Жураковский Евгений Дмитриевич
Жураковский Е. Д.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЖУРАКОВСКИЙ Евгений Дмитриевич [7(19).7.1871, Стрельна, близ Петербурга,-- янв. 1922*, Киев], лит. критик, педагог. Род. в семье воен. инженера из дворян Смоленской губ. В 1881--89 обучался в Одес, Полтав. и 4-м Моск. кадетском корпусах. Тяготясь карьерой военного, уготовленной родителями, непродолжит. время обучался в Петров. сельско-хозяйств. акад. (1890) в Москве и Лесном ин-те (1891) в Петербурге. После неск. попыток выдержал экзамен за гимназич. курс и поступил в 1894 на ист.-филол. ф-т Моск. ун-та, где специализировался по зап.-европ. лит-ре (у проф. Н. И. Стороженко), интересуясь одновременно и совр. рус. лит-рой. По окончании ун-та (1899) Ж. занялся преподават. работой: в 6-й мужской г-зии, Александро-Мариинском ин-те, Моск. консерватории и др. В студенч. годы познакомился с В. Я. Брюсовым; их объединил интерес к творчеству Е. А. Баратынского, в 100-летнюю годовщину к-рого оба выступили со статьями о нем. В архиве Брюсова (ГБЛ, ф. 386, Книги, No 1067) сохранился с дарств. надписью оттиск "лит.-критич. этюда" Ж. "Поэт-пессимист и ближайший спутник поэзии Пушкина" (опубл. в кн.: Пушкинский сб., М., 1900). Ж. рассматривает Баратынского как "новатора, породившего собою целую школу поэтов пессимизма и рефлексии" и не уступающего А. С. Пушкину по "оригинальности мысли" (с. 267--68).
   В 1903 издал лит.-критич. кн. "Симптомы литературной эволюции" (т. 1, М.), объединив статьи о Баратынском, М. Горьком, Л. Н. Андрееве, В. М. Гаршине, Л. Н. Толстом и П. Бомарше. Ж. посвятил книгу дат. лит. критику Г. Брандесу, идеи и принципы (напр., психолого-биогр. метод) к-рого он разделял. Ж. ставил целью выделить "признаки новых фаз в лит. развитии" на примере тех писателей, к-рые отражают "смену филос, социальных и духовных настроений" и к-рых он считал "властителями дум" совр. интеллигенции ("Введение, с. III-- VI). П. Н. Сакулин справедливо указал на отсутствие в книге сквозной "идеи" и "сознат. выбора", из-за чего Ж. "дает повод упрекнуть себя в претенциозности", и оценил ""Симптомы" как собрание накопившихся у автора... очерков", написанных довольно "отвлеченным языком" ("Вест. воспитания", 1903, No 8, с. 10--13).
   Эти же недостатки свойственны и сб. "Траги-комедия совр. жизни" (М., 1906), объединившему очерки о творчестве А. П. Чехова, Г. Ибсена, С. Пшибышевского, Андреева и этюд "Забавы ядовитого злословия", к-рые ранее печатались в "Нов. журнале иностр. лит-ры" и "Всемирном вест.". Здесь Ж. стремился обнаружить в творчестве писателей те нравств. идеалы, пренебрежение к-рыми вызвало опошление совр. жизни. Так, творчество Андреева позволяет ему обозначить "разрушит. процесс постепенного обнищания души" совр. человека; творчество Чехова -- повод для размышления о социальных условиях, до сих пор воспроизводящих в интеллигентной части общества "лишних" людей и т. д. ("Введение", с. 7). В атмосфере безвременья Ж. улавливает смысл изображенного в лит-ре взаимопроникновения "удручающего трагизма" и "засоряющей власти мелочей" (там же, с. 8), обнаруживает "скрытые пружины человеческой трагикомедии -- тонко, чутко и проникновенно" (М. Холмогоров -- "Всемирный, вест.", 1907, No 2, с. 14). Сакулин отметил, что Ж., "искренний и вдумчивый читатель", улавливающий в худож. произв. "отзвуки смутного хаоса самой жизни", выполняет в критике "роль непритязат. посредника между рядовым читателем и произведением..." ("Вест, воспитания", 1907, No 6, 2-я паг., с. 32), приобщая широкую читат. аудиторию к новому худож. языку и проблематике худож. лит-ры. Особо рецензенты выделяли очерк о Чехове ("весьма цельное впечатление производит" -- Сакулин, там же, с. 32), обратив, в частности, внимание на положение Ж. о том, что чеховские "импрессионистич. приемы" как бы сближают описание с "картинами кинематографа" (Н. Кашин -- "Рус. школа", 1907, No 4, отд. II, с. 8).
   В дальнейшем, чтобы обеспечить семью, б. ч. времени Ж. отдает лекторской работе. Выпускает ряд книг, связанных со своей пед. деятельностью: "Конспективный курс истории всеобщей лит-ры" (2-е изд., ч. 1--2, М., 1907), "Конспективный курс истории рус. лит-ры" (ч. 1, М., 1909), "Краткий курс истории рус. живописи XIX в." (М., 1910) и др.
   В сент. 1910 Ж. на лекциях в воен. уч-ще неосторожно обратился к будущим офицерам с пацифист, призывом, и ему было предложено в 24 часа покинуть Москву. Ж. уехал в Тифлис, спустя год переехал в Киев, где преподавал в женской и мужской г-зиях М. Ф. Стельмашенко, затем в консерватории. В годы Окт. революции и Гражд. войны остался практически без средств к существованию, перебивался случайными заработками. Умер от сыпного тифа.
   Др. произв.: "О характерах. Критико-психол. очерк" (Сергиев Посад, 1909).
   Лит.: Брюсов В., Дневники. 1891--1910, [М.1, 1927, с. 59, 61; ЛН, т. 85, с. 766, 771.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 377; ЦГАЛИ, ф. 444, оп. 1, No 334 (письма к П. Н. Сакулину); ГБЛ, ф. 447, к. 47, No 8, к. 49, No 1 * (восп. П. И. Жураковской -- невестки Ж.); ЦГИАМ, ф. 418, оп. 308, No 358; ЦГИАЛ, ф. 994, оп. 4, д. 968; ГА г. Киева, ф. 107, оп. 1, д. 2, л. 4, 8 об., 9, 18; д. 444, л. 1, 2; ф. 297, оп. 1, д. 61, л. 1, 1 об., 2; ЦГАОР, ф. 63, 1908 г., д. 929.

Л. Л. Кеда.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru