Воейков Александр Иванович
Железные дороги в Сибири и Средней Азии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:


   

ЖЕЛѢЗНЫЯ ДОРОГИ ВЪ СИБИРИ И СРЕДНЕЙ АЗІИ *)

*) Поставивъ вопросъ о путяхъ сообщенія Сибири, редакція печатаетъ настоящую статью извѣстнаго научи ими трудами автора, указывающую совершенно особое примѣненіе путей въ Сибири, соображаясь съ мѣстными условіями, что переноситъ вопросъ на иную почву, чѣмъ онъ стоялъ доселѣ. Ред.

   "Восточное Обозрѣніе" въ No 48-мъ отмѣтило отчетъ о преніяхъ по сибирской желѣзной дорогѣ. Н. М. Ядринцевъ очень справедливо отнесся къ этому вопросу, замѣтивъ, что то, что обыкновенно называютъ этимъ именемъ, не особенно нужно для процвѣтанія Сибири, что недостаточно соединенія самой западной части ея съ Европейской Россіей, а нужно много дорогъ внутри края, съ одной стороны, и приступъ къ постройкѣ большой линіи къ Тихому океану -- съ другой. Что же слѣдуетъ сдѣлать для достиженія этой цѣли?
   Прежде всего нужно отказаться отъ раззорительной мечты строить сразу дорогія по первоначальнымъ расходамъ и но эксплоатаціи ширококолейныя желѣзныя дороги. И въ Европейской Россіи стремленіе строить однѣ эти дороги повело къ огромному обремененію государственнаго казначейства расходами по гарантіи и къ тому, что теперь постройка желѣзныхъ дорогъ почти остановилась, въ виду опасности обременять казну излишними расходами. Въ началѣ нынѣшняго года, этотъ вопросъ обсуждался въ Обществѣ для содѣйствія русской промышленности и торговлѣ, и два превосходные доклада гг. Воронцова и Гронскаго напечатаны въ XIV томѣ "Трудовъ Общества". Необходимость строить дешевыя желѣзныя дороги даже въ самыхъ населенныхъ частяхъ Европейской Россіи выяснилась съ поразительной ясностью изъ однихъ докладовъ, и остается лишь сожалѣть о тѣхъ, которые, ознакомившись съ данными по настоящему вопросу, не пришли къ заключенію почтенныхъ докладчиковъ. Если уже такъ стоитъ дѣло для Европейской Россіи, то на сколько же важнѣе экономія въ постройкѣ желѣзныхъ дорогъ въ Сибири, при ея маломъ населеніи, при продолжающейся колонизаціи, при не установившихся формахъ народной жизни? Этотъ обширный край нуждается въ удобныхъ путяхъ сообщенія, безъ нихъ онъ не можетъ развиваться, но дорогія дороги при его нынѣшнемъ положеніи будутъ убыточны, такъ какъ строить ихъ много нельзя, безъ полнаго разсоренія для государства, а если строить мало, то рядомъ съ убыткомъ для казначейства, большая часть края останется все-таки при нынѣшнемъ бездорожьѣ. Гг. Воронцовъ и Гронскій указываютъ на выгоду постройки дешевыхъ узкоколейныхъ паровыхъ желѣзныхъ дорогъ, приводя въ примѣръ новгородскую, вологодскую и особенно обоянскую и мальцевскія желѣзныя дороги. Они совершенно справедливо указываютъ на то, что еслибъ впослѣдствіи и оказалось такое большое движеніе, что ширококолейная оказалась бы выгоднѣе {Они справедливо находятъ, что даже при товарномъ движеніи въ 30 милліоновъ пудовъ узкоколейныя дороги еще выгоднѣе ширококолейныхъ.}, то ничто не мѣшаетъ и приступить къ передѣлкѣ пути, а рельсы и подвижной составъ узкоколейной желѣзной дороги перенести на другой путь съ меньшимъ движеніемъ. Чѣмъ мені.е вѣсъ рельсовъ и подвижнаго состава, тѣмъ "удобнѣе подобная переноска, такъ что и въ этомъ отношеніи подобныя дороги особенно пригодны для малонаселеннаго края, какъ Сибирь. Для того, чтобы удовлетворить ея потребностямъ, лишь на главныхъ линіяхъ примѣнимы системы, въ родѣ мальцевской, на вѣтвяхъ же слѣдуетъ строить еще болѣе простыя и дешевыя, напримѣръ, конныя системы "Дековилля" (Décauville) и Лартига (Lartigue) {Прошлымъ лѣтомъ, во многихъ нашихъ газетахъ появились описанія этого типа дорогъ. Онѣ объ одномъ рельсѣ на столбахъ, возвышающемся приблизительно на аршинъ отъ земли, а грузъ виситъ внизъ, но обѣ стороны рельса, подобно вьюкамъ на животныхъ. Тяга производится животными, идущими въ сторонѣ отъ рельса.}.
   Послѣднюю особенно слѣдовало бы попробовать у насъ, тав4" какъ она самая легкая и дешевая изъ всѣхъ и представляетъ еще ту выгоду, что не подвержена заносамъ -- немалое удоб ство зимой, а также и лѣтомъ, напр., въ песчаныхъ степяхъ. Лишь бы подобныя системы были испробованы разъ людьми толковыми, нѣтъ сомнѣнія, что охотники строить ихъ найдутся повсемѣстно въ Сибири, не прибѣгая къ содѣйствію казны ни въ какомъ видѣ. Останется только ходатайствовать передъ правительствомъ объ упрощеніи формальностей при разрѣшеніи подобныхъ дорогъ, къ чему, очевидно, не предвидится трудности, такъ какъ подобныя дороги далеко не затрогиваютъ такихъ важныхъ государственныхъ вопросовъ, какъ ширококолейныя паровыя съ ихъ обширной полосой отчужденія, опасностью для движенія въ случаѣ дурнаго устройства пути или пеумѣлости служащихъ и т. д.
   Помимо соединенія городовъ между собой посредствомъ водяныхъ путей и т. д., Зауралье и Сибирь имѣютъ особыя примѣненія для такихъ дорогъ. Въ первой области прежде всего укажу на соединеніе уральскихъ заводовъ съ лѣсами, находящимися отъ нихъ отъ 20 до 100 и болѣе верстъ. Дѣло въ томъ, что ближайшіе лѣса вырублены, каменный уголь далеко не вездѣ есть вблизи, да и при работѣ на немъ желѣзо получается худшаго качества, чѣмъ на древесномъ углѣ. Въ настоящее время нѣкоторые уральскіе заводы, имѣющіе лучшія въ мірѣ желѣзныя руды, зданія и всѣ техническія приспособленія и населеніе, замѣчательно умное и привычное къ заводской работѣ, бездѣйствуютъ или работаютъ плохо потому, что не имѣютъ 1) дешеваго топлива и 2) удобныхъ путей для сбыта своихъ издѣлій. Дорогими желѣзными дорогами, въ 40,000--60,000 р. верста, заводамъ не поможемъ; одни проценты и но гашеніе поглотятъ съ избыткомъ всю выручку. Это очень хорошо показала луньевская каменноугольная вѣтвь уральской желѣзной дороги. Здѣсь нужны дешевые пути по лѣсамъ и судоходнымъ рѣкамъ. Первые дадутъ двѣ выгоды: 1) возможность дешево производить высокіе сорта желѣза и стали, которыми славится Уралъ; 2) воспользоваться казенными лѣсами, давая казнѣ доходъ вмѣсто убытка, который она теперь получаетъ отъ лѣсовъ, напримѣръ, Пермской губерніи. Многія мѣстности Сибири имѣютъ также особое примѣненіе для дешевыхъ желѣзныхъ дорогъ: сообщеніе золотыхъ пріисковъ съ ближайшими населенными мѣстами и сплавными рѣками. Такіе пути на столько удешевятъ провозъ людей и разныхъ припасовъ и матеріаловъ для заводовъ, что дадутъ возможность разработывать и бѣдныя залежи. Теперь такая разработка немыслима тамъ, гдѣ нужно проходить большое разстояніе тайгой. Каково бы ни было скоро ожидаемое рѣшеніе правительства относительно сибирской дороги, то есть соединенія самой западной части Сибири непрерывнымъ рельсовымъ путемъ съ Европейской Россіей, возможно быстрая постройка многихъ дешевыхъ путей внутри Сибири будетъ полезна и для этого магистральнаго пути. Чѣмъ лучше воспользоваться естественными богатствами Сибири, тѣмъ болѣе грузовъ будетъ для сибирской дороги, а продолженіе ея облегчится результатами движенія на дешевыхъ желѣзныхъ дорогахъ, уже построенныхъ ранѣе и можетъ, слѣдовательно, произойдти по вѣрнымъ даннымъ, вмѣсто тѣхъ шаткихъ и неопредѣленныхъ, какія имѣются теперь.
   Для связи между собой, съ Европейской Россіей и Восточнымъ океаномъ разныхъ частей Сибири, прежде всего нужно воспользоваться естественными дешевыми путями -- водяными, но возможности улучшивъ ихъ, связавъ ихъ гдѣ возможно каналами, а гдѣ это невозможно или слишкомъ дорого -- на первый разъ хотя желѣзноконными дорогами самаго простаго устройства {Объ устройствѣ такого смѣшаннаго водно-желѣзнаго пути, см. мою статью: "Европейскіе интересы на дальнемъ Востокѣ" и "Азіатскія желѣзныя дороги", "Русская Мысль", 1884. г. кн. 2.}, въ родѣ системъ Дековилля или Лартига. По мѣрѣ увеличенія движенія, онѣ замѣнятся дешевыми узкоколейными паровыми, по тому же направленію или же по другому, болѣе сокращающему разстояніе между конечными пунктами, а затѣмъ мало-по-малу, по мѣръ дѣйствительныхъ потребностей, мы получимъ данныя для постройки міровой желѣзной дороги, соединяющей Европу съ Азіей и Атлантическій океанъ съ Тихимъ.

А. Воейковъ.

"Восточное Обозрѣніе", No 50, 1884

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru