Андреев Леонид Николаевич
Нурмин. Леонид Андреев. "Дневник Сатаны"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 5.05*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия в журнале "Красная новь" за 1921 год.

  
  
  
  
  
  

    Нурмин. Леонид Андреев. "Дневник Сатаны".

  
   Нурмин.
  
   ЛЕОНИД АНДРЕЕВ. "ДНЕВНИК САТАНЫ". ГЕЛЬСИНГФОРС. КНИГОИЗД. "БИБЛИОН".
  1921 г. 276 стр.
  
   Оригинал находится здесь: http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/29.html
  
   Сатана счел нужным вочеловечиться, ведет земную жизнь и, кроме того,
  ведет дневник. Нужно сказать, довольно пространный и очень скучный. Местами
  с трудом преодолеваешь претенциозные страницы, наполненные длиннейшими и
  утомительными рассуждениями и мертвящим схематизмом образов. И нисколько не
  помогает этому то, что тема самая современная: в дневнике ни разу не
  упоминается "большевизм", но речь идет только о нем.
   Вочеловечившийся сатана принимает вид американского миллиардера
  Вандергуда. Вместе с другим чортом, мистером Топпи, он едет в Рим. Близ
  Рима происходит крушение. Вандергуд-Сатана попадает в виллу таинственной
  личности, некоего Магнуса, у которого "темные, почти без блеска, большие
  мрачные глаза", "наглый, неприличный взгляд", - "нос красивый и сделанный
  из мыслей и каких-то дерзких желаний" - и "руки: очень большие, очень
  белые, спокойные... ровно десять пальцев; ровно десять тонких, злых, умных
  мошенников"...
   У Магнуса Вандергуд-Сатана влюбляется в Марию, неописуемой красоты,
  удивительно похожую на Мадонну. Она - дочь Магнуса. Вандергуд ищет
  применения своим миллиардам. Он жаждет игры, испить до дна кубок
  человеческой жизни. Мало-по-малу он вочеловечивается почти совсем, т.-е.
  живет как все люди. Он предлагает Магнусу распоряжаться своими миллиардами,
  быть его руководителем в жизни. Тот сначала отказывается, но потом после
  долгих колебаний дает согласие и начинает переводить состояние Вандергуда в
  золото. Магнус обещает ему Марию. Он молчалив, ничего не говорит о себе, но
  однажды он раскрывает свои планы Сатане. Нужно изобрести динамит, но
  особый, чтобы он имел "волю, сознание и глаза". Таким динамитом может стать
  человек. Нужно только кольнуть чем-то человека и он взорвется и взорвет
  мир. Есть и средство взорвать человека: "надо обещать человеку чудо".
  "Опять обман? Опять обман. Но не крестовые походы, не бессмертие на небе.
  Теперь время иных чаяний и иных чудес. Он обещал воскресение всем мертвым,
  я обещаю воскресенье всем живым...
   "Но мертвые не воскресли. А живые?
   " - Кто знает? - говорит Магнус. - Надо сделать опыт".
   Нужно сделать большой опыт. Европа встревожена: ожидают войны, "но
  война, это - только преддверие в царство чуда". Очарованный планами
  Магнуса, мистер Вандергуд предлагает "поскорей взорвать его". Магнус
  обещает сделать это чрез две недели. Чрез две недели происходит следующее:
  Магнус грабит Вандергуда; миллиарды оказываются всецело в руках Магнуса:
  Вандергуд - нищий. Мадонна-Мария совсем не дочь Магнуса - а его любовница.
  Менее всего она также похожа на Мадонну: она - проститутка с 14 лет,
  "продажная тварь". "Она умеет все". "Она глупа, как гусыня. Непроходимо
  глупа. Но хитра. Но лжива. Очень жадна к деньгам"... А роковое сходство с
  Мадонной? Но Магнус сам был обманут. "Это не женщина - это орел, который
  клюет мою печень". Ночью - "вавилонский разврат", мертвый сон, забвение, а
  утром "опять Мадонна". Впрочем, это было в прошлом. "Своими зубками она
  выгрызла всю мою бессмысленную веру и дала мне ясный, твердый и
  непогрешимый взгляд на жизнь"...
   Попутно Магнус, издеваясь над бедным одураченным Сатаной, угрожая
  выбросить его на улицу, развивает свою теорию о взрыве.
   " - Я, - говорит о себе Магнус, - вывод - знак равенства - итог -
  черта под рядом цифр. Ты можешь назвать меня Эрго, Магнус Эрго.
   "Они говорят: дважды два - я отвечаю: четыре. Ровно четыре. Вообрази,
  что мир застыл на мгновение в полной неподвижности, и ты увидишь такую
  картину: вот чья-то улыбающаяся беззаботно голова, а над нею - занесенный,
  застывший топор. Вот куча пороха, а вот падающая в порох искра. Но она
  остановилась и не падает. Вот тяжелое здание на единственной уже
  согнувшейся подпоре. Но все застыло - и подпора не ломается. Вот чья-то
  грудь, а вот чья-то рука, делающая пулю для этой груди. Разве это
  приготовил я? Я только беру рычажек и - раз! - двигаю его вниз. Топор
  опускается на смеющуюся голову и дробит ее... Искра падает в порох - и
  готово. Здание рушится... А я только надавил рычажек... Подумай: разве я
  мог бы убивать, если бы в мире были только скрипки и другие музыкальные
  инструменты?.. Я обещаю кроликам, что они станут львами... Ты увидишь,
  какую смелость, какую энергию разовьет мой кролик, когда я нарисую ему на
  стене райские кущи и эдемские сады... И кто знает... да, кто знает... а
  вдруг он этой массой действительно сломает стену?.. Надо попробовать..."
   Бедный Сатана "взорван", - он - в ужасе, полон бешеной ненависти и
  отчаяния. Желая поразить Магнуса, он открывает ему тайну своего появления
  на земле: он - Сатана. Но Магнус только смеется презрительно.
   То, что мы выписали, является наиболее ярким и интересным. Не дурны
  также фигура кардинала Х., "старой обезьяны" и циника, и экс-короля,
  надутого "цыпленка", ищущих денег. В них чувствуется живая плоть и кровь.
  Но эти фигуры эпизодичны, стоят в тени. В остальном же сотни страниц
  заполнены обычными вычурными, надуманными андреевскими рассуждениями о
  земле рабов, о тоскующих тенях, о страхе жизни и страхе смерти, -
  психологическими "углублениями", длиннотами, отступлениями. И не в том
  дело, что "Дневник" - последнее недосказанное слово Андреева, ушедшего от
  жизни, - что созданное нуждается в переработке. Беден и фальшив самый
  замысел и лишен художественной правды. Тленом и духовной опустошенностью
  веет со страниц "Дневника", непониманием настоящего и безысходным страхом
  пред будущим, которые уже при дверях... Но - воистину не страшно все то,
  чем пугает Андреев. Современная трагедия человечества ни в какой мере не
  укладывается в сухие андреевские схемы. Пред вами не жизнь -
  перевоплощенная в живые образы, а мумии, бледные, выцветшие; поэтому и не
  страшно. И потом - Почему нужно бояться взрыва, если все уже готово, - если
  старый мир всем ходом своего развития подготовил его? Не страшней ли этот
  мир, где поднят уже топор, где здание еле-еле держится, где есть такие
  преддверия как война? При чем здесь чудо, обман, когда опять-таки "все
  готово". Не похожи ли рассуждения об эдемских садах на обычные
  поповско-обывательские "ниспровержения" коммунизма? Не напоминает ли
  производство опыта и похищение миллиардов злобно-невежественный и неумный
  газетный пасквиль? Почему Андреев так говорит теперь о войне, которую он
  сам раздувал посильно, начиная с 1914 года? Все эти и подобные вопросы
  более чем законны и уместны при оценке "Дневника".
   Нужно еще отметить: Магнусу Андреев не отказывает в уме. Магнус умен.
  Все остальное более чем посредственно: посредственен кардинал Х., глуп
  непроходимо экс-король, глуп Топпи, глуповат Сатана, положительно глуповат
  и слишком доверчив. Совсем не похож на Сатану. Магнус от этого только
  выигрывает. Во всяком случае нужного настроения не создается; а нужно было
  вселить ужас и отвращение пред "умным мошенником", намеревающимся
  произвести неслыханный опыт. Этого нет.
   "Дневник Сатаны" характерен только как образец вырождения, упадка,
  страха пред грядущим - тех кругов, из которых вышел покойный писатель.
  
  
  
  
  

Оценка: 5.05*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru