Зайцев Борис Константинович
Тринадцать лет

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Зайцев Б. К. Собрание сочинений: В 5 т.
   Т. 6 (доп.). Мои современники: Воспоминания. Портреты. Мемуарные повести.
   М., "Русская книга", 1999.
   

ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ

   8 ноября 1953 года скончался Иван Алексеевич Бунин -- старый, больной, измученный и душевно, и телом. Я его знал с 1902 года. Целая жизнь, и его, и моя.
   Всегда он мне "нравился". С самых юных лет, когда я был начинающим писателем, а он уже известным, он мне именно нравился "бессмысленно" и бездумно: как нравится лицо, закат, запах леса. Кончая жизнь и о нем думая, нахожу, что относился к нему собственно, как к явлению природы -- стихии. В его облике, фигуре, движениях, манере говорить, неповторимой одаренности всегда было для меня некое обаяние, внеразумное.
   Первые встречи связаны с Москвой -- молодой богемой левого литературного направления (сам он к ней не принадлежал, но бывал у нас). А с другой стороны, оба мы были членами вовсе противоположной "Среды", кружка более взрослых писателей-реалистов.
   "На половине странствия нашей жизни" ...лет в тридцать пять, был он изящен, тонок, горд, самоуверен. В большую публику не проходил. Горький, Андреев шумели, он -- нет. Но прочная литературная оценка его росла. В 1910 году выбрали его и в Академию, по разряду "изящной словесности".
   Война, годы предреволюционные и сама революция сильно нас разбросали. Только тут, в эмиграции, жизнь снова сблизила. Встречались постоянно и в Париже, но особенно остался в душе Грасс, милая вилла Бельведер, скромная, с поразительным видом на Канн, море, горы Эстерель направо. Юг, солнце, свет, необъятная ширь, запах лаванды, тмина -- порождение Прованса -- и вообще дух поэзии, окружавший жизнь Ивана, Веры, молодых писателей-друзей, с ними живших (Л. Зуров, Галина Кузнецова).
   По утрам трое мы строчили каждый свое в верхнем этаже, моя Вера с Верой Буниной (подруги с юношеских лет, еще в Москве) вели женские свои разговоры, а внизу в большом светлом кабинете Иван писал какую-нибудь "Жизнь Арсеньева" или "Цикады".
   Весь в белом, тонкий, изящный, теперь уже много старше, чем в Москве во времена "Среды", но легкий и быстрый как прежде, опять нравился как-то художнически -- ну вот, особое существо, даровитейшее в каждом слове, движении -- пусть характер нелегкий (не всем легкими быть, выдающимся же особенно), но какой-то человек-стихия. Все в нем земное, в некоем смысле языческое. Мережковский сказал о Толстом: "Тайновидец плоти" -- верно. Бунин Толстого обожал. Ему нравилась даже форма лба его. "Ты подумай, ведь как у зверя дуги надбровные..." В юности, как это ни странно, Иван был даже одно время "толстовцем" (о чем сам написал). С годами это ушло, преклонение же перед Толстым, толстовской зоркостью, изобразительностью осталось.
   У самого Ивана внешней изобразительности чуть ли не больше, чем у Толстого. Почти звериный глаз, нюх, осязание. Не хочу сказать, что был для него закрыт высший мир -- чувство Бога, вселенной, любви, смерти -- он это все тоже чувствовал, особенно в расцветную свою полосу, и чувствовал с неким азиатско-буддийским оттенком. Будда был ему чем-то близок. Но вот чувство греха, виновности вполне отсутствовало. "Нет, дорогой мой, я никого не убивал, не крал ничего..." -- не сомневаюсь, и никто его в этом не подозревал. В общем же, "тайновидец плоти" был ему ближе Будды. А к концу жизни самая эта плоть, которая у него к старости и ослабела, существом его как раз завладела очень, стала как бы даже душить объятиями своими.

* * *

   Бог с ней, со старостью, со слабостью. Об этом вспоминать не хочется. А вот Грасс, свет, солнце, море... Иван в соломенном канотье, белой рубашке с короткими рукавами, в белах панталонах и туфлях на босу ногу, и все мы сбегаем вниз к небольшой площади грасской, откуда идут автобусы в Канн к морю. Иван впереди всех, хотя всех старше. И в самом автобусе усаживается как начальство (это само собой выходит, он усилий не делает). Все время вертится, торопится. "Ну, едем, едем..." Не сидится ему на месте.
   Но и действительно едем, по прелестной приграсской долине, знаменитой душистыми травами и цветами своими (из них выделывают духи, это местное творчество).
   Средиземное море! Море Улисса -- но мы об Улиссе не думаем. Иван не купается. Просто сидит на берегу, у самой воды, любит море это и солнечный свет. Набегает, набегает волна, мягкими пузырьками рассыпается у его ног -- он босой теперь. Ноги маленькие, отличные. Вообще тело почти юношеское.
   Засучивает совсем рукава рубашки.
   -- Вот она, рука. Видишь? Кожа чистая, никаких жил. А сгниет, братец ты мой, сгниет... Ничего не поделаешь.
   И на руку свою смотрит с сожалением. Тоска во взоре. Жалко ему, но покорности нет, не в его характере. Хватает камешек, запускает в море -- ловко скользит галька эта по поверхности, но пущена протестующе. Ответ кому-то. "Не могу принять, что прахом стану, не могу! Не вмещаю". Он и действительно не принимал изнутри: головой знал, что с рукой этой будет, душой же не принимал. Некогда, проезжая с Верой своей в свадебном путешествии мимо Фавора-горы, что-то радостно говорил Вере о Преображении, но давно это было, двадцать лет назад. Теперь над ним самим тогдашним и над чувствами его тогдашними лишь

Засинеет даль воспоминанья --

   его же строка, но из еще более ранних писаний.

* * *

   "Скажи Боре, что я очень смеялась, когда читала о зимних вьюгах в "Анне", вспоминая ту жару, в которой он писал -- значит, была потребность в снеге, холоде...-- эту часть написал он у нас... Теперь он, вероятно, пишет зной? Ян тоже так: в деревне писал экзотические рассказы, а на Капри деревенские". (Из письма Веры Буниной моей Вере, 13 января 1929 г. "Анна" -- моя повесть, часть ее написана действительно в Грассе у Буниных, жара была знатная.)
   Но мы выбирали все-таки дни полегче для выездов. Иногда я с младшими -- Зуровым и Галиной, иногда с Иваном. В Грассе была тогда убогая и наивная узкоколейка, через Маганьоск, кажется, до Ване, в сторону Ниццы. Доезжали до какогонибудь городишки, бродили по разным ущельям -- в горы, однако, не забирались, а довольно скоро засаживались в полудеревенское провансальское кафе, где прохладней, мухи сонно жужжат -- мирное повседневное житье! Потягивали кисловатое винцо -- что Бог пошлет. Все это на большой высоте. Благословенный край внизу открыт в нежносияющей, голубовато-туманной дымке. Замыкалась она таинственно синевшим морем.
   Помню, раз мы доехали с Иваном до Ванса, городка живописнейшего, заселенного теперь художниками. Тогда, кажется, никто еще не разводил здесь паров "мировой славы", досужие американцы не выкладывали еще восторженно кому следует своих долларов.
   Мы с Иваном пешечком спускались вниз по шоссе к Ницце. Он был в духе, легок, сух, блестящ, рассказчик неподражаемый -- с ним трудно было соскучиться. О чем рассказывал? Не помню точно. И о разных юбилеях литературных девяностых годов, о московских либеральных бородачах-ораторах ("много видел кобелей я на этом юбилее"), и о мужиках, деревне, знал потрясающее количество таких выражений "народной поэзии", что при дамах и сказать нельзя.
   В городишке Сен-Поль, уже гораздо ниже Ванса, древнем провансальском, вдруг встретили мы странную процессию. Какие-то рыцари на конях, в латах, шлемах, с копьями, средневековые стрелки с луками, пехота в маскарадных костюмах.
   -- Вот стерва, ведь это они для синема стараются. Тут их будут снимать, на фоне этого городишки -- городишко-то, правда, средневековый... Рыцари... подумаешь! Небось только и думают, как бы в бистро coup de rouge хлопнуть (и добавлял еще кое-что из народной поэзии).
   Но был в настроении отличном. И сам бы хлопнул с удовольствием, но -- "нет, дорогой мой, здесь винцо дрянь, Бог с ним!"
   Благодушно пропустил мимо себя рыцарей, мы же продолжали путь свой к Ницце.
   А в другой раз поехали втроем: он, я и Галина, в городок Бар, тут осталось у меня даже смешное воспоминание.
   Иван, как всегда, в канотье своем, во всем белом, веселый и оживленный, вышел с нами из вагончика на "вокзал" (милое провинциальное убожество тех времен в разных Лоргах, Драгиньянах, в этом Баре) -- и вдруг быстро, легко подскочил ко мне, остановился и стал в упор разглядывать, точно врач для диагноза. Отлично помню почти вплотную придвинувшееся лицо, многолетне-знакомые глаза, в них выразился теперь почти ужас. Но и на леопарда он был похож, вот сейчас кинется...
   -- Это козел! -- сказал он сдавленно, все с тем же ужасом.-- Это страшный козел! Страшный козел!
   Мы с Галиной чуть не прыснули со смеху. Не то было смешно, что нашел он во мне нечто козлиное, но тот почти мистический страх, который выразился в его лице, несколько даже побледневшем. Точно встретил неожиданно мистического фавна -- вот заиграет он сейчас на тысячелетней дудочке. Но я не заиграл, на ногах у меня шерсти не оказалось, просто туфли белые, и копыт под ними тоже не было.
   Ну, разумеется, пустяк и мелочь. Но Иван вообще был одареннейшей "особенной" натурой. Это о себе он знал и об этом говорил. "Не раз чувствовал я себя не только прежним собою -- ребенком, отроком, юношей, но и своим отцом, дедом, прадедом, пращуром, в свой срок кто-то должен, и будет, чувствовать себя мною".
   Неудивительно, что и меня, сотрудника "Современных записок", ощутил он вдруг неким козлоногим, древнего происхождения.

* * *

   Милые дни Грасса всегда вспоминаю по-хорошему. Как и все в жизни, они кончились. В один из последних -- если не в последний -- отъезд наш оттуда Бунины провожали меня с моей Верой в поезде до Сан-Рафаэль. Иван был особенно в ударе -- весь этот переезд оказался чуть ли не сплошным капустником Художественного театра. Иван разыгрывал перед нами какую-то сценку собственного сочинения -- Москвин позавидовал бы. (Но вообще театра он не любил, хотя актерский талант несомненно в нем был, вернее, имитаторский. Некогда Станиславский предлагал ему сыграть какую-то роль, комическую, конечно. "Нет, дорогой мой, я не дурак, чтобы на сцену вылезать. "В Москву, в Москву..." -- сверчок трещит, ходульный ветер за сценой воет... покорно благодарю".)
   В вагоне у нас сверчков не было, публики тоже, Иван разворачивался перед двумя Верами и мною, и мы трое хохотали до одури.
   Где надо было, наконец, выскочил из вагона, наскоро нас поцеловал и куда-то заспешил со своей Верой.
   Мы и уехали. И ничего мы не знали о будущем. Мы не знали, что скоро грянет война, что сначала мы будем под немцами, потом Бунины там на юге под ними же. Что вся жизнь бельведерская пойдет прахом и что Бунины хоть и останутся в Грассе, но в другом месте, и вообще что все в их жизни будет другое.
   Когда война кончилась и мы вновь в Париже встретились, Иван был уже другой. Годы, треволнения, болезни, старость, неустройство -- много тяжелого вошло в жизнь его. И чем дальше, тем больше. Давняя болезнь разыгрывалась. Терял много крови, бледнел, худел, раздражался. Материально опять стало трудно -- Нобелевская премия прожита.
   В эмиграции в это время начался разброд. "Большие надежды" на восток, церковные колебания, колебания в литературном, даже военном слое. Все это привело к расколу. Некоторые просто взяли советские паспорта и уехали на этот восток. Другие заняли позицию промежуточную ("попутчики").
   Странным образом, мы оказались с Иваном в разных лагерях -- хотя он был гораздо бешенее меня в этом (да таким по существу и остался...). Теперь сделал некоторые неосторожные шаги. Это вызвало резкие статьи в издании, к которому близко я стоял. Он понял дело так, что я веду какую-то закулисно-враждебную ему линию, а я был именно против таких статей. Но Иваново окружение тогдашнее и мое оказались тоже разными, и Ивану я не сочувствовал. Тут ничего уже нельзя было поделать. Темпераменты разные, но я не уступал ни пяди. Он более и более раздражался. Озлобленность его росла. Мы перестали встречаться.
   Если не ошибаюсь, в последний раз видел я Ивана перед операцией, полуживого и несчастного. А последнее письмо мне от его Веры помечено 1 сент. 1950 г. "Дорогой Борис, Ян просит поблагодарить тебя за то внимание, которое ты оказал в его горестном положении..." И дальше в том же тоне вежливого и уже далекого внешнего осведомления. Как бы то ни было, фраза "Временами Ян страдает нестерпимо" и сейчас ранит сердце.
   Он прожил еще три года, очень тяжких. И физически, и морально. Я его больше не видел. Грустно вспоминать все это, и, может быть, надо было преодолеть его раздражение и мрак, но сил, очевидно, не хватило. Поздно теперь сожалеть.
   Лишь за несколько дней до его кончины я написал ему письмо, точно восстанавливавшее факты. Ему, думаю, было уже все равно. Ответа не получил, На пороге стояла смерть.
   Лицо скончавшегося иеромонаха прикрывают черной кисеей. Монахом Иван не был, но распорядился заранее, чтобы лицо его было закрыто.
   Самый уход был тихий, в глухой ночной час, на руках той самой Веры, с которой встретился он в моем и моей Веры доме сорок семь лет назад.
   Что можно сказать теперь, через тринадцать лет? Кажется, только одно: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Иоанна" -- душу мятежную и бурную, на земле пристанища не нашедшую.
   
   Ноябрь 1966 г.
   

КОММЕНТАРИИ

   Русская мысль. 1966. 10 нояб. No 2541.
   С. 297. Бунин Толстого обожал.-- К размышлениям о творчестве и личности Л. Н. Толстого Бунин обращался постоянно; помимо книги "Освобождение Толстого" (Париж, 1937) он написал еще несколько очерков о великом своем современнике.
   Средиземное море! Море Улисса...-- Улисс -- латинская форма имени Одиссей; этот легендарный царь острова Итака, отправившийся в десятилетние странствия, стал героем эпических поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея".
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru