Воровский Вацлав Вацлавович
В кривом зеркале
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Воровский Вацлав Вацлавович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1909
Обновлено: 23/09/2012. 4k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
Фельетоны
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В. В. Воровский
В кривом зеркале
В. В. Воровский. Фельетоны
Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960
Вчера "Кривое зеркало" показывалось на сцене городского театра. Одесситы смотрелись в него, увидели уродливые, смешные рожи и хохотали до упада.
И никому из них не пришло в голову подумать, что это над своим же изображением они смеются -- только отраженным в карикатурном виде благодаря кривизне зеркала.
Африканская невеста Вампука
1
десятилетия смотрелась в прямое зеркало и была уверена, что она необычайно красива.
Но когда ей подставили искривленное зеркало, когда она увидела карикатурно подчеркнутые им свои прелести -- плоский нос, широкие скулы, выпуклые губы, бараньи глаза -- она начала хохотать.
-- Вот черномазая рожа,-- думала она и благодарила Изиду, что та не создала ее похожей на эту обезьяну.
Шарж понимается публикой различно.
Одна часть -- незначительное меньшинство -- видит его художественное значение: изображение гармонии уродства путем подчеркивания, преувеличения отдельных уродливых черт физических и духовных.
Большинство же публики усматривает в карикатуре только смешное.
Рисунок Каран д'Аша
2
, плоская острота клоуна, тонкий шарж Чехова, умышленное падение балаганного скомороха -- все это одинаково смешно для большой публики.
И ради этого смеха для смеха, смеха для времяпрепровождения, смеха для пищеварения большая публика идет на шаржи в духе "Кривого зеркала".
Человек, ценящий в карикатуре искусство, одинаково интересуется всяким искусством как источником благородных эстетических эмоций. Рядом с карикатурой он будет увлекаться и трагедией, и симфонией, и поэзией.
Человек, ценящий в карикатуре только способность смешить, безразличен к ее эстетическим качествам, как и к эстетике вообще. Ему дорого все, что вызывает элементарные, грубые эмоции: мелодрама, щекочущая нервы, фарс, пробуждающий чувственность, борьба, восхищающая грубой физической силой, бои петухов или быков, будящие кровожадные инстинкты.
И как раз наше время и наше состояние общества характерно своей яркой погоней за грубыми эмоциями.
На днях г. Жилкин
3
указывал в "Слове" на дикие образцы такой погони.
Оказывается, например, в Петербурге есть "Театр ужасов", или в цирке показывается артист "Железная шея", представляющий повешенного.
Не правда ли, какое тонкое эстетическое удовольствие смотреть, как барахтается на веревке человек, напрягая мышцы шеи, чтобы веревка и в самом деле не задушила его?
И чем больше публика -- "большая" публика -- увлекается подобными звериными играми, тем более пустуют действительно художественные театры, музеи, выставки. Богатеют содержатели разных "театров ужасов" и разоряются организаторы полезных и хороших предприятий.
Фавн
"Одесское обозрение",
5 июня 1909 г.
Фельетон перепечатывается впервые.
1
Вампука
-- героиня одноименной комической оперы, пародировавшей условности в постановках итальянского оперного театра.
2
Каран д
'
Аш
-- псевдоним известного французского художника-карикатуриста Эммануила Пуаре.
3
Жилкин
-- рецензент из петербургской газеты "Слово".
Оставить комментарий
Воровский Вацлав Вацлавович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1909
Обновлено: 23/09/2012. 4k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.