Арним Ахим Фон
Ахим фон Арним: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Арним Людв.-Иоаким

   (назыв. обыкновенно Ахим фон-А.) - немецкий поэт, род. 26 июня 1781 г. в Берлине, изучал естественные науки в Геттингене и Галле и уже в 1799 г. издал брошюру "Versuch einer Theorie der elektrischen Erscheinungen", но вскоре после знакомства с Л. Тиком и Клементием Брентано совершено отдался поэзии. Пробыв некоторое время в Геттингене, посетил Швейцарию, Италию, Францию, Голландию и Англию; останавливался в разных местах Германии, жил в Гейдельберге с Клем. Брентано. Со времени женитьбы на сестре последнего, Елисавете (Бетине) Брентано, он жил попеременно то в Берлине, то в своем имении Випердорфе, близ Дамы, в Марке, где и + скоропостижно 21 янв. 1831 г. от нервного удара. Первые его поэтические произвения: два романа, "Hollins Liebeleben" (Геттинг., 1802) и "Ariels Offenbarungen" (Геттинг., 1804). За этим последовал сборник немецких народных песен, изданный им и Брентано под заглавием "Des Knaben Wunderhorn" (1 т., Гейдельб., 1806; 2-е изд., 1819; 2-3 т., 1608); вновь издан в общем собрании его сочинений в 4 томах и исправлен по оставленным им рукописям Л. Эрком в Берлине в 1854 г.; поздние Бирлингером и Крецелиусом с иллюстрациями и критическими заметками (2 т., Висб. и Мюнх., 1873-77); 2т., с иллюстр. и введением Венда (Берл., 1873 г.); в "Universalbibliothek" Реклама и Форбергером в "Nationalbibliothek" Гемпеля. Новейшее издание в 2 т. (1880). Затем явились "Wintergarten" (Берл., 1809) - собрание рассказов, роман "Armuth, Reichthum, Schuld und Busse der Gräfin Dolores" (2 т., Берл., 1870); самое замечательное из сочинений A. "Halle und Jerusalem, Studentenspiel und Pilgerabenteuer" (Гейдельб., 1811); "Isabelle von Aegypten" вместе с тремя другими повестями (Берл., 1812); "SchaubЭhne" (1 т., Берл., 1813); роман "Die KronenwДchter oder Bertholds erstes und zweites Leben" (1 т., Берл., 1817); драма "Die Gleichen" (Берл., 1819); "Landshausleben, Erzählungen" (1 т., Берл., 1826); наконец, "Sechs Erzählungen, Nachlasse (Берл., 1835). Все его сочинения отличаются богатством фантазии, чувством и юмором, но неудовлетворительною формою изложения. А. был горячим патриотом. Собрание его сочинений с предисловием Гримма издала его жена (20 т., Берл., 1839-48; позднее 22 т., Берл., 1853-56).
  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   АРНИМ Ахим, фон [Ioachim (сокращ. Achim) von Arnim, 1781-1831] -- немецкий поэт, друг Кл. Брентано (см.), Герреса и братьев Гримм, с которыми он образует второе поколение немецких романтиков, проникнутое националистически-реакционными тенденциями. Расцвет этой романтики относится ко времени совместного пребывания друзей в Гейдельберге [1804-1808]. Здесь А. и Брентано издают в 1805, под заглавием "Des Knaben Wunderhorn", немецкие народные песни, собранные ими во время путешествия по Рейну в 1802. Ставя себе единой целью реабилитацию презираемой до тех пор народной песни, издатели свободно обращаются с собранными ими материалами, среди к-рых наряду с собственно народной песней оказались песни Герхардта, С. Даха, Опица (см.) и др. поэтов XVI-XVII вв., ставшие народными. Эта художественная обработка достигла своей цели: "Des Knaben Wunderhorn" определяет все дальнейшее развитие немецкой лирики до конца XIX в.; певучие вольные ритмы немецкой народной песни преобладают над размерами классической метрики не только в немецкой поэзии, но -- через творчество гениального ученика романтики Гейне (см.) -- оказывают влияние и на метрику нового русского стиха (Блок). Другим памятником национально-исторического направления гейдельбергского кружка является "Zeitung fЭr Einsiedler", издававшаяся А. в 1808. С распадением гейдельбергского кружка А. в 1808 возвращается в Берлин; в 1811 он женится на сестре Брентано (см. "Беттина"), вторую половину жизни проводит частью в Берлине, частью в своем поместьи Виперсдорф.
   Представитель старого дворянства, носитель консервативных и националистических идей, убежденный протестант -- А. являет своей жизнью и личностью резкий контраст с общими тенденциями романтизма. Отречение от романтических грез юности характеризует идеологию помещика, желающего сохранить "патриархальные" отношения с "1 200 душ, населяющими мои семь деревень".
   Лит-ая деятельность А. многообразна; ему принадлежат романы: "Hollins Liebeleben" [1802], "Ariels Offenbarungen" [1804], "Armut, Reichtun, Schuld und Busse der Gräfin Dolores" [1810]; мистерия "Halle und Jerusalem" [1811]; ряд исторических драм ("Der Auerhahn", "Die Befreiung von Wesel", "Die AppelmДnner", "Der Stralauer Fischzug", "Die Gleichen" и др.) и переделок старинных немецких и английских фарсов; бытовые, исторические и сатирические новеллы: "Der tolle Invalide" [1818], "Owen Tudor" [1821], "Frau von Saverne", "Fürst Ganzgott und SДnger Halbgott" и др. Высшим проявлением его художественного творчества являются: исторический роман "Die Kronwächter" [1817], фантастическая новелла "Isabella von Aegypten" [1811] и "Die Majoratsherren" [1820]. В развитии идей романтики для А. характерен разрыв с мистической эротикой старшего поколения "Gräfin Dolores" как протест против "Люцинды" Шлегеля (см.) и с магическим идеализмом Новалиса (см.) (осмеянным в образе путешественника во II ч. "Halle und Jerusalem"). В области формы этому соответствует отрицательное отношение к приему синкретизма ощущений (напр. к передаче слуховых ощущений зрительными образами и обратно), типичному для старших романтиков. Напротив, А. в своей лирике тяготеет к постоянному эпитету народной песни; в эпических же произведениях, наряду с развертываемым им богатством красочных образов, он охотно прибегает к игре света и теней, столь характерной для позднего романтизма. Певучая музыкальность яз. старших романтиков сменяется у А. жестким, подчеркнуто прозаическим периодом; только в ранних произведениях он применяет ритмическую прозу (ямбы в "Halle und Jerusalem"). Эта твердая прозаичность сказа дает особую убедительность тем образам, к-рые создает фантазия А. В противовес романтической идеализации родного прошлого А. выводит и комические, жизненно правдивые фигуры степенных бюргеров, городских приказных: превосходен в "Kronwächter" образ гениального забулдыги-ваганта Фауста. Наряду с экзотикой цыганских поверий ("Isabella von Aegypten") А. открывает немецкой романтике неизжитую еще до настоящего времени (ср. "Гойлем" Мейринка) экзотику еврейского гетто; он первый вводит в лит-ру мотив гойлема, каббалистические легенды об Ангеле смерти и др. ("Die Majoratsherren"). Необычайно богатая фантастика А., где встречаются мотивы средневековых народных еврейских поверий, сочетается с изображением действительности ("Halle und Jerusalem"), напр. Вечный жид проходит по улицам современного А. городка с его сутолокой, спорами студентов о защите диссертации и пр.); А. не видит в фантастике другого плана действительности, как это делает Гофман (см.), но мотивирует ее как символику истинного смысла жизни ("Die Majoratsherren"). Творчество этого своеобразного романтика еще ждет углубленной оценки.

Библиография:

   I. Полное собр. сочин. в 19 тт. вышло Berlin, 1839-1846; В 22 тт., Berlin, 1853-1856. Отдельные произведения издавались Minor'ом, Geiger'ом и Pfaff'ом. Избранные сочин. издавались много раз.
   II. Помимо общих трудов по романтике: Steig R. und Grimm H., A. und die ihm nahe standen, 3 Bde, Stuttgart, 1894-1914; Lohre H., Von Percy zum Wunderhorn, Berlin, 1902; SohulЖe F., Die GrДfin Dolores, Lpz., 1904; Hartmann M., A. als Dramatiker, Breslau, 1911; Becker H., A. in den wissenschaftlichen und politischen Strömungen seiner Zeit, Berlin, 1912; Schünemann F., A.'s geistige Entwicklung in "Halle und Jerusalem", Lpz., 1912.

Р. Шор

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 255--257.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-2551.htm
  

III.

   А́РНИМ (Arnim), Людвиг Йоахим (26.I.1781, Берлин, -- 21.I.1831, Виперсдорф) -- нем. писатель. Принадлежал к старинной дворянской семье. Изучал естеств. науки, затем посвятил себя лит-ре; стал во главе Гейдельбергского кружка романтиков, где были сильны националистич. и реакц. тенденции. А. собирал и изучал нар. поэзию. В 1806--08 совместно с К. Брентано издал сб. "Волшебный рог мальчика" ("Des Knaben Wunderhorn"), куда вошли обработанные и приспособленные к романтич. вкусам нар. стихи, песни, баллады, собранные А. во время путешествий, а также стихи поэтов 16--17 вв., тоже ставшие народными. Этот сб., неоднократно переиздававшийся, оказал большое влияние на развитие нем. поэзии до конца 19 в. Вольные ритмы, к-рыми написаны песни и стихи сб-ка, были усвоены лучшими нем. поэтами и прежде всего Г. Гейне. После распада Гейдельбергского кружка в творчестве А. возникает тенденция к созданию реалистических образов. А. -- автор романов ("Графиня Долорес", полное назв. "Armut, Reichtum, Schuld und Buße der Gräfin Dolores", 1810, и др.), драм ("Освобождение Везеля" -- "Die Befreiung von Wesel"; "Равные" -- "Die Gleichen" и др.) и обработок старинных нем. и англ. фарсов, новелл ("Сумасшедший инвалид", 1818, "Герцог Ганцгот и певец Хальбгот"). К наиболее известным его соч. относятся историч. роман "Хранители короны" ("Die Kronenwächter", 1817) и новелла "Изабелла Египетская" ("Isabella von Ägypten", 1812).
   Соч.: Sämtliche Werke, 3 Aufl., Bd 1--21, B., 1857; в рус. пер. -- в кн.: Нем. романтическая повесть, т. 2, М. -- Л., 1935.
   Лит.: Гейне Г., Романтич. школа, Собр. соч., т. 6, Л., 1958; Брандес Г., Романтич. школа в Германии, СПБ, 1907; Рейман П., Основные течения в нем. лит-ре, 1750--1848, пер. с нем., М.; 1959; Steig R., A. von Arnim und die ihm nahe standen, Bd 1--3, Stuttg., 1894--1913.
  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 320--321.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-3203.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru