Засулич Вера Ивановна
По поводу смерти Г. И. Успенского

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Засулич В. И. Избранные произведения
   М.: Мысль, 1983.-- (Для науч. б-к).
   

ПО ПОВОДУ СМЕРТИ Г. И. УСПЕНСКОГО

   24 марта умер Глеб Иванович Успенский. Давно уже перестал он писать, давно замерли всякие надежды на его выздоровление, и тем не менее у него найдутся никогда лично не встречавшиеся с ним читатели, на которых весть о его смерти произведет впечатление утраты близкого человека, игравшего когда-то значительную роль в его собственной судьбе. Г. И. Успенский неизмеримо больше всех легальных писателей 70-х и 80-х годов оказал влияние на ход нашего революционного движения. Его деревенские очерки конца 70-х годов1 совпали с личными впечатлениями ходивших в народ революционеров, содействовали крушению первоначального анархически-бунтарского народничества. Еще большее значение имели некоторые из его произведений 80-х годов2, в которых мыслитель, сливаясь с художником, на нескольких страницах, иногда в нескольких строках намечал самые глубокие выводы, сообщая им непосредственную убедительность художественного наблюдения действительности. Первым русским марксистам-революционерам, т. е. тем марксистам, для которых марксизм был не только научной теорией, а теоретической основой практической программы, эти очерки Г. Успенского помогали конкретно выяснить и себе, и другим свою историческую теорию3.
   Сам Г. Успенский был и остался народником в том смысле, что для него не было типа человека лучше, желаннее крестьянина, живущего при натуральном хозяйстве, но, глубоко правдивый художник и мыслитель, он вечно показывал нам всю невозможность революционной программы, приуроченной к этому типу, и в то же время как нельзя яснее показывал также и безнадежность мечтаний о сохранении как любимого типа, так и всего старого быта и старых крестьянских учреждений при новых экономических условиях.
   Для самого Г. Успенского эти противоречия были безвыходно трагическими. Но для многих из его читателей они расчищали путь к принятию нового революционного мировоззрения, указавшего выход.
   Если бы Г. Успенский присутствовал при возрождении революционного движения под знаменем социал-демократии, он не смог бы, вероятно, стать на нашу сторону. Ему помешала бы безнадежная любовь к исчезающему типу старого крестьянина; но не смог бы он стать и тем не желающим понимать, безусловно враждебным противником, какими оказались в большинстве случаев его былые сотрудники по журнальной деятельности.
   Во всяком случае социал-демократы всегда будут любить и читать Г. И. Успенского как одного из тех глубоко искренних наблюдателей и мыслителей, которые -- где бы ни была их любовь в прошедшем или з будущем -- в силу своей великой правдивости помогают все большему и большему выяснению того единственного пути, который идет через социальную революцию пролетариата.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Некролог по поводу смерти Г. И. Успенского был напечатан в No 20 газеты "Искра", который вышел 1 мая 1902 г., и перепечатан в переиздании ленинской "Искры" (No 1--52), предпринятом Истпартом в 1925--1929 гг. (вып. 3. Л, "Прибой", 1927, с. 81). В обоих случаях статья была напечатана без указания автора.
   Установил авторство В. И. Засулич на основании сопоставления фактов и текстологического анализа А. П. Толстяков (см. его статью: Русская литература, 1982, No 4, с. 138--141). Это было подтверждено ответом на запрос Дома Плеханова из Центрального партийного архива ИМЛ при ЦК КПСС, где хранится экземпляр "Искры" с указанием авторства неподписанных статей.
   
   1 Успенский в конце 70-х годов написал цикл очерков и рассказов о жизни пореформенной деревни "Из деревенского дневника" (1877--1880), "Крестьянин и крестьянский труд" (1880), "Власть земли" (1882), рисуя страшную картину разорения части крестьянства, роста кулачества, разложения крестьянской общины.
   2 В 80-х годах Успенский продолжил деревенскую тему ("Кой про что" -- 1886--1887, "Поездка к переселенцам" -- 1888--1889), цикл очерков о духовных исканиях русской интеллигенции ("Волей-неволей" -- 1884).
   3 Это же отмечал и Плеханов в своей статье "Г. Ив. Успенский", написанной еще в 1888 г. (см. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. V. М., 1958, с. 41--95).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru