Воровский Вацлав Вацлавович
В кривом зеркале

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

В. В. Воровский

  

В кривом зеркале

  
   В. В. Воровский. Фельетоны
   Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960
  
   В семье, как известно, не без урода, а если нет настоящего, подличного урода, то имеется enfant terrible, который любого урода за пояс заткнет.
   Таким enfant terrible кадетского идеализма явился г. А. Васильев1, выступивший в No 796 "Слова" со своеобразным покаянным признанием.
   Дело в том, что с российскими идеалистами случился в 90-х годах, грех молодости: они споткнулись о материализм. Как эфирные существа, витающие в заоблачных пространствах, они чужды были грязи земной, а потому, по неопытности, и сели в первую попавшуюся лужу.
   Этой лужей явился для них исторический материализм. С энтузиазмом институток набросились они на него и начали яростно пропагандировать. В их числе был и г. А. Васильев.
   Ибо я не сомневаюсь, что это тот самый А. Васильев, который был некогда секретарем редакции "Жизни"2, потом поехал за границу и стал правой рукой г. П. Струве в его "Освобождении"3.
   Легко догадаться, какую карьеру проделал потом этот писатель.
   И также легко догадаться, что лета от рождества Христова 1909-го он должен непременно покаяться в прошлых грехах, ругать "безумие стихии" последних лет и мечтать о "великой России" -- первой державе мира, указывающей бронированным кулаком пути всем Европам.
   Все это он, действительно, проделал, как по театральной программке.
   В сущности, виновником дела явился не кто иной, как марксист Рязанов, издавший на немецком языке брошюру, где доказывает, что Россия играет реакционную роль в Европе.
   Г. А. Васильев как раз в это время размышлял о том, что "из всей подлости нашего времени можно найти только один отрадный факт: неославянское движение". И он мечтал, как Россия в качестве вождя славян завоюет себе гегемонию в Европе.
   И вдруг -- брошюра Рязанова. Как человек "с очень русской фамилией" смеет так писать? А. Васильев с трудом удерживается, чтобы не сказать д-ру Дубровину, что Рязанов -- еврей. Зато с тем большим жаром нападает он на марксизм и -- будучи бессилен ужалить это учение -- решает наказать его путем харакири, т. е. выпотрошить себя всенародно на зло марксизму.
   Ведь г. А. Васильев -- enfant terrible. A особенность таких деток, в том, чтобы напакостить своим же друзьям.
   Вот как потрошит себя г. Васильев.
   "Мы, русские студенты 90-х годов одного из заграничных университетов,-- пишет он,-- прочтя биографию Маркса и узнав, что он любил вермут, стали пить его во славу "учителя". Вермут был отвратительный, пахнул клопами, ибо денег у нас на хороший не хватало, но мы пили".
   Не правда ли, ценное признание? Вместо того, чтобы брать у Маркса его знания, его широкий взгляд на мировую жизнь, его крупные открытия, эти талантливые юноши усвоили только один "принцип марксизма" -- пить вермут. И вермут-то пили скверный.
   "Этот вермут,-- гордо заявляет г. Васильев,-- символизировал наше политическое мировозрение до 1905 года, после него пить немецкий вермут для многих стало невмочь".
   И неудивительно. Поглощая в течение десятилетия скверный вермут, пахнущий клопами, г.г. Васильевы по необходимости должны были дойти до такого катценяммера, что не только неославянства, но и гегемонии Дубровина с Гуркой для Европы запросишь.
   Покаяние комического "марксиста-вермутиста" весьма поучительно. Не объясняется ли весь перелом от "марксизма к идеализму", а потом к "великой России" и "Вехам" именно тем, что господа вроде A. Васильева от всего духа Марксова учения усвоили только питие вермута, да и тот брали не настоящий, а "размадеренный" своими средствами?

Фавн

   "Одесское обозрение",
   21 мая 1909 г.
  
   Перепечатывается впервые.
   1 Васильев, А. -- бывший марксист, деятель кадетской партии, один из ближайших сотрудников П. Струве.
   2 "Жизнь" -- орган легальных марксистов (1897--1901). Редактор журнала B. Поссе привлек к сотрудничеству А. Чехова, М. Горького, В. Вересаева, И. Бунина, Е. Чирикова, Л. Андреева, В. Тана, Л. Украинку и др. В. И. Ленин высоко оценил литературно-художественный отдел журнала. "...Недурной журнал!-- писал он.-- Беллетристика прямо хороша и даже лучше всех!" (Сочинения, т. 34, стр. 15). В No 4 "Жизни" за 1899 г. и в No 1--2 за 1900 г. были напечатаны статьи В. И. Ленина "Ответ т. П. Нежданову" и "Капитализм в сельском хозяйстве". В No 2 за 1901 г. было опубликовано "Письмо в редакцию" В. Воровского, направленное против статьи П. Струве "Ф. Лассаль". 8 июля 1901 г. журнал был закрыт.
   3 "Освобождение" -- кадетский журнал, издававшийся при участии П. Струве.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru