Барсов Николай Иванович
К литературе об историческом значении русских народных заклинаний. Проф. Н. Барсова
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Барсов Николай Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1893
Обновлено: 05/09/2023. 4k.
Статистика.
Статья
:
Критика
О творчестве автора
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Къ литературѣ объ историческомъ значеніи русскихъ народныхъ заклинаній. Проф. Н. Барсова
. Спб., 1893 г. Въ настоящей брошюркѣ г. Барсовъ напечаталъ нѣсколько заклинаній по рукописи начала прошлаго вѣка, которыя могутъ представлять извѣстный интересъ: мы слишкомъ мало имѣемъ до сихъ поръ раннихъ записей заговоровъ и заклинаній, очень важныхъ для исторіи этого вида народной поэзіи и исторіи народнаго двоевѣрія вообще. Авторъ не удовольствовался этими скромными результатами и хочетъ придать найденному матеріалу значеніе нѣсколько иного порядка: онъ де имѣетъ большое значеніе для вопроса о западничествѣ въ народномъ русскомъ міросозерцаніи въ до-петровскую эпоху. Къ этому выводу привелъ г. Барсова рядъ болѣе или менѣе крупныхъ недоразумѣній.
Г. Барсовъ считаетъ очень распространенными, господствующими мнѣнія о самобытности русской народной поэзіи, отрицательномъ отношеніи къ петровской реформѣ народа, который "въ душѣ оставался преданнымъ исключительно исконной русской самобытности и крѣпко держался за старинные устои русской жизни", и напоминаетъ о литературныхъ заимствованіяхъ, въ большой степени обнаруженныхъ новѣйшею историко-литературною критикой. Особенно сильна до сихъ поръ вѣра въ самобытность заклинаній и заговоровъ: "этотъ родъ... представляется доселѣ какъ вышедшій изъ самаго, такъ сказать, нутра русскаго народнаго духа и носитъ на себѣ, поэтому, всѣ признаки безусловной самобытности", что придаетъ ему наибольшую цѣну.
Общеніе Россіи съ Западомъ до Петра, выражавшееся въ различныхъ сферахъ общественной и частной жизни, ни для кого теперь не секретъ; вѣру въ безусловную самобытность народной поэзіи можно встрѣтить развѣ въ плохихъ учебникахъ словесности; давно уже указаны византійскіе и южно-славянскіе оригиналы многихъ русскихъ заговоровъ и заклинаній, такъ что никто не отдѣляетъ ихъ теперь особенно отъ другихъ видовъ народной поэзіи. Дальше у г. Барсова начинается настоящее мнеотвореніе: въ одномъ заговорѣ упоминается "царь Осинило", въ другомъ сынъ бабы Яги (Сини). Эти имена авторъ считаетъ искаженіемъ "Синеуса". Въ царѣ Осинилѣ "народная фантазія, очевидно, олицетворяетъ и обоготворяетъ западную культуру и западно-европейское вліяніе на русское народное міросозерцаніе, равно какъ на бытъ народный и нравы, начавшіеся съ прибытіемъ къ намъ варяговъ". Вся эта чудовищная гипотеза основана только на случайномъ и слабомъ созвучіи: Осинило -- Синеусъ и больше ни на что не опирается. Истолковавъ такъ имя, г. Барсовъ видитъ въ обыкновенномъ любовномъ заговорѣ, отличающемся отъ другихъ сходныхъ только страннымъ именемъ Осинила, "замѣчательную черту народнаго міровоззрѣнія,-- взглядъ народа на характеръ и свойство западной культуры, которая представляется ему, въ противуположность культурѣ христіанско-византійской, непреодолимо-могущественно дѣйствующею демоническою силой, помогающею человѣку въ такихъ лишь его стремленіяхъ, которыя самъ онъ съ нескрываемымъ цинизмомъ признаетъ грѣховными и дурными съ точки зрѣнія исповѣдуемой имъ внѣшнимъ образомъ морали религіозной". Дальше идутъ столь же невѣротныя вещи: "на Западѣ общественные нравы свободно слагались по идеямъ Аріоста, Боккаччіо, Петрарки"; "на Западѣ, гдѣ слагались рыцарскія отношенія между лицами двухъ половъ"; "островъ безпрепятственныхъ любовныхъ похожденій получилъ свое названіе Буяна"; то, что заклинатель, "не благословись и не перекрестясь, идетъ молиться самому чорту",-- "чисто-фаустовскій демонизмъ" и проч. Вотъ какъ пишется исторія!
"Русская Мысль", кн.X, 1893
Оставить комментарий
Барсов Николай Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1893
Обновлено: 05/09/2023. 4k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.