Зозуля Ефим Давидович
Кольцов - редактор
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Зозуля Ефим Давидович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 08/11/2021. 17k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Критика и публицистика
Иллюстрации/приложения: 1 штук.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
К десятилетию "Огонька".
Ефи
м
Зозуля
Кольцов -- редактор
К ДЕСЯТИЛЕТИЮ "ОГОНЬКА
"
В 1929 году вышел номер журнала "Чудак", составленный таким с образом: все сотрудники этого журнала, а именно
--
писатели, поэты, художники и фотокорреспонденты были в один день разосланы в звездообразную поездку из Москвы и одновременно вернулись с материалом о виденном и слышанном. Этот материал составил специальный номер "Чудака".
Этот номер
я
вляется одним
и
з самых характерных для Кольцова и как редактора.
Один из самых действенных,
ec
ли не самый действенный из писателей, он является и одним из самых подвижных в нашей стране редакторов. Десять лет Кольцов к бессменно редактирует "Огонек"
.
И "Огонек" десять лет путешествует
--
и по Советской стране, и по самым отдаленным зарубежным странам, и путешествует, конечно, неизмеримо больше Кольцова, ибо Кольцов сам, из'ездив почти весь мир, может ехать одновременно в
о
дин конец, а журнал, редактируемый Кольцовым, может посылать людей одновременно в разные кон
цы.
В этом и заключается одна из основных черт Кольцова как
ре
дактора. Именно: редактируя журнал, он не только отражает себя в нем, а продолжает себя и свои поездки, планы, идеи.
Кольцов не только проводит через журналы свои взгляды, но заставляет людей работать параллельно с собой, и в этом заключается его руководство. Нужно летать и ездить одновреме
н
но в разные концы, что никак не возможно одному человеку, и поэтому он охотно редактирует те журналы, которые могут отличаться наибольшей подвижностью и в которых он может как бы размножать себя.
Совершенно нельзя себе представить, чтобы, например, в "Огоньке" печатались статьи о желательности и необходимости
,
скажем, поездки на Магнитострой. Зачем? "Огонек" просто снимается и едет на Магнитострой. Специальная выездная редакция вместе с рабочими Магнитогорска, представителями ИТР, журналистами и общественниками издает номер журнала в самом городе Магнитогорске, печатает его в местной типографии, и номер называется "Огонек на Магнитострое".
Кстати, этот опыт был первым в практике непосредственного и точного освещения в иллюстрированном журнале крупных строек. Он дал ярко положительные результаты и по требованию магнитогорской и уральской общественности был повторен в Москве в большом тираже для всесоюзного читателя.
Основное требование, какое Кольцов пред'являет к своим товарищам по работе,--
это чтобы было больше людей, больше корреспондентов, больше бригад, чтобы они были лучше расставлены, лучше использованы и т. д.
Разумеется, ему тесно в "Огоньке". Почти каждая тема, разработанная Кольцовым, перехлестывает небольшой об'ем "Огонька". Она часто выливается в книжки, порой в целые библиотеки. Иногда в сборники, не похожие на обычные номера "Огонька". Например, номер "Огонька", посвященный освобождению от импорта, получил продолжение в целом ряде номеров и, наконец, превратился в отдельный об'емистый сборник. "Все своими руками, из своих материалов, на своих машинах". Этот сборник пол
у
чил высокую оценку "Правды". Сейчас стране важно знать, где
н
аилучшим образом работают колхозы и совхозы и как работают в них люди, и Кольцов во главе бригады только что вернулся из поездки в Кабардино-Балкарию, которая первая выполнила весенний сев. И опять специальный номер "Огонька" не может вместить всего материала, собранного бригадой, и этот материал выйдет отдельной книгой.
И так далее. И так далее.
Начинания Кольцова обязательно разрастаются, и не случайно он стоит во главе такого мощного издательства, как Журнально-газетное об'единение.
Было бы близоруко думать, что Ксльцов на этой работе занимается издательством. Он любит издательство и не брезгает черной работой, ибо кто любит печатное слово, тот заглядывает и в типографию
--
Горький, например, десятилетиями не вылезал из типографско-издательских кабинетов, по, конечно, главное, что отличает Кольцова как руководителя Журнально-газетного об'единения, это прежде всего та же ненасытная его жажда к деланию, к размножению своих идей, к размножению своих действий.
В маленьком журнале "Огонек"
н
ет достаточного места для художественной литературы, и в виде приложения к "Огоньку" выходит "Библиотека
"Ого
нь
к
а
", охваты
вающая огромное количество писателей. Наряду с маленькой библиотекой выходят и большие библиотеки романов, классики и т. д. Если в Об'едине
н
ие входит и много лет издается журнал "За рулем", то это тоже не случайно: Кольцову есть прямое дело до советского мотора, до советского автодвижения, и он не только издатель этого журнала, а один из его руководителей. Если в Соединении издается ряд газет и журналов, посвященных литературе, искусству, технике, изобретательству и т.
д
. и т. д., ряд иностранных газет и журналов, то ко всему этому имеет отношение Кольцов как творчески заинтересованное лицо.
Но было бы неправильно характеризовать Кольцова-редактора только, так сказать, в ширину, только по горизонтальной линии, по линии расширения его работы.
Для Кольцова чрезвычайно характерна-- и это вторая из основных черт Кольцова как редактора
-- собранность, сконденсированность, ударность действий. Плановость. И притом точная, действительно точная плановость. Особая плановость --
скупая какая-то, экономная, сгущенная. Не план ради плана, как это частенько бывает у нас, а план ради его осуществления.
Не поездки ради поездок, а чтоб одна поездка имела бы максимальный эффект, какого достигают в большинстве случаев поездки самого Кольцова.
Не номера журналов ради количества номеров, а один номер журнала с максимальным действием. Не много журналов с небольшими тиражами, а меньшее количество с огромными тиражами.
И он достигает
э
того.
И это не только во-вне. Если заглянуть в комплекты журналов, которые он редактирует, то и там можно видеть осуществление того же принципа, а именно
--
возможно меньше места, но возможно больше действия и
--
воздействия. Если он, например, затевает журнальную
игру, то, занимая мало места в
журнале, она живет огромной жизнью ВНЕ журнальных страниц.
Яркий этому пример
--
"Викторина". Сколько миллионов молодежи культурно воспитывалось на этой игре, занимавшей в "Огоньке" всего-на-всего одну, а то и половину страницы в номере. Сколько она перепечатывалась, переписывалась! Сколько было подражаний! Сколько миллионов было заражено ее неисчерпаемой динамикой!
Третья из основных черт Кольцова-редактора
--
разнообразие.
Разнообразие в целеустремленности.
Недавно в ЦАГИ, где, как известно, по инициативе Кольцова строится гигантский агитсамолет "Максим Горький", Кольцов делал небольшой доклад рабочим о деятельности комитета по постройке самолета. Он рассказывал, что агитсамолет, еще не готовый, а только начавшийся стройкой, уже делает культурное дело. Так, например,
он с улыбкой рассказал, что где-то в Вятке или в другом месте в ответ на призыв комитета не только
быстро собрали деньги, устроили спектакль, лекцию и т. д., а еще постановили: скорее закончить о
б
щежитие для рабочих, организовать
новую библиотеку и ремонтировать
баню... Казалось бы, какое отношение имеет ремонт бани к самолету? Но, оказывается, имеет. Все,
что укрепляет трудящихся, что
улучшает их быт, имеет отношение
к советской культуре, и следовательно, к самолету, который эту
культуру будет углублять и заносить в самые отдаленные уголки.
Это характерно для советской работы. Делать
--
одно, а по пути
прихватывать, подбирать все, что
полезно и что не мешает основному.
Кольцову в большой мере свойственна эта особенность советской работы. Нельзя представить себе,
чтобы Кольцов как редактор не
использовал попутных тем, могущих быть связанными с основной.
Как в его фельетонах и очерках основная тема разнообразится и оживляется привходящими, т. е.
развитием основной, так и Кольцов-редактор в своей редакторской
работе неустанно борется с узостью, ограниченностью, однообразием и голым отписыванием.
Редактируя материал, он большое внимание уделяет слову, сочетанию слов, конструкции фраз.
К чужой рукописи он подходит с довернем, с уважением, учитывая
силы и возможности автора в данный период его развития и роста,
учитывая тему, установку вещи и всякие местные привходящие обстоятельства. В этом смысле Кольцов принадлежит к типу высоко-
чутких редакторов. Знания его разнообразны, память исключительна, и он, как правило, не "сокращает" и не "бракует", а помогает автору выправить узкое место
--
часто одной-двумя поправками, введением
,
или перекройкой абзаца или двух,
оживлением отдельных фраз путем перестановки слов и т. д. Причем он именно уважает и ценит индивидуальность автора, он не требует, как это часто бывает с крупными писателями, редактирующими других, чтобы были угаданы их личные тяготения и вкусы. У него необычайно широкий диапазон восприятия стилей, манер, жанров, тем.
Вообще Кольцов-редактор не отделим от Кольцова-писателя, от Кольцова-художника, путешественника, фельетониста, сатирика, неутомимого выдумщика, знатока людей, организатора, общественника и большевика
--
прежде всего и во всем
--
большевика.
И тут говоря о Кольцове как о писателе и как о редакторе, хотелось бы потребовать
--
наряду с тем, что он пишет,--
еще и крупных вещей. Правда, его фельетоны и очерки, собранные в книги, представляют собою цельные серии, часто связанные не только тематикой, но и композицией.
Однако наряду с этим можно не сомневаться в том, что Кольцов мог бы в более крупных вещах (не газетных, а журнальных размеров) показать себя с новых, неожидан
н
ых и ценнейших сторон. Ближайшие товарищи Кольцова по работе знают, сколько тем, сколько инте
р
есных обобщений, сколько действительно художественных вещей
мог бы кроме того, что он дает,
еще дать Кольцов. Мы знаем,
сколько подлинно нового дал бы Кольцов-писатель, если бы он приступил, наконец, еще к более широкой реализации своего дарования, если б он увеличил и расширил свои творческие масштабы.
Кольцов-писатель, повторяем, не отделим от Кольцова-редактора. И тот и другой является воспитателем многих десятков самых разнообразных молодых дарований, которые группируются вокруг него и его журналов.
Достаточно назвать актив молодых рабочих-писателей и поэтов при журнале "Огонек", затем десятки более сформировавшихся -- и наших советских и близких нам
молодых иностранных писателе
й
, которых не вмещает и не может
вместить "Огонек" или другие "тонкие" журналы, которые редактирует Кольцов,--
чтобы стало ясно, что Кольцову пора
--
и как писателю и уже во всяком случае как редактору -- наряду со всем тем, что о
н
делает, ибо то, что он д
е
лает, глубоко полезно и важно,
и
еще шире развернуть свою писательскую и редакторскую деятельность, чтобы" успешно развернуть те перспективы, которые не перестают возникать и расширяться на действительно огромном и плодотворном участке его работы.
"Литературная газета",
No 24
, 1933
Оставить комментарий
Зозуля Ефим Давидович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 08/11/2021. 17k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.