Бабель Исаак Эммануилович
Исаак Бабель: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович [1894-] -- выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе, в семье еврейского купца. Лит-ую работу начал в 1915 в журнале Горького "Летопись" (см.) рассказами из еврейского быта Одессы. После гражданской войны материалом первых его лит-ых выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были непосредственные впечатления. Первый рассказ его из серии "Конармия" появился в 1924. В дальнейшем творчество его, в отношении тематики, пошло по двум основным направлениям: с одной стороны, Б. дал ряд новелл на материале Конармии, объединенных теперь в книгу "Конармия", -- с другой -- разрабатывал в форме новеллы, пьесы для театра ("Закат", 1928) и кинематографического сценария ("Беня Крик") -- материал еврейского местечкового быта. Новеллы на эту тему отчетливо распадаются на автобиографические ("История моей голубятни" и др.) и эпико-романтические, главным персонажем к-рых является герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника), идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик ("Одесские рассказы", "Король", "Как это делалось в Одессе". К этой группе по теме примыкают пьеса и сценарий Б.). Все, до сих пор написанное Б. вне этих двух линий -- быта Конармии и местечкового еврейского быта -- крайне немногочисленно и не может итти в сравнение с перечисленным в отношении художественного мастерства ("Исусов грех", "Ты проморгал, капитан"). В настоящее время Б. живет во Франции, продолжая работу в советской лит-ре.
   Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова. Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей отображения в художественной лит-ре, жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Б. о Конармии чрезвычайно значительных произведений. В лице Б. молодая советская лит-ра получила сильного художника, "попутчика" (см.), с редкой по тому времени полнотой отдавшего свое дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Б. -- крупного художника-пионера революционной тематики, ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской художественной лит-ры и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают отнестись к лит-ым фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной объективностью. С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Б. о Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько проявлением утонченного лит-ого мастерства Бабеля и раскрытием его собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из этого быта. При этом материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей мере характерного для социальной среды, из которой вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен. В одинаковой мере неправы поэтому были те критики, к-рые желали видеть в "Конармии" Б. реалистическое произведение, адэкватно отобразившее действительную Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между прочим сам т. Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от искажений, к-рым Б., по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Б. не является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения действительности себе не ставит. В его лице наша литература имеет крайнего субъективиста. Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей стороной, -- превратила Б. в скорбного, иронического романтика. Он не мог не сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса, поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской России. Но стремясь соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью, грозящей растоптать его личность (см. напр. "История моей голубятни"), он отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в иронию, скепсис. Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом миросозерцании Б. несомненной тяги к общественности, к действию, активности (сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма и намеренной, изысканной грубости. Отсюда же и эротизм Б.-художника, -- черта, характерная для этого индивидуалиста. Этим же противоречием мирочувствования Б., определяемого двойственностью его социальной природы, целиком объясняется своеобразный подход его к слову как к некой самодовлеющей реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого материала. Субъективный облик Б. выступает настолько отчетливо в каждой его новелле, что судить Б. как реалиста, с точки зрения верности его зарисовок натуре, совершенно невозможно.
   Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких новелл, один сценарий и пьесу, -- некую эстетическую действительность, стоящую над реальной действительностью как ее романтически преломленное подобие. Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно искажением фактов представлять произведения Б. пародией на действительность, карикатурой на нее.

Библиография:

   Буденный С., Бабизм Б., "Октябрь", кн. 4, 1924;
   Шкловский В., Б., "Леф", кн. 2 (6), 1924;
   Вешнев В., Поэзия бандитизма, "Молодая гвардия", кн. 7-8, 1924;
   Лелевич Г., На лит-ом посту, Тверь, 1924;
   Воронский А., Лит-ые типы, М., 1925;
   Его же, Лит-ые записи, М., 1926;
   Горбачев Г., Новеллы Б., "Два года лит-ой революции", Л., 1926;
   Лежнев, Вопросы лит-ры и критики, М., 1926;
   Воронский А., Искусство В. Полянской видеть мир (ст. Лит-ый дневник), М., 1928;
   Горбов Д., У нас и за рубежом (ст. Итоги лит-ого года), М., 1928;
   Полонский В., О современной лит-ре, М., 1928.

Д. Горбов

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 291--294.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-2911.htm

II.

   БАБЕЛЬ, Исаак Эммануилович [1(13).VII.1894, Одесса, -- 17.III.1941] -- рус. сов. писатель. Род. в евр. семье. Окончил Одесское коммерч. училище. В 1915 переехал в Петроград; в 1916 напечатал первые два рассказа в журн. М. Горького "Летопись". В 1917 по совету Горького прервал занятия лит-рой и до 1924 переменил множество профессий: был сотрудником Наркомпроса, типографским служащим, репортером, участником продовольственных экспедиций, служил бойцом 1-й Конной армии. В 1923 были опубликованы его первые после перерыва рассказы "Соль", "Письмо", "Смерть Долгушова", "Король". Вместе с написанными позднее они составили два цикла -- "Конармия" (отд. изд. 1926) и "Одесские рассказы" (отд. изд. 1931). Изображая путь Конармии, Б. рисует и подлинных защитников революции, и тех, кто олицетворял казацкую вольницу, с ее анархическим отношением к революционной воинской дисциплине. В облике конармейцев 20-х гг. Б. видел сочетание человечности и жестокости, аскетичности и сексуальности, подлинной революционности и анархизма. Критика того времени, отмечая дарование Б., упрекала его за натурализм и подчеркивание стихийного начала в трактовке гражд. войны. В рассказах первого цикла повествование ведется от первого лица. Роль героя-рассказчика играет в них интеллигентный юноша, для к-рого путь, пройденный в обстановке ожесточенной борьбы крестьян и рабочих против врагов революции, становится своеобразной школой мужества и революц. самосознания. В рассказах второго цикла, рисующих жизнь дореволюц. евр. бедноты ("Король", "Как это делалось в Одессе" и др.), рядом с мастеровыми и мелкими торговцами Б. изображает одесских "налетчиков", чем-то напоминающих "благородных разбойников" романтич. лит-ры. Герой "Одесских рассказов" Беня Крик грабит богатых и покровительствует беднякам, что вызывает у автора сочувствие к нему, соединенное с явственным оттенком иронии. Б. принадлежат также пьесы "Закат" (1928) и "Мария" (1935), неск. киносценариев (фильм

0x01 graphic

   "Блуждающие звезды", 1926), ряд рассказов, не объединенных в циклы, и неск. очерков. Последним из рассказов, опубл. при жизни Б., был "Ди Грассо" (1937). В 1937 Б. был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.
   Мастер короткого рассказа, Б. стремился к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, в сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык ранних рассказов сменяется в последующих строгой и внешне сдержанной повествоват. манерой ("Пробуждение", "Карл-Янкель", "Улица Данте", "Нефть"). Излюбленная тематич. коллизия Б. -- противопоставление сильных, прямолинейных характеров простых людей, устанавливающих в России новый революц. порядок, мягкотелому прекраснодушию и пассивности представителей дореволюц. интеллигенции. Героями, от лица к-рых ведется повествование, являются в разных рассказах Б. совершенно разные люди. В одном случае, напр., герой предстает перед нами защитником несгибаемой логики революции (рассказ "Гедали"), в другом -- олицетворяет противоположное начало ("Вечер"). В то же время в большинстве рассказов автор, ведя повествование от первого лица, неизменно стоит рядом с героем-рассказчиком, чуть заметными штрихами отмечая свое собственное отношение к предмету повествования. Это имел в виду и М. Горький, в свое время защищавший Б. от нападок рапповской критики, в к-рой автор отождествлялся с его героями, а собственное отношение писателя к изображаемым событиям игнорировалось. Известен также спор между С. Буденным, резко критиковавшим "Конармию", и М. Горьким, защищавшим книгу Б. Выдающееся изобразит. мастерство Б. и самобытность его творч. устремлений определили место писателя среди зачинателей сов. лит-ры и роль в формировании ее стиля. Соч. Б. переведены на мн. иностр. языки.

Сочинения:

   Рассказы, М., 1936;
   Избранное, М., 1957 (Предисл. И. Эренбурга).

Литература:

   Горький М., Письмо А. А. Демидову от 15 мая 1925 г., в его кн.: Письма о литературе, М., 1957, с. 298--300;
   Буденный С., Бабизм Бабеля из "Красной нови", "Октябрь", 1924, No 3;
   его же, Открытое письмо М. Горькому, "Правда", 1928, 26 окт.;
   Горький М., Ответ С. Буденному, "Правда", 1928, 27 ноября;
   Воронский А., И. Бабель, в его кн.: Литературные портреты, т. 1, М., 1928;
   И. Бабель, Статьи и материалы, М., 1928;
   Полонский В., Критич. заметки. О Бабеле, в его кн.: О современной лит-ре, 2 изд., М. -- Л., 1929;
   Андреев Ю. А., Заметки Фурманова о Бабеле, в его кн.: Из истории русских литературных отношений XVIII--XX вв., М. -- Л., 1959;
   Макаров А., Разговор по поводу..., в его кн. того же названия, М., 1959.

Г. Н. Мунблит.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 387--388.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-3873.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru