Когда люди сознают свое духовное банкротство, они начинают выдвигать разных знаменитых "предков" или современников и самым характером чествования сих современников и предков лишний раз доказывают свое убожество.
Сейчас мы безнадежные банкроты, и сейчас у нас чествованиям нет конца.
Вот перед вами чествование Гоголя. Строят памятник -- весьма шаблонный и бездарный, с неизбежными "типами" на барельефах, истинно казенное произведение1.
Созывают банкеты с приглашенными "представителями" учреждений из России и из-за границы. Произносят скудные, шаблонные речи, повторяют в тысячу первый раз затасканные, пошлые фразы российского и интернационального содержания, провозглашают казенные тосты2.
Ставят гоголевские спектакли и к ужасу всех мало-мальски воспитанных эстетически людей инсценируют публичное торжественное чествование. Ставится гипсовый бюст (вещь сама по себе весьма нехудожественная), натыкают цветов, подчас даже треногий курильник выдвигают. Актеры во фраках и актеры в гриме окружают этот гипсовый слепок, делают торжественные физиономии, и нередко -- к ужасу музыкальных людей -- поют "Славу"3.
Все это называется "чествованием любимого писателя", все это проделывается с видом крайней серьезности и сознания величия момента и притом проделывается людьми, перешедшими двенадцатилетний возраст.
Что и говорить, хорошо, когда нация любит, ценит, а главное, знает своих героев мысли. Полезно все, что способствует ознакомлению массы народа с хорошими произведениями литературы, что позволяет этой массе ценить, любить ее лучших учителей жизни.
Но от того, что в Москву съедется несколько сот литераторов и дилетантов, читавших и перечитавших Гоголя, от того, что они наговорят с три короба всем известных истин и скушают вкусный обед, дело пропаганды знакомства народа с Гоголем еще не подвинется ни на шаг. Если действительно интеллигенция хочет, чтобы мужик мог с базара унести Белинского и Гоголя"4, тогда надо бросить прием самоуслаждения и взаимного обожания и заняться более серьезным "чествованием" памяти писателя.
Правда, тогда будет меньше блеска и треска, многим "ораторам" не придется тогда произнести заготовленных речей, из Парижа и Лондона не примчатся поздравители, на сцене не будет красоваться убранный цветами бюст и перед ним не будет куриться на треножнике кадильница.
Но зато, быть может, характер "чествования" более будет отвечать значению самого писателя для народа и его развития, и прочнее западет это чествование в умы масс.
Фавн
"Одесское обозрение",
1 мая 1909 г.
Фельетон написан в связи с юбилейными гоголевскими торжествами.
1 Речь идет о памятнике Н. В. Гоголю, установленном в 1909 г. в Москве. Автор памятника, скульптор Н. А. Андреев, дал решение образа великого писателя-реалиста в мистико-пессимистическом плане.
2 Фельетону Воровского в газете "Одесское обозрение" предшествовали корреспонденции о многочисленных банкетах, посвященных Гоголю. О казенном характере этих банкетов дает представление телеграмма из Москвы, опубликованная газетой 30 апреля 1909 г. Городской голова открыл банкет тостом: "За здоровье государя-императора". Затем, сообщала газета, "следовали тосты за представителей иностранных государств, сопровождавшиеся национальными их гимнами. Граф Гейден от имени Петербурга провозгласил тост за первопрестольный град и его голову".
3 Воровский имеет в виду чествование Гоголя в Одесском городском театре 29 апреля 1909 г. Перед началом спектакля оркестр и церковный хор, расположившийся на сцене перед бюстом Гоголя, исполнили "Славу".
4"С базара унести Белинского и Гоголя" -- перефразированный текст из поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"