Зноско-Боровский Евгений Александрович
Зноско-Боровский Е. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ Евгений Александрович [16(28).8.1884, Павловск -- 31.12.1954, санаторий "Блиньи", под Парижем], критик, драматург; шахматный литератор (с 1906 шахматный маэстро). В качестве последнего высоко оценен В. В. Набоковым ("талантливейший игрок", "пишет о шахматах со смаком, сочно и
   ладно, как и должен писать дока о своем искусстве" -- Набоков В., Рассказы. Приглашение на казнь. Эссе, интервью, рецензии, М., 1989, с. 352) и А. И. Куприным ("Мне всегда казалось, когда я читал статьи З.-Б., что в нем когда-то много лет тому назад погиб правдивейший и тончайший беллетрист-психолог" -- "Илл. Россия", Париж, 1931, No 47, с. 18).
   З.-Б. окончил четыре кл. 7-й петерб. г-зии, в 1904 -- Александров, лицей, в к-ром одно время был редактором "Лицейского журнала". Добровольцем участвовал в рус.-япон. войне (см. восп. о встрече с ним в кн.: Биркин В. Н., 1904--1905 годы. Повести минувших лет, Б., 1929, с. 45), впоследствии участник 1-й мировой войны, был ранен, кавалер Георгиевского оружия. В 1906-- 07 слушал лекции на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та.
   С 1909 до осени 1912 секр. ж. "Аполлон" (перипетии его взаимоотношений с редактором и сотрудниками изложены в его письме от 1912 к С. К. Маковскому -- ГРМ, ф. 97, No 101), примыкая по эстетич. симпатиям к фрондирующему против мэтров символизма кружку Кузмина -- Гумилёва (А. А. Кондратьев называл З.-Б. "креатурой Гумилёва" -- ЦГАЛИ, ф. 121, оп. 1, No 8) -- Ауслендера (см. о нем очерк З.-Б.-- ПН, 1922, 13 авг.). В эти годы регулярно ведет в "Аполлоне" рубрику театр, рецензий, журн. обозрение, хронику лит. жизни. В 1909 сближается с В. Э. Мейерхольдом, тогда же пишет пьесу "Крейсер "Алмаз" (Цусима)" (отд. изд.-- СПб., 1910) -- эпизод из истории рус.-япон. войны (ожидание исхода мор. сражения во Владивостоке), в к-рой критика отмечала влияние М. Метерлинка (Н. И. Петровская -- РМ, 1910, No 11) и "символичность" серии бытовых сцен (Г. Чулков -- НЖдВ, 1910, No 20, стб. 121), хотя и с оговоркой, что создать драму, символизирующую "целую эпоху", у З.-Б. "не хватило сил" (й. Загорский -- "Студенч. жизнь", 1910, No 35, с. 10). З.-Б., отвечая на критику, писал В. Я. Брюсову: "...влияние Метерлин-ка (и Чехова?) почти умышленно, ибо хотелось создать то же впечатление, но в ультрареалистич. обстановке, создать символ, не прибегая к символич. фокусам (один дым на горизонте...)" (ГБЛ, ф. 386, к. 86, No 6, л. 9). Пьеса была запрещена цензурой к постановке (М. Бенедиктов -- ПН, 1928, 21 июня). В 1910 в т-ре "Дом интермедий" Мейерхольд ставит комедию З.-Б. "Обращенный принц" -- иронич. импровизацию на темы старинного театра (опубл.: "Любовь к трем апельсинам", 1914, No 3). Сходная по манере пародийная стилизация исп. театра -- "Влюбленные в Марту", пост, в 1912 в Троицком т-ре миниатюр. Близкий к театр, среде (его жена -- актриса М. В. Филаретова-Багрова, сестра -- актриса Н. А. Зборовская, жена С. А. Ауслендера), в 1910-е гг. З.-Б. регулярно печатает статьи по проблемам текущего театр, процесса, призывающие к "театру действия", слагающемуся из "трагедии действия и комедии бездействия" ("Театр без литературы" -- "Аполлон", 1912, No 6),-- в ж. "Новая студия", "Современник", "Рус. мысль" и др. (материал своих сценич. впечатлений З.-Б. использовал в кн. "Рус. театр нач. XX в.", Прага, 1925). З.-Б. полемизировал со взглядами на театр как на чисто развлекательное и чисто дидактич. зрелище и апеллировал к "тому захвату эстетич. восторга, ради одного которого и существует театр" ("Рус. худож. летопись", 1912, No 8--9, с. 128). Сотрудничал в театр, периодике (перечень работ см.: "Рус. книга", Б., 1921, No 1, с. 22). Эпизодически выступал как беллетрист (напр., рассказ "Смерть Зои Ивановны" -- РМ, 1916, No 6), составил первую монографич. статью о М. А. Кузмине ("Аполлон", 1917, No 4/5).
   Во время Гражд. войны жил в Ростове, сотрудничал в отделе пропаганды Добровольч. армии и местной театр, периодике. В 1920 эмигрировал в Париж. В эмигрантской печати опубл. его содержательные статьи о театре и поэзии начала века (напр.: "Творческий путь А. Ахматовой" -- "Воля России", Прага, 1923, No 10; ""Стихи о терроре" М. Волошина" -- ПН, 1923, 20 сент.; "Заметки о рус. поэзии" -- "Воля России", 1924, No 3, 16; "О Блоке" -- "Записки наблюдателя", Прага, 1924; "Парижские поэты" -- "Воля России", 1926, No 1) и др.
   Др. произв.: "Пути развития шахматной игры. Мысли и характеристики" (СПб., 1910), "Теория середины игры в шахматах" (Л., 1925), "Капабланка и Алёхин" (Париж, 1928).
   Лит.: Лукницкая В., Ник. Гумилев. Жизнь поэта по мат-лам дом. архива семьи Лукницких, Л., 1990, с. 75--76, 133. Некролог: "Новое рус. слово", 1955, 16 янв. Шахматы. Энц. словарь, М., 1990.
   Архивы: ГБЛ, ф. 386 (письмо В. Я. Брюсову); ГПБ, ф. 124 (письма С. К. Маковскому); ЦГАЛИ, ф. 998 (письмо В. Э. Мейерхольду).

Р. Д. Тименчик.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru