или сеймики составляют из среды своей особенный комитет для сочинения наказа, заключающего в себе жалобы, ежели бы встретиться могло, на злоупотребление власти, присовокуплении ясных оному доводов и представлений о всем, что к увеличению благосостоянии всех жителей того уезда служить может. Сей наказ подписывается членами собрания, вкладывается в пакет за разными печатями, подписывается на имя сейма наместничества и вручается избранным земским послам. Они в полном присутствии отдают его предводителю сейма, который в получении расписывается и за целость его отвечает. Подлинники тех наказов сохраняются при делах дворянского собрания.

Отделение V. О собрании окружных городских обществ

   165. Городские общества, которые в силу городового положения собираются каждые три года для учинения выборов и представления губернатору о своих нуждах и пользах, имеют составить окружное градское общество на основании как нижеследующих статей, так и образовательного учреждения, для выбора от окружного общества трех депутатов на сейм.
   166. К выбору депутатов от окружного градского общества допускаются: 1) настоящие обыватели города, имеющие в нем дома или иные строения, место или земли, равно как и обыватели не из дворян, жительствующие вне города, но в том же уезде, к которому город принадлежит, и имеющие в этом уезде дом или другую недвижимую собственность. 2) Все Состояния, известные под именем именитых граждан, как то: ученые, имеющие академические или университетские аттестаты, художники трех главных художеств, архитектуры, скульптуры и живописи, банкиры, капиталисты и кораблехозяева. 3) Купцы первых двух гильдий и 4) цеховые мастера.
   167. Все евреи не исключая и тех, которые записаны в гильдии или имеют недвижимую собственность, участия в собраниях окружных градских обществ не имеют.
   168. В городах, в которых числится боле 8,000 жителей, исключая столиц, составляются для выбора депутатов на сейм собрания градского общества в каждой части города, к которым допускаются обыватели всех означенных в ст. 166 состояний, жительствующие в той части города. В этих частных собраниях выбираются три гласные назначаемые в общее городское собрание. Общее собрание составленное из всех гласных, выбранных в собраниях, по городовым частям производящихся, приступит к выбору трех депутатов на сейм. Затем совершаются от этого все прочие делопроизводства, в силу особенных постановлений, ему предоставленных.
   169. В городах, в которых числится не более 8,000 жителей и менее этого, градское общество приступает без посредства гласных к выбору трех депутатов на сейм, на основании ст. 166.
   170. В столицах же в С. Петербурге и Москве, составляется собрание градского окружного общества по частям, и от каждой городской части назначается по одному депутату на сейм.
   171. В собрании градского общества имеет голос только тот, кто записан в градскую обывательскую книгу, пользуется гражданскими правами и имеет не менее 25 лет от роду.
   172. Книга обывательская, содержащая имена лиц, имеющих право подавать голос в собраниях городского окружного общества, составляется учрежденным порядком в городских думах или магистратах и представляется в сенатский департамент на утверждение.
   173. В окружных городских собраниях председательствуют городской окружной голова, назначенный от государя императора или от того начальства, которому это назначение высочайшею волею поручено будет.
   174. Окружные городские общества составляют из среды своей особенные комитеты для сочинения наказов, заключающих в себе, ежели бы встретиться могло, жалобы на отягощение и злоупотребление власти, основанные на ясных доказательствах, и представления о пользах и нуждах всех состоящий окружного градского общества. Эти наказы вручаются депутатам запечатанные, а от них представляются как сказано выше в ст. 164 о сеймах или дворянских собраниях.

Глава V
О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Отделение 1. О судах вообще

   175. Суды и лица носящие звание судей, в отправлении обязанности на них возложенной, действуют по законам и независимо ни от какой власти.
   176. Но поелику действие судов должно быть основано на точной силе законов, то всякое отступление от слов закона и самопроизвольное толкование их, равно как и каждое злоупотребление судейской власти и выступление из пределов ей предписанных, подвергают ответственности и взысканиям.
   177. Суды составляются из судей, определенных государем, согласно с предписанными правилами о испытании, и из судей выбранных, согласно с существующими по сему предмету особенными постановлениями.
   178. Судья не иначе от должности отрешается как за противозаконный поступок и вследствие производящегося над ним законным порядком суда. Случаи удаления от должности будут определены в учреждении о судах.
   179. Наблюдение за точным исполнением должности, равно как и отвращение всяких злоупотреблений по судебным местам, подлежит ведомству верховных судов в министерстве юстиции.

Отделение II. О верховных судах

Разряд 1. О верховном государственном суде

   180. Учреждается верховный государственный суд, составленный из председателя, сенаторов и других особ, заседающих в нем по назначению государя императора.
   181. При этом верховном государственном суде определяется генерал-прокурор, в качестве государственного преследователя за преступлениями.
   182. Ведомству верховного государственного суда подлежат исследование и наказание за все преступления в оскорблении величества, за преступления против государства и все противозаконные поступки высших чиновников, которых предание суду зависит от сената, в силу ст. 145, и от общего собрания государственного совета, в силу ст. 42.
   183. Верховный государственный суд имеет присутствовать в столичном городе С. Петербург, буде не последует высочайшего повеления созвать его в другом месте.
   184. Приговоры верховного государственнаго суда суть окончательные, но исполнение по ним не чинится без высочайшего утверждения.

Разряд 2. О верховном суде наместнической области

   185. В каждом наместничестве в месте пребывания наместнического совета, учреждается верховный суд наместнической области. Он составляется из известного числа сенаторов назначенных государем для заседания в нем по очереди, и из непременных судей, поступающих в него из председателей апелляционных судов.
   186. Ведомству верховного суда подлежат все судебные дела гражданские, уголовные и следственные; переносимые в него из гражданских и уголовных палат и других низших судебных мест наместнической области, за исключением тех дел, которые подлежат разбирательству верховного государственного суда.
   187. Решения и приговоры верховного суда наместнической области окончательны, исключая в делах, касающихся преступлений против императорского величества и государства, которые отсылаются на рассмотрение в верховный государственный суд.

Отделение III. Об апелляционных и низших судах

   188. Апелляционные суды по делам уголовным и гражданским (палата уголовных дел и палата гражданских дел и надворные суды в столицах); суды первой инстанции по делам уголовным и гражданским, (уездные суды и городовые магистраты; коммерческие, совестные и мировые суды, равно как и другие суды, в которых окажется надобность, будут устроены особыми постановлениями сообразно с государственною уставною грамотою.

Глава VI
ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

   189. Дополнительные объяснения к государственной уставной грамоте и к законным основаниям в ней содержащимся, наложены будут в образовательных учреждениях и в частных установлениях.
   190. Последующие указы назначат губернии и области, которые имеют быть соединены в наместничества и пользоваться политическими правами, в народном представительстве заключающимися.
   191. Все прежние законы, указы и уставы противные этой грамоте, отменяются. Убедившись в совести, что вышеизложенные коренные постановления соответствуют отеческим нашим желаниям утвердить благосостояние и спокойствие любезных наших верноподданных, основать неприкосновенность их лиц и собственности и охранить ненарушимость их прав гражданских и политических, мы жалуем им эту уставную грамоту, которую признаем за себя и преемников наших коренным и уставным законом нашего государства, предоставляя себе ее дополнять. Повелеваем всем государственным властям содействовать ее исполнению.
  
   Впервые опубликовано: Государственная уставная грамота Российской империи. Варшава, 1831.
   Исходник: http://dugward.ru/library/vyazemskiy/vyazemskiy_gosudarstvennaya_ustavnaya_gramota.html
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru