Беляев Александр Романович
Театральные заметки. О публике

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.
   

А. Беляев (под псевдонимом В-la-f)

"Театральные заметки. О публике"

   В Германии спектакли начинаются рано, в 7 часов вечера, и оканчиваются в 10 1/2. За десять минут до начала театр еще совершенно пуст. Но проходит 3-4 минуты и изо всех дверей публика начинает входить точно после антракта; в 5 минут театр наполняется и за минуту до поднятия занавеса все сидят на своих местах. Над сценой стрелка часов показывает "7" и занавес раздвигается.
   Во время действия полная тишина. Кто-нибудь беззвучно шепнет соседу на ухо, -- и уже это возбуждает косые взгляды соседей.
   В антрактах публика держит себя непринужденно, но кончается антракт и публика минута в минуту усаживается на свои места.
   На народных концертах публика умеет совмещать "духовное питание" с телесным. В большом зале много столиков с расставленными кружками пива и бутербродами.
   В начале это ужасает: неужели симфония Бетховена будет сопровождаться аккомпанементом лязга вилок? Но опасения напрасны: немцы с удивительной умением без шума справляются с бутербродами, не оскорбляя вашего слуха ни одним звуком и, быть может несколько оскорбляя только Вашу "эстетику" таким совмещением сонат с пивом.
   Бесшумно, как привидения скользят лакеи нагруженные пивными кружками и никто из них, "не шелохнет, не прогремит, глядишь и не знаешь", "на яву" или в кинематографе видишь эти мелькающие черные фигуры?
   Знаток музыки, немец умеет к звуку литавр, или тромбона присоединить легкий стук ножа и замереть с бутербродом во pту на паузе, или воздушном pianissimo. Он не забывает себя, но умеет уважать и артистов, и соседей, совмещая даже в таких вещах "благо личное" с благом общественным.

_________

   В Италии спектакли начинают поздно, когда спадет зной, в 21 1/2 часов вечера). (В Италии 24-х часовая система вычисления времени. 21 1/2 час соответствует нашим 9 1/2 час. веч[ера].).
   Итальянцы -- более экспансивны, чем немцы. "Галерка" собирается на спектакль рано -- за 1/2 часа и больше до начала и ведет себя довольно непринужденно. Шумный разговор зaглyшaeтcя песней, песня -- взрывом одобрительных или порицательных голосов. Фраза, сказанная в одном углу театра, находит отклик в другом, на остроумные ответы весь театр реагирует дружным смехом. На "привилегированный" партер демократическая галерка смотрит "с высока". Летят иронические замечания, иногда и бумажные стрелки. Партер благодушно отшучивается. Но поднимается занавес -- и все смолкает, как по мановению волшебного жезла.
   Опера -- их любимое развлечение. Музыку они знают прекрасно можно сказать, в итальянском театре вся публика из музыкальных критиков. Во время действия в театре полнейшая тишина. Только временами верхнее "до" любимца тенора вызывает бурю аплодисментов.
   Падает занавес и итальянцы вознаграждают себя за долгое внимание и сдержанность; опять целый каскад веселых человеческих голосов. Певцы из публики повторяют спетые артистами арии, получается что-то вроде импровизированного концерта.
   Итальянцы умеют смеяться, и умеют быть серьезными и культурными когда надо, умеют сдерживать свой темперамент во имя того же общего интереса.

_________

   В Pocсии публики, выражаясь парадоксально, совсем нет.
   Есть "каждый сам по ceбе". Купит билет в "рупь тридцать", и думает, что купил театр и артистов. Приходит, когда заблагорассудится, лезет по ногам соседей, с шумом сморкается и кашляет, и признает вполне естественным громко беседовать с соседом. Придти, когда спектакль или концерт уже начался, пройти к своему месту с полным пренебрежением ко всем считается особым "шиком". Из-за "хождения" запоздавших совершенно пропадает весь первый акт, так как театр превращается в какую-то толкучку.
   Не легче и артистам. Есть пьесы (напр. "Катерина Ивановна" Л.Андреева), которые с первого момента начинаются сильнейшей драматической сценой. Попробуйте "вдохновиться" под этот несмолкаемый шум!
   Начните спектакль на час, на два позже, будут бранить дирекцию, но опаздывать по-прежнему.
   Каждый осуждает соседа справа и мешает соседу слева, все раздражены, все недовольны...
   Вероятно каждый, прочтя эти строки, скажет прочувствованно "это правда" и едва ли хоть один понимает, что "эта правда" относится именно к нему.

"Смоленский вестник". -- Смоленск. -- 1913. -- No 158. -- С.2

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru