Абрамович Николай Яковлевич
С. Сергеев-Ценский. (Рассказы). T. I

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   С. Сергѣевъ-Ценскій. (Разсказы). T. I. К-во "Міръ Божій". Спб. 1907 г. стр. 353. Ц. 1 р. Первый томъ разсказовъ С. Сергѣева-Ценскаго производитъ странное двойственное впечатлѣніе. Наряду съ разсказами живыми, своеобразно, красочно и сильно написанными, попадаются такіе трафаретные очерки, какъ "Маска", "Вѣрю", "Тундра", въ которыхъ какая-то тягучая вязкость длиннотнаго и громоздкаго повѣствованія автора не даетъ ни одного яркаго просвѣта художественности. Въ разсказахъ лучшихъ, наряду съ одухотворенными, часто полными свѣжаго очарованія образовъ строками, попадаются манерныя, скучныя... Это несомнѣнный признакъ неровности молодого дарованія, прорывающагося въ порывахъ, случайно дающаго себя знать дыханіемъ весенней свѣжести сквозь сухую паутину "беллетристики". Началъ Сергѣевъ-Ценскій сухими, "приличными" разсказами, но потомъ развернулось что-то красочное, живое, сложное,--въ страницы писателя пробилось уже нѣчто свое, а не казенно-беллетристическое.
   Авторъ, повидимому, считаетъ своими -- двѣ области художественнаго воспроизведенія -- мірокъ тонкихъ и еле уловимыхъ для творческой фиксаціи психическихъ переживаній и глубоко-субъективное ощущеніе природы, взятое не само но себѣ, а въ связи съ общинъ строемъ личныхъ впечатлѣній и настроеній. Но среди многочисленныхъ его персонажей трудно указать хотя бы на одного, въ которомъ психологическій процессъ былъ бы прослѣженъ не только съ творческой захватывающей полнотой (и даже страстностью -- какъ у Достоевскаго), но даже съ простой обстоятельностью. Авторъ, задаваясь подобными задачами, въ большинствѣ случаевъ совершенно избѣгаетъ уединенныхъ внутреннихъ переживаній своихъ персонажей, показывая пережитое ими или въ діалогахъ или въ краткомъ отъ себя поясненіи. Такъ, въ большомъ разсказѣ "Уголокъ" мірокъ мыслей и ощущеній ребенка передается черезъ діалоги съ отцомъ и подругой; въ разсказѣ -- "Умру я скоро" той же цѣли достигаетъ авторъ бесѣдами героя съ фельдшеромъ и домашними. Въ повѣсти "Садъ" -- герой разсказываетъ себя въ письмѣ къ пріятелю. И эти попытки обнаружить внутреннюю сторону жизни своихъ персонажей у беллетриста были бы совсѣмъ безсильны, если бы онъ въ мастерствѣ не владѣлъ бы своей кистью въ области пейзажа. Здѣсь-то благодаря указанной способности писателя дать впечатлѣніе природы не отдѣльно отъ общаго строя ощущеній героя, а именно прошедшее сквозь весь пластъ его настроеній и своеобразно имъ окрашенное, дополняется и яснѣе вырисовывается обликъ самого героя. Въ пейзажѣ С.-Ценскій своеобразенъ, богатъ и красивъ. У него много личныхъ своихъ впечатлѣній, много подмѣченныхъ красокъ и оттѣнковъ, много образовъ, сравненій, думъ и ощущеній, рожденныхъ глушью лѣса, просторомъ поля, тишиной сада. Въ "Полянѣ" у него живое дыханье весенняго дня, полнаго нѣжнымъ звономъ, шелестомъ, запахами травъ и листьевъ, солнечными искрами; нѣжные акварельные штрихи даютъ почти совершенную иллюзію дня. Въ "Саду" великолѣпная картина плодового, осенняго сада, обсыпаннаго фруктами, серебрянныхъ лунныхъ лѣтнихъ ночей, въ которыхъ по импрессіонистки смѣло и размашисто дано ощущеніе воздуха, тѣней и полусвѣта. Чрезвычайно оригинальное письмо у Серг.-Ценскаго: фраза его, положительно, отягощена образами, какъ вѣтка плодами, причемъ, читатель легко можетъ прослѣдить за ассоціаціей образовъ, вызывающихъ другъ друга и захватывающихъ покорную мысль автора. Онъ даетъ не внѣшній рисунокъ видѣннаго, а стремится излить всю смутность неопредѣленныхъ ощущеній, рожденныхъ чѣмъ либо, что онъ описываетъ. И, стремясь къ полнотѣ передачи, исчерпываетъ всю сумму образовъ, какъ гирлянда, или какъ звѣнья цѣли, цѣпляющихся другъ за друга. Особенно ярко выражена эта особенность автора въ послѣдней его повѣсти "Лѣсная топь". помѣщенной въ "Альманахѣ Шиповника".

Н. Я. Абрамовичъ.

"Современный Міръ", No 4, 1908

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru