Белый Андрей
Предисловие

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


А. Белый

  

Из книги статей "Символизм"

  
   Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1 / Вступ. ст., сост. А. Л. Казин, коммент. А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева.-- М.: Искусство, 1994.-- (История эстетики в памятниках и документах).

ПРЕДИСЛОВИЕ

  
   В предлагаемой книге собраны некоторые из моих статей, расположенные в известном порядке; порядок и выбор статей обусловлен общим планом книги; ее задача -- выдвинуть некоторые из вопросов, тесно связанные с искусством, в частности, с искусством современным; первая часть является подготовительной; здесь в общих чертах намечается ход обоснования тех тезисов, которые, по моему убеждению, должны лечь в основу эстетики будущего: такая эстетика связана с теорией символизма как миропонимания; краткий очерк такого миропонимания предложен в статье моей "Эмблематика смысла"; здесь я не стараюсь строго обосновать символизм; обоснование -- цель отдельной книги, которую я надеюсь предложить вниманию читателя в близком будущем; чтобы выяснить отношение теории символизма к проблемам культуры, научной психологии и догматизму, я предпослал "Эмблематике смысла" четыре подготовительные статьи, последовательно приближающих читателя к проблемам теории символизма, из них две ("Символизм и критицизм" и "О научном догматизме") уже были напечатаны раньше; в настоящее время я не разделяю по существу некоторых тезисов печатаемых статей, -- однако я разделяю их условно. Приближая к пониманию основной статьи раздела "Эмблематики смысла", предлагаемые статьи суть промежуточные звенья, соединяющие статью мою "Проблема культуры" с основными мыслями, высказанными в этом отделе.
   В "Эмблематике смысла" я даю негативное обоснование доктрины символизма; положительное ее раскрытие я откладываю; считаю нужным здесь только сказать, что символизм есть для меня некоторое религиозное исповедание, имеющее свои догматы; все возражения методологическому догматизму, которые встретит читатель в моей книге, вовсе не касаются жизненных догматов; дисциплина и догмат, теория и догмат -- несоизмеримы, потому что догмат есть Слово, ставшее Плотью; но об этом лучше всего сказано в первой главе Евангелия от Иоанна1.
   Задача предлагаемой книги вовсе не изложение моего религиозного credo, эти несколько слов я считаю нужным сказать только для того, чтобы позицию, теоретически занимаемую мною, не смешивали с адогматизмом, иллюзионизмом и солипсизмом, столь модными в наши дни.
   Во втором отделе книги я касаюсь главным образом задач и методов эстетики, ближайшим образом -- той части ее, которая непосредственно ложится в основу науки о лирической поэзии.
   Как в этом, так и в первом отделе книги статьи расположены по возможности так, чтобы они являлись отдельными главами одной книги; этим обусловливается и выбор самих статей; ряд статей, написанных в более импрессионистических тонах, я объединил в следующую книгу статей -- "Арабески"; другой ряд статей, касающихся русской литературы, я объединил в книгу "Луг зеленый"; обе книги появятся вскоре.
   Ввиду того, что статьи, долженствующие служить главами предлагаемой книги, писались в разное время, они, как самостоятельное целое (за исключением статей о ритме), требуют развития и пополнения; я снабдил их примечаниями, в которых отчасти восполнил некоторые из пробелов или развитием того или иного положения, или ссылками на мнения тех или иных мыслителей, или указанием на некоторые литературные источники, могущие заинтересовать читателей; при составлении библиографии я руководствовался вовсе не тем, чтобы эта библиография была исчерпывающей, а тем, чтобы читатели при желании могли на первых порах ориентироваться в том или ином заинтересовавшем их вопросе.

Андрей Белый

   1910 года, апреля 5. Бобровка
  
  

ПРЕДИСЛОВИЕ

  
   Впервые напечатано: Андрей Белый. Символизм. Книга статей. Книгоиздательство "Мусагет". М., 1910. Печатается по тексту этого издания.
   В "Предисловии" А. Белый излагает общий замысел и план не только "Символизма", но всей своей теоретической трилогии, включая "Арабески" и "Луг зеленый". Следует обратить внимание, прежде всего, на то, что для Белого "Символизм" -- "некоторое религиозное исповедание, имеющее свои догматы" (с. 43). Этим заявлением автор сразу вводит свое произведение в религиозно-философский контекст. Во-вторых, Белый признает здесь, что некоторых положений издаваемых статей он в настоящее время (то есть в 1910 году -- в период выхода в свет "Символизма") не разделяет. Таким образом, автор фактически ставит перед читателем сложную проблему различения "условно" и "безусловно" принимаемых им положений. Развитие идей А. Белого, их логическая и личностная динамика -- предмет особого исследования. (См., в частности: Долгополов Л. К. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л., 1988; Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. Составители Ст. Лесневский, Ал. Михайлов. М., 1988).
  
   1 "Слово, ставшее плотью" -- ср.: Ин. 1: 14.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru