Зайцев Борис Константинович
Кассандра

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Борис Зайцев

Кассандра

I

   Антонина Владимировна, круглолицая дама лет за тридцать, владелица шляпного заведения, ноябрьским утром влетела к своей жилице. Была она несколько растрепана, в капоте. Крепкая брюнетка г-жа Переверзева тоже не надела еще кофточки; она варила на спиртовке кофе.
   За окном синел снег; в комнате, по неубранной постели, на дешевеньких обоях, на лице и капоте вбежавшей лежал его тусклый, иссиня-белесоватый отсвет. Голые руки Переверзевой выглядели могуче.
   -- Милун, -- говорила Антонина Владимировна, разматывая папильотки, -- у нас новость. Со вчерашнего дня новый жилец.
   Г-жа Переверзева посмотрела на нее внушительно.
   -- Кто же? -- спросила она серьезно, низким голосом.
   У нее был такой вид, будто Антонина Владимировна уже провинилась перед ней.
   -- Крошка -- премилый! Студентик, хорошенький. Ему очень идет тужурка, -- точно военный. Кажется, скромный. Одним словом, ангелочек в чистейшем оригинале!
   -- Студент! А он вам революции не устроит?
   -- Это совсем не такой. Наверно, по научной части.
   -- Некоторые студенты по ночам в карты дуются. Или мастерицу может соблазнить. Тихий мужчина -- это еще ничего не значит. У этих розовых тихонь Бог знает что на уме. Безусловно.
   -- Что вы, голубчик! Ничего не похоже.
   Г-жа Переверзева погладила полные, несколько смуглые руки:
   -- У меня тело девичье, как у двадцатилетней. Но я с мужчинами строга. Притом служу, не имею средств шикарно одеваться. Мужчина же, безусловно, любит, чтобы хорошо одевались. Если женщина не одета, она не может иметь мужа.
   Г-жа Переверзева уже надела блузку, застегнулась. Кофе был готов. Она налила себе чашку и села. Антонине Владимировне ни за что не предложила бы -- это непорядок. Закурив папиросу, г-жа Переверзева заложила ногу за ногу.
   -- Студент в доме -- это довольно неудобно. Вы бы лучше конторщику сдали. Или приказчику. Приказчик целый день на службе.
   -- Ах, вы на все мрачно смотрите! Я ваш характер знаю.
   -- Мой характер твердый. Не то что у вас, Антонина Владимировна. И ни один мужчина не имел надо мной власти. Меня не обманывали. Затем, я всегда вперед вижу, и, понятно, чаще плохое, чем хорошее. Так уж в жизни устроено. Но меня нельзя увлечь, как бы ни старались. Замуж я готова, если человек солидный, с положением. Только не зря.
   -- Милун, я не так чувствую. Если уж полюблю, то готова на все.
   Г-жа Переверзева взглянула на часы. Было половина девятого, -- время идти на службу к Метцлю, где работала она пятнадцать лет. Она встала.
   -- Безусловно, у вас слишком легкомысленный характер, хотя вы и хозяйка мастерской. Пожалуй, этот студент тоже интересует вас с такой стороны.
   Антонина Владимировна стала доказывать обратное. Г-жа Переверзева аккуратно снаряжалась в путь и выглядела так, что все равно ее не проведешь. Останется при своем.
   Однако в коридорчике мимоходом спросила:
   -- Покажете мне вашего студента?
   Антонина Владимировна ответила, что он еще спит. Г-жа Переверзева усмехнулась:
   -- Разумеется! Студенты всегда долго спят.
   Она ехала в трамвае все в том же сурово-пренебрежительном настроении. Оборвала какого-то господина, коснувшегося ее на площадке. Кондуктору сделала замечание -- за неправильность счета при передаче. Входя к себе на службу, вспомнила Антонину Владимировну, студентика и, надменно улыбнувшись, с чувством превосходства и удовлетворения подумала:
   -- Безусловно ничего хорошего не будет.

II

   Было бы неверно сказать, что дела Антонины Владимировны по шляпной части шли блестяще. Ее таланты были скромны, вкус умерен, средства невелики. Все же она оправдывала свою квартиру на Бронной, с полутемной лестницей и запахом сырости в нижнем этаже. Хватало, с Божьей помощью, и на жизнь, на содержание нескольких мастериц, возраставших у нее с тринадцати лет до более поздних сроков, когда они шмыгали в темных воротах двора, подстерегаемые молодыми людьми, когда начинали назначать свидания и узнавали то, что называется любовью и тайной жизни.
   Как-никак, у Антонины Владимировны составился круг клиенток -- не шикарный, но многие дамы относились к ней с сочувствием. Брала она недорого, была живого нрава, иногда, примеряя, смешила заказчиц разговором, развлекала.
   Дня через три после того, как поселился новый жилец, ей привели даже графиню -- из небогатых графинь, но настоящую. Она была в восторге. Волновалась, взяла с нее дешевле дешевого, и потом, желая высказать г-же Переверзевой восхищение элегантностью заказчицы, даже вздохнула:
   -- Да, что значит происхождение! Сейчас видна прирожденная вульгарность!
   Г-жа Переверзева посмотрела на нее строго:
   -- Если это графиня, то в ней не может быть прирожденной вульгарности. Вы ошибаетесь, Антонина Владимировна.
   -- Чего же ошибаться, если она свой адрес оставила.
   -- Графиня не может быть вульгарной, -- твердо настояла г-жа Переверзева. -- Моя сестра была знакома с одной графиней, я ее помню. Безусловно.
   Антонина Владимировна была недовольна:
   -- Вы всегда критикуете. Вы и моего жильца ославили, будто он картежник и соблазняет девушек, но, оказывается, ничего подобного. Прямо милун, очень симпатичная личность. Я уверена, что мы с ним будем в самых интимных отношениях.
   Г-жа Переверзева захохотала с видом решительного превосходства:
   -- Я предсказала вам это с самого первого дня! Нет сомнения -- это будет новый ваш роман!
   -- Не понимаю, крошка, чего вы смеетесь? Я говорю, что мы с ним будем в самых дружеских, то есть интимных отношениях!
   -- Вы настоящий ребенок, Антонина Владимировна. Прямо ребенок. Вы говорите, и сами не понимаете своих слов.
   Она нагнулась ей к уху и, слегка задыхаясь, -- г-жа Переверзева всегда отчасти волновалась, говоря об этом, -- шепнула несколько слов, объясняя ошибку.
   -- Малютка, вы не так меня поняли. Ничего подобного! Но г-жа Переверзева хохотала своим грубоватым смехом:
   -- Я знаю, что вы угождаете своей женской природе. Просто вы не хотите сознаться. Я вижу все насквозь. Безусловно.
   Хоть Антонина Владимировна и возражала, и никаких интимностей с жильцом у нее не было, все же пророческий дар г-жи Переверзевой не совсем ее обманывал: хорошенький студент частью ущемлял сердце Антонины Владимировны -- сердце не из тугоплавких. Она уже играла с ним взглядами, слегка замирала при виде его, и, как говорят люди опытные, маятник ее женского существа, качнувшись, сказал уже да. Но маневров и диверсий более существенных еще не было. Г-жа Переверзева держалась непоколебимо:
   -- Из такого союза не может получиться ничего хорошего. Во-первых, вы гораздо старше. Во-вторых, он вам тотчас изменит. Я хоть и девушка, но имею на мужчин определенный взгляд. Это животные. Им только нужно, чтобы женщина хорошо одевалась.
   Антонина Владимировна не стала сопротивляться -- она вообще не очень была довольна разговором. Но знала, что г-жу Переверзеву не переспоришь. Из собственного, довольно обширного сердечного опыта, не всегда счастливого, вынесла она о мужчинах иное мнение.
   -- Милун, я вас познакомлю. Тогда и посмотрите.
   -- Я, безусловно, не отказываюсь от знакомства с вашим жильцом. Понятно, он меня не съест. Но не думайте, что я способна им интересоваться.
   Это Антонине Владимировне было безразлично. Самое же знакомство состоялось вскоре после этого разговора. Антонина Владимировна пригласила их обоих к чаю, к себе в столовую. Г-жа Переверзева надела чистый галстучек, черную шелковую блузку, подвила локон и могла сойти за тридцатилетнюю. Антонина Владимировна не без волнения представила их: "Мсье Фомин, госпожа Переверзева".
   Мсье Фомин был розовый и несколько заспанный студентик в серой тужурке. Он не обладал такими научными талантами, как полагала его квартирная хозяйка. Напротив, готовясь к зачету по римскому праву, зубрил отчаянно, в голос, мало спал и имел вялый вид. Он лениво ел варенье и выглядел так, что вряд ли можно чем-нибудь его взволновать.
   -- У меня был брат, -- говорила г-жа Переверзева, -- он тоже учился в университете. Разумеется, это очень трудно.
   Мсье Фомин несколько проснулся:
   -- Главное дело, римское право. Учишь, учишь, все надо на память. А то как раз срежут. Черт его возьми совсем!
   -- Студенты часто ходят в театр, -- заметила г-жа Переверзева, -- и большей частью в оперу.
   -- Мне некогда по театрам ходить, -- промямлил мсье Фомин. -- Репетиции на носу. Главное дело, римское право.
   Антонина Владимировна, слегка закипая оживлением, вмешалась:
   -- Невозможно же так себя изнурять! Вы захвораете. На праздники мы с вами должны пойти развлечься. Например, как говорит Марья Степановна, в оперу, на утренник.
   -- Разве в кинематограф, -- вяло бормотал мсье Фомин. -- Тут "Националь" недалеко.
   В это время в передней позвонили. Прислуга сказала, что спрашивают Петра Иваныча. Петр Иваныч вышел. Было видно, что в прихожей он здоровается с светловолосым молодым человеком, в огромной черной шляпе.
   -- Ну, как? -- вполголоса спросила Антонина Владимировна. Г-жа Переверзева сделала неопределенно-важную гримасу:
   -- Держит себя прилично, безусловно.
   Антонина Владимировна вышла в переднюю. Через минуту свежий голос, несколько грубый, ответил:
   -- Можно и чаю. И с вареньицем.
   Затем они вернулись втроем. Молодой человек был в сюртуке, с копной золотистых волос на голове, с золотисто-козлиной бородой, довольно широким носом и косо поставленными глазами. Руки он держал в карманах; ступал несколько вкось.
   -- Если приглашаете выпить чаю, -- обратился он к Антонине Владимировне, -- я не отказываюсь.
   Подойдя к г-же Переверзевой, тряхнул головой, так что волосы взлетели, подал ей руку и твердо рекомендовался:
   -- Здравствуйте. Шалдеев.
   -- Кончил Строгановское, -- пробормотал мсье Фомин, -- теперь художник. Преподает чистописание.
   -- Это верно, что Строгановское кончил, -- произнес Шалдеев. -- И совершенно верно, что девчонок учу половчей писать.
   Антонина Владимировна налила ему чаю и подала варенье. Она любезно заметила:
   -- У. меня был один знакомый строгановец, он отличные рисунки делал для обоев. И даже много на этом зарабатывал.
   -- Вот, вот, именно для обоев! Это вы, хозяюшка, хорошо сказали и хорошо оценили. Потому что это по вашей части, вполне оценили.
   Антонина Владимировна смотрела недоуменно.
   -- Что же далее? -- спросила г-жа Переверзева. Шалдеев, взглянув на нее, продолжал:
   -- Что ж далее? Если на фабрике служить, Строгановское хорошо. Так все и говорят, кому искусства не надо.
   -- Безусловно, делать рисунки к обоям -- это большое искусство! -- заявила г-жа Переверзева.
   Но Шалдеев опять ответил не ей:
   -- Для художника Строгановское -- крышка. Вы, хозяюшка, по женскому положению и, занимаясь шляпами, ни черта, конечно, в искусстве не понимаете, -- и не надо вам понимать, как и ей вот тоже, -- он показал пальцем на г-жу Переверзеву, -- и уж это так. И я на это заведение плюю.
   "Несомненно, дерзкий тон!" -- подумала г-жа Переверзева, пожала плечами:
   -- Вы меня, например, вовсе и не знаете.
   Шалдеев облизнул ус, на котором осталась капелька варенья:
   -- Верно, что не знаю. Да и так сразу видно. И у Петьки видно. Он тоже из вашей компании.
   -- Как вы странно выражаетесь!
   -- Он со странностями, -- вмешался мсье Фомин. -- Вы... на него... Да, уж не обращайте внимания.
   -- Что ж я такое говорю? Вот хозяюшка, -- Шалдеев указал на Антонину Владимировну, -- мастерскую содержит. И сейчас видно, человек простой. Что ж такого? Я сам не дворянин, из простонародья. Из-за Москва-реки. Ты, -- он обратился к мсье Фомину, -- кончишь свое заведение, будешь в суде чиновником. Она, -- он более вежливо опять показал на г-жу Переверзеву, -- пожалуй, в конторе служит и ждет, как бы замуж выйти. И вы, может, отличные люди. А в искусстве-то нули. Понятно? -- и он даже добродушно улыбнулся. -- Чего уж тут разговаривать?
   У г-жи Переверзевой заблестели глаза, показался румянец.
   -- Это, безусловно, странный тон, -- заявила она решительно. Шалдеев допил стакан, поласкал отчасти бороду:
   -- Милая, чего же тут кипеть? Ну, вы девушка, стало быть, вам и следует замуж. Скажем, у меня вкус другой, я бы не польстился, а там у вас, на железной дороге, какому-нибудь бухгалтеру понравитесь.
   Шалдеев все улыбался, гладил бороду. Его косовато сидящие, узкие глаза заголубели.
   -- Через два года маленький бухгалтер под столом бы забегал.
   -- Ну, как это ты, при дамах... -- мсье Фомин был недоволен.
   -- Могу извиниться, если не так выразился. Мне не трудно.
   Но г-жа Переверзева была окончательно недовольна. Она посидела еще минуту, поблагодарила хозяйку и ушла, -- якобы у нее есть дело.
   Антонина Владимировна смотрела на Шалдеева не без робости, но и без неприязни. Ее легкомысленному женскому взгляду даже нравилось, что он такой волохатый и несколько родствен козлу.
   -- Ваш приятель, -- заметила она мсье Фомину, -- выражается до высшей степени оригинально.
   Шалдеев мигнул в сторону ушедшей:
   -- А та обиделась. Ну, это на лице написано, что дура. Вот хозяюшка, -- он взглянул на Антонину Владимировну, -- добрая женщина, сразу видать. А на ту бы я не польстился. Нипочем. Даже и с лица она неплоха, а не нравится.
   Г-жа Переверзева, действительно, обиделась. Как абсолютно честная девушка с телом двадцатилетней, она не выносила разговоров о деторождении. Вечером высказала неудовольствие даже Антонине Владимировне и спросила, как фамилия этого художника: за чаем она не расслышала.
   На другой день г-жа Переверзева вернулась со службы торжествующая:
   -- Я так и знала. Я и раньше была уверена.
   -- Что такое, малютка? -- Антонина Владимировна вертела в руках новую модель. -- Правда, мило? Тут перышко, фасончик острый и легонький. Прямо пташка.
   -- У Метцля служит триста человек. Я всех спрашивала. Безусловно, такого художника нет. Никто не знает.
   Антонина Владимировна засмеялась:
   -- Ах, это вы про вчерашнее? Милун, вы на него не сердитесь, у него язык такой... особенные выражения. А в бороде даже есть что-то увлекательное.
   -- Вам всякий нахал кажется красивым. Я понимаю. Но только он не художник. У нас и Репина знают, и Клевера, и Маяковского. А такого никто не слышал. Это, несомненно, мазилка.
   Антонина Владимировна была в добром настроении -- по случаю того, что своей шляпой угодила графине, и та обещала заказать еще и пропагандировать мастерскую. И она посмеялась, не стала возражать. А г-жа Переверзева пребыла при своем и чувствовала себя отмщенной.

III

   Антонине Владимировне очень нравилось, когда мсье Фомин зубрил вслух. В комнате его тихо гудело, будто меланхолически кружил огромный шмель. Если же дверь приоткрыта, и пройти мимо, то услышишь странные, отчасти даже загадочные слова сервитут, узуфрукт. Антонине Владимировне казалось, что такое обучение свидетельствует о большом усердии; непонятные звуки внушали уважение. И его зубрежка была приятно-мужественным аккомпанементом к занятию шляпами. Благодаря многим недосыпаниям, шпаргалкам, таинственным надписям -- мельчайшим почерком на программах -- мсье Фомин в середине декабря сдал зачет. Он повеселел, раза два сходил в кинематограф "Националь". Антонина Владимировна даже поздравила его и решила, что после трудов молодому человеку следует развлечься.
   Наступило Рождество. В витринах книжных магазинов появились детские книжки. Нередко попадался на улице мужик с елкой на плечах. Быстрей ездили извозчики, обремененные пакетами. Сутолока в винных и гастрономических учреждениях. Морозам же полагается крепнуть. Тверской бульвар стоял в инее.
   Антонина Владимировна считала, что ей с мсье Фоминым следует сходить в театр, но, разумеется, на первые дни праздника: до самого сочельника мастерская была завалена работой. Одной дамочке надо на вернисаж, другой крошке -- на елку и т. п. Это время было для Антонины Владимировны тоже как бы экзаменом. На первый день она распустила мастериц, с утра сидела за самоваром, принарядившись, ела ветчину и читала в московских газетах рождественские рассказы. Визитеров у ней было мало, больше приходили получать на чай. Рассматривала она и репертуар театров.
   -- Петр Иваныч, -- спросила она. -- Вы что предпочитаете: оперу или же драму?
   Мсье Фомин, пощипывая пушок на розовом подбородке, тоже читал святочное художество; оно не действовало на него никак. Он читал, чтобы убить время. Имена авторов были ему безразличны.
   -- Да мне все равно. Потом прибавил:
   -- Выбирайте, чтобы позанятней было.
   Антонина Владимировна решила, что наиболее подходяще сходить на пьесу из студенческой жизни, которая шла уже много раз и, следовательно, была хорошей пьесой. На всякий случай решила она посоветоваться с г-жой Переверзевой.
   Г-жа Переверзева получила к Рождеству двадцать пять рублей награды, купила новый галстучек, хотела было дать прислуге рубль, но раздумала и дала полтинник. В общем, скорее находилась в духе и отнеслась к просьбе хозяйки сочувственно.
   -- Это, безусловно, хорошая пьеса. Я сама не видала, но мне говорил экспедитор, в нашей конторе. Вы одна идете?
   Когда Антонина Владимировна, слегка смущаясь, объяснила с кем, г-жа Переверзева погрозила пальцем, и вновь подтвердила, что хоть мсье Фомин и держит себя прилично, не то что его товарищ, все же добра из этого не будет.
   К пророчеству Антонина Владимировна отнеслась равнодушно. А г-жа Переверзева частью испортила себе настроение. Мысль ее, как случалось нередко, вновь двинулась на мужчин, на их подлую манеру обращать внимание, как женщина одета; на то, что у ней всего один новый галстучек и все то же черное платье. "Безусловно, я красивее Антонины Владимировны, но у меня нет туалетов, и я строже". Потом пришли еще черные мысли: идти на святках к сестре или нет? С этой сестрой г-жа Переверзева была в ссоре, -- правда, из-за пустяков: в доме матери, которая любила сестру больше, чем г-жу Переверзеву, сестра садилась на ее любимое место в кресло, у окна. Только и всего. Но ссора тянулась годами. Уже мать умерла, а они все не могли помириться. И сейчас, хорошо бы пойти, но и вспомнилось, как сестра торжественно сидит у окна, -- уж лучше остаться. Огорчало еще и то: не много ли Агаше полтинник? Пожалуй, и тридцати копеек довольно.
   Антонина же Владимировна, напротив, была в хорошем настроении. Она редко ходила в театр, и потому идти -- было для нее событием, которое украшалось тем, что отправлялась она не одна. Она заранее приготовила себе шляпку-модель, купила билеты и, одеваясь, подпудриваясь, слегка даже разрумянилась от оживления. Так как шли в партер, мсье Фомин надел студенческий сюртук; не без ловкости устроил он и боковой пробор.
   Антонина Владимировна ощущала себя в театре серьезно, даже парадно. До праздников она много работала, все, что нужно было, исполнила, а теперь имела полное право и основание смотреть из партера хорошую пьесу. Если с ней молодой человек, в этом тоже нет плохого, некого стесняться; да и отношения с мсье Фоминым, как известно, самые интимные, то есть дружеские. И за свои два рубля она с полным удовольствием смотрела пьесу, где было много студентов, в таких же тужурках, как у мсье Фомина; они пели студенческие песни, острили, спасали падшую девушку и снова пели студенческие песни. Затем опять острили, выпивали и приходили в драматическое состояние. Но тут помогали песни. Кончалось все благополучно, как и надлежит в Москве, на Козихе.
   Пьеса имела успех. Актеров вызывали. В антрактах толпа гудела в буфете. Пили, брали бутерброды охотно: знак благоприятный. С последним занавесом восторги усилились; и, когда театр уже пустел, гимназисты в пальто орали еще с верхов.
   Вместе с другими вышли и Антонина Владимировна с мсье Фоминым. Извозчика они не взяли. Проходя по Тверскому бульвару под руку, Антонина Владимировна сказала:
   -- Интересная пьеса. Вы могли бы, Петр Иванович, спасти так падшую девушку, как там изображено?
   Мсье Фомин хмыкнул:
   -- Тут по бульвару много девиц ходит. Что ж, всех спасать?
   -- Вы не так поняли. Но вообще, вы способны на такой возвышенный, благородный поступок?
   Мсье Фомин промямлил неопределенно и предложил зайти в угловой ресторанчик, выпить пива. Антонина Владимировна согласилась, больше из вежливости: в ресторанах она почти не бывала и мало в них смыслила.
   Ресторанчик, внутри расписанный бледно-золотистыми узорами, в стиле модерн, был из тех, где при ярком свете электричества студенты напиваются на рубль пивом; им помогают мелкие служащие, часть которых, без пиджаков, разит киями в биллиардной. Кухню слышно здесь всюду. Однако, на маленькой эстраде, декорированной цветами, пиликали на скрипках четыре еврейчика, являя собой блеск и опьянение ресторана. Пригодился тут и маленький ток с esprit [пером -- фр.] Антонины Владимировны: она не без внушительности прошла в нем между столиков. Две девушки, которых мог бы спасать мсье Фомин, глотавшие пока что чай, с завистью взглянули на нее.
   Обычно Антонина Владимировна не пила; но тут отступила от нормы и соблазнилась двумя фужерами пива. Мсье же Фомин выпил водки и заказал почки на сковороде, которую подавали на пылающих углях, так что вся она шипела. Это произвело на Антонину Владимировну впечатление -- как доказательство тонкого вкуса и изысканности компаньона. Когда же еврейчики развели на скрипках нечто чувствительное, и хмель подтуманил голову, стало казаться, что и сама она чрезвычайно шикарная и нарядная дама, и мсье Фомин не просто мсье Фомин, а молодой князь, который привез ее сюда на автомобиле и завтра умчит в Париж, где будет одевать у лучших портних. А это -- вовсе и не ресторанчик с девицами, нуждающимися в спасении, а первоклассное учреждение, почище "Прага" или "Метрополя".
   Мсье Фомин жевал не без жадности.
   -- Здесь готовят отличные почки. А вы еще не хотели заходить!
   Он несколько подвыпил, развеселился и стал беспричинно улыбаться. В его глазах и в ноздрях что-то мелькало. Впервые, со сладким смущением она почувствовала, что нравится ему как женщина.
   -- Как, по-вашему, -- спросила она, замирая, -- бывает чистая дружба между мужчиной и женщиной?
   Мсье Фомин, вероятно, не сразу бы ответил, и неизвестно, имел он на этот счет мнение или нет: как раз в эту минуту его хлопнули по плечу, и, обернувшись, он увидел Шалдеева. Шалдеев мотнул головой, так что встряхнулась вся его грива, и протянул правую руку Антонине Владимировне:
   -- Хозяюшке почтение.
   По своей позиции мсье Фомин должен был бы остаться недоволен, что не к месту подошел Шалдеев; но он не очень любил чувствительные разговоры, в которые уже впадала Антонина Владимировна. И потому даже обрадовался.
   -- Водочки, -- забормотал он, -- ты с нами должен водочки выпить.
   -- Могу. Давай.
   И правда, Шалдеев лихим наскоком выпил две рюмки и на повторный вопрос Антонины Владимировны снова мотнул головой и, глядя прямо на нее косоватыми, голубыми глазами, ответил:
   -- Чистая дружба между мужчиной и женщиной, -- значит, через год дитенка будете пеленать. Это и есть чистая дружба.
   Шалдеев выпил еще и пришел в возбужденно-ораторское настроение. Он гремел о детях, об искусстве и мудрости.
   -- Кем мир будет спасен? Вы с Петькой станете его спасать? Или ваша дура, девственница? Мир спасут дети, и кто на детей похож. Это Христос сказал. А если Христа не понимаете, значит, вы дрянь. Искусство! Напишет пейзажик, либо портрет -- в рамочку, и сейчас на выставку. А уж там он известный художник, академик! Нет, ты сделайся, как дитя, и чтобы у тебя глаза раскрылись, чтобы ты такое увидел, чего никто не видит, -- вот тогда ты мир спасешь.
   -- Увидеть, чего не видят другие, нельзя, -- заметил мсье Фомин. -- Или это значит, ты болен, у тебя галлюцинация.
   Шалдеев рассердился, стал очень наседать на мсье Фомина: бранил его и все приближал к его лицу голубые глаза, в которых временами, правда, проносилось безумие.
   Антонина Владимировна плохо его понимала, но нельзя сказать, чтобы он ей был неприятен. Все же мсье Фомин больше нравился, напоминая ангелочка в чистейшем оригинале.
   Было уже два, когда они тронулись. Шалдеев философствовал и в передней, а когда вышли на улицу, поднял воротник осеннего пальто и, крепко надвинув шляпу, зашагал по Тверскому бульвару. С собеседниками едва простился, особенно с мсье Фоминым.
   Собеседники под ручку направились к Бронной. Антонина Владимировна была теперь уже уверена, что затронула сердце мсье Фомина. Как всегда бывало с ней в этих случаях, она внутренне закипала и млела. Он же помалкивал и только насмешливо хмыкнул по поводу товарища.
   Щвейцара в подъезде у них не полагалось. Они взбирались по довольно грязной лестнице; пахло сыростью и копотью лампочек, висевших на поворотах маршей. Взойдя наверх, Антонина Владимировна американским ключом отворила дверь, и они оказались в темной прихожей. Мсье Фомин снял пальто, помог раздеться и Антонине Владимировне, а потом обнял ее и стал очень решительно целовать в губы.
   Такого маневра она не ждала. Предварительно следовало не раз поговорить о дружбе, возможности вечной любви, о свойствах любви мужской и женской, и о преимуществах последней. Вело это, разумеется, к одному. И хотя она изумилась, -- но ее изумление было приятное, а сопротивление, по доброте сердца, краткое и слабое.
   Г-жа Переверзева в это время совершенно честно спала в комнате рядом.

IV

   Позиция мсье Фомина в доме весьма укрепилась. Довольно быстро, неизвестно каким путем, и прислуга, и даже мастерицы почувствовали, что он стал не просто студентик-жилец, а барин. Теперь сама Антонина Владимировна следила, чтобы ему вовремя убирали комнату, чистили платье, чтобы кофе по утрам был хорош. Как всегда случалось с ней, она помолодела, воодушевилась, и еще лучше спорилась у ней работа. Крошки и содержаночки были вполне довольны. Ее же главная жизненная радость заключалась теперь в том, чтобы хорошо жилось мсье Фомину, чтобы он ее любил, как была влюблена в него она, и чтобы ни в коем случае не заглядывался на других женщин, -- иначе, на ее языке, это была бы "эксплуатация труда честной девушки". Неудобно, в этом отношении, оказывалось соседство мастерской, где процветали разные Аксюши, Леночки; но Антонина Владимировна полагала, что не может мсье Фомин, человек интеллигентный, предпочесть ее какой-нибудь девице, которая, пожалуй, и не знает, возможна ли чистая дружба между мужчиной и женщиной.
   Почуяла перемену и г-жа Переверзева; и хотя фактов ясных не имела, все же у нее явился слегка обиженный тон; конечно, была она строгой девственницей, все же казалось странным, что успех имеет Антонина Владимировна, а не она. Она, безусловно, красивей. Правда, у Антонины Владимировны шляпы. Безусловно, все из-за шляп. И хотя мсье Фомин ничего ей дурного не сделал, но и к нему шевельнулось недоброе чувство. Когда, розовый, заспанный, ходил он через всю квартиру умываться, с полотенцем на плече, она, встречаясь с ним, думала: "Несомненно, чистюля. Но все это не может кончиться добром".
   Свой пророческий дар пришлось ей применить однажды и в конторе. Одному сослуживцу, желчному г-ну Андрюшину, некогда бывшему в университете, она раз сказала, когда он к ней придрался:
   -- У вас такой характер, господин Андрюшин, что смотрите, как бы начальство не обратило на вас внимание. Я уверена -- это так и будет.
   Через несколько дней, за ошибку в записывании накладных, Андрюшин действительно получил нагоняй. Очень раздраженный, проходя мимо нее, он сказал:
   -- Напророчила, унылая Кассандра!
   Г-жа Переверзева сделала вид, что не обращает внимания, но слышала. Ее задели непонятные слова: что это за унылая Кассандра? На другой день она обращалась кое к кому из товарищей. Слова "Кассандра" никто не знал. Она обеспокоилась. Может быть, это еще оскорбление? Пусть не думает, она одинокая, но честная, и сумеет защитить себя. К Антонине Владимировне она не направилась, -- слишком очевидно, что не знает. Но мсье Фомин? Он "универсант", сдает разные репетиции, зачеты, неужто и он не знает?
   Выбрав время, когда он был дома, г-жа Переверзева учтиво и с таким видом, что она не за чем-нибудь, а за делом адресуется к университету, постучала ему в дверь.
   Мсье Фомин сидел на диване, который недавно поставила ему Антонина Владимировна, и читал "Синий журнал". В выражениях отменных г-жа Переверзева изложила ему, что ее тревожит незнакомое слово, и не будет ли он добра объяснить, что оно значит.
   -- Кассандра, -- пробормотал мсье Фомин, -- да. Это что-то мифологическое.
   Г-жа Переверзева оживилась.
   -- Быть может, -- мельком взглянула она на себя в зеркало, -- это имя богини? Я ведь знаю, мифология -- это все безусловно боги и богини.
   -- У меня товарищ есть, Сережка, -- ответил мсье Фомин, -- он на филологическом. Это такой фрукт, все ответит, что ни спроси. Самые трудные слова знает!
   -- Скажите пожалуйста! Несомненно, у него богатая память.
   -- Если бы по энциклопедии или по римскому праву, я бы мог... Там... разные сервитуты... а то надо Сережку спросить.
   -- Это было бы очень любезно с вашей стороны.
   Она ушла от него с тем же значительным и горделивым видом, честно неся свое крепкое, начавшее уже грубеть тело. Под ее поступью поскрипывала шашка паркета.
   Мсье Фомин остался в некоей задумчивости. Он размышлял теперь о том, что хорошо бы купить словарь иностранных слов. Встретилось незнакомое слово -- посмотрел. Разумеется, еще лучше словарь энциклопедический, но об этом трудно и мечтать.
   Если б Антонина Владимировна была знаменитостью, вроде Ламановой или Пантелеймоновой, она могла бы подарить ему не только словарь, но и нечто иное; скажем -- студенческий мундир, дорогие запонки. Но разве этого дождешься? Держи карман! Всего он и получил вышитый мешочек для часов, с изображением сердца и стрелы.
   Мсье Фомин отложил уж совсем "Синий журнал" и принялся размышлять о разных приятных вещах: как он кончит университет, женится на богатой, станет ездить на собственной лошади в правление мануфактуры, где большинство акций принадлежит жене. На стороне он будет содержать какую-нибудь девушку и навещать ее. Тут его мысли приняли несколько иное направление: конечно, Антонина Владимировна имеет свои достоинства, но, во-первых, не так уж она красива, а второе -- возраст средний. В сущности, мастерица Леночка, семнадцати лет -- куда интереснее.
   Мсье Фомин закурил, и лицо его приняло мечтательно-блаженное выражение. Если б Антонина Владимировна видела его в эту минуту, то, несомненно, сочла бы за ангелочка в чистейшем оригинале. А если бы знала, о чем он думает, наверно изменила бы свое мнение.
   На этот раз мсье Фомин не был особенно доволен, что зашел Шалдеев. "Опять ругаться будет", -- думал он, когда Шалдеев энергически потряс гривой, сел к столу и подпер руками голову. С усов он не смахнул несколько снежинок. Они растаяли, обратились в капли.
   От Шалдеева пахло морозом, свежим воздухом. "Опять что-нибудь про детей заведет, про свое искусство". Но на этот раз Шалдеев сидел молча. Чтобы что-нибудь сказать, мсье Фомин спросил:
   -- Вот ты, как художник... Меня сегодня жилица спрашивает, что такое Кассандра. Ее так назвали. А у меня нет словаря иностранных слов. Помню -- что-то мифологическое.
   Шалдеев поднял голову и поглядел на него косо поставленными глазами:
   -- Это какая жилица? Черная?
   -- У нас только одна и есть.
   -- Ты разве тоже комнаты сдаешь?
   -- Нет... я просто так... выразился.
   Шалдеев минуту помолчал.
   -- Скажи ей, что это значит -- ведьма.
   -- Уж ты придумаешь. И невежливо, да она на ведьму и не похожа.
   -- Не хочешь, так и не говори.
   Опять помолчали.
   -- Послушай, -- грохнул вдруг Шалдеев, -- дай мне до понедельника трояк.
   -- То есть три рубля?
   -- Трояк.
   Мсье Фомин несколько замялся:
   -- Видишь ли, я бы с удовольствием, но сейчас... такое время, у самого мало.
   -- Как мало? -- Шалдеев оглянулся. -- Ну, это ты мне не рассказывай. Не хочу, мол, дать. Чтобы у тебя трояка не было! Ты тут котом пристроился, сдаешь комнаты, шляпами торгуешь.
   Мсье Фомин заволновался:
   -- Это уж черт знает что. Пришел в гости, да еще дерзости говорит. Прямо свинство! Ты вообще стал зазнаваться.
   -- Наше дело простое. Встали и ушли.
   Шалдеев поднялся и, конечно, ушел бы, но как раз отворилась дверь, и появилась Антонина Владимировна. Ей показалось, что г-жа Переверзева все еще беседует с мсье Фоминым, и это начало уже ее волновать. Шалдеева она не ожидала встретить.
   -- А, -- Шалдеев посмягчился, -- вот и хозяюшка, добрая душа. А мы тут с Петькой было поругались.
   Антонина Владимировна сделала удивленное лицо:
   -- Из-за чего же с ним ругаться? У Петра Иваныча в высшей степени деликатный характер. Я даже изумляюсь.
   -- Вот он розовый, -- Шалдеев забрал в пригоршню всю свою бороду, остановившись посреди комнаты и слегка расставив ноги, -- розовый, точно херувим. А попроси у него на два дня трояк, когда вот как нужно, -- он полоснул себя рукой по горлу, -- не даст. Нету, говорит. И все врет.
   -- Ах, какие выражения! Вероятно, у Петра Иваныча в данный момент нету... Но почему же не обратиться тогда ко мне?
   -- Я и разговаривать с ним не хочу, -- пробурчал мсье Фомин. -- Пришел в гости, да еще дерзости говорит.
   Шалдеев, постукивая каблучками, как козел на копытцах, вышел в коридор, Антонина Владимировна за ним. Она была несколько смущена. Неприятно, что нехорошо отнеслись к Петру Иванычу, но то, что Шалдеев не получил несчастных трех рублей, -- тоже не радовало. Как хозяйка и добрая женщина, Антонина Владимировна считала, что и сама она частью ответственна.
   -- Мсье Шалдеев, может быть, вы зайдете на минуту ко мне?
   Она отворила дверь в свою комнату. Тут стояла огромная постель, над ней висели разные поэтические карточки, веерочки, искусственные цветы. В углу граммофон. Над ним раскрашенная фотография: вид Ялты и крымских гор.
   -- Мне так неприятно, -- начала она, стесняясь, -- во всяком разе, если Петр Иваныч отказал вам, то лишь потому, что у него не было наличных. И вы его неправильно понимаете. Так что позвольте предложить вам... ну, взамен Петра Иваныча, те деньги, которые...
   Шалдеев взял ее руку и поцеловал:
   -- Добрая душа. Вижу. Ценю.
   Антонина Владимировна несколько застыдилась и покраснела. Шалдеев все не выпускал ее руки, гладил и опять поцеловал...
   Зеленую бумажку он спрятал с равнодушием, сел в кресло и завел разговор. Снова это было об искусстве, фресковой живописи, которую он намеревался возродить, о Мадонне, Христе и наивности детей. Он разгорячился. Слушательница понимала одну десятую, но его тон заражал. Ей казалось, что это, правда, необыкновенный человек, который через десять лет прогремит на всю Россию. Шалдеев уверял, что она будет гордиться, что была с ним знакома, дала взаймы три рубля, пожимала руку.
   Он не казался ей хвастуном; в его голосе, несколько безумных глазах было нечто, производившее действительно впечатление.
   Они расстались довольные друг другом. Антонина Владимировна звала его к себе; он милостиво обещал. Потом надел широкополую шляпу, и с трехрублевкой у сердца, с душой, полной туманных бредов, зашагал по Бронным. Земля казалась ему недостаточно почтительной и слишком грубой для поступи его, преемника великого Веласкеца.

V

   Кроме того, что мсье Фомин был чистюля, он и вообще отличался аккуратностью. Мало пропускал лекций, за профессорами записывал, садился ближе к кафедре. Ловко причесывался, был опрятно одет. В карты он не играл, и у него не было товарищей, которые слоняются по Козихам гурьбами, заполоняют калошами переднюю, а комнату -- табачным дымом.
   Если уж он обещал г-же Переверзевой узнать, что значит незнакомое слово, то действительно узнал, у себя же в университете, от того самого гениального Сережки, которому все на свете известно и который гнездился тоже вблизи Латинского квартала. Мало того, что спросил, -- мсье Фомин записал ответ на бумажку следующим образом: "Кассандра -- дочь Приама и Гекубы. Она получила от Аполлона дар предсказывать будущее, но не сдержала слова, данного Богу, и он, из мести, пустил о ней молву, что она безумная, так что никто не верил ее прорицаниям".
   Придя домой, он передал эту бумажку г-же Переверзевой. Она благодарила в изысканных выражениях и осталась очень довольна. Правда, было неизвестно, кто такие Приам и Гекуба, но вряд ли они плохие люди, это сразу чувствуется. Затем, сама Кассандра, -- если и не богиня, то около того, и главное: она предсказывала правду, а ее считали безумной. "Это безусловно про меня! -- подумала г-жа Переверзева. -- Я даже удивляюсь, что Андрюшин мог так удачно сказать!"
   Она взглянула на себя в зеркало. Конечно, в ее наружности есть нечто трагическое. Черные волосы, большие черные глаза -- именно это было у Кассандры.
   Подумать только: всем говоришь о будущем правду, а тебя считают дурочкой.
   Г-жа Переверзева не могла не поделиться впечатлениями с Антониной Владимировной.
   Та как раз в эту минуту провожала одну из своих заказчиц-содержаночек.
   -- Знаю, знаю, -- она любезно улыбалась, -- ваш зять из себя будет поциничнее, то есть добродушней. Очень хорошо помню.
   Дама несколько удивленно на нее взглянула, улыбнулась и вышла.
   -- Крошка, -- обратилась она к г-же Переверзевой, -- вы ко мне?
   -- О, это не так важно. Пустячок. Но в передней, несомненно, неудобно разговаривать.
   Антонина Владимировна вошла к ней в комнату:
   -- Что такое, милун?
   Г-жа Переверзева слегка смутилась, даже как бы зарделась:
   -- Нет, это безусловно пустячок!
   Слегка сбиваясь, она рассказала, как m-r Андрюшин назвал ее в раздражении Кассандрой, а оказалось, что это совсем не так плохо, и, в сущности, у нее есть с Кассандрой общее.
   Антонина Владимировна глядела недоуменно, как бы виновато:
   -- Малютка, да я разве что-нибудь говорила?
   -- Нет, ничего дурного не говорили, -- г-жа Переверзева очень благородно и с воодушевлением произнесла это, -- но все же с недоверием относились к тому, что я предчувствовала. А вы должны сознаться, -- я предсказывала верно.
   -- Крошка, вы говорили, например, что мсье Фомин картежник, преследует девушек...
   Г-жа Переверзева погрозила пальцем, грубовато захохотала:
   -- А что, у вас с ним будут шуры-муры?
   Тут немного смутилась Антонина Владимировна:
   -- Я вам повторяю: мы с Петром Иванычем в самых интимных отношениях.
   Г-жа Переверзева хохотала, не стесняясь:
   -- Неисправима! Прямо неисправима.
   -- Малютка, если у вас, правда, такой дар, вы мне скажите лучше о господине Шалдееве. Знаете, это такой оригинал! И он говорит, что у него на ногах козлиные копытца.
   Она вспомнила Шалдеева, засмеялась. Г-жа Переверзева, напротив, стала серьезна. Даже отчасти потемнела.
   -- Это наглец. Бесспорно. Он позволяет себе двусмысленные намеки.
   -- К нему нельзя же так относиться! Поймите, он художник! И утверждает, что через десять лет я буду гордиться, что дала ему три рубля и что была с ним знакома.
   -- Трех рублей он вам не вер-не-т!
   -- Крошка, вы бы послушали его! Я уверена, он бы вас увлек.
   -- У меня были ухажеры почище, но я, безусловно, всех отстранила. У мужчин одни намерения -- овладеть нашим телом. А этот Шалдеев совсем не в моем вкусе. Грубый!
   -- Интересно знать, будет он знаменитым художником?
   -- У Метцля служит триста человек. И никто не слыхал его фамилии.
   -- Ребенок, он еще молод.
   -- Это будет жалкий мазилка. Живописец вывесок. Я понимаю: Клевер, Маковский... Хороший художник богат, у него свой дом. А этот занимает три рубля. Живописец вывесок!
   Антонина Владимировна, видимо, не сочувствовала, но и не стала возражать. О Шалдееве она составила свое мнение, и, каким бы оно ни было для другого, принадлежало оно именно ей, и она не собиралась от него отрекаться.
   Она и сама хорошенько не понимала, но если бы пригляделась, то увидела бы, что тайный облик козла, гнездившийся в Шалдееве, также волновал и смущал ее.
   Денег Шалдеев действительно не отдавал, но иногда заходил к ней; с мсье Фоминым почти не видался. Антонина Владимировна подкармливала его ватрушками, медом, очень вкусными печениями. Ему нравилось, что она смотрит на него, как на особенное существо, слушает внимательно, даже с почтением, малопонятные рассуждения.
   Так что, в конце концов, остался недоволен мсье Фомин. Не то чтобы он ревновал. Но почему такое внимание к Шалдееву, ласковый тон?
   Впрочем, сам он тоже подлежал укору -- слишком часто в отсутствие Антонины Владимировны стал он наведываться к мастерицам и дарил молоденькой Леночке какие-то конфекты, гребенки, духи. Раз даже, тайком, был с нею в кинематографе, -- разумеется, в дальнем квартале. Но за ним было то преимущество, что свои действия он обставлял тайной, и Антонина Владимировна ничего не подозревала.
   А тем временем ее тревожило, что ее нежность, раньше направленная на мсье Фомина, точно стала двоиться: все чаще и занятнее вспоминала она о Шалдееве, он начинал ее волновать. "Ах, -- думала она, ложась спать, -- ну, ведь это как нехорошо и безнравственно! Прямо в высшей степени плохо! Разумеется, Петя очень тихий и деликатный, и это с моей стороны просто игра страстей, или женских прихотей!"
   Несколько раз, примеряя шляпки со своими малютками, крошками и содержаночками, Антонина Владимировна подымала вопрос: может ли сердце женщины, принадлежа одному, откликаться и другому? Взгляды малюток разошлись. Некоторые, посмеиваясь, тоже говорили об игре страстей и прихотей; другие с гордостью отвергали; третьи признавали двойную любовь; четвертые считали, что можно втайне любить, но нельзя отдаться; были и такие, что допускали сколько угодно комбинаций, но эти составляли меньшинство, хуже всех платили по счетам и явно жили на содержании. Антонина Владимировна была любезна со всеми -- как маэстро своего дела, -- но в душе строго осуждала последнюю категорию, ибо расчет нельзя примешивать к чувству. На этом она стояла твердо.
   Как бы то ни было, пока мужская честь мсье Фомина не терпела урона; и, надо думать, не потерпела бы, но, поддаваясь человеческой слабости, он сам занес руку на Антонину Владимировну.
   Это вышло весьма просто.
   Мсье Фомин проявил большое упорство и скрытность в походе на ту Леночку, что жила у них мастерицей; он пустил в ход и духи, и несессер, и даже дешевый браслетик. Черненькая Леночка, наконец, сдалась. Но тут вмешалась судьба.
   Накануне этой самой ночи г-жа Переверзева съела сверх меры гуся -- жирного гуся с кухни Антонины Владимировны. Ночью гусь дал себя знать. Безусловно ничего не подозревая, часа в три она поднялась с постели и, надев туфли, накинув теплый платок, отправилась в дальний конец квартиры. Ей приходилось идти темным коридорчиком мимо комнатки, где спала Леночка с товаркой. На этот раз товарки не было -- ее услали. Зато был мсье Фомин.
   Г-жа Переверзева сразу сообразила, что тут неладно; и, довольная оборотом дела, решила подслушивать.
   Все было бы сносно, если бы за минуту, у двери Антонины Владимировны, она не зацепила своей тяжкой ногой стула и не разбудила ее. Той как раз не спалось; она была в элегическом состоянии, что-то ей было неприятно; полежав немного, она встала и отправилась в комнату мсье Фомина. Постель его была смята, но пуста. Антонина Владимировна удивилась. Она зажгла свечку, и в недоумении вышла в прихожую. Тут ей попалась г-жа Переверзева. Глаза ее блестели. Она возвращалась, тяжело дыша, и имела торжествующий вид. Она успела о многом осведомиться, но не знала все же, что герой -- мсье Фомин.
   -- Безусловно, ваши мастерицы распущены! Это разврат.
   Как была, со свечой и в неполном туалете, Антонина Владимировна бросилась туда. О, жалобный и роковой скандал! Несомненно, был он подстроен богами-завистниками, и смутное предчувствие Кассандры, смуглой сорокалетней девы, не без волнения ложившейся сейчас в кровать, -- ее предчувствие было нелживо.

VI

   Конечно, действия мсье Фомина относительно Леночки не были лояльны. Негодованию Антонины Владимировны имелась причина. Это негодование приняло бурные формы -- как там, на месте преступления, так и на другой, на третий и на четвертый день.
   Мсье Фомин получил директиву -- мгновенно убираться с квартиры, без суда, следствия и защиты.
   От Леночки, напоминанием о ней, осталась одна кровать. Да и ту скоро снесли на чердак. Мсье Фомин съехал на другой день. Он был очень недоволен, смущен; но, как юноша сообразительный, будущий юрист, быстро оправился, основавшись в соседнем переулке; и высчитал, что за полмесяца комната его оплачена вперед: пятнадцать рублей следует дополучить.
   К Антонине Владимировне явился посыльный с письмом, где все это ясно излагалось.
   Она имела довольно несчастный вид: лицо ее опухло, она дурно причесывалась, почти не болтала с крошками, а на мастериц раздражалась. Письмо еще подлило ей горечи. Она положила в конверт деньги, ни слова не написала и велела передать ему. Потом вышла в другую комнату и заплакала.
   Вечером не удержалась -- рассказала г-же Переверзевой. Сердцу нужно сочувствие.
   Г-же Переверзевой вся история доставила большое удовольствие, и она не вполне умела это скрыть. Во-первых -- сбылись ее предсказания насчет мсье Фомина. Второе -- слишком много себе позволяла Антонина Владимировна, между тем она, г-жа Переверзева, была как стеклышко. Втайне она одобряла неудачу, но, понятно, в тот вечер высказала сочувствие.
   -- Безусловно, некрасиво с его стороны. Развратничать, и еще предъявлять требования.
   -- Милун, это прямо, прямо, эксплуатация труда честной девушки!
   Г-жа Переверзева взглянула на нее слегка насмешливо.
   -- Хотя вы безусловно не девушка, все же с его стороны это неблагородно. Я бы, на вашем месте, не отдала ему этих денег.
   -- Крошка, у меня не такой характер. Не могу. Понятно, всякие бывают. Мне одна содержанка пять лет пятидесяти рублей не платила. Я сама у ней сколько раз была; представьте, живет великолепно, гостиная, знаете... не обои, а все гобельоны, гобельоны! Что вы думаете, пришлось судиться, не хотела ведь, платить! Ну а я не могу. Да я прямо в лицо ему готова швырнуть эти проклятые деньги!
   -- Так и вышло, что я была права! -- заметила г-жа Переверзева с важностью. -- Как я вам говорила, все и вышло. Но вы не верили. Несомненно, мне вообще мало верят и мало меня ценят. Правда, некоторые мужчины посягали на меня, делали разные намеки, но, -- заключила она величественно, -- я всех отвергла. У меня твердое сердце. У вас же слабое.
   Антонина Владимировна почти уже успокоилась. Она отерла слезы и вздохнула:
   -- Ангел, понятно, слабое. На то мы и женщины. Но и так сказать: вот вы живете, живете, к своему Метцлю ходите, а какая у вас радость?
   -- Зато меня не оскорбляет какой-нибудь грубый человек.
   -- Это уж что говорить: в отношении любви мужчины в высшей степени неделикатны. Все же, как без нее проживешь? Значит, крошка, нам так Господь велел. Как-то там и в Писании сказано: прилепится, -- в этом роде, станет два во плоть едину. Это именно про нас.
   -- Писание давно писалось, -- все так же резала г-жа Переверзева. -- Мало ли что там написано. А я знаю, что нас может спасти лишь одна строгость с мужчинами.
   Вдруг она оживилась, будто что вспомнила:
   -- Например, вы с этим невоспитанным человеком, Шалдеевым, мазилкой, разговариваете? Он у вас сидит часами, говорит чепуху, а вы слушаете и кормите его ватрушками. Отдал он вам три рубля?
   -- Милун, у него сейчас нет денег.
   Г-жа Переверзева продолжала громить ее за Шалдеева, но Антонина Владимировна слушала менее внимательно, будто о чем-то вспоминала. Эти воспоминания не были неприятны. Не относились ли они к Шалдееву? Если бы г-жа Переверзева узнала об этом, она осталась бы весьма недовольна.
   Потому ли, что не было денег, или по иным причинам, но в это время Шалдеев не заходил. Возможно -- был он занят какой-нибудь гениальной фреской, по окончании которой вряд ли что осталось бы от разных Дуччио и Чимабуэ. Дела с чистописанием шли плохо; он ненавидел этот труд, пропускал уроки, грамматики не признавал. Выведя раз на доске слово иний, заставил девочек раз тридцать изобразить его. Зашла начальница, сделала замечание; он так ее обругал, что та отступила. Вообще, в гимназии его побаивались. Он бывал дерзок.
   Все же к Антонине Владимировне через несколько дней зашел. За это время она уже успокоилась, была хоть и грустна, но покойнее и без раздражения.
   -- Хозяюшке поклон, -- Шалдеев поцеловал ей даже руку. При этом заглянул в комнату мсье Фомина. Увидев, что пуста, удивился.
   -- Что ж это, -- или Петька уехал?
   Антонина Владимировна слегка смутилась:
   -- Ваш приятель оказался далеко не таким скромным... я вначале полагала...
   -- И полагать нечего, -- Шалдеев стряхнул с бороды капли дождя. -- Он хоть и тихий, а шельма. Так. Значит, комната пустует?
   Антонина Владимировна подтвердила это. Шалдеев вошел за ней в комнату, потирая руки от холода, как всегда -- косолапо ступая. Потом вдруг вытащил маленький кошелек зеленой кожи с обтертыми, посветлевшими краями и вынул трехрублевку.
   -- Это ваш бывший приятель, -- он указал на помещение мсье Фомина, -- не хотел мне трешки взаймы дать. А вы дали. И теперь -- получаете обратно.
   Он посидел немного, меньше обычного говорил, встал и опять вышел в бывшую комнату мсье Фомина. Вернувшись, решительно сказал и взял даже за руку Антонину Владимировну:
   -- Вот что, хозяюшка. Комнату я беру. У меня месяц выходит, а здесь лучше. Согласны?
   Антонина Владимировна была довольна и протянула руку. Шалдеев не выпускал ее, и затем сказал строго:
   -- Насчет того, другого, третьего, чтобы ни-ни. Конечно, у вас мужа нет. Там, как хотите устраивайтесь, как угодно, но на стороне. Чтобы мне не мешать. Я это все отлично понимаю, дело обыкновенное. Ну, -- мне некогда. Мне, милая, не до того. Я художник. Если бабами начнешь заниматься, далече не уйдешь. А нам путь немалый. Так я говорю, или нет?
   Потом прибавил еще условие.
   -- Этой дубине, -- он показал в направлении г-жи Переверзевой, -- ко мне не заходить. Так чтобы и знала.
   Антонина Владимировна захохотала:
   -- Ну, вы так резко, так ужасно резко всегда выражаетесь! Милун, надо быть добрее!
   Она согласилась на все условия.
   Как и тогда, в ноябре, при первом появлении мсье Фомина, и теперь она не могла скрыть новости от г-жи Переверзевой. Вечером она беседовала с ней. Обо всем рассказала -- кроме последнего условия.
   Г-жа Переверзева снова с важностью корила ее за легкомыслие. Но на этот день Антонина Владимировна окончательно пришла в хорошее расположение, и ее нельзя было из него выбить. Смеясь, она сказала г-же Переверзевой фразу, в которую не влагала плохого, но вышло плохо: "Ребенок, все нам пророчите, вы бы себе чего нагадали". Г-жа Переверзева не обратила внимания, и мало приняла к сердцу. Лишь вечером, когда ложилась спать, эта фраза выплыла. Выплыла и нагнала тоску. Правда, к чему ее строгость, честные нравы, девственность? Скоро будет ей сорок. А там пятьдесят, и все так же безусловно будешь ходить к Метцлю и смотреть, как другие "удовлетворяют своим прихотям".
   Г-жа Переверзева вспомнила разные обиды в своей жизни. Как сестра всегда садилась на ее любимое место, у окна; как однажды ей наступили в трамвае на ногу и не извинились; наконец, как мало учтива прислуга Агаша. Скоро будет Святая. Помириться с сестрой, или нет? Опять неизвестно. Вообще жизнь темна и загадочна. И что бы ни говорили, но она, m-lle Переверзева, при всех ее честных качествах и достоинствах, при непризнанном даре предсказывать будущее, -- несомненно, она-то и забыта.
   Уже лежа, в темноте, г-жа Переверзева долго плакала -- холодными, тяжелыми слезами. Они не облегчали ее.
   Шалдеев переехал к ним очень скоро. В комнате, где мсье Фомин изучал римское право, запахло красками, скипидаром. На стенах висели картоны с набросками, в углу стоял портрет дамы монашеского облика. Были эскизы сангиной, темперой. Темперу Шалдеев любил. Как и великий Леонардо, полагал он, что существующие краски плохи; работал нал изобретением новых. И, с целью эпатировать хозяйку, заявил, что эти краски будет готовить на женском молоке.
   Как и условились, с ней был он строг, требовал отношения почтительного: для Антонины Владимировны, впрочем, это не было трудно. Что же до г-жи Переверзевой, ее по-прежнему не выносил Шалдеев; встречаясь в коридоре и отойдя несколько шагов, плевал. На вопрос Антонины Владимировны, нравится ли ему г-жа Переверзева как женщина, ответил, что скорее полюбил бы собаку.
   В таком сочетании встретили они весну, которая и в тот год пришла с обычным своим сиянием, нежными вздохами, голубизной апрельского неба. Застучали по мостовой подковы; обсох Тверской бульвар; у памятника Пушкину запестрели детские летучие шары. Вечером чаще стал выделяться Пушкин на фоне краснеющей весенней зари, при бледном газе фонарей, при зеленых искрах несущегося трама.
   Днем у его подножия играют дети. Недалеко -- продают цветы.
   Мимо этого Пушкина шагал Шалдеев, отправляясь на уроки, мечтая о Париже, работе и славе Веласкеца. Ехала на трамвае "А" к своему Метцлю г-жа Переверзева. Антонина Владимировна спешила в магазин за отделками для крошек. И мсье Фомин, знавший из Пушкина лишь то, что приходилось читать на монументе, проходил тут. Ему предстояли экзамены. Значит, надо готовить шпаргалки, подписывать программы, вообще работы много.
   Раз, в конце мая, Антонина Владимировна встретила его здесь. Он шел быстро, видимо взволнованный, будто даже разговаривал с собою. Фуражка несколько съехала. Он был краснее, чем полагается. Это зависело от того, что на экзамене вышла неприятность. Его спросили, каковы функции Государственной Думы. Подумав, он ответил, что этого в программе нет. Профессор согласился. "Но вообще, вы знаете, чем занимается Дума?" Он молчал. "Неужели вы не читаете газет?" -- спросили его. Он обиделся и повторил: в программе о Думе нет. А по газетам он не обязан отвечать. Теперь он шел и про себя бормотал: "По газетам гонят! Черт знает что!" Ему хотелось жаловаться.
   "Эксплуататор, -- подумала Антонина Владимировна с горечью. -- Некрасивая личность!" Она решила, что на поклон не ответит. Но он взглянул рассеянно -- не то не узнал, не то и ему не захотелось кланяться.
   Она пришла в несколько мрачном настроении. Точно начинала ныть рана. Так продолжалось до средины дня. Тут зашла к ней одна крошка. Антонина Владимировна стала мерить ей шляпу, увлеклась и забыла.
   -- Ребенок, -- говорила она, -- вы в этой шляпе -- ну, прямо содержаночка! Нужно еще вуаль. Синюю, с густотой. Знаете, женщина в вуали -- как в романе.
   А вечером явился Шалдеев, и ей стало казаться, что мсье Фомина никогда не было. То, что Шалдеев держался так строго и говорил непонятное, приводило ее в трепет. Она уже чувствовала, что влюблена. Это снова ее молодило, и она летала как на крыльях. Покупала ему печенье "пиу-пиу", варила какао и гоняла девчонку за папиросами "Зефир".
   Г-жа Переверзева стала молчаливей. Она неизменно ездила к Метцлю; хранила чистоту, срезала прислугу Агашу; с Шал-деевым вовсе не говорила, сторонилась и Антонины Владимировны. Она все видела и понимала. "Безусловно, -- говорила она себе, -- из этого не выйдет ничего хорошего". И торжествовала.
   
   1915

Комментарии

   Журнал науки, политики, литературы "Вестник Европы". Пг., 1915. Март. Печ. по изд.: Собр. соч. Кн. 5. Берлин; Пб.; М., 1923.
   
   У нас и Репина знают, и Клевера, и Маковского. -- Илья Ефимович Репин (1844--1930) -- великий живописец-реалист, входивший в группу передвижников. Юлий Юлиевич Клевер (1850--1924) -- живописец-пейзажист. Братья Маковские Константин Егорович (1839--1915) и Владимир Егорович (1846--1920) -- выдающиеся живописцы-передвижники.
   Напророчила унылая Кассандра -- В греческой мифологии дочь царя Приама Кассандра наделена была даром провидения, но предсказаниям ее никто не верил. Не поверили, в частности, и троянцы ее предвещанию не вводить в Трою деревянного коня, что привело их к гибели.
   "Синий журнал" -- популярный иллюстрированный литературно-художественный еженедельник, издававшийся в Петербурге с 1910 по 1918 г.
   ...великого Веласкеца. -- Родригес де Сильва Веласкес (1599--1660) -- испанский живописец
   ...что осталось бы от разных Дуччио и Чимабуэ. -- Дуччо ди Буонинсенье (ок. 1255--1319) и Чимабуэ (наст, имя -- Ченнн ди Пепо; ок. 1240--1302) -- итальянские живописцы эпохи Проторенессанса.

-----------------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Борис Зайцев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Улица святого Николая. Повести. Рассказы. -- 1999. -- 540 с.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru