Заварзин Аммос Петрович
Чувствование сына отечества

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ЧУВСТВОВАНІЕ СЫНА ОТЕЧЕСТВА.

С: Аммоса Заварзина.

САНКТПЕТЕРБУРГЪ,
въ типографіи I. Іоаннесова
1814 года.

   
   Печатать позволяется С. П. Б.
   Маія 12 дня 1814 года.
   Цензоръ См. Сов. и Кав. Ив. Тимковскій.
   

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ

   Господину Тайному Совѣтнику, Сенатору, ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Статсъ-секретарю, Управляющему дѣлами Комитета Министровъ и Орденовъ Святыя Анны 1 го класса и Святаго Владиміра 2 й степени Большаго креста кавалеру.

Петру Степановичу
МОЛЧАНОВУ.

   

ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО

Милостивый Государь!

   Имянемъ вашимъ пріемлю смѣлость украсить небольшое твореніе представляемое отъ меня взору просвѣщеннаго свѣта. Щастливымъ себя почту ежели благосклонность Вашего Превосхожительства одобритъ мое предпріятіе, и естьли предпріяmiе мое послужитъ знакомъ той истинной преданности, какою исполнены къ вамъ всѣ имѣющіе щастіе служить подъ начальствомъ вашимъ, и которую чувствовать я ночитаю за честь.--
   Пребывающій съ глубочайшимъ высокопочитаніемъ имѣетъ щастіе называтся.

Вашего Превосходительства
Милостиваго Государя
Всепокорнѣйшій слуга
Аммосъ Заварзинъ.

   Маія 11 го дня 1814 года.
   

Мысли по случаю благодѣтельныхъ произшествій Марта мѣсяца 1814го года.

   Отъ чего произходитъ, что великій благодѣтель, часто имѣетъ жертвенникъ удивленія лишь въ сердцахъ, а великій злодѣй всегда на площадяхъ народнымъ? Отъ чего произходитъ то, что существо привлекавшее къ себѣ любовь помнятъ мѣнѣе, нежели то, которое вселяло страхъ? Повѣствованія о долговремянныхъ и кровопролитнѣйшихъ войнахъ, о многочисленныхъ войскахъ, о великихъ завоеваньяхъ любопытнѣе, нежели повѣствованія о долговремянномъ благоденствіи обществъ или семѣйствъ, о великихъ благотвореніяхъ, о необыкновенномъ изобиліи плодовъ натуры! Для чего зрѣлище бѣдствіе болѣе дѣйствуетъ на душу, нежели зрѣлище благополучія? Я не нахожу всему этому другой причины, кромѣ той", что въ то время, когда человѣческое сердце невольно плѣняется картинами тишины и любви; въ тоже самое время неопытный и гордый умъ стремится къ предмѣтамъ бури и вражды. И сія, а не другая причина, была виною того, что враги человѣчества пріобрѣтали имяна великихъ людей, что они энтузіазмъ вмѣсто всеобщей ненависти могли возбуждать собою и находить себѣ ревностнѣйшихъ приверженцевъ.-- Такимъ-то образомъ Надиръ Персидскій и Надиръ нашего времяни -- Наполеонъ -- могли находить людей усердно способствовавшихъ ихъ ужаснымъ предпріятіямъ?--
   Исторія, имѣя предмѣтомъ показать рожденіе -- возрасты -- и жизнь человѣческаго рода, собираетъ произшествія благодѣтельныя или вредныя, но имѣющія сильное дѣйствіе на человѣчество: она яркими красками начертаетъ имя Наполеона, который нѣкогда игралъ важнѣйшую роль на сцѣнѣ міра.--
   Теперь когда Наполеонъ упалъ съ высоты величія своего и когда обнаружилъ заблужденіе тѣхъ, которые были увѣрены въ великости качествъ его, теперь еще болѣе любопытны могутъ быть для потомства тѣ дѣла, которыя могъ совѣршать онъ къ бѣдствію цѣлой Европы.--
   Нѣтъ сомнѣнія, что сила духа, твердость характера и обширный умъ, соединенныя въ одномъ человѣкѣ даютъ ему право называтся необыкновеннымъ, и даютъ ему способность производить необыкновенныя дѣла; но Наполеонъ не имѣющій ни силы духа, ни твердости характера, какъ могъ возвысится до степени возможнаго величія -- пріобрѣсть власть надъ многими милліонами человѣковъ -- и еще заставить предъ собою трепетать множество народовъ?-- Всякій кто внимательно разсмотритъ возвышеніе упадокъ Наполеона найдетъ вмѣстѣ съ тѣмъ возвышеніе и упадокъ такъ называемой новой философіи, а въ возвышеніи и упадкѣ философіи сей найдетъ возвышеніи и упадокъ Наполеона.--
   Я согласенъ со мнѣніемъ тѣхъ, которые утверждаютъ, что Наполеонъ былъ ни что иное, какъ орудіе казни, которую Провидѣніе опредѣлило міру. Чтобъ доказать мнѣніе это надлежитъ лишь привесть себѣ на память гибельныя успѣхи новой философіи; той, которая была приготовлена многими предшествовавшими столѣтіями, но лишь въ осьмнадцатомъ и девятнадцатомъ вѣкахъ нашла себѣ безчисленное множество послѣдователей Она обольщала ученыхъ гордецовъ равно какъ и буйныхъ невѣждъ -- отвергала врожденное чувство зависимости -- разрушала естественной законъ самосохраненія -- изгоняла миръ изъ семействъ и обществъ -- и лишала сердца человѣческія той благотворной теплоты, какую доставляло имъ сіяніе Святой вѣры:-- Всевышній въ отеческомъ попеченіи котораго мы не можемъ быть не увѣрены, онъ восхотѣлъ изцѣлить избранные народы свои отъ бѣдствій наносимыхъ странными и различными ученіями: и народъ французскій, болѣе всѣхъ другихъ успѣвшій въ новой мудрости,-- или приличнѣе сказать въ новомъ буйствѣ,-- 'французскій народъ показалъ свѣту сколь горьки плоды ея! Теперь когда слезы ста двадцати милліоновъ людей напоили землю когда по крайней мѣрѣ іо милліоновъ ея жителей утучнили ее своею кровію, теперь конечно новые филосовы изчезли,-- и, хвала Богу,-- каждый Христіанинъ можетъ радоватся, каждое Царство можетъ безъ препятствія пещись о благосостояніи своемъ, каждый Государь можетъ быть увѣренъ въ вѣрноподданности народа своего. Вмѣсто того что при успѣхахъ новой философій каждое Правительство не было уже. Правительствомъ: -- оно не могло совершать того, что должно, что было намѣрено совершать: -- тогда небыло ни чего цѣлаго, все было раздроблено; тогда смотря на низверженные престолы и разрушенныя царства можно было уподобить первыя -- отломленнымъ отъ кораблей рулямъ и отданнымъ на произволъ волнъ, послѣднія -- кораблямъ лишеннымъ средствъ противится бурѣ и разбивающимся о камни. Но наблюдатель находилъ тогда, что причина крушеній такихъ была не сила вѣтра или времяни, а причина до сего еще не существовавшая.--
   Произнесемъ хвалу промыслу за низверженіе новой философіи и Наполеона, котораго бышіе потребно было для скораго возраста и скорой смерти ея!--
   Утверждая, что Наполеону единственнымъ средствомъ къ исполненію его намѣреній была новая философія, я вѣрю, что единственная его цѣль была сдѣланъ ея -- всемірнымъ завоевателемъ.
   Посмотримъ, что можетъ побуждать людей къ такому адскому желанію?
   "Слава, слава, о которой говорятъ начиная отъ Царскаго чертога до сельской хижины -- которая прелестна слуху и необходимо пріятна сердцу." Но слава имѣетъ два вида: одна подобна невинной сиротѣ Царской крови, прибѣгающей съ услугою ко всѣмъ одного съ нею рода -- другая подобна гордому времянщику, который только можетъ лишь принимать отъ всѣхъ услуги, одна сопутствуетъ тѣмъ, коихъ душа украшена любовію къ добру, другая Богиня тѣхъ, кои любятъ лишь однихъ себя, о первой Священное писаніе, (называя ее похвалою), говоритъ, что человѣку лучше лишится жизни, нежели ее,-- послѣднюю называетъ дымомъ.
   Теперь судите, что значитъ человѣкъ, который можетъ гонятся за дымомъ -- за страшною славою, и убѣгать похвалы -- славы милой.--

------

Россіанинъ въ Столицъ Отечества.

   Благословенный трепетъ сердца возвѣщаетъ Димитрію приближеніе къ граду Петра: -- протечетъ нѣсколько минутъ и Димитрій ощутитъ мѣста, гдѣ обитали, гдѣ обитаютъ безсмертные!--
   "Неподобный имъ какъ дерзну ступить на землю освященную стопами ихъ?...-- Но немощь не есть преступленіе... Любовь къ добру знаменуетъ желаніе быть подобну имъ: -- ободрюсь ступлю въ храмъ Героевъ." Такъ мыслилъ Димитрій и вступилъ въ Петрополь.
   Тамъ онъ зритъ сподвижниковъ Царя, хранящихъ истинну и хранимыхъ ею. Отъ кранныхъ странъ Россіи мольбы вдовъ, сиротъ, и людей обидимыхъ возносятся къ нимъ: милость скорбящимъ, скорбь преступникамъ исходятъ отъ нихъ!
   Тамъ зритъ тѣхъ, кои даромъ небеснымъ возжигаютъ въ сердцахъ человѣческихъ огнь любви къ закону и природѣ, и ліютъ отраду въ сердца несчастливцевъ міромъ отверженныхъ!
   Тамъ онъ зритъ Петра -- развивающаго силы возставшей Имперіи, Елизавету -- дарующую жизнь милліонамъ людей еще не существовавшихь, Екатерину -- ниспосылающую радость не только народамъ своимъ, народамъ чуждымъ.
   Тамъ зритъ мужей благодѣтелей Отечества!--
   Тамъ зритъ Александра располагающаго судьбою Царствъ земныхъ, жизнію своею прославляющаго кротость и Христіанство!--
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru