Волконская Зинаида Александровна
Волконская З. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ВОЛКОНСКАЯ Зинаида Александровна, княгиня [урожд. княжна Белосельская-Белозерская; 3.12.1789, Дрезден -- 5.2.1862, Рим], поэтесса, прозаик (писала на франц., рус, итал. яз.), музыкант. Дет. годы провела за границей. Отец В., кн. А. М. Белосельский-Белозерский -- рус. посланник в Дрездене и Турине, писатель, дал дочери блестящее дом. образование, включавшее знание осн. европ. языков и лит-р, истории, философии, иск-ва (мать умерла в 1792). Ранние творч. опыты В. ограничиваются сферой лит. игры, характерной для рус. салонной культуры нач. 19 в.: ряд ее франц. стихов сохранился в альбомах т. н. Строгановской академии -- светского кружка, где в 1807--08 она играет ведущую роль, соперничая с К. де Местром (Азадовский, с. 206--12). Знатность и красота В., в сочетании с образованностью и муз. даром, обеспечили ей внимание двора. С 1807 В.-- фрейлина (ЦГИА, ф. 466, оп. 1, д. 221, л. 56); тогда же начинается ее дружба с Александром I (его письма к В. опубл. в "Сб-ке рус. ист. об-ва", т. 3, 1868, о. 310--16; см. также ее соч. "Последние дни жизни Александра I", PC, 1878, т. 21, No 1). В 1811 выходит замуж за кн. Н. Г. Волконского (брата декабриста С. Г. Волконского). Годы заграничного похода рус. армии проводит в свите императора (1813 -- Дрезден, Прага; 1814 -- Вена; 1815 -- Париж, Лондон); яркий сценич. и певческий талант В. вызывает восхищение участников европ. конгрессов, получает одобрение профессионалов (м-ль Марс, Ф. А. Буальдьё, Дж. Россини). Увлечение лит. и артистич. миром Парижа удерживает В. во Франции, несмотря на личное приглашение царя вернуться в Россию. С сер. 1817 в Москве; вскоре (кон. 1817) уезжает в Одессу, очевидно вынужденная к этому неблагоприятным отношением двора, недовольного общим стилем ее независимого обществ, поведения и компрометирующими личными связями (Свистунова М., Грибоедовская Москва.-- ВЕ, 1875, No 8, с. 679). Дом В., ставший центром духовной жизни Одессы, посещают К. Н. Батюшков (Соч., т. 3, СПб., 1886, с. 515), известный педагог аббат Д. К. Николь и др. К этому времени относятся ее попытки преодолеть рамки "домашней" лит-ры. Приехав в Петербург после годичного пребывания на юге, В., живя уже вдали от двора, работает над циклом повестей: кн. "Quatre nouvelles" ("Четыре повести", М., 1819) явилась ее первым выступлением в печати. Разочарование героини пов. "Лаура" в ценностях светской жизни, видимо, является свидетельством нравств. перелома в сознании самого автора (Белозерская, с. 948); экзотич. материал остальных повестей (из жизни амер., инд. и афр. племен) интерпретируется в духе наивно-руссоистских идей. Хотя современники находили "тонкие наблюдения и счастливые выражения" в 1-й повести, книга в целом "не оставила задорного впечатления" (переписка А. И. Тургенева и П. А. Вяземского, 1819 г.-- Архив Вяземских, I, 319, III, 323).
   Тесное общение с кружком рус. художников (К. П. Брюллов, Ф. Бруни, С. Гальберг, С. Ф. Щедрин и др.) в Риме, где В. живет в 1820--22, способствует возникновению у нее пристального интереса к рус. иск-ву и к России как к объекту европ. культурной экспансии. Стремление привить рус. об-ву элементы европ. "образованности" (задача, к-рой подчинена деятельность В. в последующие годы) соседствует с пониманием самостоят, ценности традиц. рус. духовности; 1822--23 -- годы, проведенные в России и во Франции, она посвящает изучению рус. яз., истории, археологии. Результатом этих занятий явилась пов. "Tableau Slave du V-me siècle" ("Славянская картина 5-го века", Р., 1824; 2-е изд., М., 1826; в рус. пер. П. И. Шаликова -- "Дамский журнал", 1825, ч. 9, No 3--4, отд. изд.-- М., 1825), ставшая предметом "всеобщих разговоров в Париже" (РИ, 1824, 9 июля). Повесть не отличалась ист. достоверностью, на что указывали ее рецензенты, отмечавшие, впрочем, чистоту языка и стиля повести (СО, 1824, No 29, пер. с франц.; СО, 1825, No 9; Ф. В. Булгарин -- СП, 1825, 7 марта; МТ, 1826, No 13), однако за "Слав, картину" В. избирают поч. членом Об-ва истории и древностей Российских (1825). Приехав в Россию в 1824, В. выбирает местом жительства Москву, сохранившую в ее глазах устойчивость нац. традиций и лишенную официозной нормативности в обществ, быту; это создавало благоприятные условия для реализации идеи В. о синтезе, "встрече" культур. Устройство муз. и лит. вечеров, объединяющих профессионалов и дилетантов, русских и иностранцев, продуманное превращение своего дома в открытый музей европ. иск-ва, инициатива создания в Москве "Рус. общества" по образцу европ. академий (1825) и об-ва по распространению науч. знаний о России в Зап. Европе "Патриотич. беседа" (1827) -- все это было рассчитано на широкий обществ, резонанс. Дом В. "был сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества... Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли" (Вяземский, VII, 329). Само поведение "Северной Коринны" в глазах современников становится своего рода худож. актом ("она казалась сама одним из самых счастливых изящных произведений судьбы" -- Киреевский, с. 127), что отразилось и в многочисл. стихотв. посвящениях ей: Д. В. Веневитинова, А. С. Пушкина ("Среди рассеянной Москвы", 1827), Е.А.Баратынского ("Из царства виста и зимы", 1829), И. И. Козлова (обмен поэтич. посланиями между ними -- в альм. "Утр. заря на 1839"), А. Мицкевича ("Греческая комната", 1827) и др.; с последним В. связывают дружеские отношения и в последующие годы: ему адресована статья В. "Портрет", авт. перевод с франц. яз. (альм. "Денница на 1830 г."; письма Мицкевича к В. см. в его Собр. соч., т. 5, М., 1954). Помимо названных выше литераторов (исключая Козлова) салон В. посещали П. Я. Чаадаев, А. Н. Муравьёв, С. Е. Раич, С. А. Соболевский, А. С. Хомяков и др. Особенно близка В. с членами "Общества любомудрия", к-рых объединяли с ней культ высокого эстетизма и сознание своей посвященности, "призванности" (характерно, что неразделенная любовь к В. Веневитинова воспринималась современниками не только как реальное чувство, но и как своего рода эстетико-филос. обобщение судьбы поэта-романтика). Влиянием "любомудров" объясняется, видимо, и ее обращение к русскоязычному творчеству (совершенствование В. в рус. лит. яз. первоначально происходило в форме коллективной лит. игры -- пародийная пов. "Пампушки", не сохр.). За первый опубликов. опыт В. на рус. яз. стих. "Александру I" (отд. изд.-- М., 1826) она удостоилась звания поч. члена ОЛРС. Стремление В. создать обществ, мнение в области культуры (как, напр., вечер, устроенный В. для уезжающей в Сибирь M. H. Волконской -- см. ее "Записки", а также PC, 1875, No 4) воспринималось как полит, оппозиция. Подозрит. отношение пр-ва, ухудшение здоровья и ряд др. обществ, и личных обстоятельств послужили причиной ее отъезда из России весной 1829 вместе с сыном и его воспитателем С. П. Шевырёвым. В. посетит Россию еще только два раза -- в 1836 и 1840 гг. (см.: Пушкин. Иссл., VIII, ук.).
   В Италии В. продолжает попытки воплотить идею культурного сближения России и Европы; ее рим. вилла открыта для рус. путешественников; в разное время здесь бывают Шевырёв (1829-- 32), М. П. Погодин, Н. В. Гоголь (30-е гг.) и мн. др.; в парке виллы В.устраивает своеобразную галерею, увековечившую имена H. M. Карамзина, Пушкина, Веневитинова, H. M. Рожалина и др. (Буслаев Ф. И., Рим. вилла кн. З. А. Волконской.-- ВЕ, 1896, No 1). В это же время она активно сотрудничает в рус. печати, публикуя стихи "Четыре ангела" (1836, МН, июль, кн. 1), "Надгробная песнь славянского гусляра" (СЦ на 1832 г.), путевые записки ("Галатея", 1829, No 33; СЦ на 1830 г.-- о встрече с Гёте; MB, 1830, No 2), пов. "Сказание об Ольге" (МН, 1836, авг., кн. 1, окт., кн. 1) и др. соч.; однако ее рус. творчество не привлекло внимания критики, в отличие от представленного ею в Моск. ун-т проекта "Эстетич. музея" (в обсуждении этой идеи принимали участие Шевырёв и Погодин), к-рый, по мнению В., должен был бы дать рус. об-ву полное представление о европ. иск-ве, ввести иск-во в России "непосредственно в круг общественного воспитания" ("Телескоп", 1831, No 11, с. 385).
