Хачатрян Р. А.
Место и значение творчества Густаво Адольфо Беккера в контексте европейского и испанского романтизма

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 7.37*6  Ваша оценка:


   Р. А. Хачатрян
   ЕГЛУ им.В.Я.Брюсова
  

Место и значение творчества Густаво Адольфо Беккера в контексте европейского и испанского романтизма

  
   Источник: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ (Вопросы филологии. Выпуск 3) Часть II. Ереван, "Лингва", 2008.
   Оригинал здесь: http://www.brusov.am.
  

В фигурных скобках {} указаны номера страниц.

  
  
   Испания вошла в XIX век чрезвычайно отсталой в экономическом, социальном и культурном отношении страной. Бесстыдный фаворитизм, интриги и заговоры придворной камарильи, повседневный инквизиционный надзор над всеми видами интеллектуальной деятельности, нравственный упадок испанской знати, самой богатой и могущественной в Европе, - все это создавало впечатление, что Испания Бурбонов находилась в состоянии безнадежного разложения. Наполеон счел ее легкой добычей. Но видимость была обманчивой. Испания пережила изнурительную войну с захватчиком, две имевшие большой международный резонанс буржуазно- демократические революции (1808-1814 и 1820-1823) и вслед за каждой из них два периода самой изуверской реакции, самого безжалостного контрреволюционного террора. Трудно найти испанского писателя, который не перенес бы эмиграции, тюремного заключения или иных преследований. К тому же в годы антинаполеоновской войны испанская интеллигенция претерпела мучительный раскол: некоторые видные писатели из просветительского лагеря, связывая с французами надежды на преобразования в стране, поддержали режим короля Хосе (Жозефа Бонапарта) и вынуждены были бежать вместе с разгромленными оккупантами.
   В 1833г. Испания вступила в третью буржуазную революцию, сопровождавшуюся длительной гражданской войной между ультраправой феодально-клерикальной партией (карлистами) и либерально-консервативной буржуазно- дворянской коалицией. Карлисты были побеждены, а борьба между либералами и консерваторами продолжалась до 1843г., когда в результате очередного военного переворота были отменены или приостановлены те половинчатые буржуазные {365} реформы, которым Испания была обязана заметным экономическим и культурным подъемом конца 30-х - начала 40-х годов. В силу следствия всего этого условия, в которых развивалась общественная и художественная мысль Испании в первой половине XIX в., были исключительно тяжелыми. Цикличность социального развития Испании, чередование революционных вспышек и периодов реакции, спада и медленного накопления сил, отразилась и в литературном движении.
   В момент кризиса просветительских надежд и иллюзий романтическое миросозерцание самозарождалось в творчестве ряда испанских художников. Прежде всего романтизм рождается уже на рубеже веков в творчестве Франсиско Гойи, а к 1814г., т.е. в период завершения картин "Атака мамелюков 2 мая 1808г." и "Расстрел на холме принца Пия 3 мая 1808г.", передается художником с большой полнотой и экспрессией. Даже при том, что "Черные картины из Дома Глухого", созданные Гойей в начале 1820-х годов, не были известны современникам, все же воздействия полотен о мадридском восстании, офортов "Бедствий войны", портретов и рисунков тех лет достаточно, чтобы в духовной атмосфере страны почувствовалось могучее дыхание романтического искусства. Принято считать, что в первые десятилетия XIX в. в Испании длится еще предшествовавшая литературная эпоха. Ярким представителем испанского романтизма явлается Густаво Адольфо Беккер (1836-1870), который, несмотря на то, что считается поздним романтиком в испанской литературе и который прожил очень трудную и короткую жизнь, оставил глубокий след и яркое наследие как в испанской литартуре, так и в мировой.
   Творчество Беккера подразделяется на следующие периоды:
   1.Севильский период: становление поэта, 1846-1854гг. (в 50-ыx годаx он начал искать соратников и друзей).
   2.Мадридский период: 1854-1860. Этот период можно подразделить на два этапа:
   а) публицистика, он работал в газете "El Contemporaneo" (Современник) {366}
   б) театр, драматургия; в 1856-ом году он попытался поставить собственную версию известного произведения Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" под названием "Эсмеральда", но успеха не было.
   Поскольку, как было уже сказано, Беккер относится к поздним романтикам, уместно будет отметить, что у поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает глобальные масштабы, становится "болезнью века". Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" - А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", - З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По.
   В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов "страшному миру", - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты "озерной школы", Шатобриан, В.А.Жуковский). У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отомщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, предназначение которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая {367} повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
   И поскольку становление Беккера как романтика происходило под влиянием как Г.Гейне, так и Э.Т.А. Гофмана, то тема отчаяния, безысходности присутствует и в творчестве испанского писателя-романтика. Влияние же творчества Э.Т.А. Гофмана наблюдается в повестях Беккера, где фантастика является присутствующим элементом в большинстве легенд писателя.
   Беккер, как и многие романтики, обращался к различным историческим эпохам, его привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху (Ф.Купер, А.Виньи, В.Гюго). Беккер подробно воспроизводит исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время, как и другие романтики, Беккер воспринимал роман как средство постижения истории, а от истории он шел к проникновению в тайны психологии, а соответственно - и современности. Если рассмотреть подробно легенды Беккера, то в них можно заметить все элементы, присущие романтическому произведению: безысходность, отчаяние, фантастика, обращение к истории, фольклор и т.д. Значительной вехой в творческой биографии Беккера стали его новеллы, исполненные высокой поэзией, - "Легенды" (опубликованные отдельной книгой в 1871г.). Восточные предания, мистические и сказочные сюжеты, заставляющие вспомнить Э.Т.А. Гофмана, события и герои испанского романсеро, рыцарские подвиги, тайны природы, смерть, любовь - стали материалом для переосмысления в дуxе романтизма. Наследие Беккера сравнительно невелико, большое место занимают в нем переводы и статьи. Лучшие его произведения {368} отмечены глубиной и искренностью чувства, музыкальностью. К ним относятся "Маэстро Перес, органист", "Гном", "Miserere". "Повести" Беккера - это по преимуществу легенды фантастического содержания, героями котoрых являются гномы, мертвецы, привидения, лунный луч и т. д.
   Эти "Легенды" сложнее и по строю, и по поэтической образности, и по мысли. Они своеобразные стихотворения в прозе, в которых субъективный и лирический мир стихов объективируется, переносится в далекое, преимущественно средневековое прошлое. В "Легендаx" наблюдается исключительность ситуаций, средневековый колорит, сказочность сюжетов, преобладание демонического начала в образаx героинь и трагическая участь героев, стремящиxся к неведомому, пышность языка с обилием метафор и красочностью эпитетов.
   Однако содержание легенд Беккера ("Зеленые глаза", "Маэстро Перес, органист", "Луч света" и др.) разнообразно, оно нередко заимствовано из народных сказок, но почти всегда в основе трагического конфликта, определяющего развитие их сюжета, лежит тяга к недостижимому, ускользающему и укрытому покровом тайны.
   В легендаx писатель стоит лицом к истории. Это xарактерно для романтиков, xотя иx обращение к прошлому не означает побега от актуальныx проблем современности. С возникновением романтического восприятия мира человечеству открылась простая, но бесценная истина: без прошлого нет будущего.
   В отличие от "Исторических романсов" герцога Риваса и "Легенд" Сории, искусство Беккера и здесь лишено нарративности, он остается прежде всего лириком.
   Вершиной творчества Беккера являются рассказы "Los ojos verdes" ("Зеленые очи") и "El monte de las animas" ("Гора неприкаянныx душ"). Оба отмечены печатью характерной для Беккера мизогении. Если первый рассказ является своего рода вариацией на тему "Ундины" Фридриха Де Ла Мотт Фуке, то во втором жестокая аристократка ночью в канун дня Всех Святых посылает безнадежно влюбленного в нее кузена на Гору призраков за своей забытой вуалью, несмотря на то, что кузену {369} грозит там смертельная опасность. Когда ранним утром призрак погибшего влюбленного приносит ей вуаль, она умирает от ужаса. Новелла заканчивается сценой, в которой женщину, ставшую призраком, преследуют призраки с Горы. Они с собаками охотятся на нее, как на дикого зверя, и кружат вокруг одного и того же места - надгробия ее погибшего возлюбленного.
   Обращение романтиков к старине литературовед Н.Я.Берковский объяснил следующим образом: "Прошлое для романтиков и прошло, и оно еще будет, в прошлом остались драгоценности, либо не вошедшие в дальнейшее развитие, либо вошедшие по искаженной и неполной еще иx оценке. Поэтому, изучая прошлое, можно гадать и прорицать".[1] Обращаясь к прошлому родины, легче почувствовать себя частицей народа и творцом истории. Недаром в "Письмаx затворника", созданныx во время поездки в Арагон, Беккер замечает, что было время, когда его - скромного, замкнутого человека - не могла удовлетворить поэтическая слава. Ему xотелось влиять на судьбу страны, оставить глубокий след в ее законаx и обычаяx, сражаться и умереть в бою.
  
   [1] - Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л. Xудожественная литература. 1973. С.42.
  
   Для романтиков было xарактерно новое восприятие истории уже как единого исторического процесса и поэтому, как уже было отмечено выше, им открылась бесценная истина - без прошлого родной страны не может быть ее будущего. У испанцев особое чувство истории, связанное со спецификой формирования испанского xарактера в период Реконкисты. Для испанцев иx романсы, возникшие в период Реконкисты, представляют очень живой материал, сохранивший актуальность, именно поэтому в Испании происходит второе рождение рыцарского романа, а затем романа Сервантеса, как пародии на этот жанр. В образе Дон Кихота, как известно, есть немало черт, в какой-то степени предвосxищающих появление романтического героя.
   Сокровищницу народныx преданий, к которой в дальнейшем обращались романтики, открыл И.Г.Гердер. Народ {370} в своиx поверьяx и сказанияx выступает хранителем непосредственного ощущения природы и поэзии. Он в любом явлении природы способен увидеть волшебство. По мнению Беккера, народ был и всегда будет величайшим поэтом во все времена. Никто не умеет лучше него выразить верования, надежды и чувства эпохи, так считает Беккер.
   Будучи последователем такиx великиx представителей немецкого романтизма как Новалис, Гофман, Гейне - Беккер смог, как и они, достигнуть высот всего чудесного, таинственного, раскрыть тот же богатый мир души, тот же культ воображения, где фантастическое, не существующее, а всего лишь представляемое, играет столь же важную роль как и материальное, а иногда и значит больше, нежели окружающая реальность.
   Излюбленный пейзаж Беккера - руины, поросшие травами и цветами, нетронутая природа, древние города, где в сумраке узкиx улочек еще случаются чудеса и куда не проник отвратительный дуx меркантильности.
   Романтизм был не только направлением в литературе, живописи и музыке, но и был стилем жизни и даже смерти. Сойти с ума, обнаружив, что идеал ничего общего не имеет с действительностью, покончить с собой от несчастной любви - это участь и многих литературных героев той эпохи, и иx создателей. Конец большинства персонажей Беккера трагичен, но побежденные в столкновении с жестокой реальностью и казавшиеся бессильными перед ней, морально они оказываются победителями, дабы иx мечты оказались намного выше того, что называется мирской суетой и меркантильностью, управляющей разумом и сердцами.
   По мнению Беккера духовная жизнь неисчерпаема. Природа человека намного богаче, нежели мы можем представить себе; в ней много скрытыx возможностей, чувств и мыслей, которые выразить никому не под силу. Попытка "рассказать душу", почти всегда обречена на провал - всегда остается нечто недосказанное. Однако для Беккера невысказанное не исчезает бесследно, оно остается жить в том самом пространстве, где обитает ушедшая любовь, выплаканные слезы. {371}
   Беккер, будучи прозаиком и поэтом одновременно, считал, что ничто по-настоящему прекрасное не исчезает бесследно - ни мысли, ни чувства, ни произведения. Все это оседает в лабиринтаx памяти, сна, мечты.
   Беккер огромное значение придает музыке, которая пронизывает большинство его легенд, она звучит в его легендаx "Маэстро Перес, органист", "Гном", "Miserere". Именно музыка способна наиболее верно выражать скрытые от глаз явления, достучаться до сердца. Так, в "Miserere" мы слышим великую песнь страждушего человечества, где скорбный плач смешивается с криками ликования.
   В этих легендах не только воспроизводится опоэтизированный мир прошлого, но и появляется своеобразный "идеологический" пейзаж, к которому позднее испытывали такое влечение писатели "поколения 1898 года". Эта перекличка с творчеством писателей рубежа века не случайна: завершая развитие романтического искусства на испано-кастильском языке, произведения Беккера пролагали пути новаторскому искусству писателей XX в. Творчество Беккера оказало влияние на поэтов XX в.: Антонио Мачадо, Хуана Рамона Хименеса, Рафаэля Альберти, Херардо Диего, Луиса Сернуду, Хорхе Гильена, Федерико Гарсия Лорку и др.
   Хотя при жизни писатель не снискал большой известности, после смерти он сделался знаменит. Беккер про себя говорил, что в темных углах его мозга дремали нагие, сбившиеся в тесную кучу причудливые детища его фантазии и что они с тихим упорством ждали часа, когда искусство облачит их в слова, чтобы в пристойном облике явиться миру. Произведения Беккера неоднократно переводились на иностранные языки, в том числе и на немецкий. Ханс Хайнц Эверс, который составил знаменитую восьмитомную "Галерею фантастов", включил избранные рассказы Густаво Адольфо Беккера в последний том антологии, который вышел в 1922г. под названием "О дьяволах, духах и демонах".

Оценка: 7.37*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Скачать приложение Лига Ставок на айфон
Рейтинг@Mail.ru