Водовозов Николай Васильевич
Кампанелла

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Кампанелла (Tommaso Campanella) -- итал. философ и коммунист (1568--1639), род. в Калабрии, в ранней молодости вступил в доминиканский орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину. В 1598 г., вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. Подвергнутый неоднократной пытке, он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и провел в тюрьме 27 лет, пока благодаря вмешательству Папы Урбана VIII не был выпущен на свободу в 1626 г. Конец своей жизни К. провел во Франции, где получал пенсию от Ришелье. Большая часть сочинений К. написана им в тюрьме и издана впоследствии стараниями его ученика, Адами. Политические и экономические свои взгляды К. излагает в "Civitas solis", "Questiones sull' optima republica" и "Philosophia realis". Их отличительная черта -- смесь фантастического элемента с здравым, реальным представлением о жизни. "Civitas solis" изображает в форме романа идеальную страну -- город Солнца. Население этого города-государства ведет "философскую жизнь в коммунизме", т. е. имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в г. Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви -- совет трех подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором "дети рождались бы самые лучшие". К. находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о "человеческом приплоде", и считает необходимым строгий выбор брачущихся, для совершенства поколения. В г. Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причем женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п. Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причем никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть еще сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые К. прозревал в будущем: так, напр., он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей г. Солнца -- это, по всей вероятности, религия самого К.: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как г. Солнца, К. желал видеть весь мир и предрекал в будущем "всемирное государство". Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в соч. "De Monarchia Messiae" и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).
   См. R. von Mohl, "Geschichte u. Litteratur der Staatwissenschaften" (I); Sudre, "Histoire du communisme"; Reyband, "RИformateurs ou socialistes modernes" (т. I); Villegardelle, "La citИ du soleil" (1841; перевод, с вступительной статьей); Amabile, "Fra T. Campanella, la sua congiura, i suoi processi е la sua pazzia" (1882); статья проф. Лексиса в "HandwЖrterbuch der Staatswissenschaften".

Н. Водовозов.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XIV (1895): Калака -- Кардам, с. 210--212.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru