Воровский Вацлав Вацлавович
В кривом зеркале

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

В. В. Воровский

  

В кривом зеркале

  
   В. В. Воровский. Фельетоны
   Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960
  
   Вчера "Кривое зеркало" показывалось на сцене городского театра. Одесситы смотрелись в него, увидели уродливые, смешные рожи и хохотали до упада.
   И никому из них не пришло в голову подумать, что это над своим же изображением они смеются -- только отраженным в карикатурном виде благодаря кривизне зеркала.
   Африканская невеста Вампука1 десятилетия смотрелась в прямое зеркало и была уверена, что она необычайно красива.
   Но когда ей подставили искривленное зеркало, когда она увидела карикатурно подчеркнутые им свои прелести -- плоский нос, широкие скулы, выпуклые губы, бараньи глаза -- она начала хохотать.
   -- Вот черномазая рожа,-- думала она и благодарила Изиду, что та не создала ее похожей на эту обезьяну.
   Шарж понимается публикой различно.
   Одна часть -- незначительное меньшинство -- видит его художественное значение: изображение гармонии уродства путем подчеркивания, преувеличения отдельных уродливых черт физических и духовных.
   Большинство же публики усматривает в карикатуре только смешное.
   Рисунок Каран д'Аша2, плоская острота клоуна, тонкий шарж Чехова, умышленное падение балаганного скомороха -- все это одинаково смешно для большой публики.
   И ради этого смеха для смеха, смеха для времяпрепровождения, смеха для пищеварения большая публика идет на шаржи в духе "Кривого зеркала".
   Человек, ценящий в карикатуре искусство, одинаково интересуется всяким искусством как источником благородных эстетических эмоций. Рядом с карикатурой он будет увлекаться и трагедией, и симфонией, и поэзией.
   Человек, ценящий в карикатуре только способность смешить, безразличен к ее эстетическим качествам, как и к эстетике вообще. Ему дорого все, что вызывает элементарные, грубые эмоции: мелодрама, щекочущая нервы, фарс, пробуждающий чувственность, борьба, восхищающая грубой физической силой, бои петухов или быков, будящие кровожадные инстинкты.
   И как раз наше время и наше состояние общества характерно своей яркой погоней за грубыми эмоциями.
   На днях г. Жилкин3 указывал в "Слове" на дикие образцы такой погони.
   Оказывается, например, в Петербурге есть "Театр ужасов", или в цирке показывается артист "Железная шея", представляющий повешенного.
   Не правда ли, какое тонкое эстетическое удовольствие смотреть, как барахтается на веревке человек, напрягая мышцы шеи, чтобы веревка и в самом деле не задушила его?
   И чем больше публика -- "большая" публика -- увлекается подобными звериными играми, тем более пустуют действительно художественные театры, музеи, выставки. Богатеют содержатели разных "театров ужасов" и разоряются организаторы полезных и хороших предприятий.

Фавн

   "Одесское обозрение",
   5 июня 1909 г.
  
   Фельетон перепечатывается впервые.
   1 Вампука -- героиня одноименной комической оперы, пародировавшей условности в постановках итальянского оперного театра.
   2 Каран д'Аш -- псевдоним известного французского художника-карикатуриста Эммануила Пуаре.
   3 Жилкин -- рецензент из петербургской газеты "Слово".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru