Восторгов Иван Иванович
Труд учителя
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1895
Обновлено: 12/11/2025. 5k.
Статистика.
Речь
:
Публицистика
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Источник:
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
Труд учителя
Поминая молитвой усопшего брата нашего, осмеливаюсь посвятить памяти его несколько посильных слов, осмеливаюсь быть выразителем чувств, несомненно, волнующих каждого из членов собравшейся здесь нашей учительской семьи.
В лице усопшего поминаем мы, братья-сослуживцы, жизнь, преждевременно угасшую вследствие общего всем нам тяжкого труда обучения и воспитания подрастающего поколения. Тем более близка нам память об усопшем, тем более усердна должна быть молитва наша о нем, что жизнь его есть в некоторой степени жизнь наша, и судьба его -- кто знает -- может быть, есть судьба наша... Я не знал близко покойного, застав его в таком положении, когда роковая болезнь уже наложила на него крепкую руку и как бы совершенно отделила его от мира живых. При таком положении нельзя было судить об его нравственном облике. Обыкновенно черты этого облика вдруг просветляются и вырисовываются ярко в предсмертные минуты, в последнем исповедании пред духовником. Так было с другим покойным сотоварищем нашим, которого мы недавно лишились, но по отношению к поминаемому ныне и этого способа познать его не было дано мне. Однако, несомненна высказанная мною мысль, что здоровье свое покойный потерял на учительском труде, который отразился на нем мучительной горловой чахоткой и свел его в раннюю могилу. Будь он на другом поприще службы, его от природы крепкое здоровье, конечно, надолго сохранило бы его для многочисленной, ныне сиротеющей семьи и значительно отдалило бы от него смертный исход... Вот она надорванная жизнь учителя, вот горькая участь работника в области мысли и дум глубоких для блага возрастающего поколения, жизнь труженика, не имевшего времени оглянуться на здоровье свое и на судьбу своей семьи! Так может думать каждый из нас...
Но да не смущается, братие, сердце наше о себе и о смертном шествии поминаемого сослуживца. Жизнь человеческая ценна не с количественной стороны, а с качественной. Слово Божие, в котором человек всегда в тяжелые минуты искал и ищет разрешения вопросов жизни и смерти, говорит нам, что можно прожить вмале, но исполнить лета долга (Прем. 4:13), что сединою для людей служить мудрость, которая не в числе лет полагается (Прем. 4:8). Что же более подходит к этому мерилу жизни человеческой, как не высокое звание учителя?
Учитель, -- говорит один проповедник (протоирей Полотебнов), -- обогащая умы и сердца бесценным сокровищем знаний и чувств высоких, которых не ведают сыны века сего, воистину есть, по слову евангелия, сын света (Ин. 12:36). Поэтому, несомненно, руководители мыслей и чувств подрастающего поколения и в немногие годы своей быстро угасающей жизни живут истинною и светлою жизнью разумно-нравственного существа, живут полнее и, в качественном отношении, как бы дольше хлопотливых и низменных сынов века сего (Лк. 16:6). Не могу не привести здесь замечательных слов знаменитого вселенского учителя Иоанна Златоустого, -- слов, которые так возбуждают энергию нас, учащих, и так утешают в нашей воистину трудовой жизни высокою оценкой наших трудов. Вот эти слова: "Если я хранить буду что-либо в душе, не сообщая другим, то у меня духовное богатство сократится, а если я сделаю многих участниками и общниками всего, что знаю сам, то духовное богатство у меня увеличится... Как хлеб, если он остается в житницах, портится, а если сеется на нивах, то умножается и снова обновляется; так и слово духовное: если будет посеяно в души слушающих, как бы на плодоносную ниву, то сделается многократно большим сокровищем и для принимающих и для владеющих им... Так источник, если из него постоянно черпают воду, более и более очищается, и делается обильнейшими, а если бывает закрыт, то иссякает". (Бесед. 10 прот. аном.) Эти слова о высоком значении тружеников науки и школы пусть ободрят нас, пусть рассеют тяжёлые думы, пусть вместе с тем послужат залогом и основанием светлых упований наших об усопшем брате.
"Блажен муж,
-- говорит библейский мудрец, --
блажен муж, иже обрете мудрость и поведаяй в уши послушающих; в руце Божии благое шествие мужа сего"
(Сир. 25:12, 10)...
Сеющий в плоть,
по слову апостола,
от плоти пожнет тление
... Но не таково сияние учителя, не таково было и сияние почившего. Зато
сеющий в дух,
по тому же слову апостола,
от духа пожнет жизнь вечную
(Гал. 6:8). За это сеяние в дух, за тяжесть учительского подвига, за трудовую жизнь, за преждевременную смерть да простит Милосердый Владыка живых и умерших почившему брату нашему грехи вольные и невольные и да упокоит его в блаженстве обещанной вечной жизни!
"Знаем, что когда земной наш дом, сия хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный"
(
2Кор. 5:1
). Аминь.
-----
Памяти усопшего 25 октября 1895 г. сослуживца Венедикта Иосифовича Борковского. Слово пред панихидой об усопшем в кругу одних сослуживцев.
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1895
Обновлено: 12/11/2025. 5k.
Статистика.
Речь
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.