   Нравств. искания приводят В. к католицизму, эстетика и культурные традиции к-рого привлекали ее еще в 1810-е гг., задолго до перемены вероисповедания, происшедшего, по ее собств. признанию, в 1833, после тяжелой нервной болезни (Gorodetzky, 1954, p. 102; однако, "несмотря на свой переход в латинство", она сохранила "любовь к прежнему своему обряду и своей народности" -- PC, 1889, No 9, с. 566). Во время последнего приезда в Россию в 1840 возникает дело "об увещании" В. "к возвращению в православное вероисповедание" (ЦГИА, ф. 815, оп. 16, д. 1142). Обществ, темперамент направляет религ. экзальтацию В. в русло прозелитизма и активной филантропии; этому и посвящена ее деятельность в последние два десятилетия жизни.
   Изд.: Oeuvres choisies, P.-- Carlsruhe, 1865 (с биогр. очерком А. Н. Волконского); Сочинения кн. З.А.Волконской, Париж -- Карлсруе, 1865 (вкл. произв. на рус. яз., в прил.-- стихи рус. поэтов, поев. В.); (Стихи): Азадовский М. К., Из материалов "Строгановской акад.". Неопубл. произведения Кс. де Местра и З. Волконской.-- ЛН, т. 33--34, М., 1939; Рус. поэтессы XIX в., М., 1979; Сев. цветы на 1832 год, М., 1980 (ЛП); "Сказание об Ольге", стихи (в т. ч. посв. В.).-- В сб-ке: В царстве муз, М., 1987; Gorodetzky N., Z. Voikonsky. "La boue d'Odessa, couplets inédits".-- "Revue des études slaves", 1953, v. 30, fasc. 1, p. 82--86.
   Лит.: Киреевский (ук.); [Муравьев А. Н.], Знакомство с рус. поэтами, К., 1871, с. 10--13; Белозерская Н. А., Княгиня В.-- ИВ, 1897, No 3--4; Цветаев И.-- "Моск. ведомости", 1898, 24, 26, 27 марта; Барсуков (ук.); Гаррис М. А., В. и ее время, М., 1916; Аронсон М. И., Рейсер С. А., Лит. кружки и салоны, Л., 1929, с. 152--57; Полонский Я. Б., Лит. архив и усадьба кн. В. в Риме.-- Временник об-ва друзей рус. книги, в. 4, Париж, 1938; Теребенина Р. Е., Автограф послания Пушкина к В. и его история.-- Пушкин. Временник. 1972, Л., 1974 (уточнена дата рождения В.); e e же, Пушкин и В.-- РЛ, 1975, No 2; Пушкин в восп., II (ук.); Штейнпресс Б. С, Очерки и этюды, М., 1980, с. 208 -- 10; Кайдаш С, "Двойной венок" В.-- В кн.: Сильнее бедствия земного, М., 1983; Бочаров И., Глушаков Ю., Рус. мемориал в Риме.-- В сб.: История. Научно-популярные очерки, М., 1985, с. 70--81; Желвакова И. А., Улица Горького, 14, М., 1987; ЛН, тт. 33--34; 58 (ук.); Gorodetzky N., Princesse Z. Voikonsky.-- "Oxford Siavonic Papers", 1954, v. 5, p. 93--106; ее жe, Z. Voikonsky as a Catholic.-- "Slavic and East Européen Review", 1960, v. 39, dec, p. 31--43; Poltoratzky N., Profils Russes, P., 1913, p. 1--120; Trofimoff A., La princesse Z. Wolkonsky. De la Russie impériale à la Rome des Papes, Rome, 1966; Z. Voikonsky. A life in letters, Camb. (Mass.), 1988. + Сл. ОЛРС; Голицын; Венгеров. Источ.; Брокгауз; КЛЭ; ТЭ; Черейский; Муратова (1 и ук.); Масанов; Каталог нац. Париж, б-ки, v. 213, р. 1079--1080.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 172; ГА Горьков. обл., ф. 930; ГПБ, ф. 850, д. 170 (письма Шевырёву) (и ук., в. I -- IV); Б-ка Гарвард, ун-та (США); Б-ка Ватикана.

Н. Г. Охотин.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru