И. К.
Фламандская литература

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ФЛАМАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. -- Ф. л. средневековья и XVI в. так переплетена с североголландской (важнейшей частью к-рой она является), что раздельное рассмотрение их невозможно. В XVII и XVIII вв. в период испанского и австрийского господства о Ф. л. также не приходится говорить. Оживление наступило лишь после 1830, когда Фландрия составила часть вновь созданного королевства Бельгии. Отделение Бельгии от Голландии, к к-рой она принадлежала с 1815, усилило потребность в собственной лит-ре, а также в национальном самоопределении фламандской культуры.
   Первым передовым бойцом фламандской национальной культуры был эссеист И. Ф. Виллемс (J. F. Willems, 1793--1846); первым более значительным, хотя и мало оригинальным, поэтом -- К. Л. Ледеганш (K. L. Ledeganck, 1805--1847), главное произведение к-рого "Три братских города" (De drie Zustersteden, 1846) имеет определенную националистическую окраску. Большой круг читателей приобрел Г. Консциенс (H. Conscience, 1812--1883), автор популярных рассказов. К нему близок более реалистический И. Л. Д. Слиск (J. L. D. Sleezck, 1818--1901). Затем выдвинулись поэты -- И. ван Бирс (J. van Beers, 1821--1888) и Т. ван Рисвик (Th. van Rijswijck, 1811--1849). Мастером очерков явился А. Бергманн (A. Bergmann, "Tony", 1835--1874). Во второй половине этого периода выдвигается новеллистка и романистка Виргиния Ловелинг (V. Loveling, 1836--1923). Единственным крупным поэтом этого периода был католический священник Гвидо Гезелле (Guido Gezelle, 1830--1899), находившийся под влиянием лит-ры XVII в., и Старинга [1767--1840], творец очень богатой, ритмически утонченной поэзии природы, к-рая, однако, мало ценилась его современниками. Вождем нового фламандского национального студенческого движения был поэт Альбрехт Роденбах (A. Rodenbach, 1856--1880).
   Оживление национального самосознания во Фландрии, наметившееся в конце XIX в., совпало по времени с влиянием голландского лит-ого движения 1880, наложившего отпечаток и на Ф. л. этого времени. Новое течение, начало к-рому было положено в 1893 журналом "Van Nu en Straks" ("О сегодняшнем и близком"), стремилось преодолеть узость мелкобуржуазных иллюзий и провинциальную скудость форм Ф. л. Однако значительным влиянием оно не пользовалось.
   Жизнь крестьян все еще в основном аграрной Фландрии рисовали с большой любовью и успехом Цириель Бюисс (Cyriel Buysse, 1859--1932) и Стин Стрейвельс (Styn Streuvels, р. в 1872); первый -- сын либерального фабриканта, реалистически и с легкой иронией изображал отсталость крестьянства; второй -- деревенский пекарь, в произведениях к-рого -- смесь реализма и пышной романтики природы. Самым значительным поэтом был мрачный, формально многообразный Карель ван де Вустин (Karel van de WoestЪne, 1878--1929). Как народный поэт имеет большие заслуги Ренэ де Клерк (René de Klercq, 1877--1932), сын крестьянина, к-рый наряду с лирическими стихотворениями сочинял революционные песни и пользовался большой популярностью. После мировой войны он почти ничего не писал.
   Типичным интеллигентом-эклектиком и скептиком, взгляды к-рого отчасти отмечены влиянием социал-демократии, является всесторонний Герман Тейрлинк (H. Teirlinck, р. 1879), тонкий стилист и романтик.
   Многообещающей книгой "Pallieter" [1916], прославлявшей чувственную радость жизни, дебютировал Ф. Тиммерманс (F. Timmermans, р. 1886), к-рый впоследствии под церковным влиянием стал ханжой и не создал ничего значительного.
   Наиболее влиятельным вождем молодого фламандского культурного движения является в настоящее время превосходный критик-эссеист, историк искусства А. Вермейлен (A. Vermeylen, р. 1872).
   Нужду пролетариев (Антверпена) и мелкой буржуазии в послевоенное время ярко рисовал Лоде Циленс (Lode Zielens, р. 1901). Хотя работы Циленса проникнуты известной революционной тенденцией, она затеняется его пессимизмом. В условиях послевоенного времени коренится и пессимизм фрейдиста Г. Вальшапа (G. Walschap, р. 1898) и В. Элсшота (W. Elschot, псевд. A. de Ridder), к-рый обрисовал с беспощадным сарказмом пустоту мелкобуржуазной жизни.

Библиография:

   Delepierr, J ж., A Sketch of the history of Flemish literature..., L., 1860;
   Watter O., La littérature et la poésie flamandes, Tournay, 1893;
   Coopman Th., Geschiedenis der Vlaamsche letterkunde van het jaar 1830 tot heden, Amsterdam, 1910;
   Frings Th., Über die neuere flämische Literatur, Marburg, 1918;
   Bock E., de, Beknopt Overzicht van de vlaamsche Letterkunde in de 19 eeuv., Antwerpen, 1921;
   Hamelius P., Introduction à la littérature française et flamande de Belgique, Bruxelles, 1921;
   Его же, Histoire du mouvement flamand au XIX siècle, Bruxelles, 1924;
   Ridder A. de, La littérature flamande contemporaine, 1890--1923, Anvers, 1923;
   Kenis P., Een Overzicht van de vlaamsche letterkunde na "Van nu en Straks", Amsterdam, 1930.

И. К.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 760--762.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-7602.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru